Взаимосвязь копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента у студентов младших курсов различных специальностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №40 (435) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 03.10.2022

Статья просмотрена: 267 раз

Библиографическое описание:

Башутина, М. В. Взаимосвязь копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента у студентов младших курсов различных специальностей / М. В. Башутина, Д. Н. Чернов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/archive/435/95236/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматривается взаимосвязь копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента на примере студентов клинической психологии и студентов технических направлений. Представлены основные результаты исследования и их интерпретация.

Ключевые слова : копинг-стратегии, совладающее поведение, личность, темперамент, студенты-психологи, студенты технических направлений.

В период обучения в высшем учебном заведении, студент неизбежно сталкивается с различными трудностями, которые вызывают эмоциональную реакцию и нередко становятся основой стрессовых переживаний. Основными способами адаптации к трудным, стрессовым ситуациям являются копинг-стратегии — это способы управления состоянием стресса, возникающие как ответ на воспринимаемую угрозу [1]. Переживание стрессовых ситуаций и умение с ними справляться относятся к центральным аспектам профессионально-необходимых качеств будущих специалистов.

Вопрос о роли копинг-стратегий в адаптации к стрессовым ситуациям исследовали такие отечественные и зарубежные исследователи какД. Амирхан, Р. Лазарус, В. А. Бодрова, С. К. Нартова-Бочавер, В. М. Ялтонский. Было выявлено, что предпочтение в использовании разных копинг-стратегий характерно для личности в определенных возрастах, может зависеть от гендерных особенностей, связано с психологическими особенностями личности и обусловлено выполнением определенных видов деятельности [1, 3].

Актуальность темы исследования обусловлена растущим интересом во многих областях научного знания к изучению возможностей преодоления личностью различных стрессовых ситуаций. Интерес к данной проблеме достаточно устойчив из-за усиления негативных влияний на человека экологических, социальных и других неблагоприятных условий. В связи с этим особую значимость приобретает изучение способов совладания со стрессом у молодежи. Интерес вызывают особенности адаптации студентов к, во многом, стрессовым условиям обучения в вузе, а также, — различия в этом процессе в зависимости от специфики направления профессиональной подготовки [1].

Целью исследования является выявление того, как взаимосвязан выбор копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента у студентов младших курсов. Объектом исследования является совладающее со стрессом поведение, а предметом исследования взаимосвязь копинг-стратегий и свойств личности и темперамента у студентов, обучающихся по гуманитарному (клиническая психология) и техническому направлениям профессиональной подготовки.

Характеристики выборки : в исследовании приняли участие студенты первого-третьего курсов психологического и технического профиля обучения. Общее число испытуемых — 42 человека в возрасте 18–21 года. Среди них 27 юношей и 15 девушек. Выборки были уравнены по полу.

Методы и методики : оценка копинг-стратегий осуществлялась с помощью опросников «Способы совладающего поведения — WCQ» (Р. Лазарус, русская адаптация — Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, 2007 В) и «Индикатор копинг-стратегий — CSI» (Д. Амирхан, русская адаптация –.М. Ялтонский, 1995). Для диагностики личностных черт и свойств темперамента использовались методики: «Диагностика типа темперамента — PTS» (Я. Стреляу, в адаптации Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелева, 1988), «Пятифакторный опросник личности — 5PFQ» (Х. Тсуйи, в адаптации А. Б. Хромова, 2000). Все методики были проверены на внутреннюю согласованность и надежность в недавнем исследовании [2].

Методы статистической обработки включали в себя: расчет описательных статистик; для определения достоверных различий между двумя независимыми выборками использовался U-критерий Манна-Уитни; для выявления согласованных изменений между переменными использовался корреляционный анализ Спирмена. Статистическая обработка осуществлялась с помощью компьютерного пакета Statistica 12.

