Особенности проектной деятельности с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 февраля, печатный экземпляр отправим 15 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №36 (431) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 09.09.2022

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Зиятдинова, Р. И. Особенности проектной деятельности с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы / Р. И. Зиятдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/431/94809/ (дата обращения: 02.02.2023).



Ключевые слова: проектная деятельность, задержка психического развития, общеобразовательная школа, сюжетно-ролевая игра.

Введение. Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов работы, она позволяет воссоздать условия для формирования недостающих новообразовании в условиях той деятельности, которая интересна личности на данном возрастном этапе. В нашем случае такой деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а не учебная деятельность, так как дети с ЗПР отстают от нормативных возрастных границ.

Сущность метода заключается в разработке искусственных экспериментальных условий, способствующих созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. Содержанием этой деятельности становится или выбирается уже существующий в культуре фрагмент научного, житейского или искусственного опыта, только он представлен в обобщенном виде, и задача субъекта деятельности — реконструировать процесс открытия или осознания этого опыта, пропустить его через собственное сознание, а также сделать его инструментом своей собственной жизни, своего мировоззрения. В основе такого экспериментального изучения генезиса психических явлений лежали два основных положения:

  1. Специфически человеческие психические процессы — это процессы опосредствованные, использующие разнообразные, выработанные в ходе исторического развития человеческой культуры психологические орудия-средства — знаки (в т. ч. символы, язык, меры, сенсорные эталоны и т. п.);
  2. Всякий психический процесс возникает и функционирует в 2 планах — социальном и психологическом, или, как писал Выготский, сначала как категория интерпсихическая, а затем как интрапсихическая.

Главной целью нашего исследования является изучение формирования высших психических функций, а также их составляющих и инструментов коррекции у детей младшего школьного возраста посредством проведения коррекционных мероприятий в виде проектной формы обучения.

Исследование проводилось на базе МБОУ средняя общеобразовательная школа № 25, участие приняли 8 человек, женского и мужского пола в возрасте 7–9 лет.

Используемые методы — пробы Пиаже, клиническая беседа, проектная деятельность.

Были получены следующие результаты:

В ходе проекта действительно у каждого ребенка произошло развитие произвольности в сторону приобретения новых средств для саморегуляции, однако, полное овладение навыками саморегуляции оказалось возможным только для двух детей из восьми. Тем не менее, остальные участники проекта также достигли качественно нового уровня произвольности в своем поведении. Негативной динамики не наблюдалось ни у одного из участников проекта, однако, у некоторых их них кризис в ходе приобретения новых инструментов оказался не до конца пройденным.

Что касаемо освоения социально приемлемых форм взаимодействия, многие из участников вышли на этап экспериментирования социально приемлемыми способами взаимодействия со сверстниками, успешно пройдя этап экспериментирования со взрослыми, однако, полной интериоризации этих способов большинству так и не удалось достичь, так как не во всех ситуациях социального взаимодействия эти инструменты применялись детьми, в связи с недостаточным количеством занятий.

Относительно предположения о формах мышления стоит сказать, что ни одному из участников проекта не удалось в полной мере овладеть словесно-логической формой мышления, однако, у большинства детей появились предпосылки к формированию данной формы мышления, что свидетельствует о широкой зоне ближайшего развития и готовности выйти на новый уровень.

Проведя исследование на тему особенностей проектной деятельности, мы можем сказать, что поиск решения разнообразных учебных и практических задач, самостоятельное овладение знаниями составляет суть проектной деятельности. Проектная деятельность совмещает инновационные педагогические технологии, повышает качество знаний, способствует формированию творческих и познавательных способностей, готовит к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, способствует формированию активной жизненной позиции. Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде. Использование метода проектов в системе коррекционно-развивающей работы стимулирует познавательную активность детей с ЗПР, способствует развитию коммуникативных умений, позволяет наиболее успешно систематизировать знания по выбранной теме, воспитывать такие качества, как организованность, добросовестность. Задачи коррекционно-развивающей работы учителя и воспитателей в рамках проектной деятельности тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода.

