Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (426) август 2022 г.

Дата публикации: 06.08.2022

Статья просмотрена: 433 раза

Библиографическое описание:

Тишик, А. М. Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников / А. М. Тишик, М. А. Косолапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 31 (426). — С. 97-98. — URL: https://moluch.ru/archive/426/94328/ (дата обращения: 20.04.2024).



Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на современное начальное образование, отмечена эффективность и положительная динамика применения ИКТ в рамках учебного процесса.

Ключевые слова: ИКТ, информационные технологии, начальное образование, учебный процесс, преподаватель, педагог, школьники, ученики.

Не секрет, что положительные результаты среднего и высшего образования напрямую зависят от первоначального этапа, а также от уровня и глубины развития способности к знаниям и желанию их получать. Преподавателям известно, что для того, чтобы достигнуть поставленных образовательно-воспитательных целей, необходимо привлечь, заинтересовать и замотивировать детей. Таким образом, при выполнении данных условий, можно решить конкретные проблемы, в конкретном образовательном звене и развить у детей познавательный интерес.

Современные государственные стандарты начального образования предполагают внесение изменений в структуру, содержание и организацию образовательного процесса, переосмысление целей, задач и результатов образования [3].

Одна из первостепенных задач начальной школы — сформировать у детей желание получать знания, полноценно ими овладевать и разумно применять их в жизни. Из этого следует, что детям должно быть интересно в школе каждый день, на каждом уроке, на каждом мероприятии. Именно поэтому на помощь современному педагогу приходят новые технологии.

Среди них наиболее актуальными являются следующие:

– технология проектного обучения

– технология критического мышления

– здоровьесберегающие и игровые технологии [3].

Современный младший школьник — активный пользователь компьютера, мобильного телефона и прочих гаджетов, поэтому инновационная направленность в образовании является дополнительной мотивацией к учебной деятельности. Соответственно, наглядные ИКТ — гарант высокого уровня усвоения нового материала в процессе обучения. Повышение качества образования в современных условиях нельзя осуществить без применения новых информационных технологий.

Проведенные дидактические и психолого-педагогические исследования подтверждают, что педагогические методики обучения с применением ИКТ обеспечивают следующие возможности:

– адаптацию к новым условиям и требованиям при обучении в начальной школе

– индивидуализацию обучения

– раскрытие возможностей, способностей и интересов детей

– развитие творческого процесса и самостоятельности детей

– открытый доступ к новым источникам информации

– использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т. д. [2]

С помощью современных компьютерных программ преподаватель начальных классов может продемонстрировать на экране в разной форме необходимую учебную информацию. Благодаря такой подачи информации активизируется познавательная деятельность школьников, инициируются процессы усвоения знаний, приобретения умений и навыков учебной или практической деятельности, формируются и развиваются определенные виды мышления, осуществляется контроль результатов обучения.

Таким образом, деятельное использование преподавателем новых технологий на занятиях в начальной школе позволяет проводить уроки на высоком эстетическом уровне (при помощи анимации, музыки), активизировать познавательную деятельность детей, найти индивидуальный подход к каждому ученику, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа к деятельностному [4].

Цифровизация российской экономики требует от педагогов качественной подготовки современных детей. Ведь в ближайшем будущем развитый искусственный интеллект может исключить или заменить многие профессии. Поэтому современное молодое поколение должно быть готово к такому повороту событий и обладать необходимым багажом знаний, который поможет в дальнейшем конкурировать с искусственным техническим или электронным разумом.

Исследователи в области образования понимают, что сегодня общеобразовательная школа должна удовлетворить все запросы и интересы школьников в возрастающем объёме и разнообразии знаний и умений [5]. Но к сожалению, насыщенность школьных программ и ограниченность во времени, создают дополнительные ограничения перед преподавателями и диктуют им свои правила.

Таким образом, для достижения достойного качества образования и формирования информационной культуры ребенка важную роль играет информатизация начальной школы. Обозначим цели использования информационно-коммуникативных технологий:

– повышение положительной мотивации обучения

– активизация познавательной сферы

– переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному обучению

– повышение уровня знаний

– использование ИКТ для самообразования

– помощь в осуществлении проектной деятельности обучающихся

Сложно переоценить важность и эффективность ИКТ в образовательно-воспитательном процессе. Педагоги начальной школы выделяют следующие положительные моменты при использовании ИКТ:

– отказ от написания на доске необходимого учебного материала

– сокращение времени подготовки к уроку

– упрощение самообразования

– уделение времени индивидуальной и групповой работе

– разнообразие образовательно-воспитательного процесса

– оказание помощи в самостоятельной работе

– формирование навыков самоконтроля

– содействие решению дидактических задач

Таким образом, можно сделать вывод, что главной задачей педагога начальных классов в современных условиях является: грамотная организация и направление самостоятельной, коллективной или совместной с учителем познавательной и исследовательской работы, обучение детей самостоятельной добыче знаний, формирование своей точки зрения, аргументированное отстаивание и применение знаний на практике.

