Анализ ведущих архетипов среди поколений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (423) июль 2022 г.

Дата публикации: 14.07.2022

Статья просмотрена: 325 раз

Библиографическое описание:

Бычкова, А. М. Анализ ведущих архетипов среди поколений / А. М. Бычкова, А. И. Демиденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 28 (423). — С. 53-57. — URL: https://moluch.ru/archive/423/93957/ (дата обращения: 20.04.2024).



В нашей статье мы исследовали влияние архетипов на дифференциацию поколений с использованием теста «Pearson-MarrArchetypeIndicator», который включает в себя ряд архетипов как: невинный, сирота, воин, опекун, искатель, разрушитель, любящий, творец, правитель, маг, мудрец, шут. Архетипы как структуры коллективного бессознательного являются важными образами и моделями поведения человека. Именно в архетипах проявляется личность, сюда относятся межличностные отношения, восприятие мира, самоотношение и т. п. Важно отметить, что архетипы меняются в процессе взросления и становления личности, поэтому в своей работе мы и решили рассмотреть динамику преобладающих архетипов в разных поколениях, а именно: X, Y, Z, Бэби-бумеры, Молчаливое поколение. Наша группа провела его дистанционном режиме онлайн, с помощью компьютерных технологий, на четырех разных поколениях в состав которых входило шестьдесят девять человек.

Ключевые слова: архетип, дифференциация, поколение X, поколение Y, поколение Z, поколение Бэби-бумеры, молчаливое поколение, влияние.

Введение

Актуальность данной научной работы обусловлена тем, что в современном мире наблюдается стремительный рост интереса к человеческому самоосознанию, к работе психики, а именно к архетипам. Возник интерес к вопросу, почему люди разных возрастных категорий склонны разделять схожие убеждения, ценности и модели поведения. Архетипы представляют собой врожденные модели и идеи, которые заставляют реагировать на различные события определенным образом. Они влияют на мировоззрение и развитие личности, на разных возрастных этапах ее жизни. Под влиянием различных событий люди входят в роль одного (или нескольких) из архетипов, начиная действовать по его сценарию. Между тем явление «архетипа» представляет несомненную важность для профессионалов, область работы которых — человеческая психика. Благодаря концепции архетипов могут быть лучше поняты многие процессы, происходящие в духовном мире как пациента, а именно: понять логику его поступков; осознать мотивы, страхи, барьеры; добиться взаимопонимания с разными людьми; достигнуть большей продуктивности во всех жизненных сферах и др.

В результате проведения исследования мы выявили, что в представленной литературе об архетипах источников ограниченное количество. Поэтому в данной работе мы постараемся более глубоко и подробно исследовать понятие «архетип». В процессе мы пользовались трудами основоположника данной теории К. Г. Юнга, а также современными литературными источниками. Цель нашего исследования и выявить значимые различия архетипов среди разных поколений.

Обзор литературы

Архетип в переводе с греческого означает первообраз, подлинник, оригинал. В настоящее время в психоанализе под архетипом понимают часть коллективного бессознательного в человеке. Это теневая сторона личности, которая косвенно влияет на ее жизнь.

К. Пирсон и Х. Марр занимались развитием и совершенствованием теории об архетипах, написанную К. Г. Юнгом, и их влияния на жизнь человека. Они соединили классическую теорию Юнга с теорией базовых социальных мотивов Д. Мак-Клелланда, Х. Хекхаузена и теорией базовых человеческих потребностей А. Маслоу.

Материалы и методы

В Московском педагогическом государственном университете в институте педагогики и психологии в период с 1 апреля по 21 апреля 2022 года, тест «Pearson-MarrArchetypeIndicator» прошли 69 людей из которых часть студентов из института педагогики и психологии, и их близких родственников и друзей, а также часть выборки была предоставлена общеобразовательной школой. Среди них было 39 женщин и 30 мужчин. Возраст людей колебался от 16 до 60 лет, что ранжируется по четырем поколениям — Молчаливые, Бэби-бумеры, X, Y, Z.

Исследование проводилось поэтапно:

  1. Первым делом мы предоставили испытуемым тест «Pearson-MarrArchetypeIndicator» с необходимой инструкцией, сопровождения исследователя не прилагалось.
  2. На последующем этапе мы осуществили сбор данных и результатов теста.
  3. Далее мы реализовали подсчет полученных данных, и группировку по поколениям и архетипам. Интерпретировали данные мы с помощью ключа от тестирования, что помогло нам распределить архетипы на группы: избегаемые, не замечаемые, проявленные и ведущие.
  4. Затем мы приступили к статистическому методу обработки для определения разницы в поколениях.
  5. После обработки мы перешли к обзору и мониторингу необходимой тематической научной литературы для полноценного изучения вопроса и написания статьи.

