Развитие навыка чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 07.11.2022

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Фузайлова, В. Б. Развитие навыка чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста / В. Б. Фузайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 357-358. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95719/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье представлен научно-популярный подход к развитию навыков чтения у дошкольников и младших школьников. Раскрыты взгляды видных психологов, занимающихся развитием и анализом интеллекта детей раннего возраста.

Ключевые слова: навыки чтения, ранний возраст, развитие интеллекта, действие и интеллект.

Слуховые навыки зарождаются у человека с первых секунд его появления на свет, однако способность классифицировать различные звуки появляется позже. С раннего возраста ребенок начинает изучать мир, в том числе через звуки, которые его окружают. С первых месяцев жизни младенец способен воспринимать каждый звук как отдельную единицу, позднее, к 4 месяцам жизни, появляется слоговая восприимчивость. Это тесно связано с развитием когнитивных навыков и необходимостью вертикализации человека, которая открывает более широкое видение окружающего мира.

Звук, имитация речи или процесс гуления являются индивидуальными моментами в развитии ребенка. По общестатистическим данным ребенок начинает воспроизводить звуки, похожие на слоговой набор, в период от 4 до 7 месяцев в зависимости от эмоциональных и интеллектуальных навыков.

Одним из первых о периодах интеллектуального развития ребенка упоминал швейцарский психолог и философ Жан Пиаже, получивший известность как основоположник теории интеллекта.

Жан Пиаже выделял четыре стадии развития интеллекта ребенка. Для обучения детей навыку чтения необходимо ознакомиться с первыми двумя, так как они являются базовыми и необходимы учителю для понимания соотношения способностей детей раннего возраста.

Первая — стадия сенсомоторного интеллекта. Основываясь на чувственном восприятии, ребенок познает мир и себя как отдельную единицу. Он также глубинно изучает действие не просто как процесс, а пытается установить связь действия и мысли.

На первом этапе развития интеллекта дети очень чувствительны к внешним факторам, имеют тесную взаимосвязь с семьей. Ребенок познает мир через восприятие звуков и предметов, которые демонстрируют родители и близкие. Очень важно на данном этапе познакомить ребенка с разными звуками и тембрами речи. В возрасте от 1 до 2 лет ребенок способен отличить речь человека от языка животного, а также сымитировать звуки наиболее часто встречающихся животных. На первой стадии ребенок имеет небольшой словарный запас, поэтому обучение чтению на столь раннем этапе не актуально. Более важную роль играет развитие когнитивных навыков, которые активно влияют на развитие речи у детей раннего возраста.

Вторая стадия — период дооперационных представлений (от 2 до 7 лет). Ребенок пытается соотносить форму нового предмета с уже знакомыми, используя ассоциативное мышление и воображение.

Навыки, приобретенные на этом этапе развития, такие как ассоциативное мышление, можно использовать при обучении чтению, проводя визуальную аналогию предмета и звука, на который он начинается. Данный метод может быть применим в работе с детьми раннего возраста с учетом того, что буквы и звуки относятся к родному языку.

Однако данная концепция будет иметь более усложненный формат, если язык обучения иностранный. При изучении английского как второго языка ребенок будет испытывать сложности соотнесения картинок со звуками на иностранном языке, путая их с доминирующими названиями на родном языке, что может вызвать негодование и растерянность ребенка при обучении. Таким образом, наиболее эффективно использовать ассоциативный метод соотнесения буквы и звука в работе с детьми от 2 лет при наличии у них речевых признаков и необходимого словарного запаса на родном языке.

Аналогичная методика обучения может быть применима к группе детей более старшего возраста (от 4 лет) при наличии у них способности фонетического восприятия иностранного языка. При обучении иностранному языку необходимо поэтапное формирование словарного запаса и соотнесение предметов с картинками и новыми звуками, так как фонетически языки различаются.

Основываясь на теории развития интеллекта Жана Пиаже и понимая особенности двух базовых периодов, учитель может поэтапно развивать навык чтения у детей раннего возраста.

Из других видных ученых, изучавших развитие ребенка, необходимо отметить Марию Монтессори. Она исходила из представления, что существуют внутренние импульсы детского развития, которые нужно познать и учитывать при обучении детей. Необходимо предоставить ребенку возможность самому овладеть теми знаниями, к которым он предрасположен в данное время — период чувствительности (к порядку, деталям, владению руками) [1, с. 45].

