Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соболева, Н. В. Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе / Н. В. Соболева, О. В. Водопьянова, А. Е. Беккужинова, А. М. Исмагамбетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 185-188. — URL: https://moluch.ru/archive/432/94921/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было проведено в среднем звене Назарбаев Интеллектуальной школы города Петропавловск учителями английского языка. Целью исследования было выявление наиболее эффективного активного метода обучения в применении устойчивых выражений в устной речи учащихся средней школы. Актуальность данного исследования состоит в том, что формирование и развитие навыков говорения учащихся среднего звена является основой для успешного развития коммуникативных навыков при овладении иностранным языком. Более того, активные методы обучения требуют от учащихся участвовать в процессе обучения, размышляя, обсуждая, исследуя и создавая. На занятиях учащиеся отрабатывают навыки, решают проблемы, сталкиваются со сложными вопросами, предлагают решения и объясняют идеи своими словами устной речи и обсуждения.

Ключевые слова : lesson study, активные методы обучения, вопрос-ответ, ролевая игра, дискуссия.

Введение

В современном глобальном мире коммуникация играет жизненно важную роль в достижении успеха во всех областях. Язык используется как инструмент общения и общение невозможно без использования языка. Более того, люди не могут достичь своих целей и задач, не используя надлежащий язык для общения и не употребляя соответсвующие лексические единицы для выражения своих мыслей.

Имеющийся педагогический опыт учителей, принявших участие в исследовании и анализе литературы, позволяет утверждать, что для развития навыков говорения необходимо использовать активные методы обучения. Под ними понимаются формы и методы, которые активируют умственную и самостоятельную работу студентов, поддерживают внимание и развивают речь.

Поэтому, мы считаем, что тема «Как тематическая дискуссия, ролевая игра и метод «вопрос-ответ» влияют на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе?» актуальна и важна. Активные методы обучения — это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда студенты являются центральным элементом активности на уроке [1]. Активные методы обучения дают возможности обрабатывать лексические единицы определяя их значение у контексте и использовать в устной речи. Применение новых словосочетаний через активное использование на уроках и ситуативные упражнения помогает учащимся кодировать лексические единицы, концепции и навыки устной речи в своей памяти, связывая их с предыдущей информацией, и адаптируя их для дальнейшего использования в речи. Регулярное общение с преподавателем и сверстниками с использованием определённых лексических единиц помогает создать учащимся более глубокое представление об их значении и уместности употребления в определённых ситуациях.

Одним из таких активных методов развития навыка говорения стал метод «тематической дискуссии». Согласно Энциклопедическому словарю, дискуссия (лат. discussio — рассмотрение, исследование) — это спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы убеждения.

Данный метод был выбран в связи с тем, что с помощью дискуссии можно непроизвольно включить учащихся в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить, общаться и высказывать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса.

В рамках исследования целью использования метода тематической дискуссии на уроках английского языка являлась возможность применения языковых/речевых знаний и навыков на практике, формирование способности критически воспринимать информацию, выделяя в ней главную мысль и находить средства и аргументы для ее подтверждения.

Метод «вопрос — ответ» применяется для сбора информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения готовой информации при решении определенных проблем [2]. Отличительной чертой данного метода является то, что здесь используется определенная форма постановки вопроса для интервью с участниками дискуссии-диалога. Учащимся необходимо определить интересы собеседника, привести аргументы и факты для влияния на ход диалога, что невозможно без активации ранее изученной и новой лексики.

Ролевая игра — это созданная обучающая ситуация, где учащийся берет на себя определенную роль и представляет модели поведения, которые, на его взгляд, подходят ей. Использование ролевой игры на уроках английского языка способствует созданию иллюзии реальной коммуникации, что помогает учащимся лучше усвоить и применить необходимую тематическую лексику. Также стоит отметить, что игры по своей сути — наиболее привлекательный способ обучения в силу возрастных особенностей учащихся. В процессе игры происходит непроизвольное запоминание выражений и речевых конструкций уместно в контексте ситуации. Важно, что даже учащиеся, которые испытывают затруднения с иностранным языком, могут легче преодолеть языковой барьер в силу непринужденности игровой формы. Многим ролевая игра помогает выразить себя, показать особенности своего мировоззрения, при этом скрывая какие-то недостатки.