Определение архетипов (невинный, сирота, воин, опекун, искатель, разрушитель, любящий, творец, правитель, маг, мудрец, шут), которые присущи всем поколениям, проводилось с использованием таких надежных методов диагностики как: тестирование, анализ, обобщение. Тестирование нам необходимо для определения архетипов, анализ мы использовали для обработки данных теста, после чего мы изучили результаты и обосновали их.

Результаты

Для проверки наличия различий ведущих архетипов между поколениями использовался непараметрический тест Крускала–Уоллиса для независимых выборок. Результаты анализа приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение среднегрупповых значений и уровня значимости показателей архетипов разных поколений (непараметрический тест Крускала-Уоллиса для независимых выборок)

Архетип

X

Y

Z

Бэби-бумеры

Уровень значимости P-v

Невинный

19,6

18,2

18,6

18,25

0,941

Сирота

11,7

16,5

14,8

14,125

0,044

Воин

20,6

21,06

22,3

23

0,559

Опекун

19,6

17,5

17,5

22,25

0,038

Искатель

19,2

21,5

21,6

20,25

0,127

Разрушитель

15,3

17,3

17,3

15,6

0,313

Любящий

20,5

17,6

20,2

21

0,387

Творец

20,4

20,5

21,5

20,125

0,795

Правитель

18

17,6

19,4

19,75

0,579

Маг

20,2

19,9

20,2

19,25

0,838

Мудрец

19,7

21,7

20,2

21,5

0,600

Шут

18,3

19,3

19,8

15,5

0,095

Как видно из таблицы 1, группы сравнения значимо различаются по анализируем показателям. Среди всех архетипов статистически значимыми для всех поколений являются такие архетипы как сирота (0,044), опекун(0,038) и шут(0,095), где значимым считается показатель ниже 0, 05.

Анализ средних значений поколения X указывает на то, что ведущими архетипами в данном поколении являются архетипы: «воин», «любящий», «творец» и «маг».

В поколении же Y происходит некоторая смена ведущих архетипов: «воин», «искатель», «творец», «мудрец».

Поколение Z выражается в архетипах «воин», «искатель», «творец».

Для бэби-бумеров важными выступают такие архетипы как «опекун», «мудрец».

Рассмотрим обнаруженные закономерности по каждому архетипу более подробно.

Данные по архетипу «Сирота» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Парные сравнения архетипа «Сирота» по поколениям

Sample 1-Sample 2

Статистика критерия

Стандартная ошибка

Стандартная Статистика критерия

Знач.

Скор.знач. a

1–4

-9,905

8,314

-1,191

,234

1,000

1–3

-11,842

5,954

-1,989

,047

,280

1–2

-18,809

6,814

-2,761

,006

,035

4–3

1,938

7,976

,243

,808

1,000

4–2

8,904

8,636

1,031

,303

1,000

3–2

6,967

6,396

1,089

,276

1,000

Значимость архетипа «Сирота» обнаруживается у поколения X и Z, где значимость составляет 0,047. Также значимость прослеживается у поколения XиY, которая составляет 0, 006. Поколение же бэби-бумеров не ощущает на себе влияние архетипа «Сирота».

Данные по архетипу «Опекун» представлены в таблице 3.

Таблица 3

Парные сравнения архетипа «Опекун» по поколениям

Sample 1-Sample 2

Статистика критерия

Стандартная ошибка

Стандартная Статистика критерия

Знач.

Скор.знач. a

2–3

-1,165

6,395

-,182

,855

1,000

2–1

10,353

6,812

1,520

,129

,771

2–4

-20,925

8,634

-2,423

,015

,092

3–1

9,187

5,952

1,543

,123

,736

3–4

-19,760

7,974

-2,478

,013

,079

1–4

-10,572

8,312

-1,272

,203

1,000

Анализ архетипа «Опекун» отражает значимость 0,015 у поколения Y и бэби-бумеров, также замечена выраженность данного архетипа среди цифрового поколения и поколения бэби-бумеров, которая составляет 0, 013.

Данные по архетипу «Шут» представлены на рис. 1.

Рис. 1

Значимость данного архетипа обнаружена у поколения Z, также обнаруживается проявление архетипа «Шут» у поколения Y.

