Вопросы совершенствования административно-правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (437) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 19.10.2022

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Ткачева, Ю. Е. Вопросы совершенствования административно-правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних / Ю. Е. Ткачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 185-189. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95571/ (дата обращения: 25.04.2024).



Впредставленной статье освещаются вопросы, которые связаны с совершенствованием административно-правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних лиц. Отмечается, что сегодня наблюдается объективная необходимость в применении средств такого рода, что подтверждается в научной литературе и явно следует из практической деятельности и материалов судебной практики, но эффективность их применения снижается на фоне общей пробельности норм действующего законодательства в указанной сфере. Как следствие, в статье выявляются существующие в данной области проблемы и разрабатываются возможные пути их решения, выражающиеся в изменении и дополнении ряда норм действующего законодательства. Формулируется вывод о том, что совершенствование заявленной области существенно оптимизирует данную сферу и минимизирует случаи нарушения прав несовершеннолетних.

Ключевые слова : несовершеннолетние лица, права, средства защиты, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, правовые нормы, ответственность.

На современном этапе развития лица, которые не достигли возраста 18 лет, по-прежнему остаются одной из самых незащищенных групп населения. Во многом это обусловлено тем, что эффективный механизм защиты прав и законных интересов детей окончательно на территории нашей страны не сформирован, в то время как объективная необходимость в нем присутствует. В указанном аспекте особое значение приобретают административно-правовые средства защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, так как они обладают наиболее высокой эффективностью. Одновременно с этим, в научной и юридической литературе отмечают, что сегодня применение таких средств не является совершенным, так как существует множество пробелов и неточностей, которые данный процесс затрудняют. Полагаем, что не согласиться с указанной точкой зрения весьма затруднительно, а наличие таких проблем актуализирует вопрос о необходимости их разрешения [11].

Рассматривая данные проблемы более детально, отметим, что в качестве первого проблемного аспекта в указанной области является то, что в настоящее время неуклонно растет количество тех административных правонарушений, которые совершаются в отношении несовершеннолетних лиц. В частности, это правонарушения, предусмотренные ст. 5.35, 6.10, 14.16 КоАП РФ. Например, ст. 5.35 КоАП РФ предусматривает неисполнение как родителями, так и иными законными представителями своих обязанностей в сфере содержания, а также в сфере воспитания несовершеннолетних, а в ст. 6.10 КоАП РФ указывается на ответственность за вовлечение несовершеннолетнего лица в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, равно как новых потенциально опасных психоактивных или одурманивающих веществ [3]. На первый взгляд может показаться, что совершение данных правонарушений родителями или близким окружением несовершеннолетнего лица осуществляется достаточно редко, что не соответствует действительности [13]. Как следствие, в целях предупреждения административных правонарушений, которые совершаются в отношении несовершеннолетних граждан, стоит ужесточить ответственность виновных лиц. В частности, стоит ужесточить ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ, 6.10 КоАП РФ, 14.16 КоАП РФ.

Вторым проблемным аспектом является деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая оценивается весьма негативно. В частности, установлено, что в нормативных актах, которые регламентируют их деятельность, а именно в ФЗ № 120-ФЗ от 1999 года, надлежащим образом не определены аспекты деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав [1]. Так, нет официального определения данного органа, не определена его структура и численный состав. Кроме того, имеет место общая неэффективность их деятельности и ошибочные решения, которые принимаются уполномоченными лицами. В качестве примера вполне можно привести Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 03.07.2014 по делу № 33–8958/14. Так, истец заявил требование о признании незаконным постановления комиссии по делам несовершеннолетних. В обоснование требования указал, что оспариваемым постановлением его сыну вынесено предупреждение, но вынесено оно на основе нормативного акта, утратившего силу. В результате рассмотрения материалов дела требование было удовлетворено, так как несмотря на отсутствие прямого указания на утрату действия акта, комиссия должна руководствоваться федеральным законами и законами республики, имеющими высшую юридическую силу, в то время как комиссия за основу взяла нормативный акт, который действительно утратил юридическую силу [7]. Это решение суда выступило подтверждением того, что деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав не является совершенной и нуждается в совершенствовании, так как спорные ситуации с участием данного органа не являются редкостью. Более того, в ФЗ № 120-ФЗ, который регламентирует деятельность соответствующих комиссией, сегодня не урегулированы меры воспитательного воздействия, которые применяются к несовершеннолетним, в том числе, в виде аналога в случае освобождения от административной ответственности. Решение данной проблемы видится в разработке специализированного закона «О комиссиях по делах несовершеннолетних и защите их прав» или в дополнении ФЗ № 120-ФЗ от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Кроме того, в настоящее время в подразделениях по делам несовершеннолетних нет сотрудников, которые были бы закреплены за семьями, входящими в группу риска. Как правило, это неблагополучные семьи, семьи с асоциальным поведением, многодетные семьи. Именно в этих семьях совершаются правонарушения, указанные ранее, а значит, данное направление совершенствования акта о комиссиях по делам несовершеннолетних заслуживает особого внимания со стороны законодателя. В частности, стоит обратить внимание на то, что стоит внедрить данный институт в практику деятельности соответствующих подразделений, а правовой статус урегулировать в Инструкции [6].

