Декоративная роспись как средство развития выразительности в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (427) август 2022 г.

Дата публикации: 12.08.2022

Статья просмотрена: 425 раз

Библиографическое описание:

Гучанова, А. С. Декоративная роспись как средство развития выразительности в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста / А. С. Гучанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 32 (427). — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/archive/427/94372/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье рассматривается сущность выразительности как качества изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Автор раскрывает методику использования декоративной росписи в развитии выразительности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова : выразительность, изобразительная деятельность, дети старшего дошкольного возраста, декоративная роспись.

Дошкольный возраст — важнейший период в развитии ребенка, когда он не только познает мир во всем его многообразии, но и учится его отображать. Специалистами доказано, что зарождение изобразительной деятельности происходит в раннем возрасте. При условии ее профессиональной организации в стенах дошкольного учреждения этот вид деятельности становится ведущим средством отражения детьми своих мироощущений и переживаний.

На значимость развития изобразительной деятельности дошкольников указывает Т. С. Комарова в методических рекомендациях, раскрывающих вопросы обучения детей рисованию, лепке и аппликации в дошкольном учреждении: «Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми другими ее направлениями: ознакомлением с окружающим предметным миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии; ознакомлением с разными видами искусства, как классического, современного, так и народного, включая литературу, а также разнообразными видами деятельности детей» [4, с. 8].

Однозначного определения этому виду детской деятельности не существует. Разные авторы дают разное толкование понятию «изобразительная деятельность».

Так, Г. Г. Григорьева, рассматривая изобразительную деятельность детей дошкольного возраста, пишет: «Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме» [3, с. 25].

Одним из важных качеств детских художественных работ исследователи называют выразительность. И. Б. Ческидова подчеркивает «…характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в создании выразительных изображений» [8, с. 25].

По мнению Г. Г. Григорьевой, под выразительностью детского рисунка следует понимать посильное раскрытие характерных сторон изображаемого предмета или явления, а также способность ребенка передать эмоциональное отношение к нему [2, с. 10].

Выразительность изобразительной деятельности зависит от содержания задуманного и воплощенного в ее продукте образа. Однако ребенок не может создать художественный образ без знания элементарных средств выразительности. Доступными для детей дошкольного возраста являются различные средства выразительности в — это цвет, линия, контраст, форма, объем, композиция при расположении предметов и т. д.

Выразительность детского изобразительного творчества складывается из вышеописанных средств и умений детей их использовать при создании художественного образа. Исследователи утверждают, что дети старшего дошкольного возраста по сравнению с детьми среднего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляя их в своем сознании.

Т. С. Комарова в работе «Обучение дошкольников технике рисования» рассматривает как создается выразительность изобразительных работ дошкольников:

«Красота и выразительность рисунка зависят от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции. Эстетические эмоции вызывает и удачная композиция работы. Если рисунок, аппликация хорошо расположены на листе с учетом формы и пропорций предмета, изображенного не слишком крупно (чтобы части изображения не упирались в края листа) и не слишком мелко (нет неоправданно пустых мест, изображение не смещается в сторону), это также радует ребенка [5, с. 47].

Кроме того, Т. С. Комарова полагает, что стремление к выразительности рисунка или любого другого произведения изобразительной деятельности заложено в мотивации дошкольников: «Стремление к выразительности — это стремление выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы на нее порадовались другие, — в этом есть задача художественного и нравственного воспитания, развития у детей общественной направленности изобразительной деятельности» [4, с. 15].

Важную роль в развитии этого качества художественных образов, создаваемых детьми старшего дошкольного возраста, играет декоративно-прикладное искусство. Особенным потенциалом в развитии выразительности детской изобразительной деятельности обладает декоративная роспись. В словаре «В мире искусства. Словарь основных терминов» под редакцией А. А. Мелик-Пашаева декоративная роспись определяется следующим образом: «Декоративная роспись — это орнаментальные и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на различных частях архитектурных сооружений, а также на изделиях декоративно-прикладного искусства» [1].

В этом же словаре приведен перечень самых известных декоративных росписей, таких как: хохломская, городецкая, дымковская, жостовская, семеновская росписи, роспись гжельских мастеров. Именно они получили широкое распространение в практике развития выразительности в изобразительной деятельности дошкольников.

