Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Основы социальной концепции Русской православной церкви: разработка социальной доктрины русского православия

Философия
30.06.2022
746
Поделиться
Библиографическое описание
Доронина, В. С. Основы социальной концепции Русской православной церкви: разработка социальной доктрины русского православия / В. С. Доронина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 72-73. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93680/.


В статье рассматриваются ключевые вопросы, предъявляемые к тексту ОСК РПЦ. Рассмотрены аспекты проблемы внешнего взаимодействия церкви с современным обществом.

Ключевые слова: основы социальной концепции, социальная доктрина, церковь, общество.

Основы Социальной Концепции как документ, принятый церковью, «излагает базовые положения её учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно-значимых проблем» [1]. Однако на поверку сам документ содержит ряд проблем, которые не позволяют в определённом смысле назвать документ социальной доктриной Русской Православной Церкви.

Первое, современное положение основ социальной концепции Русской Православной Церкви, сформулировано на основе религиозной доктрины, с использование богословского понятийного аппарата. По слова, тогда митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла: «необходимо сформулировать общецерковную социальную концепцию — не партийную, «правую» или «левую», а укоренённую в Священном Писании и Священном Предании, следующую в русле и духе нашей богословской традиции». Однако такой подход наметил ряд проблем культурологического и социального характера.

Первое, это отсутствие единого, знаково-языкового пространства. На данном этапе рассмотрения, можно сказать, что общепринятая терминология, для понимания и реализации стремления быть понятым отсутствует (религия, идеология, вера). Здесь важно проследить и выявить пробелы понятийного аппарата, который должен отражать правильную и чётко сформулированную мысль социального служения РПЦ в XXI в.

Второй, подлежащий рассмотрению аспект — это проблема контекста и передачи информации в полноценном объеме, которая транслирует весь комплекс мировосприятия и миросозерцания РПЦ. С учётом большой смысловой нагрузки требуется профессиональное вычленение и правильно оформленная передача информации, её донесение до общества с учётом адаптации понимания под современность.

Следующим немаловажным аспектом является социальная концепция Русской православной церкви в условиях демократического общества. Процесс соработничества и сопартнёрства государства и церкви, нормативно не закреплён, а следовательно, тот же документ «Основы социальной концепции РПЦ» работает в одностороннем режиме, что требует от социальной концепции адаптивности к любым возникающим условиям изменяющегося мира и понимания режима действий РПЦ при любых условиях. Отметим здесь условие правового положения церкви как юридического лица, которая с одной стороны поддерживает кооперационную систему, а с другой идёт в разрез с некоторыми положениями документа «Основы социальной концепции РПЦ» (например, в случае пропаганды не христианского образа жизни со стороны государства, Церковь вправе обратится к своим членам для саботирования установленных положений).

Ещё один концепт раскрывается в необходимости преобразования социального через обновление духовного и нравственного. Социальная концепция должна содержать положения рекомендательного характера к работе с современной картиной мира и вариантами её культивирования. Важно отразить активное отношение к тем или иным явлениям, а не только дать им свою оценку и характеристику.

Вопрос использования терминологии находится на уровне адаптации терминологии в рамка идей христианства. Толерантный, но в то же время размытый ответ обществу, которые не носит чёткие границы. Сам документ основываясь на богословских толкованиях и трактовках (Священное Писание, святые отцы), на наш взгляд,не имеет некоторой логической завершённости и практического применения. Не хватает нового осмысления, выражения естественного богословия, развернутого понимания «Со скорбью будешь питаться от неё, в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься».

Также отметим присутствие попытки разведения Церкви, которая указана ОСК, на Церковь как социальный институт и Церковь как институт духовный. Но разграничить два понятия, где есть социальное начало, а где начало духовное, задать эту меру православная Церковь так и не смогла, для стороннего наблюдателя это вызывает чувство противоречия, а не чёткий ответ на поставленный вопрос. При этом, именно дать правильное понимание по указанному вопросу, это решить большую часть противоречий, имеющихся в ОСК, в том числе терминологического характера.

Соответственно, текст ОСК не контекстуален, не имеет ярко выраженного православного миросозерцания, это больше мировосприятие, которое закладывает представление, но не понимание. Не ОСК встречает человека и закладывает в его голову идею того, как должно быть, чаще человек (из-за идейного предложения понимания) сам додумывает, что хотела сказать Церковь.

Таким образом, церковь не выходит в общение с миром (при помощи ОСК), она раскрывает положения для жизни православного христианина в XX-XXI веке и далее. По факту, это систематизированная выжимка из Священного Писания и Священного Предания, которое даёт богословское осмысление тех или иных вопросов. Являясь исчерпывающей основой для Церкви и церковного клира, она не способна стать общей социальной доктриной. Внецерковное общество не примет такой документ, так как ему не хватает динамичности в рамках достижений современной науки, например привлечение современной философии, для формирования ряда понятий объясняющих современные явления в мире. В частности, для основ социальной концепции требуется практическое руководство, которое говорит на языке современной науки, и меняется в соответствии с изменяющимся миром. Так будет достигнута гармония, первая часть останется богословским обоснование, а вторая часть донесёт Слово Божье до практического применения. Важно в данном моменте, сохранить баланс, мысль должна быть понятна, но при этом, мы ни в коем случае не утверждаем, что она должна быть на уровне общественного видения. Но общественное видение должно быть способно понять эту мысль, что послужит правильному осмыслению места и роли Церкви в современном мире.

Литература:

  1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html
  2. Роль социально-политической доктрины Русской Православной Церкви в формировании ее отношений с государством в конце XX — начале XXI вв.: на примере Республики Карелия // Безбородов М. И. URL: https://www.dissercat.com/content/rol-sotsialno-politicheskoi-doktriny-russkoi-pravoslavnoi-tserkvi-v-formirovanii-ee-otnoshen
  3. Социальная доктрина православия и идея личного спасения [Текст] URL:https://xn--h1amefrk.xn--p1ai/?p=1032
  4. «Социальная доктрина» православной церкви в трудах И. С. Бердникова: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук: специальность 07.00.09 / Михайлов А. Ю.; [Казан. гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина]. — Казань, 2006. — 27 с.
  5. Формирование социально-политической доктрины Русской православной церкви: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. полит. н.: специальность 23.00.02 / Горкунова П. И.; [Сев.-Зап. акад. гос. службы]. — Санкт-Петербург, 2011. -23 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
основы социальной концепции
социальная доктрина
церковь
общество

Молодой учёный