Какими навыками должен обладать наставник | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 26.10.2022

Статья просмотрена: 4945 раз

Библиографическое описание:

Москвичёва, Г. Т. Какими навыками должен обладать наставник / Г. Т. Москвичёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 334-336. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95742/ (дата обращения: 15.06.2024).



В статье рассматриваются основные «современные» навыки педагога-наставника. Отмечается важность не только профессиональных компетенций, но и умения работать с людьми, эмоционального интеллекта, адаптивности и других «надпрофессиональных» навыков.

Ключевые слова: наставничество, педагог-наставник, навыки наставника, гибкие навыки, soft skills.

Наставничество — одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Педагог в роли наставника ретранслирует знания и отвечает на вызов времени. В общем случае наставник — это лицо, существенно превосходящее сопровождаемого в следующих отношениях: — у наставника отсутствует образовательный дефицит, существующий у сопровождаемого; — у наставника есть личный опыт преодоления образовательного дефицита (на собственном примере или в процессе практического обучения при работе с другими сопровождаемыми); — личный опыт отрефлексирован наставником и может использоваться им в работе с сопровождаемым и (или) для передачи сопровождаемому.

Существует много списков навыков, которыми должен обладать педагог-наставник. В современной управленческой теории навыки принято разделять на «мягкие» («гибкие») и «жесткие» (hard skills и soft skills). Под жесткими навыками понимают способность работать с техникой и выполнять конкретную работу, результат которой проверяем и измеряем. К мягким навыкам относятся навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать, например, управление временем и способность эффективно взаимодействовать с людьми.

Педагог — это, в первую очередь, профессия коммуникативная, требующая большой самоотдачи и способностей корректно, грамотно и эффективно вести диалог со всеми участниками образовательных отношений. Поэтому, чтобы как можно более полно реализовать свой квалификационный потенциал, педагогу требуется гибко реагировать на возникающие изменения образовательной ситуации, и за очень короткие сроки адаптироваться к возникшим условиям. Поэтому основополагающими при формировании профессиональных компетенций, становятся soft skills — мягкие или гибкие навыки, помогающие молодому специалисту решать жизненные задачи и выстраивать оптимальную коммуникацию.

Рассмотрим основные «гибкие» навыки, которыми сегодня должен обладать каждый педагог.

1. Коммуникативные навыки. Включают в себя следующее:

— способность ясно выражать свои мысли;

— активное слушание (умение внимательно слушать, задавать вопросы, умение актуализировать вопросы и отвечать на них);

— самопрезентация;

— установление контакта и организация диалога с разными людьми;

— владение разными педагогическими стилями (для наставничества в образовательных организациях).

2. Социальные навыки. Включают целый комплекс гибких навыков, необходимых наставнику для корректных действий и принятия решений в VUCA-мире.

Наставнику необходимо обладать развитым эмоциональным интеллектом, то есть способностью сопереживать, понимать и реагировать на чувства другого человека. Эта компетенция позволяет контролировать и управлять огромным ресурсом таким, как эмоциональные реакции. Все люди разные, поэтому и подход к наставничеству должен быть отчасти индивидуальным. Умение сопереживать, понимать чувства и эмоции другого человека помогут сделать процесс обучения легким и эффективным, а также быстрее прийти к поставленной цели.

Не менее важно наставнику уметь управлять конфликтами и работать в команде , оперативно реагировать и использовать тактики, направленные на поиск оптимального решения, удовлетворяющего решение всех сторон конфликта. Также сюда можно отнести умение слушать, способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями, готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс.

Адаптивность к изменяющимся условиям. Предполагает умение гибко переключаться между ролями — не «застревать» в профессиональных деформациях, статусах, моделях поведения и т. п. Поэтому способность адаптации к новым условиям является необходимой для существования познавательных и самообразовательных способностей педагога. Показателем уровня адаптивных способностей, как правило, является информированность о тенденциях развития, инновациях в системе образования и готовность к быстрой перестройке своей деятельности в соответствии с новыми требованиями.

Умение мыслить и действовать экологично — это навык относиться к событиям и выражать свое мнение без вреда для себя и окружающих. Экологичное мышление объединяет эмоциональную устойчивость и позитивный настрой. Следствием этого становится бережное отношение к людям и своему делу. Банальный пример, где понадобится навык мыслить и действовать экологично, — конфликт. В учительской среде это могут быть разногласия с коллегами, администрацией школы или родителями учеников. Выражая свое недовольство в корректной форме, желая прийти к консенсусу, педагог подает пример своим подопечным, как вести себя в ситуации конфликта.

