Аутизм как этап эволюции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (435) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 08.10.2022

Статья просмотрена: 891 раз

Библиографическое описание:

Бутусова, О. С. Аутизм как этап эволюции / О. С. Бутусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/archive/435/95352/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются причины роста в мире числа людей с расстройствами аутистического спектра с точки зрения эволюционной теории.

Ключевые слова: аутизм, расстройство, процесс адаптации, эволюция, гипотеза.

До недавних событий в мире (связанных с пандемией COVID-19) аутизм называли эпидемий XXI века и «социальной катастрофой». Полагаю, что подобными «трагичными» эпитетами людям свойственно снабжать все непонятное, неизведанное, а потому пугающее. Ведь дело не в самом существовании расстройств аутистического спектра, а в неготовности и неумении социума взаимодействовать с его носителями.

Согласно МКБ-11 (международная классификация болезней 11 пересмотра, принятая в 2019 г.) под расстройствами аутистического спектра понимают состояние, которое характеризуется постоянным дефицитом в способности инициировать и поддерживать взаимное социальное взаимодействие и социальную коммуникацию, а также рядом ограниченных, повторяющихся и негибких схем поведения и интересов [1].

Специалистами выдвигается очень много различных теорий, гипотез относительно высокого прироста лиц с расстройствами аутистического спектра в современности. Существуют версии, что эта тенденция связана с эволюцией, с глобальным воздействием человечества на природу. «Безудержный рост аутизма связан с эволюцией, это несомненно. Связан с бурным развитием медицины, с появлением таких привычных для нас вещей, как, например, антибиотики. Мы воздействуем на природу, и при этом очень часто идем против природы», — считает Елена Багарадникова, РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт» [2].

Согласно эволюционной теории Чарльза Дарвина «человек произошел от обезьяны», под влиянием среды претерпевая в своем развитии многочисленные изменения внешние и качественные. Биологические данные свидетельствуют о том, что «человек — неотъемлемая часть живой природы и его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира». Такими закономерностями является дивергенция (процесс расхождения признаков в процессе адаптации к разным условиям существования) и конвергенция (процесс эволюционного развития неродственных групп в сходном направлении и приобретение ими сходных признаков в процессе адаптации к одинаковым условиям среды).

В природе ничего не происходит просто так. Живой организм откликается на воздействие окружающего его мира мутациями, меняющими его первоначальные качества. Например, при переходе наземных животных в водную среду изменяется строение конечностей. Крупные человекообразные обезьяны не так активно скакали по деревьям, поэтому хвост им перестал быть нужен и в какой-то момент исчез совсем. Не является ли рост числа людей с расстройствами аутистического спектра еще одной загадкой природы, ответ на который мы сможем узнать только тысячи лет спустя… Ведь исследования уже подтверждают, что мозг детей, страдающих аутизмом, отличается структурными и функциональными особенностями.

Современный русский философ, А. К. Секацкий утверждает, что в современном обществе все ярче проявляются аутистические тенденции. Современный человек пытается избежать сильных экзистенциальных потрясений. Ему комфортнее находиться среди вещей и людей-автоматов, т. к. все понятно и в случае неисправности, все подлежит восстановлению. На него обрушивается огромный поток информации, который приручает не реагировать его на несчастья людей, голод, смерть, войну [3]. При таком подходе мозг человека с расстройством аутистического спектра возможно рассмотреть, как максимально адаптированный к современным жизненным реалиям. Он изначально спроектирован не принимать агрессивные сенсорные стимулы, сопровождающего среднестатистического современного человека в его ежедневном окружении. Происходит некая консервация человека внутри самого себя.

Елена Черенева, директор Международного института аутизма Красноярского государственного педагогического университета, предполагает, что «аутизм является некоей призмой эволюции человечества. И эта эволюция через какое-то время обязательно приведет к новому формату homo sapiens. Аутизм вообще, возможно, некий промежуточный, особый (переломный, а не патологический!) этап, который в будущем даст нам новые, удивительные перспективы развития личности и новые достижения» [2].