Результаты и их обсуждение . Межгрупповой анализ показал, что в основе такой копинг-стратегии как «положительная переоценка» у молодых людей вне зависимости от направления их обучения лежит такое сочетание темпераментальных и личностных черт, как сила по возбуждению, подвижность, экстравертированность, отчасти (судя по направлению корреляционных связей, хотя, — не во всех случаях, достигающих уровня значимости p≤0,05,) — а) уравновешенность процессов возбуждения и торможения, а также б) игривость.

Результаты корреляционного анализа по двум выборкам раздельно приведены в таблице 1.

Таблица 1

Взаимосвязь свойств темперамента и личностных черт с показателями копинг-стратегий

Характеристики

CSI

WCQ

Разрешение проблем

Поиск социальной поддержки

Избегание проблем

Конфронтационный копинг

Самоконтроль

Принятие ответственности

Бегство-избегание

Планирование решения проблемы

Положительная переоценкаы

PTS — Сила по возбуждению

-0,02

-0,16

0,13

0,44

-0,05

-0,31

-0,20

0,08

0,47

0,46

-0,38

-0,54

0,12

0,51

-0,52

-0,61

0,30

0,45

PTS — Сила по торможению

0,09

-0,59

0,06

0,12

0,25

0,11

-0,24

0,36

-0,03

0,08

-0,35

-0,48

-0,23

0,37

-0,47

-0,65

-0,16

0,05

PTS — Подвижность

-0,15

0,24

-0,03

0,33

-0,24

-0,09

0,08

-0,03

0,52

0,39

0,12

0,09

0,59

0,25

-0,01

0,06

0,42

0,52

PTS — Уравновешенность

-0,15

0,13

0,13

0,35

-0,26

-0,36

-0,02

-0,10

0,52

0,37

-0,19

-0,29

0,39

0,21

-0,26

-0,27

0,52

0,40

5PFQ -Экстраверсия — Интроверсия

-0,12

0,10

-0,13

0,51

-0,13

-0,42

-0,02

0,19

0,62

0,41

-0,05

-0,33

0,43

0,39

-0,18

-0,34

0,59

0,56

5PFQ — Привязанность — Отделенность

0,09

0,24

-0,08

0,04

0,15

0,18

0,11

-0,22

-0,21

-0,04

0,14

0,05

0,40

0,00

0,09

0,14

0,14

0,06

5PFQ -Контролирование — Естественность

0,54

-0,11

0,21

-0,17

0,10

0,22

0,12

-0,01

0,17

0,44

-0,60

0,02

-0,19

0,38

-0,14

-0,21

0,16

0,16

5PFQ — Эмоциональность — Сдержанность

0,06

0,05

0,18

-0,20

0,31

0,46

0,29

-0,18

-0,22

0,01

0,57

0,56

0,14

-0,38

0,53

0,61

-0,08

-0,01

5PFQ — Игривость — Практичность

0,03

-0,18

0,25

0,23

0,18

-0,10

0,07

0,27

0,75

0,53

0,03

-0,01

0,34

0,45

0,07

-0,02

0,44

0,42

Примечание. В каждой ячейке значение над чертой — корреляция в группе студентов-психологов, значение под чертой — корреляция в группе студентов технических специальностей. Полужирным шрифтом отмечены корреляции на уровне значимости p≤0,05.

В качестве отличительной особенности группы студентов технического направления можно выделить связь слабого типа нервной системы и повышенной эмоциональности с избегающим типом поведения, поиском социальной поддержки и чрезмерным, граничащим с самообвинением, принятием ответственности.

