Научная гипотеза. Методы проверки научной гипотезы в педагогических исследованиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 30.06.2022

Статья просмотрена: 2439 раз

Библиографическое описание:

Пахова, О. А. Научная гипотеза. Методы проверки научной гипотезы в педагогических исследованиях / О. А. Пахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 257-260. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93694/ (дата обращения: 16.04.2024).



В данной статье отражены понятие научной гипотезы, её создание и структура, а также раскрыты методы проверки научной гипотезы.

Ключевые слова: научная гипотеза, методы, педагогические исследования.

Написание любой педагогической научной работы начинается со сложного процесса осмысления. Исследователь размышляет над темой своей будущей работы, её актуальностью, длительностью предполагаемого эксперимента, сколько будет групп участников, их возраст, какие исследования планируется провести. Отсюда вытекают проблема, цели и задачи будущего исследования, а также гипотеза исследования.

  1. 1 Научная гипотеза. Понятие научной гипотезы, её создание и структура
    1. Гипотеза — обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат [1, с.208].

Научная гипотеза — это достоверно не доказанное объяснение причин каких-либо явлений, утверждаемое предположение, имеющее научное обоснование, прием познавательной деятельности [2, с. 42].

Наиболее сложным этапом и довольно долгим процессом исследования считается построение гипотезы. Формирование гипотезы включает три основных этапа. Таким образом, можно выделить подготовительный, формирующий и экспериментальный этапы.

Для того, чтобы исследователю правильно определить формулировку гипотезы необходимо ответить на вопрос: каким образом планируется достичь поставленную цель исследования? Научная гипотеза может быть сформулирована, когда есть необходимый накопленный материал, который позволяет создать проект решения, выдвинуть новые методики или технологии. Кроме того, чтобы правильно выдвинуть гипотезу, требуется провести диагностику и обследование, которые используются в педагогике и психологии. К таким методам относят: анкетирование, опрос, тестирование. Важна также и научная компетентность исследователя, тщательное изучение дела, проблемы.

1.2 Разные авторы выделяют требования, которым должна отвечать научная гипотеза. К ним относят эмпирическую проверяемость, соответствие определённым фактам, теоретическая обоснованность, логическая обоснованность, информативность, предсказательная сила гипотезы, широта применения, научная новизна [3].

1.3 Если рассматривать структуру гипотезы, то можно выделить два вида гипотез — простые и сложные [2, с. 43]. В простых гипотезах явления, которые изучает исследователь, представлены и описываются кратко, в общих формах и чертах, показывают возможные следствия из условий и фактов. В сложных гипотезах можно встретить описание явлений, которые изучаются, а также причинно-следственные связи. Нередко педагогические гипотезы бывают трёхсоставными и состоят из предположения, утверждения и научного обоснования [4, с. 31].

  1. Методы проверки научной гипотезы в педагогических исследованиях

Для подтверждения или опровержения научной гипотезы необходимо применение определённых научных методов. Это становится возможным, когда гипотеза найдена и точно сформулирована. Далее исследователь ведёт разработку с помощью рациональных, логических и эмпирических методов для поиска истины [4].

2.1 Научный метод- представляет собой комплекс целенаправленных познавательных подходов и практических операций, которые направлены на приобретение научных знаний, в результате чего достигается поставленная цель. В психологии и педагогике научный метод выглядит как система подходов и способов, отвечающих предмету и задачам данных наук [4, с. 18].

Для этого исследователь прибегает к опытно- экспериментальной работе. Сначала составляется план проведения исследования, указываются методики, с помощью которых будет проводится педагогический эксперимент. Исследователь целенаправленно и осознанно моделирует реальный процесс в изменённых условиях. Далее сравниваются результаты процесса, который изучается.

2.2 В педагогических исследованиях для подтверждения или опровержения гипотезы используются следующие методы:

Метод наблюдений

Представляет собой сбор нужной для исследования информации о процессах и явлениях с дальнейшей их регистрацией. Специальные технические средства звукозаписи, видеозаписи уроков относятся к числу средств, повышающих объективность наблюдений. С помощью данного метода возможно обнаружить подлинные факты, которые в дальнейшем помогут опровергнуть или наоборот подтвердить, выдвигаемую исследователем гипотезу [4, с. 56–57].

Статистическое наблюдение бывает:

– непрерывное-непрерывный процесс;

– периодическое- в определённые периоды;

– единовременное-проводится одномоментно, однократно;

– сплошное-всех без исключения;

– несплошное.

Метод тестирования

Тестирование — это вопросы и задания, которые предлагаются испытуемому для диагностики его личностных качеств. Оценивают результат теста путём подсчёта правильных ответов. Более точные данные, полученные благодаря использованию этого метода, позволяют подтверждить или опровергнуть гипотезу. Облегчается математическая обработка материала. Но есть и минусы. Этот метод уступает другим в том, что отсутствует возможность самовыражения у испытуемого, отсутствует разнообразие. Возможности метода тестирования нельзя переоценивать. Они должны применяться в совокупности со всеми другими методами. [4, с. 66–67].