Рассматривает аутизм как ступень эволюции и израильский нейробиолог Генри Маркрам. По мнению ученого, расстройство развития является следствием распределения человечества на два класса. Одни могут справиться с неизбежными сенсорными нагрузками современного мира на мозг, другие — нет. «Эволюцию двигают «разведчики» — отдельные особи, которые отличаются от нормальной популяции. Большинство разведчиков не выдерживают испытаний окружающей средой, но те, кто справляются, прокладывают новый путь для остальной части человечества», — говорит Маркрам [4]. И эти «другие» — которые чаще всего не разговаривают, абсолютно не адаптированы, не приспособлены ко множеству самых элементарных вещей и отношений, ставят вызов всему обществу (чуть ли не всему миру!) самим своим способом мышления. Человек с аутизмом «требует от нас, чтобы мы посмотрели на мир совершенно другими глазами» (Роман Золотовицкий, консультант-психолог, философ) [2].

Аутизм генетически обусловлен, при этом он не является генетическим заболеванием и может возникнуть у любого ребенка вследствие нарушения нейронных связей головного мозга, и причина такого нарушения на данный момент научному сообществу неизвестна. Наука на современном этапе грандиозными шагами движется в понимании того, что лежит в основе аутизма. Ведутся исследования в области генетики, нейропсихологии, медицины, биохимии. Однако обилие теорий и отсутствие единой точки зрения относительно причин аутизма является предпосылкой для продолжения многочисленных исследований в этой области. А может, действительно, «аутизм — это просто одно из свойств человека» (Святослав Довбня, детский невролог, эксперт фонда «Обнаженные сердца») [2].

Литература:

  1. МКБ-11 | Международная классификация болезней 11-го пересмотра. — Текст: электронный // МКБ-11: [сайт]. — URL: https://icd11.ru/ (дата обращения: 07.10.2022).
  2. Финочка, И. Российские ученые рассказали о загадках аутизма / И. Финочка. — Текст: электронный // РИА Новости: [сайт]. — URL: https://sn.ria.ru/20170125/1486421856.html (дата обращения: 07.10.2022).
  3. Авдашкина, К. В. АУТИЗМ В ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ / К. В. Авдашкина. — Текст: электронный // КиберПедия: [сайт]. — URL: https://cyberpedia.su/6xd24.html (дата обращения: 07.10.2022).
  4. Аутизм может быть результатом эволюции человека. — Текст: электронный // Медицинские новости: [сайт]. — URL: http://s-p-a.com/item/564/ (дата обращения: 07.10.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): аутизм, процесс адаптации, расстройство, спектр, эволюционная теория, эволюция.


Похожие статьи

Механизмы социализации детей с расстройством аутистического...

В статье представлены психологические особенности детей с расстройством аутистического спектра, обуславливающие нарушения процесса их социализации и эффективного взаимодействия с социумом.

Адаптация ребенка с аутизмом к условиям детского сада

Диагноз детского аутизма в большинстве случаев ставится в возрасте 2,5–3 лет.

С одной стороны, ребенок с расстройствами аутистического спектра (РАС) не приспсоблен к жизни в

Расстройства интеллектуальной сферы — наблюдаются у большинства детей-аутистов.

Начать процесс адаптации ребенка к режиму детского сада родителям необходимо за...

Когнитивные нарушения у детей с расстройствами...

Аутизм — это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации — процессе общения и передачи информации другим людям. Когнитивные нарушения у детей с РАС наблюдаются у каждого второго ребенка.

Особенности обучения детей с нарушениями аутистического...

 Среди многочисленных нарушений развития группа детей с расстройствами

В 1 классе важен процесс адаптации, принятие всех школьных правил: когда встают, когда молчат, когда говорят, когда руку поднимают.

Специалисты в области раннего детского аутизма (РДА), глубоко изучающие специфику

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра.

Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера.

«Аутистическая психопатия» — оригинальный термин Х.Аспергера для данного расстройства, был преобразован в 1981 г. Лорной Винг в синдром Аспергера.

Является ли синдром Аспергера расстройством спектра аутизма или же это отдельное нарушение развития?

Понятие адаптации с точки зрения психологии | Статья в журнале...