Актуальность данной проблемы обуславливается еще тем, что способность свободно общаться на любые темы напрямую зависит от лексического запаса учащихся и их способности активизировать изученные слова и словосочетания в различных ситуациях, что влияет на внутреннюю мотивацию к овладению иностранного языка. Нехватка словарного запаса и неумение правильно применять полученные знания во время коммуникации с другими учащимися чувство неуверенности и нежелание говорить на иностранном языке. Следовательно, учителю необходимо уделить пристальное внимание созданию соответствующих условия для развития коммуникативных навыков на уроке с уместным использованием изученных лексических единиц. Поэтому появилась необходимость в выявлении наиболее эффективного активного метода обучения в применении устойчивых выражений в устной речи учащихся средней школы.

Основная часть

В своем исследовании мы выбрали три активных метода направленных на развитие коммуникативных навыков, дискуссия, «вопрос-ответ» и role-play. Во время наблюдения выделили фокус группу, состоящую из трех учащихся: Студент А — может легко применять достаточное количество (4–5) новых устойчивых выражений уместно в контексте, студент Б — может испытывать незначительные трудности в применении достаточного количества (4–5) новых устойчивых выражений уместно в контексте и студент С — испытывает трудности в применении достаточного количества (4–5) новых устойчивых выражений уместно в контексте.

Целью исследования является выявление наиболее эффективного активного метода обучения через применение устойчивых выражений в устной речи учащихся средней школы.

Эффективность приема будет определена количественными (количество используемых устойчивых выражений) и качественными (правильное применение в контексте) данными. Были разработаны следующие критерии для выявления наиболее эффективного активного метода обучения:

— правильное произношение новых словосочетаний;

— уместное использование в контексте;

— умение адаптировать словосочетание к ситуации (добавлять или убирать аффиксы, использовать различные глагольные формы);

— естественность употребления в речи;

Узнавание и понимание в речи оппонента.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

— изучение существующих активных методов, подходящих для учащихся среднего звена, для дальнейшего адаптирования под нужды учащихся и применения на уроках;

— определение фокус группу учащихся для наблюдения;

— планирование и адаптирование уроков к проведению Lesson Study, в ходе которых будут применены выбранные активные методы обучения;

— проведение Lesson Study и ведение наблюдения за учащимися разного уровня владения английским языком, фокусируясь на обучении и развитии фокус группы;

— проведение короткого интервью с целью выявления отношения фокус группы к применяемым на уроках активным методам обучения, направленных на развитие коммуникативных навыков;

— анализ аудио записи интервью фокус группы и данных полученных в ходе наблюдения уроков в рамках Lesson Study;

— подведение итогов и использование полученных данных в педагогической практике и распространение результатов исследования с коллегами.

Объектом исследования стало активное уместное использование учащимися ранее изученных и новых лексических единиц во время тематической дискуссии, активного метода вопрос-ответ и ролевая игра.

Проведенное исследование позволило выявить следующее:

Так, во время тематической дискуссии, для учащегося А. не составило трудности правильно использовать изученные выражения в контексте, учащийся продемонстрировал умение адаптировать их к ситуации, при необходимости верно использовал грамматически правильные необходимые формы. В его речи изученные выражения звучали естественно, не наблюдалось ошибок в произношении. В речи оппонента все выражения были верно распознаны. При применении активного метода «вопрос-ответ» и ролевая ига, учащиеся А с легкостью освоили и применили необходимые фразы. Было заметно, что многие из них перешли в активный словарный запас учащихся, т. к. они смогли не только правильно использовать в контексте, но и адаптировать отдельные выражения к ситуации, что никак не повлияло на естественность употребления их в речи.

