Мифологизация в произведении Джона Рональда Руэла Толкина «Сильмариллион» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (423) июль 2022 г.

Дата публикации: 15.07.2022

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Макарова, Т. О. Мифологизация в произведении Джона Рональда Руэла Толкина «Сильмариллион» / Т. О. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 28 (423). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/423/94000/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье прослеживаются предпосылки к созданию произведения «Сильмариллион», исследуются его жанровые слова.

Ключевые слова : Сильмариллион, мифотворчество, лингвопоэтика, Толкин.

Мы обратились к теме мифологизации в произведении Джона Рональда Руэла Толкина «Сильмариллион», поскольку в современном литературоведении по-прежнему высок интерес к мифологизации и мифотворчеству. Кроме того, велик интерес к тому, почему писатели двадцатого века обращаются к мифу, создают мифоподобные конструкции. Произведения Толкина по-прежнему интересны зарубежным и отечественным литературоведам. А «Сильмариллион», принципы поэтики эпоса, их реализация в современной концепции мифа, связь картин мира и языка позволит оценить феномен творчества Толкина. Термины миф и мифология близки по значению в понимании исследователей А. Ф. Лосева и А. А Тахо-Годи. [1] Следовательно, человек мифологической эпохи обобщает в слове-мифе свое эмоциональное восприятие окружающей действительности. Исследователь А. А. Тахо-Годи утверждает, что мифология представляет собой упорядоченное единство существовавших первоначально в дифференцированном виде «слов», которые обобщают для древнего человека представление о том мире, в котором он живет, и тех силах, которые этим миром управляют.

Мифы часто использовались, становились центром произведений английского писателя Толкина. Джон РоналдРуелТолкин (JohnRonaldReuelTolkien, 1892–1973) стал одним из самых значительных авторов мировой и английской литературы в XX веке. Получил известность он как автор эпопеи «Властелин Колец», написанным им волшебным историям: «Хоббит, или Туда и обратно», «Лист работы Ниггля»,«Фермер Джайлз из Хэма», ряда эссе. Была популярна и книга «Сильмариллион», которая будет исследована в статье.

В первую мировую войну Толкин публикует свои первые заметки по мифологии. Он изучал языки и предания народов, отмечал, что в Англии не сложилось свода письменных изданий, создающих полноценную систему мифов. Множество сказаний были утрачены, сохранились только их фрагменты, отголоски минувших времен, осколки легенд Артуровского цикла. Многие считали Шекспира хронистом легенд и мифов, однако Толкин ценил его не слишком высоко, не вдохновлялся и произведениями Чосерш. А затем решил восполнить пробел. Толкин сокрушался, что в Англии фольклор так и не вышел из колыбели, не появилось великой мифологии, а лучшие мелодии, звучащие в сельской местности, стали детищами свирелей Греции. Филолог и писатель отмечал, что глубокое народное воображение оказалось бессильным, не пошло дальше фей и ведьм [2].

Толкин старательно изучал взаимосвязи языка и культуры. Он считал, что, читая «Младшую Эдду и Беовульфа» можно узнать о скандинавах не меньше, чем после археологических раскопок, был уверен — миф, своего рода, памятник древней культуры. Писатель начал работать над эпическим циклом о Средиземье. В блокнот, который писатель назвал «Книгой утраченных сказаний», он стал записывать стихотворения, отрывки преданий, эпизоды его мифологии. Первым законченным преданием стало «Падение Гондолина». Эта легенда станет впоследствии основой цикла. С 1917 по 1918 годы отдельные сюжеты начинают складываться в эпопею, рождаются тема Сильмарилов, предание о Лютиен и Берне, образ Феанора. Над этим трудом он работал два года, и не знал, что первый вариант «Сильмариллиона» — первый шаг на пути к его литературной славе. Это уникальное произведение в силу множества обстоятельств, прежде всего, из-за глобальности замысла. Толкин писал М.Уолдмену, что планировал создать цикл легенд от космогонических до романтических, взаимосвязанных между собой, посвятить их Англии. Манера изложения должна была быть традиционными. Главные события он планировал изложить подробно, а цикл должен был представлять собой целое, но, в то же время, оставлять впечатление незаконченности, вызывая желание работать над ним у писателей, художников и музыкантов [3].