Объяснение адаптации через эволюцию пытался произвести сначала Ламарк, идеи

Личность изменяется в процессе адаптации, также меняется и среда.

с негативными последствиями для личности в интересах социальной группы, что может привести к невротическим расстройствам [5].

Царегородцев Г. И. Философские проблемы теории адаптации.

Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей...

С каждым годом во всем мире растет число детей с расстройствами аутистического спектра.

‒ неравномерность развития познавательных процессов.

К расстройству аутистического спектра относят: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта и

Все это: снижение уровня коммуникативных умений, навыков, затрудненная социальная адаптация в обществе...

Создание специальных образовательных условий для детей...

...спектра (далее РАС) обусловлено тем фактом, что для аутизма характерны проблемы с

Аутизм представляет собой комплексное нарушение развития, включающее проблемы с

Указанные данные позволяют нам оптимизировать процесс сопровождения детей с РАС в

‒ создание специальных условий (средовых, кадровых, организационных) для адаптации...

Помощь лицам с расстройствами аутистического спектра

Известно, что ранний детский аутизм — это вариант тяжелой аномалии развития ребенка, при котором искажается контакт с внешним. Таблица 1. Этапы реабилитационной работы сдетьми, имеющими диагноз РДА (ранний детский аутизм), РАС (расстройство аутистического спектра).

Похожие статьи

Механизмы социализации детей с расстройством аутистического...

В статье представлены психологические особенности детей с расстройством аутистического спектра, обуславливающие нарушения процесса их социализации и эффективного взаимодействия с социумом.

Адаптация ребенка с аутизмом к условиям детского сада

Диагноз детского аутизма в большинстве случаев ставится в возрасте 2,5–3 лет.

С одной стороны, ребенок с расстройствами аутистического спектра (РАС) не приспсоблен к жизни в

Расстройства интеллектуальной сферы — наблюдаются у большинства детей-аутистов.

Начать процесс адаптации ребенка к режиму детского сада родителям необходимо за...

Когнитивные нарушения у детей с расстройствами...

Аутизм — это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации — процессе общения и передачи информации другим людям. Когнитивные нарушения у детей с РАС наблюдаются у каждого второго ребенка.

Особенности обучения детей с нарушениями аутистического...

 Среди многочисленных нарушений развития группа детей с расстройствами

В 1 классе важен процесс адаптации, принятие всех школьных правил: когда встают, когда молчат, когда говорят, когда руку поднимают.

Специалисты в области раннего детского аутизма (РДА), глубоко изучающие специфику

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра.

Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера.

«Аутистическая психопатия» — оригинальный термин Х.Аспергера для данного расстройства, был преобразован в 1981 г. Лорной Винг в синдром Аспергера.

Является ли синдром Аспергера расстройством спектра аутизма или же это отдельное нарушение развития?

Понятие адаптации с точки зрения психологии | Статья в журнале...

Объяснение адаптации через эволюцию пытался произвести сначала Ламарк, идеи

Личность изменяется в процессе адаптации, также меняется и среда.

с негативными последствиями для личности в интересах социальной группы, что может привести к невротическим расстройствам [5].

Царегородцев Г. И. Философские проблемы теории адаптации.

Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей...

С каждым годом во всем мире растет число детей с расстройствами аутистического спектра.

‒ неравномерность развития познавательных процессов.

К расстройству аутистического спектра относят: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта и

Все это: снижение уровня коммуникативных умений, навыков, затрудненная социальная адаптация в обществе...

Создание специальных образовательных условий для детей...

...спектра (далее РАС) обусловлено тем фактом, что для аутизма характерны проблемы с

Аутизм представляет собой комплексное нарушение развития, включающее проблемы с

Указанные данные позволяют нам оптимизировать процесс сопровождения детей с РАС в

‒ создание специальных условий (средовых, кадровых, организационных) для адаптации...

Помощь лицам с расстройствами аутистического спектра

Известно, что ранний детский аутизм — это вариант тяжелой аномалии развития ребенка, при котором искажается контакт с внешним. Таблица 1. Этапы реабилитационной работы сдетьми, имеющими диагноз РДА (ранний детский аутизм), РАС (расстройство аутистического спектра).

Задать вопрос