Метод беседы, интервью

Беседа или интервью является эффективным методом только если сам исследователь чётко представляет цель данной беседы, заранее готовит основные и вспомогательные вопросы, с помощью которых появляется возможность выяснить необходимую информацию, с помощью которой, в дальнейшем исследователь подтвердит или опровергнет свою гипотезу. Исследователь должен заранее продумать все возможные варианты ответов на заданные им вопросы. А также примерно представить ход беседы в том случае, если будут получены положительные или отрицательные ответы. Большую роль для получения нужной информации в ходе беседы играет умение расположить к себе собеседника, благоприятная морально-психологическая атмосфера [3, с.51].

Метод анкетирования

Анкетирование — это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый даёт письменные ответы [3, с.47]. Процесс составления анкеты достаточно сложный. Для правильного составления анкеты экспериментатор должен понимать какие цели и задачи он преследует.

Выделяют разные формы анкет:

– открытые, когда испытуемый отвечает развёрнуто, подробно в свободной форме. Данные формы анкет содержат большую информацию, но в обработке они сложнее, чем закрытые.

– закрытые, ответ выбирается из предложенных.

Некоторые исследователи в предложенных анкетах используют комбинацию вопросов- открытые чередуются с закрытыми. Вопросы могут быть прямые и косвенные. Основной плюс применение этого метода- большой сбор информации. Большой объём информации требует проведения количественной обработки и качественного анализа. С помощью количественной обработки оценивают какое количество дано утвердительных и отрицательных ответов. Если количество вопросов большое эти данные выражают в процентном соотношении. Для анализа ответов анкет используют количественную и качественную обработку. Количественная обработка анкет позволяет судить о том, сколько получено положительный и отрицательных ответов на заданные вопросы. С помощью качественной обработки выявляются и анализируются причины отрицательных ответов. Утвердительные ответы на вопросы трактуются, как данные, подтверждающие гипотезу.

Метод экспертных оценок

За рубежом его нередко называют -методом компетентных судей (или -рейтингом) [4, с. 64]. Данный метод заключается в оценке тех или иных сторон деятельности компетентными судьями(экспертами). Существуют требования, которым должны соответствовать эксперты: это положительное отношение к экспертизе, научная объективность, компетентность, креативность, широта мышления, самокритичность. Сущность метода заключается в том, что судьи должны выделить слабые и сильные стороны объекта исследования и оценить их в баллах. Высокий бал за определённый навык будет говорить высокой доли выполнения данного навыка [4, с. 63].

Метод изучения литературы и других источников

Тщательное изучение литературы, рукописей, документов, материалов, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, является способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, обнаружения неясностей в разработке вопроса. Тем самым появляется возможность правильно сформулировать гипотезу, найти в источниках литературы подтверждение или опровержение её [4, с. 57].

Метод педагогического эксперимента

Под педагогическим экспериментом понимают метод исследования, используемый с целью определения эффективности применения определённых методов и средств обучения и воспитания.

Любой педагогический эксперимент обязательно должен быть заранее спланирован. Исследователь должен чётко определить каждый шаг и действие и знать, что хочет получить при реализации эксперимента.

Использование педагогического эксперимента тесно взаимосвязано с пополнением доказательной базы. Важным аспектом является чёткое и своевременное занесение результатов, которые получены для подтверждения или опровержения гипотезы. Повтор эксперимента возможен, но получить точно такие же результаты вряд ли удастся. Поэтому педагогический эксперимент должен быть на постоянном контроле у организатора [4, с 72].

Заключение

Таким образом, любое научное исследование невозможно без определения гипотезы. Формулировка гипотезы процесс сложный и обдуманный, требующий от автора работы определённых знаний в той области, которой будет посвящён труд.

Причины, по которым необходимо выдвижение гипотезы- она задаёт направление деятельности, предупреждает расплывчатость работы исследователя, определяет какой материал необходимо собрать для научной работы.

Гипотеза может нести теоретическую значимость и практическую. Исследователь с помощью гипотезы может представить и указать новизну своего исследования, другие, не похожие на ранние, способы решения проблемы.

Литература:

  1. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005 —208с.
  2. Колмогорова, Н. В. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учебное пособие / Н. В. Колмогорова, З. А. Аксютина. — Омск: Изд-во СибГУФК, 2012–248 с.
  3. Клюева Е. В. Основы исследовательской деятельности в образовании: Учебное пособие. –Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2014–111 с.
  4. Федотова Г. А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов психолого-педагогических факультетов высших учебных заведений. — Великий Новгород: НовГУ, 2010–114 с.
Основные термины (генерируются автоматически): научная гипотеза, педагогический эксперимент, гипотеза, ответ, помощь, качественная обработка, количественная обработка, метод проверки, научный метод, опровержение гипотезы.


