Использование инновационных технологий при развитии речи у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (435) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 07.10.2022

Статья просмотрена: 573 раза

Библиографическое описание:

Евтюшкина, Д. А. Использование инновационных технологий при развитии речи у детей старшего дошкольного возраста / Д. А. Евтюшкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/archive/435/95314/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются способы повышения качества речи дошкольников за счет использования инновационных технологий, а именно: мнемотехника, моделирование, сказкотерапия, синквейн, приведены преимущества и недостатки рассматриваемых технологий. Показано, что обучение с помощью инновационных технологий обеспечивает и ускоряет процесс речевого развития каждого ребенка, а значит, способствует повышению качества образования. В представленной публикации поднимается вопрос о сущности и классификации инновационных образовательных технологий.

Ключевые слова: инновационные технологии, речевое развитие, дошкольный возраст.

Сегодня перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит основная проблема — формирование у детей речевых навыков. Воспитатели должны создавать условия, в которых дошкольники смогут свободно овладевать разговорной речью, поэтому необходим поиск эффективных методов и приемов обучения, дающих возможность любому ребенку проявить себя в речевой деятельности. С каждым днем становится актуальным внедрение в обучение дошкольников инновационных технологий, способствующих развитию речи, формированию мышления, совершенствованию гибкости памяти, воображения.

Современные ученые в области развития речи. М. М. Алексеева, А. Г. Арушанова, В. В. Гербова, О. С. Ушакова, В. И. Яшина укрепили теоретические основы технологий, нашли формы и методы развития речи вне занятий, развили идеи коммуникативно-деятельностного подхода.

В условиях реализации ФГОС принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детские исследования, работы, экспериментирования), без перевода ее в учебную форму и методы воздействия. Это требует новых технологий развития речи дошкольников.

Инновационные технологии — это новые способы, методы и приемы взаимодействия педагогов и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Так с этим внедрение появляются следующие инновационные технологии: мнемотехника, моделирование, сказкотерапия, синквейн.

Во-первых, необходимо рассмотреть такую технологию как мнемотехника. Смысл слов «мнемоника» и «мнемотехника» означает одно и то же — технику запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.) [5, с. 5]. Также эту технику использовал Цицерон для запоминания своей речи. Он выстраивал определенный путь по комнатам, соединяя различные изречения с предметами или местами. Это помогло запомнить их при выступлении перед публикой, уже пройдя этот путь в голове, собирая «разложенные» по местам факты и слова.

Мнемотехника представляет собой систему различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет создания дополнительных ассоциаций. Такие приемы имеют особое значение для дошкольников, поскольку визуальный материал усваивается значительно лучше, чем словесный [5, с. 5].

В грамматике дошкольников часто встречаются ошибки, к ним относится неправильное употребление предлогов и окончаний в падежах. Эти недостатки исчезают с возрастом. Взрослые играют важную роль в устранении этих ошибок. Использование мнемотехники способствует развитию речи детей. Ученые дают ему разные названия. В. К. Воробьева называет этот прием сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко — предметно-схемные модели, Т. В. Большева — коллаж, Л. Н. Ефименкова — схема составления рассказа [1, с. 86].

Особенности технологии заключаются в использовании не изображаемого предмета, а знаков с целью опосредованного запоминания. Это значительно упрощает подбор и усвоение слов для дошкольников. Знаки максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, домашних животных обозначается дом.

Мнемотехника всегда создается на основе работы от простого к сложному. Приступать к работе нужно, начиная с простых мнемонических квадратов, затем переходя к мнемоническим дорожкам, а затем и к мнемотаблицам, ведь у дошкольников в памяти закрепляются отдельные образы: кошечка — пушистая, клубничка — сладкая. Потом — усложнить или заменить другой заставкой — показать персонажа в графическом варианте. Информация, которая запоминается с помощью мнемоники, аналогична расположению папок в компьютере. Однако вместительность каждой «папки» не так уж и велика [5].

Большое применение в обучении дошкольников знаково-символической деятельности получила следующая технология. Этот метод может помочь воспитателям четко отметить простые отношения и отношения с объектами действительности.

Модели очень эффективны при разучивании произведения в стихотворной форме. Содержание следующее: главное слово или словосочетание в любой строке стихотворения «закодировано» в сходной картинке, поэтому все стихотворение целиком состоит из иллюстраций. Далее дошкольники воссоздают то, что запомнили, рассматривая иллюстрации, полностью. На первом этапе предлагается готовый план-схема, затем в ходе исследования создают собственную схему. Кодирование может выполняться от простого вида к сложному. В исследовании С. Н. Карпова и И. Н. Колобова писали, что дошкольники не всегда могут сознательно отделять языковые элементы, особенно слова, не имеющие подлежащего содержания (предлоги и др.), тяжелее морфем [4].