Нельзя не отметить тот факт, что в некоторых изменениях и дополнениях нуждается и Постановление Правительства РФ № 995 от 06.11.2013 года «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» [5]. Так, системный анализ данного акта показывает, что он закрепляет за ответственным секретарем обязанность осуществлять подготовку материалов для рассмотрения на заседании комиссии, но данная норма не подменяет обязанности, закрепленные в административном производстве исключительно за коллегиальным органом. Ответственный секретарь должен просмотреть материал на предмет наличия в нем всех указанных в сопроводительном письме или в определении о передаче дела на рассмотрение документов, а также обязан включить указанный материал в перечень вопросов, выносимых на обсуждение коллегиального органа. Однако комиссии, в нарушение требований ст. 29.1 КоАП РФ, не выясняют коллегиально такие вопросы, как: относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела тем или иным членом коллегиального органа, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие материалы дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, имеются ли ходатайства и отводы. Как следствие, сегодня есть недостатки в механизме деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при рассмотрении дел об административных правонарушениях [12]. Необходимо усовершенствовать практический механизм деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, осуществлять контроль над надлежащим исполнением ими своих обязанностей. В частности, необходимо усовершенствовать практический механизм деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, осуществлять контроль над надлежащим исполнением ими своих обязанностей.

Определенные проблемные аспекты непосредственно связаны с тем, что несовершенной является деятельность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. Так, деятельность омбудсмена регламентируется Указом Президента РФ от 01.09.2009 года «Об Уполномоченном при Президенте по правам ребенка» [4]. Указ наделяет омбудсмена широкими полномочиями в области защиты ребенка, но в нем нет ни одной конкретной обязанности, так же как в ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при Президенте по правам ребенка». Как следствие, стоит дополнить данный документ обязанностями омбудсмена, что позволит повысить эффективность его деятельности.

Особое внимание стоит уделить потреблению несовершеннолетними лицами спиртосодержащей и алкогольной продукции. Так, в рамках анализа ФЗ № 171-ФЗ от 22.11.1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [2] можно выявить, что если подросток, достигший возраста 16 лет, потребил алкогольную продукцию вне указанных в Законе № 171-ФЗ мест (дома, в иных местах, недоступных для нахождения неопределенного круга лиц), он не подлежит административной ответственности по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, что видится определенным пробелом действующего законодательства, который нуждается в восполнении. Кроме того, если несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, потребил или потребляет в месте, запрещенном Законом № 171-ФЗ, не алкогольную продукцию, а, например, спиртосодержащую непищевую продукцию, этиловый спирт, спиртосодержащие лекарственные препараты и т. д., это также не образует состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, но, безусловно, создает угрозу причинения вреда здоровью подростка. Как следствие, эти нормы нуждаются в некотором изменении. Стоит отметить, что спорные и проблемные ситуации в сфере потребления несовершеннолетними данной продукции, в том числе, в общественных местах, подтверждается судебной практикой, а в качестве подтверждения данного вывода можно привести Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.03.2021 № 33а-2334/2021 года по делу № 2а-6126/2020 [8]. Истица, выступающая в качестве законного представителя несовершеннолетней заявила исковое требование о признании решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав незаконным. Решением комиссии было установлено, что несовершеннолетняя употребляла пиво в общественном месте, что подтверждается протоколом об административном правонарушении. Однако в обоснование требований истица указала, что экспертиза на наличие алкоголя в крови не была проведена, а значит, факт нарушения не доказан. В результате рассмотрения дела исковые требования были удовлетворены, так как было установлено, что постановление о привлечении к административной ответственности было отменено, а производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Данный пример позволяет сделать вывод о том, что в РФ административная ответственность по ч.1 ст. 20.20 КоАП РФ не наступает в случае, если несовершеннолетний потребил алкогольную продукцию вне общественных мест, например, дома. Это можно расценивать только как пробел действующего законодательства, так как если привлекать несовершеннолетних за распитие спиртных напитков к административной ответственности во всех случаях, это имело бы существенное превентивное значение. Однако данный пример показывает, что такой механизм пока на территории нашей страны не внедрен и правовое значение имеет только употребление алкоголя в общественных местах.

