Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 августа, печатный экземпляр отправим 3 сентября
Опубликовать статью

Молодой учёный

Невоенные аспекты участия Японии в многосторонней стратегии сдерживания Китая

Политология
13.07.2022
74
Поделиться
Аннотация
Автор анализирует результаты прошедшего в 2021 году саммита QUAD. Особое внимание уделяется причинам преимущественно невоенной направленности заявлений, выпущенных по результатам работы саммита. Кроме того, даётся оценка слабым местам проектов четырёхсторонней организации.
Библиографическое описание
Киризлиева, А. Д. Невоенные аспекты участия Японии в многосторонней стратегии сдерживания Китая / А. Д. Киризлиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 28 (423). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/423/93959/.


Автор анализирует результаты прошедшего в 2021 году саммита QUAD. Особое внимание уделяется причинам преимущественно невоенной направленности заявлений, выпущенных по результатам работы саммита. Кроме того, даётся оценка слабым местам проектов четырёхсторонней организации.

Ключевые слова: Азиатско-тихоокеанский регион, четырёхстороннее сотрудничество, КВАД, индо-тихоокеанская стратегия, Китай.

The author analyzes the results of the QUAD summit held in 2021. Particular attention is paid to the reasons for the predominantly non-military orientation of the statements issued on the results of the summit. In addition, an assessment is made of the weaknesses of the projects of the quadripartite organization.

Keywords: the word, key phrase.

В сентябре 2021 года состоялся второй за 2021 год саммит QUAD, на котором Япония была представлена премьер-министром Ёсихидэ Суга, что было примечательно, потому что в те дни уже было объявлено о том, что его сменит Фумио Кисида [1].

Решения саммита на удивление касались исключительно невоенных вопросов, и Китай в заявлении не упоминался ни разу. В совместном заявлении по итогам саммита страны обязались:

  1. увеличить выпуск вакцин от коронавируса, поставив более 1,2 миллиарда доз вакцин по всему миру;
  2. реализовывать проекты по борьбе с изменением климата, включая проекты по зелёной энергетике (включая декарбонизацию логистической сферы и внедрение зелёных водородных технологий), адаптации к изменению климата;
  3. сотрудничать в развитии критических и новейших технологий (в первую очередь 5G), сближать национальное регулирование в сфере высоких технологий;
  4. реализовывать проекты в сфере инфраструктурного строительства, вместе прогнозировать потребности в инфраструктурном строительстве и создавать высококачественную инфраструктуру в Индо-Тихоокеанском регионе;
  5. учредить грантовую программу QUAD для научных исследований;
  6. поддерживать открытые, справедливые и прозрачные практики предоставления международных ссуд, продвигать международные стандарты политик по займам (особенно в части устойчивости кредитов и открытости информации) и призвать всех кредиторов придерживаться данных стандартов;
  7. развивать сотрудничество в использовании космоса, обмениваться спутниковыми данными для мирного использования;
  8. совместно укреплять кибербезопасность;
  9. развивать сотрудничество по борьбе с терроризмом;
  10. поддерживать соблюдение Конвенции ООН по морскому праву 1982 года всеми заинтересованными сторонами;
  11. вместе вести жёсткий диалог с антидемократическими режимами в Северной Корее и Мьянме по вопросам соблюдения прав человека, в том числе продвигать необходимость решения проблемы похищенных северокорейскими спецслужбами японских граждан [2].

Как можно видеть, некоторые из заявленных проблем и направлений деятельности действительно имеют отношение к Китаю и его союзникам, но полный отказ от прямого упоминания Китая говорит о том, что участники стремятся позиционировать своё объединение как не против кого не направленное. Отказ от упоминания совместных мероприятий в оборонной сфере — это следствие стремления сторон представить своё партнёрство как исключительно мирное. Связано это и с тем, что основной потенциальный противник четырёх стран в настоящее время не находится в юридическом состоянии войны ни с кем из них.

Осторожный характер заявлений, как считают некоторые исследователи, связан с осторожной позицией Индии, которая заинтересована в деэскалации (или хотя бы не-эскалации) всех существующих конфликтов и пытается решить свои геополитические цели, особенно в регионах за пределами региона Южной Азии, экономическими средствами, не прибегая к угрозе силой или вступлению в союзы с блоковой дисциплиной. Именно такому подходу многие десятилетия сначала соответствовала стратегия «неприсоединения», которой придерживалась Индия в годы «холодной войны», а затем и стратегия «присоединения ко всем возможным форматам ( “multi-alignment” ), пришедшая на смену во внешней политике Индии в 1990-е годы [3].

Вместе с тем другие исследователи отмечают, что само возрождение четырёхстороннего формата тало возможно благодаря готовности Индии участвовать в Индо-Тихоокеанском сотрудничестве с целью снизить опасность, исходящую от амбициозного соседа.

По мнению О. Г. Парамонова, мягкий характер заявлений также может быть связан с тем, что в противостоянии с Китаем страны четвёрки ставят в приоритет не военные, а экономические методы. Добавлю, что, по моей оценке ( А.К. ), слабым местом проекта может стать также анализ финансовой устойчивости проектов, которые затем получат финансирование и курс на привлечение частных инвестиций в такие проекты. Сила «Пояса и Пути» заключается в малом внимании к финансовой устойчивости проекта и государственном характере финансирования. Если проект окупается, то Китай получает возврат ссуды и реализованный инфраструктурный проект, выгоду от которого будет получать в том числе он сам, а если проект не окупится, то долг заёмщика можно будет использовать как инструмент геополитического влияния. Инициатива «Голубых точек», будучи проектом, завязанным на «финансовой устойчивости» (самый значимый компонент устойчивости — рентабельность), существует исключительно как коммерческое мероприятие и оставляет мало пространства для геополитических целей. Да и как коммерческое мероприятие проект может не оправдаться: за финансово устойчивых заёмщиков конкурировать придётся с тем же самым Китаем в лице «Пояса и Пути» как идеологии и АБИИ как финансового института [4].

Литература:

  1. Добринская, О. А. Японская дипломатия: год без Абэ / О. А. Добринская. — Текст: электронный // РСМД: [сайт]. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/asian-kaleidoscope/yaponskaya-diplomatiya-god-bez-abe/?sphrase_id=88259075 (дата обращения: 11.07.2022).
  2. Joint Statement from Quad Leaders. September 24, 2021. — Текст: электронный // The White House: [сайт]. — URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/09/24/joint-statement-from-quad-leaders (дата обращения: 11.07.2022).
  3. Макаревич, Г. Г. Индия в Quad: прагматичная игра на завышенных ожиданиях / Г. Г. Макаревич. — Текст: электронный // РСМД: [сайт]. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/indiya-v-quad-pragmatichnaya-igra-na-zavyshennykh-ozhidaniyakh/?sphrase_id=88259075 (дата обращения: 11.07.2022).
  4. Парамонов, О. Г. Индо-Тихоокеанская доктрина Синдзо Абэ — основа будущей внешней политики Японии. / О. Г. Парамонов. — Текст: электронный // РСМД: [сайт]. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/indo-tikhookeanskaya-doktrina-sindzo-abe-osnova-budushchey-vneshney-politiki-yaponii/?sphrase_id=88259075 (дата обращения: 11.07.2022).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
Азиатско-тихоокеанский регион
четырёхстороннее сотрудничество
КВАД
индо-тихоокеанская стратегия
Китай
Молодой учёный №28 (423) июль 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 194-196):
Часть 3 (стр. 143-213)
Расположение в файле:
стр. 143стр. 194-196стр. 213

Молодой учёный