В орнаментах хохломской нижегородской росписи передаются растительные мотивы с использованием основных цветов — красного, черного, золотого. На основе этого вида декоративной росписи творчества можно учить детей сочетанию цветов и построению композиции рисунка.

Дымковская игрушка станет хорошим образцом для формирования у дошкольников понятий о форме и композиции. С этой целью необходимо организовывать тематические занятия по лепке.

Жостовская роспись поможет сформировать у детей представления об использовании в изобразительной деятельности различных линий.

Понятия о цвете, композиции, фоне можно формировать при знакомстве дошкольников с росписью Гжель.

Важная особенность декоративной росписи — это ритмичное повторение узоров и орнаментов. Так, например, в хохломской росписи повторяются завитки, цветы и ягоды, веточки. Определенная цикличность их использования позволяет целенаправленно формировать у дошкольников умение пользоваться разными типами линий в рисунке, сочетать цвета, создавать композиции.

Огромное значение имеет и тот факт, что произведения декоративного народного творчества доступны. Практически в каждом регионе развиты виды прикладного творчества. Например, в Нижегородской области — Хохломская роспись, золотое шитье, Борнуковская каменная игрушка, Городецкая роспись, Семеновская матрешка. Поэтому все произведения народного искусства можно приобрести и использовать как наглядные пособия в процессе развития выразительности изобразительной деятельности старших дошкольников.

Другой особенностью декоративной росписи является ее близость к природе. Каждый орнамент напоминает узоры, которые дети могут видеть в мире растений. Это также способствует использованию декоративной росписи в развитии выразительности изобразительной деятельности дошкольников.

Г. Г. Григорьева считает, что ознакомление старших дошкольников с декоративной росписью поможет развить у детей старшего дошкольного возраста комплекса умений и навыков:

– освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции произведений росписи;

– формирование у дошкольников умений воспроизводить узоры той или иной росписи;

– формирование у детей умения повторять и создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на объёмных предметах;

– освоение детьми навыков лепки основных форм народной игрушки;

– воспитание у дошкольников чувства формы, ритма, симметрии;

– формирование у детей умения самостоятельно выбирать узоры, орнаменты, игрушки с целью их повторения в собственной изобразительной деятельности [3, с. 203].

Исследователи Л. Ю. Кошелева, О. В. Гаврюк [6] рассматривают возрастные особенности применения декоративной росписи в развитии выразительности изобразительной деятельности. Детей старшего дошкольного возраста авторы статьи «Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста» рекомендуют знакомить с хохломской, дымковской, городецкой, жостовской, касимовской росписями, с образцами росписи из Семенова, Палеха, Гжели. Именно в старшем дошкольном возрасте, по мнению исследователей, дети могут различать виды росписи по основным стилевым признакам, что также способствует выделению в произведениях народного творчества основных выразительных средств — формы, цвета, композиции.

Начинать развитие выразительности в изобразительной деятельности старших дошкольников следует с ознакомления детей с простейшими элементами декоративных росписей. Такие рекомендации педагогам ДОО дает О. А. Соломенникова, говоря о декоративном рисовании: «Декоративное рисование начинается с выполнения узоров из таких простых элементов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. И на её примере можно учить детей декоративному рисованию» [7, с. 87].

Таким образом, при развитии выразительности изобразительной деятельности старших дошкольников посредством декоративной росписи следует придерживаться принципа последовательности формирования у детей художественных знаний, навыков и умений. Это должно находить своё отражение и в методике проведения занятий по развитию выразительности изобразительной деятельности старших дошкольников посредством декоративной росписи. Эта методика сводится к следующему:

  1. Показ, демонстрация произведений декоративной росписи.
  2. Ознакомление детей с характерными деталями того или иного вида декоративной росписи: к примеру, в хохломской росписи — с завитками, сочетанием цвета, расположением цветов и веточек на общем фоне, в дымковской — с основными образами, с сюжетами, с характерными деталями формы и цвета.
  3. Отработка умения отображать на листе при рисовании и аппликации основных элементов того или иного вида декоративной росписи.
  4. Формирование умения сочетать в одной художественной работе разных элементов и деталей одного вида декоративной росписи.
  5. Построение сюжетной композиции из разных элементов и деталей одного вида декоративной росписи.
  6. Использование в декоре разных элементов и деталей одного вида декоративной росписи.
  7. Составление авторских композиций с использованием разных элементов и деталей одного вида декоративной росписи.