Опираясь на данный подход, учитель может задействовать творческую составляющую детского мышления для создания букв из пластилина или другого мягкого материала, тем самым активировать несколько спектров мышления. Также позднее Жан Пиаже упоминал о необходимости действия как ключевого двигателя развития мысли ребенка раннего возраста.

«Интеллект ребенка строится на основе действия, на основе действия с вещами. Чтобы познать объекты, субъект должен действовать с ними: схватывать, ощупывать, приближать, удалять, перемещать, соотносить и т. д.» [1, с. 116].

Данный метод можно использовать при обучении детей чтению на иностранном языке. Для лучшего восприятия, помимо картинок, изготовления букв, можно ассоциировать предметы с определенными звуками. В игровом формате ребенок может брать предметы в руки, трясти, рассматривать, ощупывать, дифференцируя цвет и фактуру. Использование всех вышеперечисленных методов даст наибольший эффект при обучении чтению детей раннего возраста. Это вовлечет в процесс обучения с ранних лет и позволит быстрее анализировать текст уже в более взрослом возрасте.

Необходимо также учитывать, что методика раннего развития не является общепринятой, однако некоторые подходы могут быть применены частично на этапе подготовки к школе. Развитие навыков чтения и изучения алфавита поможет в формировании памяти, вырабатывании аналитических способностей, а также научит концентрации. Все это обогатит ребенка и поможет более быстрому усвоению школьного материала.

Литература:

  1. Возрастная психология. — М., 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, звук, иностранный язык, обучение детей, родной язык, ассоциативное мышление, месяц жизни, навык чтения, отдельная единица.


Ключевые слова

ранний возраст, развитие интеллекта, навыки чтения, действие и интеллект

Похожие статьи

Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы

В данной статье мы постарались сопоставить и сравнить цели и задачи раннего обучения иностранному языку с точки зрения родителей, их детей и специалистов педагогов и методистов, занимающихся ранним обучением.

Особенности занятий по иностранным языкам с дошкольниками

Без сомнения, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для начала изучения иностранного языка, так как детям этого возраста присуща особая чуткость к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка.

Обучение детей раннего возраста английскому языку

Раннее бучение детей английскому языку начинается с формирования навыка аудирования

Обучение иностранному языку должно проходить в соответствии с возрастом детей.

Одной из особенностей раннего обучения детей иностранным языкам является использование пальчиковых игр.

Совместное обучение матери и ребенка второго года жизни...

Зачем изучать английский язык с дошкольниками?

Изучение иностранных языков улучшает память детей, их мышление, восприятие

Английский язык все больше входит в нашу повседневную жизнь — по радио песни на

английский язык, иностранный язык, ребенок, игра, язык, раннее обучение, ранний

иностранный язык, игра, язык, ребенок, обучение дошкольников, дошкольный возраст...

О раннем обучении английскому языку через интеграцию...

33. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. — М.: Мозаика-Синтез, 2004.

41. Филатов В. М., Филатова Т. Е. Раннее обучение иностранному языку, книга для учителя.

Становление речевых навыков на занятиях по домашнему чтению в вузе (английский язык).

иностранный язык, игра, язык, ребенок, обучение дошкольников, дошкольный возраст...

Современный подход в системе обучения второму языку...

Несмотря на то, что вопрос обучения иностранному языку детей дошкольного возраста до

перенос знаний, навыков и умений из учебных дисциплин в иностранный язык и наоборот.

Часть детей воспринимают информацию зрительно. Такие дети — выдумщики и фантазеры.

английский язык, ребенок, иностранный язык, родной язык, дошкольный возраст, ранний...

Методика раннего обучения иностранным языкам

Можно отметить что изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям.

В настоящее время проблема раннего обучения становится все более и более актуальной.

английский язык, ребенок, иностранный язык, родной язык, дошкольный возраст

ребенок, игра, язык, раннее обучение, ранний возраст, звук, дошкольный возраст, мелкая моторика.

Совместное обучение матери и ребенка второго года жизни...

Начиная с первых месяцев жизни, детей записывают в клубы, центры, где проводятся занятия, направленные, в

Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста.