«Сильмариллион» стал главным произведением в жизни Толкина, он работал над ним более 50 лет, складывал произведение из различных мифов и легенд, которые, на первый взгляд, не были связаны между собой. Окончательное мнение по поводу жанра этого произведения ещё не сложилось. В англоязычных источниках его определяют как fantastic. Толкин пристально следил, чтобы все топографические названия, имена персонажей соответствовали строгим лингвистическим правилам. Российские литературоведы трактуют жанр «Сильмариллиона» как искусственный литературный эпос: во-первых, в западно-европейских культурах эпос существует в книжной форме, а занимаются им филологи-медиевисты, часто относя его не к фольклору, а к литературе. Кроме того, сам Толкин разработал данный подход к эпосу в своих научных статьях. Прежде всего, в работе «Беовульф: чудовища и литературоведы». Для писателя такие произведения были, прежде всего, авторскими, а сказочные мотивы — образы, созданные воображением творца. Толкин пишет о «Беовульфе», что в поэме, написанной англичанином, используется традиционный материал, а автор использует истории у классиков, надеясь, что аллюзии будут восприняты [4].

Следовательно, автор исследования считает равноправными художественные способы познания, которые доступны современному художнику и создателю древнего эпоса. А, значит, современный автор может повторить созданное когда-то.

Изучая жанровые признаки, к которым может относиться «Сильмариллион», отмечаем, что произведение относится к эпосу, причем нельзя не отметить крупную форму произведения. Крупные формы эпоса — роман и эпопея, однако «Сильмариллион» значительно превысил временные рамки романа: описаны несколько тысячелетий, в произведении велико количество значительных персонажей. А жанр эпопеи рассматривается, как монументальное по охвату изображение, героический эпос древности.

Следовательно, жанр литературы, к которому относится «Сильмариллион» — эпос. Мифологический он, поскольку охватывает не только героические времена, которые обычно описываются в героических эпосах, но и мифические времена первотворения, а литературным его можно назвать, поскольку он создан писателем, а не народом. Таким образом, жанр «Сильмариллиона» — литературно-мифологический эпос. Необходимо также отметить тесную связь языкотворчества и мифотворчества (лингвопоэтики и мифопоэтики) в произведении, этот фактор является одним из основополагающих в творчестве Толкина. Имена и языки для писателя были неотделимы от сюжета, графическая и фонетическая формы слова создавали художественный образ, а в произведениях всегда четко очерчивалась попытка создать мир, в котором могли бы существовать лингвистические авторские пристрастия.

Толкина нередко обвиняли в бегстве от действительности, однако он не принимал на свой счёт такие обвинения, часто отвечал, что в литературной критике, чем удачнее бегство от действительности, чем сильнее оно обусловлено героическими усилиями, тем хуже. «Почему, например, следует презирать человека, который, попав в темницу, пытается во что бы то ни стало из нее выбраться, а если ему это не удается, говорит и думает не о надзирателях и тюремных решетках, а о чем-то ином? Внешний мир не стал менее реальным оттого, что заключенный его не видит. Критики пользуются неверным значением слова «эскейпизм», с презрением говоря о нем; больше того, они путают, и не всегда искренне, такие понятия, как «бегство пленника из темницы» и «бегство дезертира с поля боя» [5].

«Сильмариллион» — уникальное произведение, занимающее центральное место в творчестве Толкина, в котором представлена мифологическая картина мира, которая была создана писателем, в которой воплощены принципы его индивидуального мифотворчества.

Литература:

  1. Тахо-Годи, А.А., Лосев, А Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. / А.А Тахо-Годи, А. Ф. Лосев. — СПб, 1999. — С. 10
  2. (Tolkien, J.R. R. Beowulf. The Monsters and the Critics // Tolkien J. R. R. The Monsters and the Critics and Other Essays. / J.R. R. Tolkien. — Lnd.: HarperCollins Publishers, 1997. p. 5–48)
  3. [Избранные письма. Пер. с англ К.Королева // Толкнн, Дат. Сильмариллион. Сборник./ Дж. Толкин. — М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: TerraFantastica, 2000. — С. 534–535
  4. Толкин, Дж. Р. Р. «Беовульф»: чудовища и литературоведы. // Толкин, Дж. Р. Р. Профессор и чудовища: Эссс/Дж. Р. Р. Толкин-СПб. Азбука-классика, 2004. -C.21
  5. Толкин, Дж. О волшебных историях. // Толкин, Дж. Сильмариллион: Сборник. / Дас. Толкин. — М.: «Издательство ACT»; СПб: TerraFantastica, 2000. — С. 474
Основные термины (генерируются автоматически): Англия, произведение, миф, писатель, уникальное произведение, эпос.


Ключевые слова

мифотворчество, лингвопоэтика, Сильмариллион, Толкин

Похожие статьи

Становление английской литературной сказки | Статья в журнале...

Становление английской литературной сказки. Авторы: Лаврентьева Александра Петровна, Аксюченко Маргарита Алексеевна.

Это – символ искреннего признания литературной сказки миллионами читателей всех возрастов. Литературная сказка в Англии – жанр относительно...

Сходные мотивы в архаическом эпосе народов запада и востока

«Беовульф», считающийся уникальным образцом саксонского эпоса, издревле проник в Британию в качестве народного героического эпоса, впоследствии превратившись в бесценное произведение, повествующее об историческом периоде жизни проникших сюда англосаксонцев.