Литература:

1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии.// Собр. соч. — М., 2014.Т 4.

2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.Изд-во АПН РСФСР, 1960.

  1. Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А. В. Петровского. — М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 439 с.
  2. Слободчиков В. В. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.

5. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. В. Б. Хозиев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, общеобразовательная школа, ребенок, сюжетно-ролевая игра, участник проекта, форма мышления, этап экспериментирования.


Похожие статьи

Проектная деятельность как основа формирования предпосылок...

ребенок, проектная деятельность, этап, дошкольный возраст, проект, взаимодействие педагога, задача педагога, метод проекта, совместная деятельность, современное общество.

Формирование эмоционально-чувственной сферы в младшем...

Относительно форм мышления стоит сказать, что ни одному из участников проекта не удалось в полной мере овладеть словесно-логической формой мышления, однако, у большинства детей появились предпосылки к формированию данной формы мышления, что...

Лаборатории детской игры как форма сотрудничества педагогов...

Площадки «Лаборатория сюжетно-ролевых игр», «Лаборатория Лего-игр», участие в внутрисадовском Фестивале игры проводились с приглашением детей.

игры-эксперименты, проектная деятельность. Такие методы позволяют ребенку включиться в.

Проектная деятельность как средство развития...

Самостоятельная деятельность детей. Экспериментирование может использоваться в различных видах самостоятельной деятельности детей, поэтому старались создать в группе все условия для развития опытно-экспериментальной деятельности детей.

Проектная деятельность как условие развития...

Проектная деятельность может выступать условием развития исследовательских действий детей старшего дошкольного возраста. Но нужны особые методические рекомендации по использованию продукта проекта в исследовательской деятельности.

Проектная деятельность в рамках реализации инновационной...

Проектная деятельность в детском саду — это совместная со взрослым игровая и творческая деятельность. Она является предпосылкой развития у ребенка дошкольного возраста инициативности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности, наряду с умением...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа. Формирование умений учебно-исследовательской и проектной... Проектная деятельность в реализации ФГОС нового...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

Сюжетно-ролевая игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального...

Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале...

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и...

Похожие статьи

Проектная деятельность как основа формирования предпосылок...

ребенок, проектная деятельность, этап, дошкольный возраст, проект, взаимодействие педагога, задача педагога, метод проекта, совместная деятельность, современное общество.

Формирование эмоционально-чувственной сферы в младшем...

Относительно форм мышления стоит сказать, что ни одному из участников проекта не удалось в полной мере овладеть словесно-логической формой мышления, однако, у большинства детей появились предпосылки к формированию данной формы мышления, что...

Лаборатории детской игры как форма сотрудничества педагогов...

Площадки «Лаборатория сюжетно-ролевых игр», «Лаборатория Лего-игр», участие в внутрисадовском Фестивале игры проводились с приглашением детей.

игры-эксперименты, проектная деятельность. Такие методы позволяют ребенку включиться в.

Проектная деятельность как средство развития...

Самостоятельная деятельность детей. Экспериментирование может использоваться в различных видах самостоятельной деятельности детей, поэтому старались создать в группе все условия для развития опытно-экспериментальной деятельности детей.

Проектная деятельность как условие развития...

Проектная деятельность может выступать условием развития исследовательских действий детей старшего дошкольного возраста. Но нужны особые методические рекомендации по использованию продукта проекта в исследовательской деятельности.

Проектная деятельность в рамках реализации инновационной...

Проектная деятельность в детском саду — это совместная со взрослым игровая и творческая деятельность. Она является предпосылкой развития у ребенка дошкольного возраста инициативности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности, наряду с умением...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа. Формирование умений учебно-исследовательской и проектной... Проектная деятельность в реализации ФГОС нового...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

Сюжетно-ролевая игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального...

Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале...

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и...

Задать вопрос