Кроме того, отдельный пласт проблем вызван тем, что на территории нашей страны реализуют алкогольную продукцию несовершеннолетним, что также находит свое подтверждение в судебной практике, примером является Апелляционное определение Саратовского областного суда от 03.02.2016 по делу № 33–613/2016 [9]. Истец (СРОУ Комитет по общественной безопасности) заявил исковое требование о признании незаконными в отношении неопределенного круга лиц действий по реализации алкогольной продукции лицу, которое не достигло возраста 18 лет, прекращения подобных незаконных действий, публикации решения суда в СМИ. В обоснование требования было указано, что в ходе проведения мероприятий по общественному контролю и соблюдения прав потребителя, в торговом павильоне предпринимателя было установлено нарушение правил реализации алкогольной продукции. В частности, несовершеннолетней гражданке продали бутылку пива. В результате рассмотрения материалов дела исковые требования были удовлетворены, так как факт нарушения предпринимателем закона в сфере осуществления торговли и защиты прав потребителей подтвержден. Это позволяет констатировать, что в Российской Федерации различные субъекты правоотношений создают риски для несовершеннолетних, в частности, путем реализации им спиртосодержащей и никотиновой продукции. Данный факт предопределяет необходимость усиления деятельности соответствующих органов для профилактики таких нарушений в целях обеспечения здоровья лиц, не достигших возраста 18 лет. Тот факт, что такие нарушения закона не являются редкостью, неоднократно подтверждаются судебной практикой.

Также проблемные аспекты выражаются в том, что сегодня весьма широкое распространение получило доведение несовершеннолетних до самоубийства, в том числе, путем специальных групп в сети «Интернет» и непосредственно в семье, что также подтверждается материалами практики. В качестве примера можно привести Постановление Верховного суда Республики Дагестан № 44У-70/2019, в рамках которого рассматривалось дело о привлечении матери ребенка к уголовной ответственности по ст. 110 УК РФ — доведение до самоубийства несовершеннолетнего ребенка. Вина была установлена, так как доведение до самоубийства несовершеннолетнего сына выразилось в жестоком обращении, причинении физических и психических страданий путем нанесения побоев и иных насильственных действий. Наказание составило 3 года и 2 месяца лишения свободы. Таким образом, на современном этапе развития распространение получило склонение и доведение несовершеннолетних лиц до суицида [10]. В связи с этим, органы опеки и попечительства, а также иные службы и ведомства должны усилить контроль над потенциально опасными ситуациями, примером которой является рассмотренное дело.

Таким образом, рассмотренная сфера имеет множество недостатков и законодательных пробелов, что обуславливает необходимость разработки мер, направленных на их решение и восполнение. Полагаем, что для достижения данной цели стоит воспользоваться предложениями, выдвинутыми в рамках представленной научной статьи.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.06.1999 года № 120-ФЗ (ред. 14.07.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.
  2. Федеральный закон от 22.11.1995 года № 171-ФЗ (ред. 26.03.2022) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Парламентская газета от 5 января 2002 г. N 2–5.
  4. Указ Президента РФ «Об Уполномоченном при Президенте по правам ребенка» от 01.09.2009 года № 986 // Собрание законодательства РФ. 2009. N 36. Ст. 4312.
  5. Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 года № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Собрание законодательства РФ. 2013. N 45. Ст. 5829.
  6. Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. N 11.
  7. Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 03.07.2014 по делу № 33–8958/14. СПС Консультант плюс [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.10.2022).
  8. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.03.2021 № 33а-2334/2021 года по делу № 2а-6126/2020. СПС Консультант плюс [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.10.2022).
  9. Апелляционное определение Саратовского областного суда от 03.02.2016 по делу № 33–613/2016. СПС Консультант плюс [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.10.2022).
  10. Постановление Верховного суда Республики Дагестан № 44У-70/2019. СПС Консультант плюс [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.10.2022).
  11. Беженцев А. А. Особенности нормативно-правового регулирования государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2009. — № 2(42). — С.36–41.
  12. Калинина С. В. О некоторых вопросах деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению суицидов в подростковой среде // Вестник экономической безопасности. — 2020. — № 3. — С.214–221.
  13. Покачалова Е. В. Смагина Т. А. Законные интересы несовершеннолетних как объект административно-правового регулирования // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2012. — № 5. — С.98–104.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, алкогольная продукция, дело, административная ответственность, действующее законодательство, судебная практика, административное правонарушение, защита, коллегиальный орган, Российская Федерация.


