Исследование особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 25.06.2022

Статья просмотрена: 197 раз

Библиографическое описание:

Федотова, К. В. Исследование особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра / К. В. Федотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 339-341. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93551/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье представлены теоретические аспекты исследования особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра. В результате данного исследования был выявлен уровень сформированности экспрессивной речи дошкольников с расстройством аутистического спектра. В статье представлены результаты диагностики и определены направления коррекционно-логопедической работы по формированию экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра.

Ключевые слова: экспрессивная речь, нарушение речи, расстройство аутистического спектра, дошкольники, уровень сформированности, результаты исследования.

По данным Всемирной организации здравоохранения за 2021 год, 1 из 160 детей (преимущественно мальчики) по всему миру страдает расстройством аутистического спектра. В своих трудах Никольская О.С характеризует расстройство аутистического спектра как системное нарушение психического развития ребенка, которое проявляется в нарушении развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, в становлении аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии [1, с. 6]. Многие отечественные и зарубежные ученые (Баенская Е. Р., Никольская О. С., Firth U и др.) в своих трудах отмечали, что одной из главных проблем является недостаточная, а иногда и полная несформированность навыков речевой коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра.

У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается специфическое развитие экспрессивной речи, которое обусловлено искажением восприятия мира с помощью анализаторных систем: зрения, слуха, обоняния, вкуса, тактильного восприятия. Эти дети не способны интегрировать получаемую сенсорную информацию для понимания точной картины их окружения. Дети способны произносить отдельные звуки или слова, но они не связывают их с конкретным предметом. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., отмечают, что особенности развития речи у детей с РАС связаны с невозможностью активно взаимодействовать с окружающей средой из-за нарушения аффективной сферы детей [3, с. 22].

Для выявления уровня сформированности экспрессивной речи у дошкольника с расстройством аутистического спектра было проведено экспериментальное исследование на базе «Ассоциации логопедов Тюменской области». Целью данного исследования являлось выявление уровня сформированности экспрессивной речи у ребенка младшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. В исследовании принял участие один ребенок в возрасте 4 лет. Логопедическое заключение: ОНР I уровня у ребенка с псевдобульбарной дизартрией тяжелой степени, расстройство аутистического спектра. Обследование проводилось по методике Хаустова А.В [2, с. 73].

Для проведения исследования были выделены основные критерии, показатели, индикаторы. Критериями являются: речевая инициатива, речевая коммуникация, речевые действия, сообщение информации, запрос информации, а показатели отражают уровень сформированности каждого критерия. Критерии, показатели и индикаторы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии, показатели и индикаторы оценки сформированности экспрессивной речи у дошкольника с расстройством экспрессивной речи

Критерии

Показатели

Индикаторы

Речевая инициатива

Выражение просьб

2 балла — самостоятельно выражает просьбу, не нуждается в помощи взрослого;

1 балл — редко выражает просьбу, нуждается в подсказке взрослого;

0 баллов — не выражает просьбу информацию.

Речевая коммуникация

Социально-ответная реакция

2 балла — самостоятельно дает ответную реакцию, не нуждается в помощи взрослого;

1 балл — редко дает ответную реакцию, нуждается в подсказке взрослого;

0 баллов — не дает ответную реакцию.

Речевые действия

Комментирование

2 балла — самостоятельно дает комментарии, не нуждается в помощи взрослого;

1 балл — редко дает комментарии, нуждается в подсказке взрослого;

0 баллов — не дает комментарии.

Сообщение информации

2 балла — самостоятельно сообщает информацию, не нуждается в помощи взрослого;

1 балл — редко сообщает информацию, нуждается в подсказке взрослого;

0 баллов — не сообщает информацию.

Запрос информации

2 балла — самостоятельно запрашивает информацию, не нуждается в помощи взрослого;

1 балл — редко запрашивает информацию, нуждается в подсказке взрослого;

0 баллов– не запрашивает информацию.

Каждый критерий и показатель оценивался отдельно на основе качественно-количественной оценки. Для количественной оценки сформированности экспрессивной речи у дошкольника с расстройством аутистического спектра использовалась бальная система: «0» — навык не сформирован. Ребенок никогда не использует данный навык; «1» — навык сформирован частично. Ребенок иногда использует данный навык (с близкими, со взрослыми, только дома) или использует частично — с подсказкой; «2» — навык сформирован полностью. Ребенок всегда использует данный навык в различных социальных ситуациях — в разных местах, с разными людьми. Результаты оценки представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты оценки уровня сформированности экспрессивной речи у дошкольника с расстройством аутистического спектра

Критерии

Качественные показатели

Количество набранных баллов

Максимальное количество баллов

Речевая инициатива

Выражение просьб

1

2

Речевая коммуникация

Социально-ответная реакция

1

2

Речевые действия

Комментирование

0

2

Сообщение информации

1

2

Запрос информации

0

2

Общее количество баллов:

3

10

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что сформированность экспрессивной речи ребенка находится на низком уровне. Ребенок не выражает свои желания, не просит поесть или попить, не просит повторить действия, которые ему понравились, попросить предмет может только с подсказкой.

