Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Концепция времени в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали три яблока»

Филология, лингвистика
04.08.2022
2870
Поделиться
Библиографическое описание
Черноусова, А. О. Концепция времени в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали три яблока» / А. О. Черноусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 31 (426). — С. 111-112. — URL: https://moluch.ru/archive/426/94312/.


В данной статье автор пытается определить особенности категории времени в романе современной российской писательницы Н. Абгарян «С неба упали три яблока», основываясь на выделении временных линий романа и характеризуя образы персонажей произведения. Кроме того, автор выделяет различные виды времени в романе: историческое, календарное и время персонажей.

Ключевые слова: время, временные ракурсы, историческое время, календарное время, время персонажей, разнонаправленный характер времени, модель мироздания, мифопоэтическая модель мира.

Время в романе Наринэ Абгарян «С неба упали три яблока» имеет огромное значение. Именно на категории времени построена вся концепция и композиция романа.

Прежде всего стоит отметить, что время в романе характеризуется разнонаправленностью. События, описываемые в произведении, хотя и находятся в одной пространственной плоскости, изображаются автором в разных временных ракурсах.

В первую очередь, основная временная линия строится на изображении Анатолии, её подготовке к смерти, а также дальнейшем возрождении. Время, в котором описаны события, происходящие с Анатолией, близки реальному времени и составляют основу произведения, от которой отходят другие сюжетно-временные линии. Автор описывает события, происходящие с женщиной как бы в настоящем времени. При этом, во время изображения жизни, переживаний Анатолии, женщина часто возвращается в своих мыслях в прошлое: в детство, вспоминая родителей и родственников; в прошлое матери и отца, рассказывая печальные и счастливые истории из их жизни; в свои юные годы, повествуя о сложной жизни с мужем и т. д. Жизненный путь Анатолии сложен и многообразен, женщина пережила множество печальных событий за время своего существования, из-за этого автор изображает перед читателем Анатолию в разных жизненных периодах, благодаря этому способу описания этой героини, читатели могут проникнуться к ней, понять мотивы её действий и поступков.

Со временем сюжетная линия Анатолии увеличивается, так как в её жизни появляется Василий. После того, как женщина смогла впустить его в свою жизнь, их судьбы переплетаются, а следовательно, переплетаются и их временные линии. Жизнь Василия описывается подобно жизненному пути Анатолии, разнонаправленно. Читатель узнаёт о прошлом мужчины, которое помогает объяснить мотивы его действий, а также чувств, которые он испытывает, в настоящем.

Помимо жизни Анатолии и Василия, подобным образом описываются жизни всех жителей Марана. В романе описаны судьбы Ясаман и Ованеса, Василия, Акопа и Магтахинэ, Вано и Василины Ейбоганц, их внуков. Время человеческой жизни в произведении описывается всегда разнонаправленно, позволяя объяснить суть их проблем, чувств и действий. Это время помимо разнонаправленности также характеризует многомерность, поскольку несмотря на то, что описываются события, происходящие примерно в одном месте, повествование ведётся о разных персонажах, в разные промежутки их жизни.

Описывая историческое время в романе, автор изображает войны, которые серьёзно ухудшили положение Марана, голод, убивший огромное количество людей в этой деревне, а также природные катаклизмы, также унёсшие жизни половины маранцев. Изображая всё это, Наринэ Абгарян не только реально описывает сложности, выпавшие на долю жителей посёлка, но и добавляет мистические, фантастические элементы в повествование.

Среди этих элементов можно выделить:

– Способность брата Василия, Акопа, предсказывать гибельные для Марана события или смерти, видеть «ангелов смерти»;

– Появление в деревне павлина, жизнь которого оказалась прочно связанной с жизнью Тимура, внука Вано и Валинки Ейбоганц;

– Появление картины с изображением предка Вано, на которой в том числе оказался изображён павлин;

– Появление призрака жены Василия, Магнахинэ.

Несмотря на то, что эти события оказываются мистически окрашенными, жители Марана не слишком сильно удивляются им и принимают их как должное. Это роднит роман с произведениями «мистического реализма».

Историческое время в романе служит для усиления связи между разбросанными во времени описываемыми событиями. Кроме того, оно помогает более серьёзно и всесторонне изобразить действительность, в которой живут персонажи произведения, а также позволяет отобразить отношение этих персонажей не только к их бытовой жизни, но и к более масштабным событиям.