3. Self-skills. Это навыки, направленные на понимание себя, на самодиагностику. Включают в себя 3 навыка:

— Самоопределение — навык, подразумевающий соотнесение себя с определённой профессиональной деятельностью. Если человек понимает, чем он хочет заниматься в жизни, то он сможет реализоваться и помочь другим в реализации профессиональных и личностных возможностей.

— Самообразование — это формирование и реализация индивидуальной образовательной программы. Для наставника важно проявлять заинтересованность в повышении качества своей деятельности и стремиться к изучению различных образовательных ресурсов и практик. Те, кто не учатся — не способны учить других. Непрерывное обучение может достигаться как формальными методами — получение образования, тренинги, наставничество, учебные курсы, повышение квалификации — так и неформальными, то есть путем извлечения нового опыта из жизни. Конечно же, нужно искать настоящие, интересные курсы, в том числе те, которые проводят практикующие педагоги или ученые, крупные специалисты в своем предмете. Такие курсы отличаются высокой практико-ориентированностью, а предлагаемые «готовые решения» позволяют экономя время и силы педагога быстро и массово внедрять новые образовательные продукты, современное оборудование и средства обучения для решения стоящих перед системой образования задач.

— Самоорганизация — подразумевает умение наставника управлять своим временем. Современные педагоги должны всегда быть готовы к изменениям своей профессиональной деятельности и к модернизации учебного процесса. Поэтому возрастает роль такого качественного состояния личности педагога как организованность. Высокая организованность педагога связана с самоорганизацией и самоуправлением, представляет собой уровень развития организаторских способностей, отвечающий современным требованиям. Хронический недостаток времени при возрастающем трудовом ритме — явление, наблюдаемое во всем мире. Сегодня перед каждым педагогом стоит вопрос: как организовать свое время и время тех, кого он учит. Самоорганизация также включает самомотивацию, саморефлексию, умение устанавливать личные границы.

4. Управленческие и исследовательские навыки. Не менее важны для наставника следующие навыки:

— способность к анализу и предложению решений, то есть умение выявить причины тех или иных результатов и рассмотреть альтернативные варианты решения;

— организаторские способности — умение объединять людей

— для достижения цели и воодушевлять себя и других на действия;

— инициативность, требовательность к себе и другим, внимание к деталям, способность делегировать или делать самому — важные качества организатора;

— креативность, способность решать нестандартные задачи. Самый эффективный инструмент, который может использовать педагог — это творчество. Педагог обязан быть креативным. Однако при огромном количестве имеющихся возможностей для творческой реализации, часто наблюдается то, что можно назвать «апатией творчества». Это может случиться с каждым, но обычно быстро проходит. Креативность педагога может проявляться в выборе стратегии обучения, форм подачи учебного материала, методов и средств обучения и воспитания. То, что педагоги имеют высокие ограничения по учебным программам, поурочному планированию и т. п. не значит, что педагоги не могут по-прежнему получать удовольствие от творчества.

Мы рассмотрели только некоторые из множества навыков, которые нужны как молодому, так и опытному педагогу. Их развитие и тонкая шлифовка могут помочь педагогам всегда оставаться на переднем крае в своей области и обеспечат успешный опыт работы в команде. Без вышеперечисленных навыков будет трудно поддерживать длительные наставнические отношения и избежать эмоционального выгорания.

Литература:

1. Какие soft-skills необходимы наставнику? URL: https://xn--74–6kcak0botd1bl.xn--p1ai/tpost/um40ttkpu1-kakie-soft-skills-neobhodimi-nastavniku

2. Ассоциация участников рынка арт-индустрии. 9 «актуальных навыков» для молодого специалиста и опытного педагога. URL: https://industryart.ru/9-aktualnyx-navykov-dlya-molodogo-specialista-i-opytnogo-pedagoga/

  1. Бычкова Н. Г. Модель наставника от «Института будущего»: 10 контекстных (soft skills) навыков. URL: https://infourok.ru/statya-model-nastavnika-ot-instituta-budushego-10-kontekstnyh-soft-skills-navykov-5326546.html
  2. «Soft skills — развитие универсальных компетенций молодого педагога в процессе реализации проекта» URL: https://ds211.srt.prosadiki.ru/media/2022/03/27/1295005706/Soft_skills_tekst.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): навык, педагог, способность, умение, наставник, наставничество, образовательный дефицит, профессиональная деятельность, средство обучения.


Ключевые слова

наставничество, soft skills, гибкие навыки, педагог-наставник, навыки наставника

Похожие статьи

Наставничество как условие профессионального становления...

По его мнению, наставничество — это такой способ подготовки к образовательной деятельности

Т. С. Полякова утверждает, что наставничество как метод подготовки молодого

Есть необходимость в обучении наставников, выделении категории наставника в штат

наставничество, молодой педагог, наставник, молодой специалист, умение, опытный...

