Гражданская ответственность за нарушение права потребителя на информацию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №29 (424) июль 2022 г.

Дата публикации: 24.07.2022

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Абинов, И. О. Гражданская ответственность за нарушение права потребителя на информацию / И. О. Абинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 29 (424). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/archive/424/94096/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются аспекты привлечения к гражданско-правовой ответственности за нарушение права потребителя на информацию о товарах, работах, услугах.

Ключевые слова: гражданская ответственность, право потребителя, информация.

Рассматривая действующее законодательство в области защиты прав потребителей, можно прийти к выводу, что защита данного права обеспечивается возможностью привлечения лица, его нарушающего к одному из трех видов юридической ответственности, таких как: административно-правовая, гражданско-правовая и уголовно-правовая, что подтверждается положением ст. 43 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Данный вид юридической ответственности является для потребителя основным. В основе гражданско-правовой ответственности лежит наличие в действиях продавца, исполнителя, производителя, являющихся контрагентами потребителя состава гражданского правонарушения.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение права потребителя на информацию о товарах, работах или услугах реализуется через возмещение потребителю, понесенных им убытков в результате гражданского правонарушения и других требований. Данному виду ответственности за нарушение права потребителя на информацию посвящена ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей». Рассматривая положения данной статьи, представляется возможным установить наличие в ней нескольких видов последствий, которые могут наступить для продавца, изготовителя или исполнителя при нарушении права на информацию.

Приобретение товара, работы или услуги, не отвечающих требованиям потребителя, происходит, согласно ч. 1 ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» в результате невозможности получения потребителем при заключении соответствующего договора необходимой информации, которая рассматривается как неосновательное уклонение от совершения сделки. Размер гражданско-правовой ответственности продавца (исполнителя) будет от момента нарушения права потребителя. Так если информация была не предоставлена в момент заключения договора, потребитель имеет право на возмещение убытков продавцом или исполнителем, а если договор был заключен, круг правомочий потребителя расширяется до возможности отказа от исполнения договора в разумный срок, для определения которого, согласно п. 36 Постановления Пленума ВС РФ от 28. 06. 2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», необходимо руководствоваться сроком годности товара, сезонностью его использования и его потребительскими свойствами и возможности требовать возврата суммы и других убытков, связанных с нарушением права потребителя на информацию.

В отношении такого последствия нарушения права потребителя на информацию, как возникновение недостатков после передачи товара, работы или услуги потребителю, обусловленных отсутствием у потребителя необходимой информации, предусмотрен широкий круг форм гражданской ответственности, закрепленный в ст.18 и 29 Закона РФ «О защите прав потребителей». К таким формам относятся: требование замены на товар такой же марки, модели или артикула; требование замены на товар другой марки с перерасчетом покупной цены, отказ от исполнения договора купли –продажи и возврат уплаченной суммы по договору и т. д.

Новеллой законодательства о защите прав потребителей является привлечение к гражданско-правовой ответственности владельца агрегатора. Представляется важным отметить, что вопрос урегулирования ответственности агрегаторов вызвал достаточно широкую дискуссию, в процессе которой выдвигались различные предложения, одним из которых было следующее: полное освобождение от юридической ответственности владельцев агрегаторов, при условии, что они не изменяли сведения о реализуемых ими товарах или услугах. Однако данное предположение было отвергнуто Минэкономразвития РФ, обосновавшим свою позицию тем, что данные лица, осуществляя свою деятельность, получают прибыль и обладают возможностью выбирать бизнес-партнеров, а значит, освобождение их от юридической ответственности является необоснованным. Положения, касающиеся ответственности агрегатора, были введены в ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» ФЗ от 29.07. 2018 № 250 ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Путем внесения данных изменений предполагает существенное сокращение претензий потребителей к нарушению порядка возврата товара и нарушения сроков его доставки. Авторами данного законопроекта необходимость его принятия в пояснительной записке к нему обосновывалась тем, что путем такого изменения будет устранен правовой пробел деятельности компаний, которые самостоятельно не осуществляют продажу товаров и услуг, но получают за них определенную плату. Следовательно, посредством принятия данных поправок действие Закона РФ «О защите прав потребителей» будет распространено на владельцев электронных площадок, на которых предоставляется возможность приобрести товары от различных продавцов. Но прежде чем говорить, об ответственности агрегатора, необходимо дать определение понятия агрегатор. Согласно ст. 1 Федерального закона от 29.07.2018 N 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», под владельцем агрегатора понимается: «Организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 настоящего Закона и Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Кроме того, как отмечает Д. Бондарчук, под требования Федерального закона от 29 июля 2018 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» подпадает тот владелец сайта, на котором «имеется возможность посмотреть товар определенных продавцов, купить его и внести предоплату», если же оплата поступит от потребителей напрямую продавцу, то на такой агрегатор действие данной нормы не распространяется. Так ответственность за нарушение права потребителя на информацию о товаре, работе или услуге может нести как сам владелец агрегатора, так и продавец (исполнитель). Потребитель обладает правом предъявления требований о возмещении убытков к владельцу агрегатора в случае предоставления ненадлежащей или неполной информации о товаре или услуге.