Похожие статьи

Отдельные аспекты административных правонарушений...

Отдельные аспекты административных правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Выделенные в Главах 14 и 15 КоАП РФ непосредственные составы правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, по...

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной...

Важной характеристикой механизма административно-правового регулирования алкогольного рынка выступает система вертикального распределения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской...

Уголовно-правовое регулирование оборота спиртосодержащей...

Снижение потребления алкогольной продукции в Российской Федерации, а также лечение от алкоголизма население страны, как последствия неэффективного регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, является одним из важных направлений...

Акцизы на алкогольную продукцию как инструмент...

Ключевые слова: алкогольные изделия, акцизы, подакцизные товары, ЕГАИС, административная ответственность.

Алкогольные напитки как подакцизные товары на территории Российской Федерации подлежат обязательной маркировке, что является...

Проблемы квалификации административных правонарушений...

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях

Водяная М. Ю. Появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения как

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях были внесены...

Российская Федерация, административная ответственность...

 Административная ответственность — вид ответственности за административные правонарушения, состав которых предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных...

Административная ответственность юридических лиц

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001

административная ответственность, КоАП РФ, законодательство субъектов РФ

УК РФ, Российская Федерация, уголовная ответственность, лицо, родитель, СК РФ, объективная...

Привлечение к административной ответственности...

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [2]

Если ознакомится с судебной практикой по данному вопросу, то однозначного ответа пока нет.

Административная ответственностьответственность физических и юридических лиц за...

Правовые основы производства по делам об административных...

Предметами административных правонарушений чаще всего являлись автотранспортные средства, валюта, табак, алкогольная продукция текстильные материалы и изделия, оружие и боеприпасы, а также мясная продукция. В 2014 году по делам об административных...

Административные наказания: теоретико-правовой аспект...

Административная ответственность — вид ответственности за административные правонарушения, состав которых предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных...

Похожие статьи

Отдельные аспекты административных правонарушений...

Отдельные аспекты административных правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Выделенные в Главах 14 и 15 КоАП РФ непосредственные составы правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, по...

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной...

Важной характеристикой механизма административно-правового регулирования алкогольного рынка выступает система вертикального распределения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской...

Уголовно-правовое регулирование оборота спиртосодержащей...

Снижение потребления алкогольной продукции в Российской Федерации, а также лечение от алкоголизма население страны, как последствия неэффективного регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, является одним из важных направлений...

Акцизы на алкогольную продукцию как инструмент...

Ключевые слова: алкогольные изделия, акцизы, подакцизные товары, ЕГАИС, административная ответственность.

Алкогольные напитки как подакцизные товары на территории Российской Федерации подлежат обязательной маркировке, что является...

Проблемы квалификации административных правонарушений...

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях

Водяная М. Ю. Появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения как

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях были внесены...

Российская Федерация, административная ответственность...

 Административная ответственность — вид ответственности за административные правонарушения, состав которых предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных...

Административная ответственность юридических лиц

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001

административная ответственность, КоАП РФ, законодательство субъектов РФ

УК РФ, Российская Федерация, уголовная ответственность, лицо, родитель, СК РФ, объективная...

Привлечение к административной ответственности...

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [2]

Если ознакомится с судебной практикой по данному вопросу, то однозначного ответа пока нет.

Административная ответственностьответственность физических и юридических лиц за...

Правовые основы производства по делам об административных...

Предметами административных правонарушений чаще всего являлись автотранспортные средства, валюта, табак, алкогольная продукция текстильные материалы и изделия, оружие и боеприпасы, а также мясная продукция. В 2014 году по делам об административных...

Административные наказания: теоретико-правовой аспект...

Административная ответственность — вид ответственности за административные правонарушения, состав которых предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных...

Задать вопрос