В ходе дискуссии на заданную тему учащийся В. также смог продемонстрировать использование большей части изученных в ходе раздела выражений, но группой учителей было замечено, что употребление некоторых выражений было неуместно в контексте беседы, т. е. учащийся, просто пытался употребить изученные выражения, не пытаясь адаптировать их к конкретной ситуации, не задумываясь об их значении и соответствии обсуждаемой темы, в связи с чем, речь учащегося была не всегда естественна. Ошибок в произношении почти не наблюдалось, как и проблем с распознаванием данных выражений в речи собеседников. Также ученик В. успешно справился во время вопрос-ответ, активно используя требуемые лексические единицы, допускает некоторые ошибки, влияющие на естественность и умение адаптировать некоторые фразы к ситуации в устной речи. Во время ролевой игры, ученик В. допускает незначительные ошибки в произношении и адаптации к ситуации, но в целом уместно и грамматически корректно использует 80 % изучаемого материала.

Наблюдая за учащимся С., педагоги отметили, что применение метода «тематической дискуссии» дало положительный эффект: так, учащийся успешно распознал в речи собеседника представленные выражения, почти не допускал или допускал незначительные (в сложных словах) ошибки в произношении, в большей степени правильно использовал в контексте. Наибольшие затруднения возникли в процессе адаптации изученных выражений в контексте. Ученик С. во время применения метода «вопрос-ответ», услышав в речи собеседника данные фразы, смог правильно их воспроизвести, затруднения вызвало адаптирование к ситуации и использование в контексте, то есть ученик неправильно использовал грамматическую форму глагола, иногда путал слова в выражениях. Подобная ситуация возникла с учащимся С во время ролевой игры, он не смог адаптировать словосочетания уместно в контекст и допускал ошибки при попытке адаптировать необходимые словосочетания к ситуации, что также повлияло на естественность и беглость речи.

Выводы

В результате исследования было выявлено, что наиболее эффективными в изучении новых лексических единиц являются метод «тематической дискуссии» и метод «вопрос-ответ». Касаемо метода тематической дискуссии, он способен активировать речемыслительную деятельность всех представленных в исследовании учащихся, его использование способствует развитию навыка говорения и умения мыслить на английском языке. Что же касается метода вопрос-ответ, то «сильные» и «средние» учащиеся с легкостью справились с поставленной перед ними задачей, как и ученики, испытывающие затруднения в изучении и использовании новой лексики, не испытывали сложности в употреблении данных слов и выражений, так как слышали их в речи оппонента, тем самым пополняли свой активный словарь.

Как показало исследование ролевая игра наиболее эффективна для «сильных» и «средних» учащихся, однако для учащихся со слабым уровнем владения иностранным языком ролевая игра не самый подходящий метод при изучении новой лексики, так как им сложно уместно использовать новую лексику в контексте ситуации. Возможно, при закреплении ранее изученных слов и выражений данный метод более уместен для таких учащихся с затруднениями.

Литература:

  1. Анашкина, И. В. Активные и интерактивные формы обучения. [Текст]: методические рекомендации / И. В. Анашкина. — Тамбов: Изд-во ООО Орион, 2011. — с.39
  2. Жилкина Р. И. Ролевые игры на уроках английского языка/ Иностранные языки в школе, 2010г. № 1
  3. Зарукина, Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению [Текст:] учеб.-метод. пособие/ Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. — 59с.
  4. Кашапов, М. М. Неимитационные методы обучения [Текст]:методические указания / М. М. Кашапов. — Яросл. Гос ун-т, Ярославль. 2001.– с.32
  5. Курьянов, М. А. Активные методы обучения [Текст]: метод.пособие/ М. А. Курьянов, В
  6. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М., “Просвещение”, 1984 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ролевая игра, учащийся, активный метод обучения, английский язык, выражение, иностранный язык, тематическая дискуссия, контекст, устная речь, эффективный активный метод.


Похожие статьи

Креативные методы и приемы работы на уроках английского...

Также очень интересен такой метод работы как креативная грамматика. Этот метод чаще всего применяется на уроках русского и английского языков, так как обучение языкам невозможно в изоляции, иначе какой смысл такого обучения? Дети осознают грамматические явления и...

Игра как один их эффективных приемов обучения...