английский язык, иностранный язык, ребенок, игра, язык, раннее обучение, ранний

английский язык, ребенок, иностранный язык, родной язык, дошкольный возраст...

Особенности обучения фонетической стороне речи в начальной...

Во время пения дети распевают звуки, что дает им лучше понять, что это за звук и как его

Поддержка и развитие одаренных детей в начальной школе и на уроках иностранного языка.

Проблемы овладения иноязычным чтением в начальной школе (английский язык).

Похожие статьи. Обучение на баяне детей раннего возраста и детей со слабыми...

Влияние изучения иностранных языков на развитие ребенка

Уже доказано, что раннее изучение иностранных языков не только ускоряет процесс

Следует отметить, что под ранним обучением иностранного языка понимается обучение

Потом детям постарше становится труднее овладеть иностранными языками.

«способствует ли изучение иностранных языков улучшению произносительных навыков на родном языке».

Похожие статьи

Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы

В данной статье мы постарались сопоставить и сравнить цели и задачи раннего обучения иностранному языку с точки зрения родителей, их детей и специалистов педагогов и методистов, занимающихся ранним обучением.

Особенности занятий по иностранным языкам с дошкольниками

Без сомнения, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для начала изучения иностранного языка, так как детям этого возраста присуща особая чуткость к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка.

Обучение детей раннего возраста английскому языку

Раннее бучение детей английскому языку начинается с формирования навыка аудирования

Обучение иностранному языку должно проходить в соответствии с возрастом детей.

Одной из особенностей раннего обучения детей иностранным языкам является использование пальчиковых игр.

Совместное обучение матери и ребенка второго года жизни...

Зачем изучать английский язык с дошкольниками?

Изучение иностранных языков улучшает память детей, их мышление, восприятие

Английский язык все больше входит в нашу повседневную жизнь — по радио песни на

английский язык, иностранный язык, ребенок, игра, язык, раннее обучение, ранний

иностранный язык, игра, язык, ребенок, обучение дошкольников, дошкольный возраст...

О раннем обучении английскому языку через интеграцию...

33. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. — М.: Мозаика-Синтез, 2004.

41. Филатов В. М., Филатова Т. Е. Раннее обучение иностранному языку, книга для учителя.

Становление речевых навыков на занятиях по домашнему чтению в вузе (английский язык).

иностранный язык, игра, язык, ребенок, обучение дошкольников, дошкольный возраст...

Современный подход в системе обучения второму языку...

Несмотря на то, что вопрос обучения иностранному языку детей дошкольного возраста до

перенос знаний, навыков и умений из учебных дисциплин в иностранный язык и наоборот.

Часть детей воспринимают информацию зрительно. Такие дети — выдумщики и фантазеры.

английский язык, ребенок, иностранный язык, родной язык, дошкольный возраст, ранний...

Методика раннего обучения иностранным языкам

Можно отметить что изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям.

В настоящее время проблема раннего обучения становится все более и более актуальной.

английский язык, ребенок, иностранный язык, родной язык, дошкольный возраст

ребенок, игра, язык, раннее обучение, ранний возраст, звук, дошкольный возраст, мелкая моторика.

Совместное обучение матери и ребенка второго года жизни...

Начиная с первых месяцев жизни, детей записывают в клубы, центры, где проводятся занятия, направленные, в

Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста.

английский язык, иностранный язык, ребенок, игра, язык, раннее обучение, ранний

английский язык, ребенок, иностранный язык, родной язык, дошкольный возраст...

Особенности обучения фонетической стороне речи в начальной...

Во время пения дети распевают звуки, что дает им лучше понять, что это за звук и как его

Поддержка и развитие одаренных детей в начальной школе и на уроках иностранного языка.

Проблемы овладения иноязычным чтением в начальной школе (английский язык).

Похожие статьи. Обучение на баяне детей раннего возраста и детей со слабыми...

Влияние изучения иностранных языков на развитие ребенка

Уже доказано, что раннее изучение иностранных языков не только ускоряет процесс

Следует отметить, что под ранним обучением иностранного языка понимается обучение

Потом детям постарше становится труднее овладеть иностранными языками.

«способствует ли изучение иностранных языков улучшению произносительных навыков на родном языке».

Задать вопрос