Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации

Юриспруденция
13.10.2022
659
Поделиться
Библиографическое описание
Пономарев, Д. Е. Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации / Д. Е. Пономарев, О. А. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 175-179. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95396/.


В данной статье рассмотрено местное самоуправление как основа конституционного строя. Проанализированы нормативные акты, регулирующие деятельность органов местного самоуправления, а также рассмотрено воздействие местного самоуправления как основы конституционного строя на различные общественные и политические процессы и его влияние на отношения между обществом и государством.

Ключевые слова: местное самоуправление, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, гражданское общество, государство.

Становление местного самоуправления в России имеет глубокие исторические корни. Так, еще в древнем Новгороде на протяжении многих столетий самые важные вопросы и пути их решения выносились на всеобщее собрание — вече. Именно в те далекие исторические годы образовался прецедент решения вопросов местного значения посредством прямого волеизъявления граждан [7].

В разные временные рамки истории России местное самоуправление регулировалось различными нормативными правовыми актами. Это, например, “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”, принятое 1 января 1864 года, которым устанавливалось введение 33 губерний. Земские же учреждения составляли земские избирательные съезды, задача которых ограничивалась избранием один раз в три года земских гласных (т. е. выборных членов городских собраний), земские собрания и земские управы [7].

Октябрьская революция так же оставила свой отпечаток в истории местного самоуправления. По окончании революции земства стали повсеместно упраздняться, так как представители большевизма считали принцип самоуправления наследием буржуазного строя. Это повлекло за собой ряд изменений в системе организации власти. В ее основу был положен принцип единства системы Советов. Однако процесс трансформации местной власти к Советам не был кратковременным: некоторое время земские и городские органы местного самоуправления функционировали параллельно местным Советам, при этом они не всегда противопоставляли себя друг другу.

В период с 1924 по 1925 годы издаются такие нормативные акты, как «Положение о городских советах» 59 и «Положение о финансово-налоговых частях волостных исполнительных комитетов» 60, где эти органы объявляются высшей властью в пределах подведомственной территории. Согласно ст. 1 Положения о городских советах, городские Советы депутатов были образованы во всех городах и поселках СССР.

Также в 1937 году в Конституции РСФСР происходит изменение названия Советов. Они стали именоваться Советами депутатов трудящихся. Вскоре к концепции местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с проведением реформы государственной власти в стране. Принятая и ратифицированная «Европейская хартия местного самоуправления» несомненно повлияла на становление местного самоуправления как основы конституционного строя. Так, в Конституции РСФСР 1978 года закрепляется понятие Советов народных депутатов, которые действовали до октября 1993 года, вплоть до принятия Конституции Российской Федерации, в которой местное самоуправление непосредственно выступало в качестве одной из основ конституционного строя новой России [7].

Так или иначе местное самоуправление в России существовало практически на всем протяжении ее тысячелетней истории. Однако следует учесть и тот факт, что немаловажным обстоятельством, как и в настоящее время, являлось стремление государства на сознательное возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной власти, требуемое неизбежности проведения различных реформ.

В подавляющем большинстве стран с демократическим политическим режимом организация и деятельность органов государственной власти идут наряду с организацией местного самоуправления. Следует понять, что представляет собой местное самоуправление. Общие исходные принципы организации местного самоуправления, установленные Конституцией, соответствуют международным стандартам, закрепленным в Европейской Хартии местного самоуправления, принятой в Страсбурге в 1985 г. и ставшей обязательной для России после ее ратификации нашим парламентом в 1998 г. В «Европейской хартии местного самоуправления» под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения [4]. Также Европейская хартия местного самоуправления в своей преамбуле признает, что власть на местном уровне является прямым показателем демократии власти в стране. Во 2 статье закрепляется, что принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве, в конституции государства. Так же Российской Федерации является многоконфессиональной и многонациональной страной, в которой субъекты отличаются друг от друга [2, с. 144–146]. Исторически территория России формировалась на обширных территориях, которые в различные периоды заселяли разные народы со своей культурой, традицией и особенностями. Именно по эти причины стали предпосылками движения Россия дальше установленного хартией порядка закрепления принципа о местном самоуправлении в конституции государства. В Конституции РФ принцип местного самоуправления закреплен в первой главе, которая представляет собой основы конституционного строя России. Эта глава играет важную роль для государственного строя, поскольку под основами конституционного строя понимается система закрепляемых в конституции фундаментальных принципов устройства публичной власти и общества [5]. Значимость и уникальность этой главы так же выражается особенном порядке ее изменения. Данная глава не может быть изменена какими-либо иными способами, кроме как принятия новой конституции посредством проведения референдума [3].