Обсуждение результатов

По результатам проведённого исследования, можно отметить, что в цифровом поколении прослеживается преобладание таких архетипов, как «творец» и «искатель», что характеризует их как людей находящихся в поиске своего «Я» через преобразование окружающего мира посредством творчества. Юношеский возраст отличается максимализмом, стремлением реализовать все свои способности и возможности — достичь наполнения жизни яркими красками и эмоциями. В поколении Y также ведущим остаётся архетип «Искатель», но здесь поиск уже скорее связан с профессиональным самоопределением, поиском надёжного партнера для создания семьи.

Поколение X — это люди, родившиеся в период холодной войны, перестройки государственного аппарата и общей нестабильностью в стране. Данные события, несомненно, наложили отпечаток на личность человека. Ведущим здесь выступает архетип «Воин» и «Любящий», что характеризует данное поколение как смелых целеустремленных людей, выбирающих не самые лёгкие пути решения проблем. Но в тоже время они стремятся к обретению тепла, любви, также они стремятся подарить всю свою любовь окружающим, чаще всего, своим детям.

Поколение сегодняшних бэби-бумеров сочетает в себя «мудрецов» и «опекунов». Они прожили большое количество событий, обладают ценным жизненным опытом, который, порой, очень настойчиво, хотя передать молодому поколению, вечно стремящемуся найти смысл жизни. Поучения, долгие разговоры, забота — основные характеристики наших бабушек и дедушек.

Какими бы разными не были условия жизни разных поколений, между ними прослеживаются некоторые закономерности. Значимость архетипа «Сирота» прослеживается у поколения X и Y, X и Z. На основе этого можно предположить, что поколение X больше всех ценит поддержку и заботу окружающих, для них очень важно чувство безопасности.

Архетип «Опекун» статистически значим для поколения бэби-бумеры — Y, бэби-бумеры — Z. Старшее поколение, которое стремится окружить своей заботой как детей из поколения Y, так и внуков цифрового поколения.

Поколения Z и Y — стремятся к получению наслаждения течением жизни, они нуждаются в постоянном потоке событий и впечатлений, о чём нам и говорит значимость архетипа «Шут» для данных поколений.

Ограничения исследования

Выборка данного исследования в целом и количество респондентов в каждой подвыборке немногочисленны, что могло исказить результаты нашего исследования. Для получения более достоверных результатов необходимо увеличить число респондентов, а также создать комфортные условия прохождения для каждого поколения, так как владение информационными каналами и технологиями не вызывает трудности у более молодого поколения, но может затруднить прохождение методики для бэби — бумеров.

Заключение

Представленное исследование позволило нам подробно описать степень значимости заданных архетипов по четырем поколениям. В ходе анализа нами было выяснено, что только три архетипа: «Сирота», «Опекун», «Шут» были выявлены как значимые согласно непараметрическому тесту Крускала — Уоллиса для независимых выборок. Также нами были выделены средние значения по каждому архетипу, которые позволили наиболее полно отразить специфику каждого поколения: поколение Z и Y — искатели и творцы, воспитанное в нестабильной обстановке поколениеX- воины, бэби-бумеры же — умудренные опытом, любящие и заботливые для последующих поколений.

Отметим важность того, что каждое поколение живёт в своё время, которое имеет свои характерные правила, взгляды, которое наполнено специфичными событиями и открытиями — всё это говорит нам о том, что с течением времени изменяются и психологические особенности людей, их паттерны поведения, в том числе ведущие архетипы.

Литература:

  1. Ожиганова Евгения Михайловна Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-n-houva-i-v-shtrausa-vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya (дата обращения: 20.04.2022).
  2. Зайцева Наталия Александровна Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 2 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-my-raznye-ili-odinakovye (дата обращения: 20.04.2022).
  3. Капустина Т. В. Психодиагностика личностных характеристик с помощью методики К. Пирсон и Х. Марр «12 архетипов» // Вестник КемГУ. 2016. № 2 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihodiagnostika-lichnostnyh-harakteristik-s-pomoschyu-metodiki-k-pirson-i-h-marr-12-arhetipov (дата обращения: 20.04.2022).
  4. «Восхождение поколения Миллениума: следующее Великое поколение» (MillennialsRising: TheNextGreatGeneration). У. Штраус и Н. Хоув.
  5. Карл Густав Юнг. Архетип и символ. — М., 1991. // Элект­рон­ная публи­ка­ция: Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 11.12.2011. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/4229/4232 (Дата обращения: 20.04.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): поколение, архетип, значимость архетипа, непараметрический тест, цифровое поколение, молодое поколение, молчаливое поколение, парное сравнение архетипа, стандартная ошибка, стандартная Статистика критерия.