Педагогические способности преподавателя и методы их...

Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

Профессиональная деятельность педагога требует незаурядных общих и специальных

К способностям по обучению, учению и научению можно отнести

способность использовать педагогические технологии в учебном процессе

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

 вновь пришедшим учителям после перерыва в педагогической деятельности.

Наставник должен обеспечить поддержку молодым педагогам в следующих направлениях

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого

Молодой педагог получает знания, развивает навыки и умения, компетентности, повышает...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность.

– персональная компетентностьспособность к постоянному профессиональному росту и

целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования

– рефлексивные уменияспособность к самопознанию, самооценка профессиональной...

Деятельность руководства школы по адаптации молодых учителей

Решение этой задачи состоит в создании профессионального школьного наставничества.

Наставничество — одна из форм работы с молодыми педагогами существует давно.

Наставничество — значимое направление деятельности любого руководителя.

Руководство образовательной организации, учитель-наставник совместно с молодым педагогом могут...

Риски организации наставничества в школе | Статья в журнале...

Поэтому педагогические особенности наставничества, его формы, методы, содержание

Отечественные исследователи рассматривали наставничество как средство вхождения в

М. А. Червонный называет наставничеством процесс обучения наставником-методистом

Также наставник должен обладать профессиональными навыками: глубоким знанием...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Анализ педагогических способностей отражен в ряде исследований.

Способности к педагогической деятельности, как и к любой другой, можно обнаружить в том, как быстро идет

‒ рефлексивно-аналитические способности, т. е. способность педагога анализировать и

К таким задачам прежде всего относится: формирование практических умений и навыков...

Характеристики профессионально-педагогической...

– оптация — формирование профессиональнопедагогических намерений

Немаловажна адаптация преподавателя к ведению педагогической деятельности.

происходит интеграция профессиональных знаний, умений и навыков в профессиональную деятельность.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской.

Овладение педагогическим мастерством в профессиональном...

 Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя.

Будучи синтезом теоретических знаний и высокоразвитых практических умений, мастерство

Педагогические способности преподавателя и методы их развития.

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Похожие статьи

Наставничество как условие профессионального становления...

По его мнению, наставничество — это такой способ подготовки к образовательной деятельности

Т. С. Полякова утверждает, что наставничество как метод подготовки молодого

Есть необходимость в обучении наставников, выделении категории наставника в штат

наставничество, молодой педагог, наставник, молодой специалист, умение, опытный...

Педагогические способности преподавателя и методы их...

Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

Профессиональная деятельность педагога требует незаурядных общих и специальных

К способностям по обучению, учению и научению можно отнести

способность использовать педагогические технологии в учебном процессе

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

 вновь пришедшим учителям после перерыва в педагогической деятельности.

Наставник должен обеспечить поддержку молодым педагогам в следующих направлениях

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого

Молодой педагог получает знания, развивает навыки и умения, компетентности, повышает...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность.

– персональная компетентностьспособность к постоянному профессиональному росту и

целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования

– рефлексивные уменияспособность к самопознанию, самооценка профессиональной...

Деятельность руководства школы по адаптации молодых учителей

Решение этой задачи состоит в создании профессионального школьного наставничества.

Наставничество — одна из форм работы с молодыми педагогами существует давно.

Наставничество — значимое направление деятельности любого руководителя.

Руководство образовательной организации, учитель-наставник совместно с молодым педагогом могут...

Риски организации наставничества в школе | Статья в журнале...

Поэтому педагогические особенности наставничества, его формы, методы, содержание

Отечественные исследователи рассматривали наставничество как средство вхождения в

М. А. Червонный называет наставничеством процесс обучения наставником-методистом

Также наставник должен обладать профессиональными навыками: глубоким знанием...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Анализ педагогических способностей отражен в ряде исследований.

Способности к педагогической деятельности, как и к любой другой, можно обнаружить в том, как быстро идет

‒ рефлексивно-аналитические способности, т. е. способность педагога анализировать и

К таким задачам прежде всего относится: формирование практических умений и навыков...

Характеристики профессионально-педагогической...

– оптация — формирование профессиональнопедагогических намерений

Немаловажна адаптация преподавателя к ведению педагогической деятельности.

происходит интеграция профессиональных знаний, умений и навыков в профессиональную деятельность.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской.

Овладение педагогическим мастерством в профессиональном...

 Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя.

Будучи синтезом теоретических знаний и высокоразвитых практических умений, мастерство

Педагогические способности преподавателя и методы их развития.

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Задать вопрос