Закрепление местного самоуправление одной из основ конституционного строя позволяет сделать вывод о его организационной и функциональной независимости от органов государственной власти. Но все же самоуправление остается и признается формой народовластия, в связи с чем становится возможным более эффективно решать вопросы местного значения муниципалитетов, опираясь не только на органы государственной власти, а также отталкиваясь от исторических и традиционных особенностей того или иного муниципального образования [11].

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя подразумевает установление децентрализованной системы управления, то есть организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления государством [1]. И, действительно, в Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Вопросы местного самоуправления в Конституции РФ напрямую затрагиваются в общей сложности в 20 статьях. Все они являются нормами прямого действия, подлежат непосредственному применению, в том числе судебными органами [2]. Отношение к вмешательству органов государственной власти в дела местного самоуправления с момента создания системы органов местного самоуправления в России менялось неоднократно — от абсолютного отрицания такового до совершенного понимания необходимости активного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления, единства их целей и задач, а в случае необходимости — оказания мер поддержки финансового, организационного, методического, информационного характера, обеспечения создания и функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления [11].

Исходя из статьи 12 главы 1 Конституции РФ, можно сделать вывод, что местное самоуправление признается одной из основ конституционного строя, а также элементом демократической российской государственности. Также Конституция РФ закрепляет признание, гарантию и осуществление местного самоуправления на всей территории РФ [3]. Следует отметить, что местное самоуправление, наряду с государственной властью, относится к форме единой власти народа Российской Федерации. То есть можно с уверенностью сказать, что местное самоуправление призвано, как и государство, выражать волю многонационального народа Российской Федерации. Не представляется возможным выделение действительной воли народа без учета волеизъявления местных территориальных сообществ жителей и их отдельных составляющих [5].

До принятия нового закона о местном самоуправлении местное самоуправление определялось как признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций [6]. Новым законом о местном самоуправлении, а, конкретно, статьей 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» так же установлено, что местное самоуправление является составной частью основ конституционного строя РФ. Оба законодательных определения местного самоуправления в основном совпадают. Различает их главным образом прямая оценка в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ местного самоуправления как формы народовластия, что весьма точно отражает роль местного самоуправления в организации системы народовластия. Конституционное признание и гарантирование местного самоуправления означает, что оно осуществляется людьми как их естественное и неотъемлемое право-притязание. Государство в этом случае осуществляет лишь упорядочивание самоуправленческой активности населения [5].

Хотя местное самоуправление и входит в общую систему органов публичной власти, следует сказать, что местное самоуправление имеет свои пределы, которые ограничиваются его полномочиями в вопросах местного значения, а также самими этим вопросами. Местное самоуправление осуществляется в пределах муниципальных образований, то есть городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований. Территории этих муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами, а также в соответствии с законами субъектов РФ с учетом исторического наследия и иных местных традиций [8].

В рамках местного самоуправления граждане получают возможность самостоятельно управлять муниципальной собственностью, финансами, вводить и отменять местные налоги и сборы, планировать развитие муниципального образования, организовывать муниципальные учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты и культуры, обеспечивать санитарное благополучие и общественный порядок, содействовать занятости населения, снабжению топливом, развитию муниципального транспорта, предоставлению услуг торговли, бытового обслуживания и решать многие другие насущные проблемы [9].

Местное самоуправление Кутафиным О. Е. определяется как система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Так же следует отметить, что очень важную роль в работе местного самоуправления играют институты непосредственной демократии и институты гражданского общества. Именно на местном уровне проявляется наибольшее число их форм [10].