Ключевые слова

влияние, дифференциация, архетип, поколение Z, поколение Y, поколение X, поколение Бэби-бумеры, молчаливое поколение

Похожие статьи

Проверка статистических гипотез в психолого-педагогических...

если Т (статистика критерия) принадлежит области принятия нулевой гипотезы, то нулевая гипотеза принимается, а в противном случае нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза. В зависимости от задач психолого-педагогического исследования...

Сравнение современных моделей зрелости организационного...

В данной статье проведен анализ современных моделей оценки зрелости организационного управления проектами таких, как Project Management Maturity (PM Maturity), Portfolio, Programme and Management Maturity Model (P3M3), Project Management Maturity Model (PMMM)...

Сравнительная характеристика операционных систем семейства...

Новое поколение ОС обладало большим количеством новых функций и возможностей интерфейса, которые подробно будут описаны ниже. Новое меню «Пуск» стало давать возможность пользователю в один клик просматривать списки часто используемых приложений...

Критерии и уровни сформированности социальных навыков...

В статье рассматриваются критерии и уровни социализации школьников, приведены методики из диагностирования.

Библиографическое описание: Евглевская, С. В. Критерии и уровни сформированности социальных навыков обучающихся, методики их диагностирования / С. В...

Методика выбора элементов пользовательского интерфейса...

Для матрицы попарного сравнения критериев значение ОС лишь немного больше приемлемого, а для матриц попарного сравнения альтернатив является приемлемым. На пятом этапе, называемом синтезом альтернатив, вычисляются приоритеты альтернатив

Поколение «цифрового века»: жизненные ориентиры...

Теория поколений, основные положения которой были сформулированы на примере американского общества еще

Под влиянием современной глобальной информационной среды молодые люди

Кириллова, Е. Поколение Z и его место в теории поколений / Е. Кириллова.

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Выявление рисков по ремонту методом парных сравнений...

Метод парных сравнений основан на попарном сравнении альтернатив [2]. Для каждой пары альтернатив эксперт указывает, какая из альтернатив предпочтительнее (лучше, важнее и т. д.). Ниже рассматриваются алгоритм Саати, реализующий метод парных сравнений [2].

Похожие статьи

Проверка статистических гипотез в психолого-педагогических...

если Т (статистика критерия) принадлежит области принятия нулевой гипотезы, то нулевая гипотеза принимается, а в противном случае нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза. В зависимости от задач психолого-педагогического исследования...

Сравнение современных моделей зрелости организационного...

В данной статье проведен анализ современных моделей оценки зрелости организационного управления проектами таких, как Project Management Maturity (PM Maturity), Portfolio, Programme and Management Maturity Model (P3M3), Project Management Maturity Model (PMMM)...

Сравнительная характеристика операционных систем семейства...

Новое поколение ОС обладало большим количеством новых функций и возможностей интерфейса, которые подробно будут описаны ниже. Новое меню «Пуск» стало давать возможность пользователю в один клик просматривать списки часто используемых приложений...

Критерии и уровни сформированности социальных навыков...

В статье рассматриваются критерии и уровни социализации школьников, приведены методики из диагностирования.

Библиографическое описание: Евглевская, С. В. Критерии и уровни сформированности социальных навыков обучающихся, методики их диагностирования / С. В...

Методика выбора элементов пользовательского интерфейса...

Для матрицы попарного сравнения критериев значение ОС лишь немного больше приемлемого, а для матриц попарного сравнения альтернатив является приемлемым. На пятом этапе, называемом синтезом альтернатив, вычисляются приоритеты альтернатив

Поколение «цифрового века»: жизненные ориентиры...

Теория поколений, основные положения которой были сформулированы на примере американского общества еще

Под влиянием современной глобальной информационной среды молодые люди

Кириллова, Е. Поколение Z и его место в теории поколений / Е. Кириллова.

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Выявление рисков по ремонту методом парных сравнений...

Метод парных сравнений основан на попарном сравнении альтернатив [2]. Для каждой пары альтернатив эксперт указывает, какая из альтернатив предпочтительнее (лучше, важнее и т. д.). Ниже рассматриваются алгоритм Саати, реализующий метод парных сравнений [2].

Задать вопрос