Таким образом, последовательное ознакомление старших дошкольников с элементами различных росписей будет способствовать освоению ими различных средств выразительности.

Литература:

  1. В мире искусства. Словарь основных терминов. Под ред. Мелик-Пашаева, А.А. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://alleng.org/d/art/art191.htm
  2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия», 1996.
  3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М., 1999.
  4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М., 2006.
  5. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. — М., 2005.
  6. Кошелева, Л.Ю., Гаврюк, О. В. Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018.
  7. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. — М., 2005.
  8. Ческидова И. Б. Ознакомление детей шести-семи лет с цветом на занятиях по изобразительной деятельности. // Детский сад от А до Я. — 2011. — № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): декоративная роспись, старший дошкольный возраст, изобразительная деятельность, развитие выразительности, ребенок, дошкольный возраст, изобразительная деятельность дошкольников, изобразительная деятельность старших дошкольников, декоративное рисование, хохломская роспись.


Похожие статьи

Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста...

При обучении детей старшего дошкольного возраста приемам костромской росписи

Формами организации совместной деятельности взрослого с детьми в процессе обучения

Необходимо приучать старших дошкольников проводить элементы росписи «на одном...

Развитие изобразительно-выразительных умений у детей...

Развитие изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию.

Изобразительная деятельность рассматривается многими педагогами и психологами как наиболее эффективное средство для творческого развития...

Развитие творческих способностей в области... | Молодой ученый

развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей. − воспитание интереса и любви к искусству. Декоративно-прикладное искусство воспитывает у детей чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой...

Приемы обучения старших дошкольников основам живописи...

Ключевые слова: изобразительная деятельность дошкольников, преподавание основ живописного пейзажа, живописного портрета и живописного натюрморта.

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников. ребенок, цвет, дошкольный возраст.

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

Ребенок в процессе изобразительной деятельности экспериментирует различными материалами для рисования, смешивает краски на палитре и получает новые цвета и оттенки, играет, и у него получается рисунок — конечный, видимый результат его деятельности

Продуктивный вид деятельности — ключ к всестороннему...

У старших дошкольников в результате систематического, целенаправленного обучения складывается прочный интерес к изобразительной деятельности, желание рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать, стремление заниматься в свободное время этим видом искусства.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

 В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте ребенка.

Изобразительная деятельность дошкольников — это развитие мысли, анализа, синтеза...

Формирование творчества дошкольников средствами...

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, творческая деятельность

Организация творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности как...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

Изобразительная деятельность, которая включает в себя рисование, лепку, и аппликацию, имеет огромное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Появившийся в этот возрастной период интерес к изобразительной деятельности...

Похожие статьи

Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста...

При обучении детей старшего дошкольного возраста приемам костромской росписи

Формами организации совместной деятельности взрослого с детьми в процессе обучения

Необходимо приучать старших дошкольников проводить элементы росписи «на одном...

Развитие изобразительно-выразительных умений у детей...

Развитие изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию.

Изобразительная деятельность рассматривается многими педагогами и психологами как наиболее эффективное средство для творческого развития...

Развитие творческих способностей в области... | Молодой ученый

развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей. − воспитание интереса и любви к искусству. Декоративно-прикладное искусство воспитывает у детей чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой...

Приемы обучения старших дошкольников основам живописи...

Ключевые слова: изобразительная деятельность дошкольников, преподавание основ живописного пейзажа, живописного портрета и живописного натюрморта.

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников. ребенок, цвет, дошкольный возраст.

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

Ребенок в процессе изобразительной деятельности экспериментирует различными материалами для рисования, смешивает краски на палитре и получает новые цвета и оттенки, играет, и у него получается рисунок — конечный, видимый результат его деятельности

Продуктивный вид деятельности — ключ к всестороннему...

У старших дошкольников в результате систематического, целенаправленного обучения складывается прочный интерес к изобразительной деятельности, желание рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать, стремление заниматься в свободное время этим видом искусства.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

 В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте ребенка.

Изобразительная деятельность дошкольников — это развитие мысли, анализа, синтеза...

Формирование творчества дошкольников средствами...

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, творческая деятельность

Организация творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности как...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

Изобразительная деятельность, которая включает в себя рисование, лепку, и аппликацию, имеет огромное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Появившийся в этот возрастной период интерес к изобразительной деятельности...

Задать вопрос