Проблемные аспекты нормативно-правового закрепления полномочий прокурора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №32 (427) август 2022 г.

Дата публикации: 13.08.2022

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Сергеев, И. В. Проблемные аспекты нормативно-правового закрепления полномочий прокурора / И. В. Сергеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 32 (427). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/427/94426/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье автор исследует проблемные аспекты нормативно-правового закрепления полномочий прокурора и предлагает пути решения данных проблем.

Ключевые слова: прокуратура, полномочия прокурора, прокурорский надзор.

Для ежедневного решения поставленных перед органами прокуратуры многочисленных задач в различных сферах функциональной деятельности прокуроры наделены большим объемом полномочий по принятию решений, имеющих в том числе властно-распорядительный характер, выражающийся в возможности требовать от поднадзорных органов, должностных и иных лиц совершения юридически значимых действий (воздержания от таковых).

Согласно устоявшимся в науке прокурорского надзора подходам под полномочиями прокурора следует понимать «совокупность закрепленных в законах или иных легальных источниках правового регулирования форм волеизъявления прокурора при осуществлении им надзорной и иной деятельности» [1]. К формам волеизъявления прокурора следует относить права и обязанности, «которыми наделен прокурор для осуществления возложенных на органы прокуратуры функций» [2, с. 59].

Важнейшим является исследование нормативно-правового закрепления полномочий прокурора. Данному положению корреспондирует ст. 3 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре), согласно которой полномочия прокуратуры определяются Конституцией и федеральными законами.

При этом несмотря на то, что полномочия прокурора должны закрепляться исключительно Конституцией и федеральным законодательством, в практике работы органов прокуратуры применяются нормы обязательных в силу ст. 17 Закона о прокуратуре организационно-распорядительных документов Генерального прокурора РФ. Несмотря на то, что такие документы должны касаться только организации деятельности органов прокуратуры и «не могут изменять или дополнять полномочия прокурора» [3, с. 1348], они все же детализируют эти полномочия, а в ряде случаев и в целом закрепляют полномочия применительно к конкретному направлению деятельности прокуратуры.

В части детализации полномочий прокурора организационно-распорядительными актами Генерального прокурора Российской Федерации можно привести следующий пример. Одним из направлений прокурорского надзора за исполнением законов является надзор за исполнением законодательства в экологической сфере. Общие полномочия прокурора в сфере надзора за исполнением законодательства отражены в ст. 22 Закона о прокуратуре, где одним из полномочий определено право требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Расширяет это полномочие п. 3.8 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.04.2021 № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере», согласно которому разъяснено каких именно специалистов имеет право привлекать прокурор при проведении проверок — специалисты органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов контроля и подведомственных им учреждений, а также иных организаций.

Кроме того, например, вынесение прокурором мотивированного постановления об отказе дознавателю в согласии на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей обвиняемого и при отказе в согласии на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий, которые допускаются только на основании судебного решения, не вытекает непосредственно из норм УПК РФ. Данное полномочие содержится в п. 22, 23 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19.01.2022 № 11 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания». Указанное постановление приобщается к материалам уголовного дела.

Отметим также, что ч. 1 ст. 8 Закона о прокуратуре закреплена главенствующая роль органов прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В ч. 2 той же статьи установлено, что к полномочиям прокурора при такой координации относятся также полномочия, изложенные в Положении о координации деятельности по борьбе с преступностью [4]. Такое положение утверждается Президентом Российской Федерации, следовательно, сам Закон о прокуратуре устанавливает, что полномочия прокурора могут быть закреплены и в иных нормативных правовых актах, а не только федеральном законодательстве.

Более того, в ст. 30 Закона о прокуратуре, регламентирующей полномочия прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, в ч. 2 указано, что «указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения». Данное положение однозначно относится не к указаниям, даваемым по конкретным уголовным делам, а в целом к указаниям Генерального прокурора РФ как организационно-распорядительного документа.

Исходя из сказанного, под полномочиями прокурора следует понимать совокупность закрепленных в законах или иных легальных источниках правового регулирования прав и обязанностей прокурора при осуществлении им надзорной и иной деятельности.

В силу того, что сам Закон о прокуратуре имеет отсылочные нормы, закрепляющие полномочия прокурора, а приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора РФ являются обязательными для органов прокуратуры, регламентируют ее организационную деятельность, уточняют полномочия прокурора, а также закрепляют иные полномочия представляется целесообразным изложить абз. 1 ст. 3 Закона о прокуратуре в следующей редакции:

«Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение положений настоящего Федерального закона».

Литература:

1. Винокуров, Ю. Е. Прокурорский надзор: учебник для вузов / Ю. Е. Винокуров. — 15-е изд., перераб. и доп.. — Москва: Юрайт, 2020. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/447398.

2. Кочева, Д. В. Полномочия прокурора в понятийно-категориальном аппарате теории и практики прокурорской деятельности вне уголовно-правовой сферы / Д. В. Кочева // Юридические исследования. — 2021. — № 5. — С. 58–68.