Речевая коммуникация ребенка также сформирована недостаточно. Он может откликнуться на свое имя, на приветствие и прощание отвечает жестами — машет рукой, но не может адекватно выразить отказ или согласие на то или иное действие. В большинстве случаев отказ от действия сопровождался игнорированием просьбы о совершении действия или вокализацией.

В сравнительном отношении лучше всего сформирован навык сообщения информации. Ребенок может ответить на вопрос «Что это?», «Кто это?», «Какой?» используя преимущественно слоги. Например, вместо «собака» ребенок говорит «ап-ап», а вместо «синий» говорит «си». Но ребенок не отвечает на вопросы о действиях, которые он собирается совершить или уже совершил. Также не может определить принадлежность предметов, не отвечает на вопрос «Чей?».

Полностью не сформированы навыки речевого действия и запроса информации. В процессе обследования ребенок ни разу не прокомментировал свои действия, действия персонажей, неожиданные события (упала башенка), не привлекал к себе внимание, не задавал вопросов о предмете, действиях, о его местонахождении.

Таким образом, проанализировав результаты исследования, можно прийти к выводу о том, что для дошкольников с расстройством аутистического спектра необходимо разработать направления дальнейшей коррекционной работы по формированию экспрессивной стороны речи.

Нами были определены следующие направления коррекционной работы по формированию экспрессивной речи у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

Первое направление — формирование навыка сообщения информации. Оно содержало: формирование и закрепление навыка сообщения информации (отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?», «Какой?», «Чей?», «Где?», «Что ты делал?», «Что ты будешь делать?»). В ходе занятий были использованы предметы и действия, которые нравятся ребенку больше всего для мотивации давать ответы на задаваемые вопросы.

Второе направление — формирование навыка речевой коммуникации. Оно содержало: занятия по формированию и закреплению навыка социально-ответной реакции (отклик на свое имя, адекватное выражение отказа от предмета или деятельности, ответ на приветствие взрослых, адекватное выражение согласия) с помощью моделирования ситуаций для социально-ответной реакции, использование дидактических игры, игрушек и предметов, которые вызывают у ребенка позитивную и негативную реакцию.

Третье направление — формирование навыка речевой инициативы. Оно содержало: занятия по формированию и закрепление навыка выражения просьб (попросить поесть или попить, любимую игрушку, понравившееся действие, помощи, перерыв) с помощью моделирования ситуаций для выражения просьб с использованием любимых игрушек ребенка.

Четвертое направление — формирование навыка речевых действий. Оно содержало: занятия по формированию и закреплению навыка комментирования (дать комментарий на неожиданное событие, комментировать различных персонажей и их действия, комментировать окружающие предметы их свойства и действия, комментировать собственные действия). В ходе занятий были использованы дидактические игры, предметы, которые нравятся ребенку, а также были смоделированы ситуации для комментирования ребенком происходящего.

Пятое направление — формирование навыка запроса информации. Оно содержало: занятия по формированию и закреплению навыка запроса информации (привлечь внимание адекватным способом, задать вопрос о предмете, его действиях, местонахождении). В ходе занятий были смоделированы ситуации для запроса информации ребенком, а также были включены игрушки и предметы, которые нравятся ребенку.

Литература :

  1. Никольская О. С., Розенблюм С. А. Дети с расстройством аутистического спектра. — М.: Просвещение, 48 с.
  2. Хаустов А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. — М.: ЦПМССДиП, 88 с.
  3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. 5-е изд., стер. — М.: Теревинф. 2009, 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экспрессивная речь, ребенок, балл, расстройство, речевая коммуникация, спектр, действие, запрос информации, подсказка взрослого, помощь взрослого.


Ключевые слова

дошкольники, нарушение речи, уровень сформированности, расстройство аутистического спектра, экспрессивная речь, результаты исследования

Похожие статьи

Логопедическое обследование взрослых пациентов с дизартрией

Методы обследования речи у взрослых пациентов с дизартрией во многом схожи с теми, что применяются при обследовании детей с дизартрией, но

Болезнь лишает взрослого человека прежнего положения в обществе, в семье, во многом делает его зависимым от членов семьи, а...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии.