Непосредственное осуществление местного самоуправления происходит в форме выборов, референдума. Так же народовластие на уровне местного самоуправления может выражаться в формах собрания жителей, народной правотворческой инициативы, обращения в органы местного самоуправления и территориального общественного самоуправления. Посредство референдума, проводимого на местном уровне, можно напрямую решать вопросы именно местного значения. С инициативой по проведению местного референдума могут выступать как органы местного самоуправления, так и жители муниципалитета. Более конкретные вопросы текущего характера могут быть разрешены на собраниях (сходах) жителей. Также имеется прямая возможность выступления с правотворческой инициативой жителей, которая заключается в том, что граждане обладают правом вносить проекты нормативных правовых актов на рассмотрение органов местного самоуправления [9].

Как основа конституционного строя местное самоуправление нашло свое отражение в большинстве уставов и конституций субъектов РФ. Так, например, статьей 86 Устава Свердловской области установлено, что в Свердловской области осуществляется местное самоуправление, обеспечивающее в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами Свердловской области, самостоятельное, под свою ответственность, решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории области, вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций. Также статьей 87 Устава Свердловской области установлено, что местное самоуправление в Свердловской области осуществляется на основе общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

В статье 31 устава Ивановской области указано, что Местное самоуправление в Ивановской области гарантируется Конституцией Российской Федерации и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, а Органы государственной власти Ивановской области обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления, содействуют его развитию в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом, законами Ивановской области.

Конституцией Республики Коми, а именно статьей 9, установлено, что местное самоуправление в Республике Коми является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Таким образом, можно сделать вывод, что стабильность и порядок в государстве во многом зависят в первую очередь напрямую от качества организации местной власти. Одной из основ гражданского общества выступает наличие сферы общественных отношений, независящей от государства. Как раз в такие общественные отношения вступают свободные индивиды, преследующие свои цели и интересы. В связи с этим местное самоуправление выступает как организация власти на местах. Можно сказать, что залогом успешного развития, продвижения и формирования государства является четкая регламентация, в том числе и правовая, работы органов местного самоуправления, а также иных вопросов, касающихся аспектов местного самоуправления.

В настоящее время местное самоуправление — неотъемлемая часть гражданского общества. Местное самоуправление является важнейшей основой конституционного строя современной России, которая во многом влияет на развитие внутренней политики и формирование демократического правового государства.

Закрепление местного самоуправления как основы конституционного строя оправдано и способствует стабильности государства и общества в целом. Местное самоуправление выступает не только в качестве института, непосредственно регулирующего жизнедеятельность населения, но и в качестве политического инструмента. Закрепленные в конституции положения способствую также и демократизации общества и независимой деятельности муниципалитетов от органов государственных органов [11].

Литература:

  1. Эсмонтов, А. Б. Местное самоуправление как основа конституционного строя России / А. Б. Эсмонтов // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. — 2019. — № 13. — С. 440–443. — EDN QKDQES.
  2. Мирзаев М. А. Конституционно-правовое регулирование понятия «Местное самоуправление» // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2018. № 4.
  3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  4. «Европейская хартия местного самоуправления» (совершено в Страсбурге 15.10.1985)
  5. Муниципальное право России: учебник для вузов / А. Н. Кокотов [и др.]; под редакцией А. Н. Кокотова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 406 с. — (Высшее образование).
  6. Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  7. История становления местного самоуправления в России: исторический экскурс. — МЦБС; сост. Наумова Т. С.; ред. Воронцова Е. И.; отв. за вып. Кобец О. А. — Венѐв, 2016. — 12 с.
  8. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  9. Гаврилов Николай Петрович, Санин Константин Васильевич. О местном самоуправлении // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2004. № 17.
  10. Гошуляк Виталий Владимирович. Конституционные принципы организации государственной власти и местного самоуправления в учредительных актах субъектов Российской Федерации // Труды Института государства и права РАН. 2015. № 5.
  11. А. Ф. Нурисламов Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 12–4.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
местное самоуправление
Российская Федерация
государственная власть
Конституция РФ
гражданское общество
государство
Молодой учёный №41 (436) октябрь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 175-179):
Часть 3 (стр. 159-241)
Расположение в файле:
стр. 159стр. 175-179стр. 241

Молодой учёный