Помимо возмещения убытков потребитель может требовать от владельца агрегатора возврата суммы предварительной оплаты товара, которую произвел потребитель. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя в следствие предоставления соответствующей информации, потребитель также обладает правом требования возмещения убытков.

Стоит отметить позицию законодателя, касающуюся требований потребителя о возмещении убытков в результате нарушения его права на информацию о товаре, работе или услуге. Так, при рассмотрении соответствующих дел о возмещении убытков необходимо опираться на отсутствие у потребителя каких — либо специальных познаний или умений. Данную позицию истолковал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28.06.2012 № 17. Согласно п. 44 данного постановления: «При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (статья 12). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10)». Следует отметить, тот факт, что наряду с возмещением потребителю понесенных им убытков, законодательно предусматривается возможность компенсации потребителю, причиненного ему морального вреда. Моральный вред подлежит взысканию с производителя, исполнителя или продавца в размере, определяемом судом, вне зависимости от стоимости товара, работы или услуги. Однако стоит заметить, что моральный вред подлежит взысканию, только при установлении факта вины производителя, исполнителя и продавца.

Литература:

1. Мартынова Я. Н. Административная защита права потребителя на информацию [Электронный ресурс] // Новый университет. Серия: Экономика и право. — 2012. — № 2. — С. 64- 65. — Электрон. версия печат. публ. — Доступ из науч. электрон. б-ки „eLIBRARY.RU“.

2. Бондарчук Д. Товарным агрегаторам придется отвечать за информацию о товаре наравне с продавцами [Электронный ресурс] // ЭЖ-Юрист. — 2018. — № 35. — С. 1–2. — Электрон. версия печат. публ. — URL: https://www.eg-online.ru/article/379702/

3. Кузнецова Л. В. Вопросы гражданско-правовой ответственности агрегаторов электронной коммерции [Электронный ресурс] // Сборник статей «E-commerce и взаимосвязанные области (правовое регулирование)» / рук. авт. кол. и отв. ред. М. А. Рожкова. М.: Статут, 2019. — Электрон. версия печат. публ. — Доступ из справ. правовой системы „КонсультантПлюс“.

4. Курганов В. Баланс интересов [Электронный ресурс] // Банковское обозрение. — 2019. -№ 3. — С. 84–85. — Электрон. версия печат. публ. — Доступ из справ. правовой системы „КонсультантПлюс“.

5. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 июля 2018 г. № 250 — ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 2020. — Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

6. О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: закон Рос. Федерации от 7 февр. 1992 г. № 2300–1: (в ред. от 18 июля 2019 г. № 191-ФЗ) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 2020. — Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

  1. О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 28. июня 2012 г. № 17 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 2020. — Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, возмещение убытков, защита, услуга, гражданско-правовая ответственность, информация, моральный вред, продавец, работа, юридическая ответственность.


Ключевые слова

информация, гражданская ответственность, право потребителя

Похожие статьи

Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав...

 Гражданско-правовая ответственность является одним из видов юридической ответственности. Теория государства и права определяет юридическую ответственность как обеспеченную силой государственного принуждения форму правового воздействия на лицо в...