Развитие речи дошкольников, предмет — используются схематические модели. Формированию представлений о словах и предложениях у дошкольников показаны графические схемы предложений. Воспитатель говорит им, что предложение можно записать в виде схемы. Тире в предложениях — это слова. Дошкольникам предлагается составить предложение — «Наступила морозная зима. Дует ледяная вьюга».

Графические схемы могут помочь дошкольникам наиболее точно почувствовать границы слов и их раздельное написание в предложениях. В данной работе допускается использование различных иллюстраций и предметов.

Далее, наиболее действенным методом при работе с детьми, имеющими нарушения речи, считается сказка, оказывающая коррекционное действие.

Сказка — это средство погружения ребенка в атмосферу жизни и истории, которой живет герой. Это «ключ» к ребенку и к получению им новых знаний, опыта, который он накапливает [3]. С целью развития речи дошкольников воспитатель использует метод сказкотерапии. Сказкотерапия проводится 1 раз в неделю. В младшей и средней группе сказкотерапия длится 15–20 минут. В старшей и подготовительной группе 25–30 минут. Проводя сказкотерапию в младшей и средней группе, используют прием словесной режиссуры, психогимнастику, словесное комментирование, совместную словесную импровизацию — обучают продолжению фразы педагога. В старшей группе используются аналогичные приемы, но с усложнениями, дошкольники интересно выполняют зарисовки пантомимы, упражнения на ритмизацию и т. д.

Сказки влияют не только на эмоциональное состояние дошкольников, но и на их речевую деятельность. При использовании на занятиях по сказкотерапии активизируется словарный запас детей. Применяется при нарушениях речи, а также при работе над связной речью. Сказка содержит речевую и коммуникативную функции, лексико-образную, так как формируется языковая культура дошкольника; активизируется и развивается внутренняя слуховая память; слушая или читая сказки, трансформируется словесно-символическая форма сказок; развиваются коммуникативная и выразительная функции языка.

Все виды сказок можно преподнести по-разному: анализ, рассказывание историй, письмо, постановка и рисование. Но нужно помнить, что это делается для того, чтобы создать интерес и положительную мотивацию у ребят. Жизненные ценности, вот что составляет ядро сказкотерапии [3, с. 170].

Таким образом, становится возможным сделать вывод об уникальности воздействия сказкотерапии в коррекционных целях, поскольку другие виды деятельности не смогут комплексно воздействовать на речь дошкольника.

Если вы впервые слышите о следующей технологии, которая называется «синквейн», может показаться, что это название какого-то экзотического блюда или растения. Однако это всего лишь стихотворение, которое считается действенным методом развития детской речи. В начале XX века этот тип стихотворения был разработан поэтессой американского происхождения Аделаидой Крэпси на основе знакомых японских хайку и танка.

Легкость синквейна позволяет быстро его составить, но получиться может не сразу. Для того чтобы она была правильной, необходимо обратить внимание на ее структуру построения [2]. Синквейн строится из пяти строк. По форме он похож на новогоднюю елку: одно слово, два слова, три слова, четыре слова, одно слово.

У некоторых детей могут возникнуть трудности с написанием синквейна. Устранить эту проблему можно, разделив детей на пары. Назвав тему синквейна, им дается шесть-восемь минут на придумывание. Затем оба партнера составляют из своих частей один квинквейн. Это даст им возможность проанализировать написанное и прийти к общему решению проблемы, с которой они столкнулись. В результате вся группа может слушать квинты каждой пары. Для лучшего понимания детьми того, что от них требуется, лучше привести в пример несколько готовых квинквейнов.

При составлении квинквейна обогащается и расширяется словарный запас дошкольников. Их знакомят с таким понятием, как «слово, обозначающее предмет» или «слово, обозначающее действие». Таким образом, закладывается «фундамент» для дальнейшей работы над предложением. Затем они изучают понятия «живых и неживых» объектов. Дошкольники могут оформить свою работу графически.

Синквейн помогает успешно исправить весь речевой строй, активизируется и обогащается речевой словарный запас, приобретаются навыки словообразования, развивается умение описывать предметы и составлять синквейны по картинке, употребление в речи предложений различного состава.

Из вышеизложенного следует, что инновационные технологии являются ключевым средством развития образования в целом и дошкольных учреждений в частности. При этом решение задач формирования речевой деятельности дошкольников, в основе которой лежит знание, это невозможно без перехода системы образования на путь инноваций. Нововведения затронули все составляющие образовательной деятельности целиком.

