Правовой режим наименований мест происхождения товаров и географических указаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 24.06.2022

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Гараева, М. Р. Правовой режим наименований мест происхождения товаров и географических указаний / М. Р. Гараева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93473/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья посвящена анализу правового режима наименований мест происхождения товаров и географических указаний. Подчеркивается, что установление правового режима географических указаний является новеллой действующего гражданского законодательства Российской Федерации. На основе системного и формально-юридического анализа раскрывается соотношение категорий «наименование места происхождения товаров» и «географическое указание». Обращается внимание на то, что, в отечественной гражданско-правовой доктрине есть противники установления на законодательном уровне правового режима географических указаний вследствие того, что анализируемая категория обладает сходством с категорией место происхождения товаров. Автор положительно оценивает введение правового режима географических указаний, поскольку рассматриваемая новелла установила упрощенную процедуру регистрации и продвижения, уникальных не только с точки зрения географического происхождения, но и с исторического значения региональных брендов.

Ключевые слова : интеллектуальная собственность, средства индивидуализации, исключительное право, интеллектуальные права, указания происхождения товаров, географические указания, наименования мест происхождения товаров, регистрационный принцип, географический объект.

The article is devoted to the analysis of the legal regime of appellations of origin of goods and geographical indications. It is emphasized that the establishment of the legal regime of geographical indications is a novelty of the current civil legislation of the Russian Federation. On the basis of a systematic and formal legal analysis, the correlation of the categories «name of the place of origin of goods» and «geographical indication» is revealed. Attention is drawn to the fact that, in the domestic civil law doctrine, there are opponents of the establishment at the legislative level of the legal regime of geographical indications due to the fact that the analyzed category has similarities with the category of place of origin of goods. The author positively assesses the introduction of the legal regime of geographical indications, since the novel in question established a simplified procedure for registration and promotion, unique not only from the point of view of geographical origin, but also from the historical significance of regional brands.

Keywords: intellectual property, means of individualization, exclusive right, intellectual rights, indications of the origin of goods, geographical indications, names of the places of origin of goods, registration principle, geographical object.

Категории «наименование мест происхождения товаров» и «географические указания» являются центральными категориями института интеллектуальной собственности в отечественном гражданском праве и представляют объект повышенного научного интереса. В числе современных представителей отечественной цивилистики, занимающихся изучением обозначенных категорий, особо следует отметить таких авторов, как: В. С. Знаменская, А. Н. Левушкин, М. С. Руженцева, О. А. Рузакова, М. А. Салтыков, О. Ю. Широкова и другие [1, 5–8, 11].

Проведенный анализ научной литературы позволяет прийти к выводу, о том, что в современной отечественной гражданско-правовой доктрине дискуссионным является вопрос относительно целесообразности законодательной новеллы, установившей правовой режим географических указаний.

Предпосылкой для расширения перечня средств индивидуализации посредством установления правовой охраны географических указаний послужили возникающие в отечественной судебной практике проблемы соотношения различных видов географических обозначений, а также столкновения прав на них [2, 3].

Представляется важным отметить, что первоначально в ГК РФ был установлен законодательный подход, в соответствии с которым был установлен ограничительный законодательный подход, устанавливающий закрытый перечень результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

Как справедливо отмечает М. А. Федотов, «установление на законодательном уровне закрытого перечня объектов интеллектуальной собственности позволяет предположить, что в условиях современной отечественной правовой действительности отсутствует возможность введения новых разновидностей интеллектуального продукта» [9, с. 8].

В соответствии с противоположной точкой зрения, «при возникновении нового вида результатов интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с целью установления его правовой охраны законодательный перечень средств индивидуализации может быть расширен с одновременным закреплением в ГК РФ норм, регламентирующих правовую охрану прав, возникающих в отношении такого объекта» [4, с. 4].

Проведенный формально-юридический анализ параграфа 3 Главы 76 ГК РФ «Право на географическое указание и наименование места происхождения товара» позволяет прийти к выводу о том, что «географические указания» и «наименования мест происхождения товара» являются близкими по своей правовой сущности категориями. К числу их сходств относится то, что они представляют собой средства обозначения изделий, указывающие на страну, местность, другой географический объект происхождения товара. Анализируемые категории призваны выполнять индивидуализирующую, рекламную, информативную функции, вследствие чего, должны отражать истинные сведения и не вводить в заблуждение потребителей.

Таким образом, географические указания включаются законодателем, наряду с иными обозначениями товаров, в перечень средств индивидуализации.

Проведенный формально-юридический анализ п. 3 статьи 1516 ГК РФ позволяет прийти к выводу о том, что анализируемые категории обладают определенными сходствами. В частности, у правообладателей отсутствует возможность распоряжения правом на указанные объекты (п. 6 статьи 1519 ГК РФ), если совпадают способы использования географических указаний и наименований мест происхождения товара. Приведенные обстоятельства позволяют утверждать, что категории «географические указания» и «наименования мест происхождения товара» соотносятся между собой как род и вид.

В отечественной гражданско-правовой доктрине высказывается мнение относительно целесообразности именовать рассматриваемые категории «квалифицированными средствами индивидуализации». Аргументом в пользу подобного предложения служит то обстоятельство, что «в формировании географического обозначения указание на географическое происхождение товара имеет индивидуализирующее свойство, определяющее особое качество и характеристики товара» [10, с. 14].

Вместе с тем, существуют и значительные отличия географических указаний от наименований мест происхождения товаров.

1) Наименование мест происхождения товаров употребляется с целью обозначения товара, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями (людскими факторами), т. е. влияния географической среды на качество или специфику товара носит определяющий характер. При этом географическое указание используется при наличии связи качества, репутации или иной характеристики товара с его географическим происхождением, что дает возможность отличать товары, обозначенные географическим указанием от однородных товаров.