Право потребителя на компенсацию морального вреда

Ключевые слова: моральный вред, компенсация, потребитель. Нормы института компенсации морального вреда в первую очередь регулируют защиту и восстановление нарушенных прав неимущественного характера. По общему правилу, считается, что имущественный вред...

Права потребителя, гарантированные законодательством

Права потребителя регламентированы специальным нормативным правовым актом — Федеральным законом «О защите прав потребителей». К основным правам нужно отнести: право на государственную и судебную защиту, возмещение морального вреда, просвещение...

Особенности правового регулирования правоотношений в сфере...

Данные публично-правовые отношения регулируются публично-правовыми методами

Но в том и ином случае, и пациент и потребитель медицинских услуг имеют одинаковые права на

Гражданско-правовая защита прав граждан осуществляется... Закон «О защите прав...

Особенности защиты прав потребителей | Статья в журнале...

Публичная защита прав потребителей представляет собой правовую защиту закрепленных в

Также Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность продавца за нарушения по

Гражданско-правовое регулирование прав потребителей при...

Административная и уголовная ответственность за нарушение...

В современных условиях административная ответственность выступает как основной

Привлечение к административной ответственности за нарушение прав потребителей

– нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о...

Компенсация морального вреда как мера гражданско-правовой...

Правовой анализ характера компенсации морального вреда позволяет обусловить ее, главным образом, как

Колесникова М. М. Компенсация морального вреда как способ защиты чести

Гражданско-правовая ответственность государства за причинение вреда органами власти и...

Обязанности продавца по договору розничной купли-продажи

Если продавец не выполняет свои обязанности, то он несет соответствующую обязательственную ответственность. Она может выражаться: в компенсации морального вреда, уплате неустойки и возмещении убытков (что в итоге не освобождает продавца от...

Некоторые особенности доказывания по делам о защите прав...

в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и

Кроме того, обратим внимание и на то, что по делам о защите прав потребителей одним из часто используемых доказательств является...

Похожие статьи

Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав...

 Гражданско-правовая ответственность является одним из видов юридической ответственности. Теория государства и права определяет юридическую ответственность как обеспеченную силой государственного принуждения форму правового воздействия на лицо в...

Право потребителя на компенсацию морального вреда

Ключевые слова: моральный вред, компенсация, потребитель. Нормы института компенсации морального вреда в первую очередь регулируют защиту и восстановление нарушенных прав неимущественного характера. По общему правилу, считается, что имущественный вред...

Права потребителя, гарантированные законодательством

Права потребителя регламентированы специальным нормативным правовым актом — Федеральным законом «О защите прав потребителей». К основным правам нужно отнести: право на государственную и судебную защиту, возмещение морального вреда, просвещение...

Особенности правового регулирования правоотношений в сфере...

Данные публично-правовые отношения регулируются публично-правовыми методами

Но в том и ином случае, и пациент и потребитель медицинских услуг имеют одинаковые права на

Гражданско-правовая защита прав граждан осуществляется... Закон «О защите прав...

Особенности защиты прав потребителей | Статья в журнале...

Публичная защита прав потребителей представляет собой правовую защиту закрепленных в

Также Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность продавца за нарушения по

Гражданско-правовое регулирование прав потребителей при...

Административная и уголовная ответственность за нарушение...

В современных условиях административная ответственность выступает как основной

Привлечение к административной ответственности за нарушение прав потребителей

– нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о...

Компенсация морального вреда как мера гражданско-правовой...

Правовой анализ характера компенсации морального вреда позволяет обусловить ее, главным образом, как

Колесникова М. М. Компенсация морального вреда как способ защиты чести

Гражданско-правовая ответственность государства за причинение вреда органами власти и...

Обязанности продавца по договору розничной купли-продажи

Если продавец не выполняет свои обязанности, то он несет соответствующую обязательственную ответственность. Она может выражаться: в компенсации морального вреда, уплате неустойки и возмещении убытков (что в итоге не освобождает продавца от...

Некоторые особенности доказывания по делам о защите прав...

в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и

Кроме того, обратим внимание и на то, что по делам о защите прав потребителей одним из часто используемых доказательств является...

Задать вопрос