 В последние годы во всем мире наблюдается тенденция к росту численности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Особенности нарушений речевого развития у детей...

Нарушения речевого развития считают одним из ключевых признаков расстройств аутистического спектра. Речевые расстройства могут сильно отличаться друг от друга по степени тяжести или же по своим проявлениям. Многими исследователями отмечалось, что у...

Особенности формирования коммуникативных навыков...

Нарушение коммуникации у дошкольников обусловлено чертами раннего детского аутизма.

Экспрессивная сторона речи у детей 2-й группы формируется с большим трудом.

Очень долго формируются у детей умения соглашаться или отказываться с помощью жеста и слова.

Система обследования праксиса и гнозиса у дошкольников...

Моторная алалия— системное недоразвитие экспрессивной речи центрального

Вывод: 0 баллов — самостоятельно выполняет задание без помощи экспериментатора; 1 балл

ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи, письменная речь, правая рука...

Теоретические основы формирования языкового анализа как...

Процесс письма взрослого человека считается автоматизированным и отличается от характера письма

Навык письма несмотря на то, что связан с устной речью и её закономерностями

А. Р. Лурия [11] характеризовал письмо — как особую форму экспрессивной речи, отмечая, что...

Использование приемов поведенческой терапии в работе по...

Расстройства аутистического спектра (РАС) — это спектр психологических характеристик, описывающих

Поэтому одной важных задач коррекционной работы стала задача по развитию речи.

Работа по развитию экспрессивной речи осуществлялась поэтапно, на основе схемы...

Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера.

Является ли синдром Аспергера расстройством спектра аутизма или же это отдельное нарушение развития?

Коммуникация: Вербальная - обращает на себя внимание выраженные нарушения экспрессивной речи, ребенок произносит слова очень быстро, взахлеб.

Изменения личности при нарушениях речи у взрослых

Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения

Речевое нарушение — отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в.

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной...

Проблема изучения речи детей с расстройствами аутистического...

К расстройству аутистического спектра относят: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта и

Одно из важных проявлений РАС у детейнарушение развития речи.

Типичные особенности формирования экспрессивной речи проявляются в том, что у детей необычны...

Похожие статьи

Логопедическое обследование взрослых пациентов с дизартрией

Методы обследования речи у взрослых пациентов с дизартрией во многом схожи с теми, что применяются при обследовании детей с дизартрией, но

Болезнь лишает взрослого человека прежнего положения в обществе, в семье, во многом делает его зависимым от членов семьи, а...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии.

 В последние годы во всем мире наблюдается тенденция к росту численности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Особенности нарушений речевого развития у детей...

Нарушения речевого развития считают одним из ключевых признаков расстройств аутистического спектра. Речевые расстройства могут сильно отличаться друг от друга по степени тяжести или же по своим проявлениям. Многими исследователями отмечалось, что у...

Особенности формирования коммуникативных навыков...

Нарушение коммуникации у дошкольников обусловлено чертами раннего детского аутизма.

Экспрессивная сторона речи у детей 2-й группы формируется с большим трудом.

Очень долго формируются у детей умения соглашаться или отказываться с помощью жеста и слова.

Система обследования праксиса и гнозиса у дошкольников...

Моторная алалия— системное недоразвитие экспрессивной речи центрального

Вывод: 0 баллов — самостоятельно выполняет задание без помощи экспериментатора; 1 балл

ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи, письменная речь, правая рука...

Теоретические основы формирования языкового анализа как...

Процесс письма взрослого человека считается автоматизированным и отличается от характера письма

Навык письма несмотря на то, что связан с устной речью и её закономерностями

А. Р. Лурия [11] характеризовал письмо — как особую форму экспрессивной речи, отмечая, что...

Использование приемов поведенческой терапии в работе по...

Расстройства аутистического спектра (РАС) — это спектр психологических характеристик, описывающих

Поэтому одной важных задач коррекционной работы стала задача по развитию речи.

Работа по развитию экспрессивной речи осуществлялась поэтапно, на основе схемы...

Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера.

Является ли синдром Аспергера расстройством спектра аутизма или же это отдельное нарушение развития?

Коммуникация: Вербальная - обращает на себя внимание выраженные нарушения экспрессивной речи, ребенок произносит слова очень быстро, взахлеб.

Изменения личности при нарушениях речи у взрослых

Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения

Речевое нарушение — отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в.

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной...

Проблема изучения речи детей с расстройствами аутистического...

К расстройству аутистического спектра относят: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта и

Одно из важных проявлений РАС у детейнарушение развития речи.

Типичные особенности формирования экспрессивной речи проявляются в том, что у детей необычны...

Задать вопрос