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей... Ролевая игра мотивирует порождение речевой деятельности, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то...

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

В статье рассматриваются вопросы применения активных и интерактивных методов обучения на примере проведения научно-практических студенческих конференций, занятий в виде встреч дискуссионного клуба и использование ролевой игры на занятиях по английскому языку со...

Креативные методы работы при обучении английскому языку

 Обучение языкам в современной школе предполагает обновление форм, методов и содержания языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода с максимальным учётом интересов учащихся и на основе использования современных...

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как...

Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного

Место учителя на уроках английского языка с использованием АМО сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей...

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку...

Овладение учащимися умением общаться на иностранном языке является основным назначением иностранного языка как предметной области школьного обучения. Технология деятельностного метода позволяет планировать достижение результатов с учетом...

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку...

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей школе.

В методике обучения иностранным языкам игра является формой деятельности в условных

ролевая игра, иностранный язык, игра, проблемная направленность, ситуация, учащийся, участник...

К вопросу о роли игры на занятиях по иностранному языку в вузе

Ключевые слова: игра, обучение, иностранный язык, мотивация, коммуникативный процесс

Изучение иностранного языка в настоящее время становится неотъемлемым компонентом

Пробуждение интереса к изучению иностранного языка (в частности английского) и к...

Активные методы обучения на уроках иностранного языка

Следует отметить, что большинство активных методов обучения могут использоваться как самостоятельное мероприятие, так и являться необходимым элементом других методов. Например, дискуссия – это и самостоятельный метод, и часть деловой игры, «круглого стола».

Использование игровых технологий при обучении грамматике...

Когда речь идет об обучении иностранному языку, формирование умений и навыков в области грамматике имеет большое значение для

Очень важно активно практиковать применение игровых технологии на уроках иностранного языка в школе. По словам Ю. Я. Пучковой...

Похожие статьи

Креативные методы и приемы работы на уроках английского...

Также очень интересен такой метод работы как креативная грамматика. Этот метод чаще всего применяется на уроках русского и английского языков, так как обучение языкам невозможно в изоляции, иначе какой смысл такого обучения? Дети осознают грамматические явления и...

Игра как один их эффективных приемов обучения...

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей... Ролевая игра мотивирует порождение речевой деятельности, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то...

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

В статье рассматриваются вопросы применения активных и интерактивных методов обучения на примере проведения научно-практических студенческих конференций, занятий в виде встреч дискуссионного клуба и использование ролевой игры на занятиях по английскому языку со...

Креативные методы работы при обучении английскому языку

 Обучение языкам в современной школе предполагает обновление форм, методов и содержания языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода с максимальным учётом интересов учащихся и на основе использования современных...

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как...

Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного

Место учителя на уроках английского языка с использованием АМО сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей...

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку...

Овладение учащимися умением общаться на иностранном языке является основным назначением иностранного языка как предметной области школьного обучения. Технология деятельностного метода позволяет планировать достижение результатов с учетом...

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку...

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей школе.

В методике обучения иностранным языкам игра является формой деятельности в условных

ролевая игра, иностранный язык, игра, проблемная направленность, ситуация, учащийся, участник...

К вопросу о роли игры на занятиях по иностранному языку в вузе

Ключевые слова: игра, обучение, иностранный язык, мотивация, коммуникативный процесс

Изучение иностранного языка в настоящее время становится неотъемлемым компонентом

Пробуждение интереса к изучению иностранного языка (в частности английского) и к...

Активные методы обучения на уроках иностранного языка

Следует отметить, что большинство активных методов обучения могут использоваться как самостоятельное мероприятие, так и являться необходимым элементом других методов. Например, дискуссия – это и самостоятельный метод, и часть деловой игры, «круглого стола».

Использование игровых технологий при обучении грамматике...

Когда речь идет об обучении иностранному языку, формирование умений и навыков в области грамматике имеет большое значение для

Очень важно активно практиковать применение игровых технологии на уроках иностранного языка в школе. По словам Ю. Я. Пучковой...

Задать вопрос