Классический стиль литературы Великобритании | Молодой ученый

Ключевые слова: английская литература, писатели Великобритании, великие писатели

Писателей-романтиков привлекала фантастика, минувшие исторические эпохи, сильные страсти

Этот настоящий нерукотворный и удивительно гармоничный храм эпоса Англии?

Жанровое своеобразие «Книг джунглей» | Статья в журнале...

Произведением, навсегда зарекомендовавшим Киплинга в качестве детского писателя, является именно «Книга джунглей», а имя мальчика, которого воспитали волки, по праву стало нарицательным. При этом писатель смог не только создать «животный эпос» и рассказать...

Юмористические особенности английской литературы

Почти все крупные английские писатели и поэты, так или иначе, имели дело с юмором. Джеффри Чосер, который стоит в самом

Английский писатель и драматург, Бенджамин Джонсон, внес значительный вклад в английскую литературу, создав жанр бытовой комедии.

К вопросу о жанре произведения Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

Произведение Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер» привлекает внимание лингвистов и литературоведов своей неординарностью во многих аспектах, являясь интересной областью для исследования. Изучая языковые аспекты произведения, в т.ч. пространственно-временные...

Барокко в английской литературе XVI века: эвфуизм и его...

Писатели считали своей задачей ошеломить и потрясти читателя. Как следствие, самыми распространенными мотивами барокко становятся

У писателей эпохи барокко становится модным использовать приём контраста. Они смешивают комическое начало и трагическое...

Подлинники и копии в романе Джулиана Барнса «Англия, Англия»

Любое из этих произведений достойно самого глубокого осмысления, однако, на наш взгляд, особняком стоит роман «Англия, Англия», так как столь популярная в наше время тема подлинников и копий, которая звучит и в других произведениях автора...

К вопросу об изучении англоязычной литературной сказки...

В английской исследовательской традиции существуют некоторые терминологические несоответствия в области классификации жанра литературной сказки. Помимо точного соответствия русскому термину «литературная сказка» (literary fairy tale) исследователи...

Похожие статьи

Становление английской литературной сказки | Статья в журнале...

Становление английской литературной сказки. Авторы: Лаврентьева Александра Петровна, Аксюченко Маргарита Алексеевна.

Это – символ искреннего признания литературной сказки миллионами читателей всех возрастов. Литературная сказка в Англии – жанр относительно...

Сходные мотивы в архаическом эпосе народов запада и востока

«Беовульф», считающийся уникальным образцом саксонского эпоса, издревле проник в Британию в качестве народного героического эпоса, впоследствии превратившись в бесценное произведение, повествующее об историческом периоде жизни проникших сюда англосаксонцев.

Классический стиль литературы Великобритании | Молодой ученый

Ключевые слова: английская литература, писатели Великобритании, великие писатели

Писателей-романтиков привлекала фантастика, минувшие исторические эпохи, сильные страсти

Этот настоящий нерукотворный и удивительно гармоничный храм эпоса Англии?

Жанровое своеобразие «Книг джунглей» | Статья в журнале...

Произведением, навсегда зарекомендовавшим Киплинга в качестве детского писателя, является именно «Книга джунглей», а имя мальчика, которого воспитали волки, по праву стало нарицательным. При этом писатель смог не только создать «животный эпос» и рассказать...

Юмористические особенности английской литературы

Почти все крупные английские писатели и поэты, так или иначе, имели дело с юмором. Джеффри Чосер, который стоит в самом

Английский писатель и драматург, Бенджамин Джонсон, внес значительный вклад в английскую литературу, создав жанр бытовой комедии.

К вопросу о жанре произведения Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

Произведение Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер» привлекает внимание лингвистов и литературоведов своей неординарностью во многих аспектах, являясь интересной областью для исследования. Изучая языковые аспекты произведения, в т.ч. пространственно-временные...

Барокко в английской литературе XVI века: эвфуизм и его...

Писатели считали своей задачей ошеломить и потрясти читателя. Как следствие, самыми распространенными мотивами барокко становятся

У писателей эпохи барокко становится модным использовать приём контраста. Они смешивают комическое начало и трагическое...

Подлинники и копии в романе Джулиана Барнса «Англия, Англия»

Любое из этих произведений достойно самого глубокого осмысления, однако, на наш взгляд, особняком стоит роман «Англия, Англия», так как столь популярная в наше время тема подлинников и копий, которая звучит и в других произведениях автора...

К вопросу об изучении англоязычной литературной сказки...

В английской исследовательской традиции существуют некоторые терминологические несоответствия в области классификации жанра литературной сказки. Помимо точного соответствия русскому термину «литературная сказка» (literary fairy tale) исследователи...

Задать вопрос