Можно сделать вывод о том, что под воздействием новой стрессогенной ситуации (обучение в вузе) у молодых людей вырабатываются определённые способы совладания со стрессом, а определенные личностные и темпераментальные характеристики предрасполагают к предпочтению конкретных копинг-стратегий. Кроме того, студенты, склонные к определенной профессиональной деятельности, возможно, на момент начала обучения уже обладают характерными личностными особенностями, что может стать причиной появления определенных паттернов взаимосвязей между копинг-стратегиями и характеристиками личности и темперамента. Отличия могут возникать и в связи с разными профилями обучения студентов. Студенты психологического направления больше работают над самопознанием, их учебно-профессиональная деятельность в существенной степени подразумевает изучение особенностей собственной личности, что может приводить к возрастанию тенденции к личностному росту в большей мере, чем у студентов технических направлений. В результате предпочитаемые копинг-стратегии в меньшей степени оказываются зависимыми от темпераментальных и личностных характеристик, и, вероятно, больше отражают особенности адаптации к стрессовой ситуации обучения по данной специальности.

Таким образом, была выявлена общая предрасположенность студентов обоих направлений к адаптивным копинг-стратегиям, также обнаружились незначительные различия в личностных характеристиках. Было установлено, что основой стратегии положительной переоценки у студентов младших курсов является определенное сочетание темперементальных черт: сила по возбуждению, подвижность, экстравертированность, также частично — а) уравновешенность процессов возбуждения и торможения, а также б) игривость

На основании исследования может быть разработана программа, направленная на адаптацию студентов во время учебного процесса в ВУЗе, с целью формирования и отработки способов совладания со стрессом, а также способствованию поддержания стабильного эмоционального состояния, с учетом развития личностных особенностей студентов.

Литература:

  1. Горячих, А. В. Механизмы психологической защиты как средство личностного развития студента / Горячих, А. В., Саитова М. А. / Инновации. Интеллект. Культура. XXI Всеросс. (с междунар. участием) науч. — практ. конф. молодых ученых и студентов. Тюмень, 2014. — С. 255‒259.
  2. Ивашкина М. Г. Роль темперамента и личности в предпочтении стратегий совладающего поведения у студентов-медиков / М. Г. Ивашкина, Д. Н. Чернов, Н. П. Радчикова, А. Н. Акопян, В. С. Делеви, Е. Н. Полянская, В. А. Ерохина // Психологические исследования. — 2021. — Т.14. — № 79. — С.1. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2021v14n79/1936-ivashkina79.html
  3. Ялтонский, В. М. Психология совладающего поведения: развитие, достижение, проблемы, перспективы / В. М. Ялтонский, Н.А Сирота // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы. — М., 2008. — С.21–54.
Основные термины (генерируются автоматически): PTS, CSI, WCQ, свойство личности, студент, клиническая психология, корреляционный анализ, профессиональная подготовка, русская адаптация, социальная поддержка.


Ключевые слова

темперамент, личность, копинг-стратегии, совладающее поведение, студенты-психологи, студенты технических направлений

Похожие статьи

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией.

Современные высшие учебные заведения призваны давать не только профессиональную

Ключевые слова: социальная психология, адаптация, социально-психологическая адаптация.

социально-психологическая адаптация, учебная деятельность, студенты.

Методы и методики исследования взаимосвязи копинг-стратегий...

На русском языке переведена и стандартизирована Ромеком В. Г.

реализация которых обеспечивает высокую успешность профессиональной деятельности.

Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Наука, 2010.

Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере.

Социально-психологическая адаптация | Статья в журнале...

 Ключевые слова: социальная психология, адаптация, социально-психологическая адаптация.

Дидактическая адаптация — это подготовка студентов к новым формам и методам

Началджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. — Ереван: ЭПО, 1988.

— 608 с. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка.

Феномен профессиональной самоидентификации

...профессиональная адаптация, но и эффективная профессиональная подготовка.

В психологии идентичность рассматривается как «чувство самотождественности, собственной истинности

Г. Мида считают родоначальником социологического понимания идентичности личности.

Основными элементами профессиональной самоидентификации выступают

Диагностика соответствия типа личности студента медицинского...

Результаты исследования показывают, что у 29 % студентов социальный тип стоял на 1 месте, а у 22 % студентов на 2 месте (таблица 1). Также обратим, внимание, что такие сопутствующие типы личности как предпринимательский и артистический набрали 22 % и 19 %, соответственно.

Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе

Еще мало изучен вопрос о роли студентов как социально-психологической среды в процессе адаптации в вузе.

Исходя из индивидуальных свойств личности и ее мотивационной среды, этот этап может

Казначеев В. П. Современные проблемы адаптации: Учебное пособие — М., 2000. Лагерев В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и...

Социальная адаптация студентов в вузе | Статья в журнале...

 В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также

В психологии социальная адаптация понимается, во-первых, как непрерывный процесс

Основная задача этого периода-выбор профессии и профессиональная подготовка.

В принципе, адаптация социально-психологическая поддержка студентов первого курса к...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по...

...по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ / Т. И. Михайлюк.

 В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов

Ключевые слова: профессиональная идентичность, идентичность, адаптация

Идентичность (по Э. Эриксону) — это, прежде всего показатель зрелой (взрослой) личности...

Понятие адаптации с точки зрения психологии

...З. Фрейда и А. Адлера адаптация представлена с позиции анализа защитных механизмов личности.

В профильной литературе существует более широкое определение социальной адаптации.

социальная психология, адаптация, социально-психологическая адаптация.

социально-психологическая адаптация, адаптация, студент, социальная среда, учебное...

Похожие статьи

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией.

Современные высшие учебные заведения призваны давать не только профессиональную

Ключевые слова: социальная психология, адаптация, социально-психологическая адаптация.

социально-психологическая адаптация, учебная деятельность, студенты.

Методы и методики исследования взаимосвязи копинг-стратегий...

На русском языке переведена и стандартизирована Ромеком В. Г.

реализация которых обеспечивает высокую успешность профессиональной деятельности.

Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Наука, 2010.

Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере.

Социально-психологическая адаптация | Статья в журнале...

 Ключевые слова: социальная психология, адаптация, социально-психологическая адаптация.

Дидактическая адаптация — это подготовка студентов к новым формам и методам

Началджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. — Ереван: ЭПО, 1988.

— 608 с. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка.

Феномен профессиональной самоидентификации

...профессиональная адаптация, но и эффективная профессиональная подготовка.

В психологии идентичность рассматривается как «чувство самотождественности, собственной истинности

Г. Мида считают родоначальником социологического понимания идентичности личности.

Основными элементами профессиональной самоидентификации выступают

Диагностика соответствия типа личности студента медицинского...

Результаты исследования показывают, что у 29 % студентов социальный тип стоял на 1 месте, а у 22 % студентов на 2 месте (таблица 1). Также обратим, внимание, что такие сопутствующие типы личности как предпринимательский и артистический набрали 22 % и 19 %, соответственно.

Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе

Еще мало изучен вопрос о роли студентов как социально-психологической среды в процессе адаптации в вузе.

Исходя из индивидуальных свойств личности и ее мотивационной среды, этот этап может

Казначеев В. П. Современные проблемы адаптации: Учебное пособие — М., 2000. Лагерев В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и...

Социальная адаптация студентов в вузе | Статья в журнале...

 В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также

В психологии социальная адаптация понимается, во-первых, как непрерывный процесс

Основная задача этого периода-выбор профессии и профессиональная подготовка.

В принципе, адаптация социально-психологическая поддержка студентов первого курса к...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по...

...по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ / Т. И. Михайлюк.

 В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов

Ключевые слова: профессиональная идентичность, идентичность, адаптация

Идентичность (по Э. Эриксону) — это, прежде всего показатель зрелой (взрослой) личности...

Понятие адаптации с точки зрения психологии

...З. Фрейда и А. Адлера адаптация представлена с позиции анализа защитных механизмов личности.

В профильной литературе существует более широкое определение социальной адаптации.

социальная психология, адаптация, социально-психологическая адаптация.

социально-психологическая адаптация, адаптация, студент, социальная среда, учебное...

Задать вопрос