Организация работы по развитию речи младших школьников на уроках гуманитарного цикла | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 24.06.2022

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Малова, Р. Е. Организация работы по развитию речи младших школьников на уроках гуманитарного цикла / Р. Е. Малова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 318-321. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93509/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье рассматриваются способы развития речи младших школьников, возрастные особенности развития речи, а также особенности работы по развитию речи на уроках гуманитарного цикла.

Ключевые слова: развитие речи, учащиеся, школа, ФГОС, уроки гуманитарного цикла.

В настоящее время система образования столкнулась с трудностями в развитии речи младших школьников. По данным проведённых исследований от 20 % до 40 % учащихся начальных классов испытывают затруднения в развитии речи.

На данный момент в центре внимания находится целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности. Одной из важнейших задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.

Одним из решающих условий этой задачи является хорошо развитая речь, которая выступает важнейшим фактором всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познавательной деятельности.

С. Л. Рубинштейн дал следующее определение речи: «деятельность общения посредством языка, язык в действии».

У детей младшего школьного возраста развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, а также мышления). Знание и учет возрастных особенностей речи младших школьников позволяет учителю начальных классов подобрать более эффективные способы организации работы по развитию речи.

В основном, работа по развитию речи осуществляется на уроках гуманитарного цикла. Особенности уроков гуманитарного цикла представлены на рисунке 1.

Особенности уроков гуманитарного цикла в начальной школе

Рис. 1. Особенности уроков гуманитарного цикла в начальной школе

в аспекте развития речи

Важно отметить, что существует огромное количество способов развития речи. Довольно интересной является классификация по И. Н. Горелову и К. Ф. Седову, которая представлена на рисунке 2.

Классификация способов развития речи учащихся (И. Н. Горелов и К. Ф. Седов)

Рис. 2. Классификация способов развития речи учащихся (И. Н. Горелов и К. Ф. Седов)

На основе данной классификации был разработан комплекс способов организации работы по развитию речи младших школьников, часть которого представлена в таблице 1.

Таблица 1

Темы уроков

Способы организации работы по развитию речи

Параметры развития речи

Группа методов

Методы и приёмы

1. Тема урока: Сопоставление слогов и слов с буквами б, п

Рецептивные методы

Методы : рассказ учителя, беседа

Приёмы : заучивание наизусть

Аудирование (восприятие соответствующего языкового материала на слух, выделение определённой языковой единицы среди других, понимание услышанного).

Говорение (диалогическая речь)

2. Тема урока: Звуки [д], [д’], буквы Д, д

Рецептивные методы

Репродуктивные методы

Методы : рассказ учителя, беседа

Приёмы : работа с деформированным текстом

Аудирование (восприятие соответствующего языкового материала на слух, выделение определённой языковой единицы среди других, понимание услышанного).

Говорение (диалогическая речь; монологическая речь — составление рассказа по картинке)

3. Тема урока: Гласные буквы Я, я. Буква Я — показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии

Рецептивные методы

Репродуктивные методы

Методы : наблюдение над языком, беседа

Приёмы : составление словосочетаний

Аудирование (восприятие соответствующего языкового материала на слух, понимание услышанного).

Говорение (диалогическая речь; монологическая речь — составление рассказа по картинке)

Данный комплекс был разработан в рамках эксперимента при написании ВКР. На контрольном этапе эксперимента у учащихся экспериментального класса, где применялся данный комплекс, уровень развития речи был значительно выше, чем у учащихся контрольного класса.

Литература:

  1. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: учебное пособие / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. — М., 1997.
  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб., 2002.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. — № 287.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие речи, гуманитарный цикл, диалогическая речь, соответствующий языковой материал, монологическая речь, особенность уроков, рассказ учителя, составление рассказа, способ развития речи, языковая единица.


Ключевые слова

развитие речи, школа, учащиеся, ФГОС, уроки гуманитарного цикла

Похожие статьи

Особенности формирования диалогической и монологической...

Развитие речи обучающихся — это длительный и сложный процесс, который требует

Главной задачейпо развитию речи в этом случае является вооружение учащихся содержательно

Устная форма монологической речи отличается от диалогической не только подачей, но и...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста... Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в. Одной из универсальных форм развития диалогической...

Развитие речи младших школьников | Статья в журнале...

Развитие речи — это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе. Упражнения, которые способствуют развитию речи, проводятся мною на разных уроках. Постепенно усложняются по мере перехода учеников в следующий класс.

Некоторые особенности организации речевой работы...

Таким образом, развитие речи младших школьников — это вся работа, проводимая учителем специально для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами, а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в...

Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие...»

Цель данного проекта: Развитие устной и письменной речи обучающихся и формирование их лингвистической компетенции на уроках русского языка и литературы. Для достижения цели поставлены следующие задачи: – обозначить актуальность и целевое назначение проекта

Формирование навыка пересказа прочитанного | Статья в журнале...

Развитие речи имеет важное значение для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Специальная психология и педагогика полагают, что своеобразие речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлено нарушением познавательной...

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Система уроков развития речи — один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. На уроках развития речи в большей степени по сравнению с традиционными уроками русского языка происходит...

Обучение диалогической речи на уроках английского языка

Несмотря на то, что диалогическая речь сложнее монологической, и с точки напряженности внимания, и с точки зрения разнообразия и качества используемых речевых образцов, и по ряду других причин, тем не менее, с точки зрения последовательности в обучении устной речи все...

Похожие статьи

Особенности формирования диалогической и монологической...

Развитие речи обучающихся — это длительный и сложный процесс, который требует

Главной задачейпо развитию речи в этом случае является вооружение учащихся содержательно

Устная форма монологической речи отличается от диалогической не только подачей, но и...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста... Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в. Одной из универсальных форм развития диалогической...

Развитие речи младших школьников | Статья в журнале...

Развитие речи — это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе. Упражнения, которые способствуют развитию речи, проводятся мною на разных уроках. Постепенно усложняются по мере перехода учеников в следующий класс.

Некоторые особенности организации речевой работы...

Таким образом, развитие речи младших школьников — это вся работа, проводимая учителем специально для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами, а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в...

Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие...»

Цель данного проекта: Развитие устной и письменной речи обучающихся и формирование их лингвистической компетенции на уроках русского языка и литературы. Для достижения цели поставлены следующие задачи: – обозначить актуальность и целевое назначение проекта

Формирование навыка пересказа прочитанного | Статья в журнале...

Развитие речи имеет важное значение для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Специальная психология и педагогика полагают, что своеобразие речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлено нарушением познавательной...

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Система уроков развития речи — один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. На уроках развития речи в большей степени по сравнению с традиционными уроками русского языка происходит...

Обучение диалогической речи на уроках английского языка

Несмотря на то, что диалогическая речь сложнее монологической, и с точки напряженности внимания, и с точки зрения разнообразия и качества используемых речевых образцов, и по ряду других причин, тем не менее, с точки зрения последовательности в обучении устной речи все...

Задать вопрос