Литература:

  1. Григорьева А. А. Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики / А. А. Григорьева, Л. В. Николаева, Т. И. Никифорова, Л. С. Ядрихинская. Якутск: МЦНИП, 2013. 543 с.
  2. Душка Н. Д. Синквейн в работе с дошкольниками» / М. Д. Душка // Журнал «Логопед», М.: «ТЦ Сфера», 2005. № 5. С. 85–91.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии // Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева. СПб.: «Речь», 2006. 176 с.
  4. Карпова С. Н. Особенности ориентировки на слово у детей / С. Н. Карпова, И. Н. Колобова. М., 1978. 281 с.
  5. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники // Система запоминания «Джордано» [Электронный ресурс], 2007. Режим доступа: http://mnemonikon.ru
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольник, слово, ребенок, мнемотехника, нарушение речи, обучение дошкольников, предложение, предмет, речевая деятельность, речевое развитие.


Похожие статьи

Возможности использования мнемотехники в речевом развитии...

Ключевые слова: речь, развитие речи, педагогическая технология, мнемотехника

Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений.

Возлеева Ю. Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста

Шмакова Н. В. Учим детей связной речи с помощью мнемотехники [Электронный ресурс].

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление

Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

2004.№ 6. С. 64–68. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед.

Формирование связной речи с помощью мнемотехники

Нарушение речи у детей дошкольного возраста достаточно распространенное явление.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

В формировании связной речи тесно связаны между собой речевое и умственное развитие детей, развитие их мышления.

Ключевые слова: развитие речи, мнемотехники, синквейн, игровые технологии.

Обучение составлению описательных рассказов дошкольников...

Темп развития речи детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности

[Т. Б. Полянская 2009: 3–7]. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.

12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях...

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей...

 Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и

Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице. Что дает мнемотехника?

− Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Использование мнемотехники в логопедической работе

А вот использование мнемотехники для развития речи — это новое направление. Мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти, путём образования искусственных ассоциаций.

Консультация для педагогов дошкольных образовательных...

...приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи» / И. М. Кыртынмай.

Формирование связной речи — наиболее сложный раздел коррекционного обучения.

Дидактические материалы по развитию речи детей 5 — 6. Москва, 2005. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников — М., 1985.

Использование методов мнемотехники в обучении детей...

 Использование методов мнемотехники в развитии дошкольников становится все более актуальным.

Огромная ответственность по организации деятельности детей лежит на педагоге.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая

В возрасте 5–7 лет круг проблем и задач речевого развития ребенка резко расширяется.

О. С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», ТЦ, М.: 2004.

ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь...

Рассказывание — действенное средство развития речи...

Развитие связной речи — одна из первых задач в обучении детей дошкольного возраста.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого языка — «искусство запоминания».

– учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками — символами; учить зарисовывать

Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб., 2005.

Похожие статьи

Возможности использования мнемотехники в речевом развитии...

Ключевые слова: речь, развитие речи, педагогическая технология, мнемотехника

Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений.

Возлеева Ю. Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста

Шмакова Н. В. Учим детей связной речи с помощью мнемотехники [Электронный ресурс].

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление

Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

2004.№ 6. С. 64–68. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед.

Формирование связной речи с помощью мнемотехники

Нарушение речи у детей дошкольного возраста достаточно распространенное явление.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

В формировании связной речи тесно связаны между собой речевое и умственное развитие детей, развитие их мышления.

Ключевые слова: развитие речи, мнемотехники, синквейн, игровые технологии.

Обучение составлению описательных рассказов дошкольников...

Темп развития речи детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности

[Т. Б. Полянская 2009: 3–7]. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.

12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях...

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей...

 Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и

Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице. Что дает мнемотехника?

− Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Использование мнемотехники в логопедической работе

А вот использование мнемотехники для развития речи — это новое направление. Мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти, путём образования искусственных ассоциаций.

Консультация для педагогов дошкольных образовательных...

...приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи» / И. М. Кыртынмай.

Формирование связной речи — наиболее сложный раздел коррекционного обучения.

Дидактические материалы по развитию речи детей 5 — 6. Москва, 2005. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников — М., 1985.

Использование методов мнемотехники в обучении детей...

 Использование методов мнемотехники в развитии дошкольников становится все более актуальным.

Огромная ответственность по организации деятельности детей лежит на педагоге.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая

В возрасте 5–7 лет круг проблем и задач речевого развития ребенка резко расширяется.

О. С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», ТЦ, М.: 2004.

ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь...

Рассказывание — действенное средство развития речи...

Развитие связной речи — одна из первых задач в обучении детей дошкольного возраста.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого языка — «искусство запоминания».

– учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками — символами; учить зарисовывать

Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб., 2005.

Задать вопрос