Ключевые слова

методы, педагогические исследования, научная гипотеза

Похожие статьи

Проверка статистических гипотез в психолого-педагогических...

Для математической обработки данных выдвигают гипотезы. Гипотезами в педагогических исследованиях является предположение, что одно из средств будет более эффективным, чем другие средства. Для проверки гипотез выдвигается нулевая гипотеза — это проверяемое...

Основные этапы научного исследования | Статья в журнале...

Гипотеза — познавательная конструкция, включающая как предположение, так и способы его

Метод исследования — это способ получения сбора, обработки или анализа данных.

Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных...

Методы, критерии и показатели оценки профессиональной...

Методы в широком понимании включает и эмпирическая методы (эксперимент наблюдение), и точные доказательные методы.

Методы исследования (анкетирования беседы, наблюдения, контрольное работы, педагогический эксперимент, комплектный и другие) используется для...

Развитие у дошкольников умений видеть проблемы и выдвигать...

Построение гипотез является основой научного и творческого мышления.

Подготовка к эксперименту начинается с определения педагогом текущей педагогической задачи.

Эксперимент — это метод обучения, если он используется для передачи новых знаний детям

Педагогическая диагностика. Критерии и показатели экспертизы...

Метод – это совокупность способов и приемов развития научного знания.

Методы современной науки столь же разнообразны, как и сама наука, и в каждой научной дисциплине они имеют свою специфику.

Показатели делятся на качественные и количественные.

Обобщенные проблемно-ориентированные задачи оценки...

Параметр научно-педагогического нововведения как эффективность должен отвечать социально

Метод антиципации применяется для предварительной оценки новизны работы.

В зависимости от их ответов, как и в предыдущих случаях, определяется новизна исследования.

Особенности некоторых эвристических методов обучения

Метод смыслового видения. Одновременная концентрация на образовательном объекте

Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной...

Научная гипотеза. Методы проверки научной гипотезы...

Методы проверки научной гипотезы в педагогических исследованиях. №26 (421) июль 2022 г. Авторы: Шубная Оксана Александровна.

Библиографическое описание: Шубная, О. А. Научная гипотеза.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из...

Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не

Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и

Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.

Использование в педагогическом исследовании математических...

Использование статистических методов обработки данных стали привычным и широко распространенным аппаратом для инженеров...

Метод – это совокупность способов и приемов развития научного знания. Цель науки и заключается в том, чтобы при помощи доступных...

Похожие статьи

Проверка статистических гипотез в психолого-педагогических...

Для математической обработки данных выдвигают гипотезы. Гипотезами в педагогических исследованиях является предположение, что одно из средств будет более эффективным, чем другие средства. Для проверки гипотез выдвигается нулевая гипотеза — это проверяемое...

Основные этапы научного исследования | Статья в журнале...

Гипотеза — познавательная конструкция, включающая как предположение, так и способы его

Метод исследования — это способ получения сбора, обработки или анализа данных.

Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных...

Методы, критерии и показатели оценки профессиональной...

Методы в широком понимании включает и эмпирическая методы (эксперимент наблюдение), и точные доказательные методы.

Методы исследования (анкетирования беседы, наблюдения, контрольное работы, педагогический эксперимент, комплектный и другие) используется для...

Развитие у дошкольников умений видеть проблемы и выдвигать...

Построение гипотез является основой научного и творческого мышления.

Подготовка к эксперименту начинается с определения педагогом текущей педагогической задачи.

Эксперимент — это метод обучения, если он используется для передачи новых знаний детям

Педагогическая диагностика. Критерии и показатели экспертизы...

Метод – это совокупность способов и приемов развития научного знания.

Методы современной науки столь же разнообразны, как и сама наука, и в каждой научной дисциплине они имеют свою специфику.

Показатели делятся на качественные и количественные.

Обобщенные проблемно-ориентированные задачи оценки...

Параметр научно-педагогического нововведения как эффективность должен отвечать социально

Метод антиципации применяется для предварительной оценки новизны работы.

В зависимости от их ответов, как и в предыдущих случаях, определяется новизна исследования.

Особенности некоторых эвристических методов обучения

Метод смыслового видения. Одновременная концентрация на образовательном объекте

Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной...

Научная гипотеза. Методы проверки научной гипотезы...

Методы проверки научной гипотезы в педагогических исследованиях. №26 (421) июль 2022 г. Авторы: Шубная Оксана Александровна.

Библиографическое описание: Шубная, О. А. Научная гипотеза.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из...

Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не

Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и

Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.

Использование в педагогическом исследовании математических...

Использование статистических методов обработки данных стали привычным и широко распространенным аппаратом для инженеров...

Метод – это совокупность способов и приемов развития научного знания. Цель науки и заключается в том, чтобы при помощи доступных...

Задать вопрос