3. Гальченко, А. И. Функции прокуратуры Российской Федерации: спорные вопросы / А. И. Гальченко // Lex russica. — 2014. — № 11. — С. 1346–1359.

4. Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 17. — Ст. 1958.

Основные термины (генерируются автоматически): полномочие прокурора, Российская Федерация, прокурорский надзор, Генеральный прокурор, Генеральный прокурор РФ, исполнение законодательства, полномочие, прокуратура, федеральное законодательство, экологическая сфера.


Похожие статьи

Особенности полномочий прокурора в российской правовой...

Отметим, что полномочия прокурора в Российской Федерации многочисленны и многообразны. Аналогично закреплено и достаточно большое количество оснований, юридических средств и процедур их реализации. Кроме того, устанавливаются полномочия...

Прокурорский надзор за соблюдением экологического...

Сущность прокурорского надзора за соблюдением экологического законодательства заключается в своевременном реагировании прокуроров за исполнением законодательства об охране окружающей среды юридическими и физическими лицами.

К вопросу о полномочиях прокурора | Статья в журнале...

 Российское законодательство в рамках проводимых судебных реформ и построения правового государства не раз подвергалось преобразованиям. Так и система полномочий прокурора периодически претерпевает существенные изменения.

Трансформация конституционно-правового статуса прокуратуры...

 Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, конституционно-правовой статус, органы прокуратуры. Вопрос о месте органов прокуратуры в государственном механизме на протяжении всей современной истории и...

Природоохранная деятельность органов прокуратуры...

Это также подтверждается и Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 апреля 2021 г. № 198 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере”, в котором надзор в сфере экологической безопасности отнесен к...

Генеральный прокурор РФ как субъект права законодательной...

Наделение Генерального прокурора РФ, прокуратур субъектов, районов и городов правом законодательной инициативы поcпоcобствовало бы решению многих проблем. Часто законодательство не успевает за изменением самих общественных отношений, а также их...

Пределы осуществления прокурорского надзора за...

Сабельфельд Т. Ю. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства в

прокурорский надзор, прокурор, прокурорские полномочия, пределы прокурорского

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система...

К вопросу о полномочиях прокурора в уголовном процессе

Сокращение полномочий у прокурора в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ [5] и ФЗ «О прокуратуре РФ», оставило за собой негативный след в виде ежегодно увеличивающегося количества нарушений законодательства в ходе уголовного процесса, так...

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

В статье автором анализируется правовое положение прокуратуры Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную

Участие прокурора в правотворческой деятельности носит также и предупредительное значение, ведь...

Российская Федерация, прокуратура, судебная власть...

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, конституционный контроль, Конституция РФ, прокурорский надзор, Генеральный прокурор, государственная власть, Конституционный Суд, прокуратура...

Похожие статьи

Особенности полномочий прокурора в российской правовой...

Отметим, что полномочия прокурора в Российской Федерации многочисленны и многообразны. Аналогично закреплено и достаточно большое количество оснований, юридических средств и процедур их реализации. Кроме того, устанавливаются полномочия...

Прокурорский надзор за соблюдением экологического...

Сущность прокурорского надзора за соблюдением экологического законодательства заключается в своевременном реагировании прокуроров за исполнением законодательства об охране окружающей среды юридическими и физическими лицами.

К вопросу о полномочиях прокурора | Статья в журнале...

 Российское законодательство в рамках проводимых судебных реформ и построения правового государства не раз подвергалось преобразованиям. Так и система полномочий прокурора периодически претерпевает существенные изменения.

Трансформация конституционно-правового статуса прокуратуры...

 Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, конституционно-правовой статус, органы прокуратуры. Вопрос о месте органов прокуратуры в государственном механизме на протяжении всей современной истории и...

Природоохранная деятельность органов прокуратуры...

Это также подтверждается и Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 апреля 2021 г. № 198 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере”, в котором надзор в сфере экологической безопасности отнесен к...

Генеральный прокурор РФ как субъект права законодательной...

Наделение Генерального прокурора РФ, прокуратур субъектов, районов и городов правом законодательной инициативы поcпоcобствовало бы решению многих проблем. Часто законодательство не успевает за изменением самих общественных отношений, а также их...

Пределы осуществления прокурорского надзора за...

Сабельфельд Т. Ю. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства в

прокурорский надзор, прокурор, прокурорские полномочия, пределы прокурорского

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система...

К вопросу о полномочиях прокурора в уголовном процессе

Сокращение полномочий у прокурора в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ [5] и ФЗ «О прокуратуре РФ», оставило за собой негативный след в виде ежегодно увеличивающегося количества нарушений законодательства в ходе уголовного процесса, так...

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

В статье автором анализируется правовое положение прокуратуры Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную

Участие прокурора в правотворческой деятельности носит также и предупредительное значение, ведь...

Российская Федерация, прокуратура, судебная власть...

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, конституционный контроль, Конституция РФ, прокурорский надзор, Генеральный прокурор, государственная власть, Конституционный Суд, прокуратура...

Задать вопрос