Календарное время в романе выражается с помощью уточнений времён года при описании событий, происходящих в книге. Особое место автор отводит весне, выделяя её в тех эпизодах, где жизнь Марана начинает налаживаться. Весна становится символом возрождения древней деревни.

Кроме того, в календарном времени произведения особо выделяется зима, как символ событий, приносящих беду и горести маранцам: «Зимой подоспела весть об объявленной всеобщей мобилизации. Спустя месяц всех мужчин Марана, способных держать оружие, забрали на фронт. А потом война пришла в долину». События, начавшиеся зимой, отравляли жизнь деревни: «Особенно беспощадными бомбёжки становились в сезон сева, намеренно не давая работать в поле, а скудного урожая с огорода хватало ненадолго». Зимой время в Маране замедлялось, дни были похожи друг на друга. Зимнее время, описанное в произведении, позволяет понять, насколько тяжелы, длинны и страшны те годы войны, которые пришлось пережить жителям горной деревни. Жизнь в ней замедлялась, останавливалась: переставала работать школа, библиотека, люди сами запирались дома для того, чтобы выжить и спастись от тех бед, что выпали им на долю.

Таким образом, календарное время в романе изображается автором с помощью указаний на времена года или месяцы, а иногда с помощью указания на праздники, которые проживают герои произведения. Все самые светлые моменты из жизни Марана происходят весной, а самые мрачные — зимой.

Также в романе лейтмотивом проходит мысль об изначальности сущего, которая раскрывается в трёх временных регистрах: прошлое («Наверное, так было задумано, потому что так было всегда»), настоящее («Наверное, так должно было быть, потому что так и было задумано»), и будущее («Наверное, так было задумано, потому так и будет»). Эта мысль помогает маранцам примириться с их бедами и горестями, вносит закономерный порядок в ход событий и утверждает превосходство бытия над небытиём: «И пусть так будет долго, и пусть так будет всегда…». В романе восстанавливается связь времён: преемственность и вечность рода символизируют продолжение жизни.

Таким образом, время, изображённое Наринэ Абгарян в романе «С неба упали три яблока», играет очень важную роль в создании образа мира Марана. Обитатели деревни живут вне обычного, пропитанного политикой и проблемами, времени. Они словно существуют в особом, почти космическом времени, особенном пространстве. Для жителей Марана всё происходящее во внешнем мире абсолютно не важно, их волнует только их собственный маленький мирок, в котором они существуют с незапамятных времён.

Время в романе изображено автором сложно. Оно постоянно носит разнонаправленный и многомерный характер, позволяя как можно более точно раскрыть образы персонажей, их историю, чувства и ощущения.

Наринэ Абгарян смогла построить в своём романе модель мироздания, представленную в образе горной деревни Маран. В этом мире существуют собственные традиции и обряды, собственные мифы, даже время в нём имет свой, особый ход. Люди, живущие в Маране не стремятся укреплять связи с внешним миром, с помощью высоких гор они отгораживаются от него, создавая собственный уединённый уголок, в котором могут продолжать строить свою жизнь.

Важным для маранцев считается продолжение собственного рода, именно поэтому вся деревня радуется появлению в деревне «новой жизни», детей, которые смогут продолжить традиции и жизнь Марана.

Мифопоэтическая модель мира, представленная в романе, символизирует возрождение деревни к жизни после апокалипсиса. Пространственные образы, такие как гора Маниш-кара, долина, деревня Маран, мейдан, дом и оппозиции верх/низ, прошлое/настоящее выполняют в романе миромоделирующую функцию, способствуя раскрытию этнопоэтической картины мира. И хотя в тексте переплетаются разные стилевые пласты, образ Марана предстает как единый, целостный и вечный, как мифопоэтическая модель мира.

Литература:

  1. Абгарян Н. Ю. С неба упали три яблока / Наринэ Абгарян. — Москва: Издательство АСТ, 2020. — 381, [1] с. — (Экслюзивная новая классика).
  2. Андреева Т. А. Структура сюжетного времени. Автореф. дис. канд. — Л.: ЛГПИ, 1976. — 20 с.
  3. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. — М.: Художественная литература, 1975. — С. 234–407.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
время
временные ракурсы
историческое время
календарное время
время персонажей
разнонаправленный характер времени
модель мироздания
мифопоэтическая модель мира
Молодой учёный №31 (426) август 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 111-112):
Часть 2 (стр. 63-112)
Расположение в файле:
стр. 63стр. 111-112стр. 112

Молодой учёный