Незаменимым помощником учителя при решении этого комплекса задач являются инновационные технологии, закрепленные в практике начальной школы и подтвердившие свою значимость и необходимость в рамках учебного процесса.

Литература:

  1. Модернизация Российского образования — Солнечный свет. Режим доступа: https://solncesvet.ru/modernizatsiya-rossiyskogo-obrazovani/
  2. Степанова М. Г., Неделькин А. А. E-learning технологий в современном образовательном процессе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 5. — С. 826–827.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010.
  4. Школа — 2020. Какой мы ее видим? [Текст]: докл. рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. — М., 2008.
  5. Щербаков, Р. Н. Гуманистические ценности науки и образования [Текст] / Р. Н. Щербаков // Вестн. РАН. -2007. — № 3. — С. 8–14. — № 12.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, ИКТ, начальное образование, учебный процесс, образовательно-воспитательный процесс, ребенок, учебная деятельность.


Похожие статьи

Использование информационно-коммуникационных...

Ключевые слова: ИКТ, Информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе, компьютер, компьютерная грамотность, организаторский процесс обучения младших школьников, средства обучения.

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная...

 Начальная школа — фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие...

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная...

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли...

ребенок, учебная деятельность, школа, младший школьный...

Инновационные методы преподавания в начальной школе. инновационная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный процесс, процесс, учитель, тестовая технология, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс, развитие детей.

Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной...

11. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя [Текст]: / Г. И. Щукина.

Новые технические средства на уроках в начальной школе. урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная доска...

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

Учебный процесс в начальных классах отличается от обучения в более старших этапах школы. Дети в это время быстро устают, и, как следствие, теряют интерес к восприятию информации. Значит, нужно следить за переменой настроения класса.

Использование инновационных технологий как средство...

В начальных классах формируются универсальные учебные действия, создается основа образовательной деятельности ребенка — система учебного и познавательного мотива, умения принять, сохранить, реализовать учебную задачу, умения планировать, управлять и...

Инновационные технологии в системе начального школьного...

Инновационные методы преподавания в начальной школе. инновационная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный процесс, процесс, учитель, тестовая технология, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс, развитие детей.

Использование инновационных педагогических технологий на...

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы учащихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять...

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная...

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится

Основные термины (генерируются автоматически): урок, начальная школа, ИКТ, ребенок, познавательная деятельность учащихся, презентация...

Похожие статьи

Использование информационно-коммуникационных...

Ключевые слова: ИКТ, Информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе, компьютер, компьютерная грамотность, организаторский процесс обучения младших школьников, средства обучения.

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная...

 Начальная школа — фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие...

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная...

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли...

ребенок, учебная деятельность, школа, младший школьный...

Инновационные методы преподавания в начальной школе. инновационная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный процесс, процесс, учитель, тестовая технология, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс, развитие детей.

Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной...

11. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя [Текст]: / Г. И. Щукина.

Новые технические средства на уроках в начальной школе. урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная доска...

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

Учебный процесс в начальных классах отличается от обучения в более старших этапах школы. Дети в это время быстро устают, и, как следствие, теряют интерес к восприятию информации. Значит, нужно следить за переменой настроения класса.

Использование инновационных технологий как средство...

В начальных классах формируются универсальные учебные действия, создается основа образовательной деятельности ребенка — система учебного и познавательного мотива, умения принять, сохранить, реализовать учебную задачу, умения планировать, управлять и...

Инновационные технологии в системе начального школьного...

Инновационные методы преподавания в начальной школе. инновационная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный процесс, процесс, учитель, тестовая технология, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс, развитие детей.

Использование инновационных педагогических технологий на...

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы учащихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять...

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная...

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится

Основные термины (генерируются автоматически): урок, начальная школа, ИКТ, ребенок, познавательная деятельность учащихся, презентация...

Задать вопрос