2) В отношении географических указаний допускается, что на территории соответствующего географического объекта может производиться лишь один из этапов изготовления товара, который оказывает значительное влияние на формирование характеристик товара. В свою очередь наименование мест происхождения товара служит средством индивидуализации товара, особые свойства которого обладают максимальной связью с определенной местностью. В то же время на территории географического объекта должны производиться все этапы производства товара, которые оказывают значительное влияние на формирование особых свойств товара, т. е. сырье и его переработка должны осуществляться на территории одного географического места. Приведенное отличие правового режима анализируемых средств индивидуализации влияет на процедуру их регистрации.

3) В отличие от географического указания, которое может выражаться как в словесной форме, так и в иных формах, к примеру, посредством художественного изображения, наименование мест происхождения товара всегда выражается в словесной форме.

4) В соответствии со статьей 1520 ГК РФ различаются знаки охраны географических указаний и наименований мест происхождения товара (предупредительная маркировка).

Подводя итог проведенному исследованию, представляется важным отметить, что установление сходств и отличий между категориями «географические указания» и «наименования мест происхождения товара» обладает не только научным, но и прикладным значением. Так, посредством установления сходств анализируемых категорий, наименования мест происхождения товара и заявки на них могут быть преобразованы в географическое указание и заявку на географическое указание, и наоборот. При этом принимая во внимание вышеназванные отличия в формировании механизма правовой охраны анализируемых средств индивидуализации, следует установить законодательные критерии такого преобразования.

Литература:

  1. Знаменская В. С. Конфликт прав на наименование места происхождения товара и товарный знак // БИС. 2015. № 12. С. 11–18.
  2. Определение Верховного Суда РФ от 22 апреля 2016 г. № 304-КГ15–17805 по делу № А03–24423/2014 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: сайт. URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-22012016-n-304-kg15–17805-po-delu-n-a03–244232014/ (дата обращения: 10.06.2022).
  3. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27 декабря 2010 г. № Ф03–9234/2010 по делу А 51–3036/2010 // СПС «Консультант Плюс».
  4. Право интеллектуальной собственности: учебник / И. А. Близнец, Э. П. Гаврилов [и др.], под ред. И. А. Близнеца. М.: Проспект, 2013. 960 с.
  5. Рабец А. П. О некоторых аспектах правовой охраны географических указаний в качестве новых объектов интеллектуальных прав // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2019. № 2. С. 140–151.
  6. Рузакова О. А. Географические указания как средство индивидуализации товаров: перспективы развития российского законодательства // Экономика. Право. Общество. № 4 (16). 2018. С. 6–11.
  7. Руженцева М. С., Левушкин А. Н. Проблемы использования географических названий для маркировки товаров и услуг [Электронный ресурс]. URL: http://adm.nauka20–35.ru/Files/ArticleFiles/6825065c-30b4–4437–938c-06c454138bb5.pdf (дата обращения: 10.06.2022).

8. Салтыков М. А. Правовая охрана наименования места происхождения товара как одного из объектов интеллектуальных прав: дис. …канд. юрид. наук: 12.00.03 / М. А. Салтыков. М., 2012. 182 с.

  1. Федотов М. А. Прощание с принципами (вопрос дифференциации в законодательстве об интеллектуальной собственности) // Российская юстиция. 2006. № 8. С. 8–10.
  2. Шахназарова Э. А. Охрана географических обозначений в международном частном праве: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Э. А. Шахназарова. М., 2019. 33 с.
  3. Широкова О. Ю. Виды средств индивидуализации товара, происходящего с определенной территории: дис. …канд. юрид. наук: 12.00.03 / О. Ю. Широкова. М., 2016. 174 с.
Основные термины (генерируются автоматически): географическое указание, указание, ГК РФ, наименование мест происхождения товара, правовой режим, правовая охрана, интеллектуальная собственность, категория, Наименование мест происхождения товаров, средство индивидуализации.


Ключевые слова

интеллектуальная собственность, средства индивидуализации, географический объект, исключительное право, интеллектуальные права, географические указания, указания происхождения товаров, наименования мест происхождения товаров, регистрационный принцип

Похожие статьи

Географические указания — новый объект права

Автор разграничивает такие понятия как географические указания и наименования мест происхождения товаров, проводя их

Географические указания (далее — ГУ) также, как и наименования мест происхождения товаров (далее — НМПТ) указывают на присутствие в...

О роли наименования места происхождения товара, которому...

Правовая охрана наименования места происхождения товара и действие свидетельства об исключительном праве на такое наименование прекращаются на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг...

Средствами для подобной индивидуализации товаров на рынке, в соответствии с российским гражданским законодательством, выступают товарные знаки, знаки обслуживания и в определенной степени наименование мест происхождения товаров.

места происхождения товара). Товары, этикетки, упаковки...

Так, согласно ст.1252 ГК РФ [2] защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства

Административная ответственность за незаконное использование товарных знаков и наименований мест происхождения товара предусмотрена ст. 14.10.

Исследование механизма таможенного контроля товаров...

(Фирменные наименования, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения).

Процесс таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включает в себя множество нюансов, так как нарушения в...

Коммерческое обозначение как средство индивидуализации

О роли наименования места происхождения товара, которому...

ГК РФ определяет коммерческое обозначение как средство индивидуализации торговых, промышленных

Такие средства индивидуализации, как фирменное наименование, коммерческое обозначение...

Абсолютные основания для отказа в государственной регистрации...

товарный знак, государственная регистрация, интеллектуальная собственность, средство индивидуализации, злоупотребление правом.

Правовой режим общеизвестных товарных знаков. Правовой режим охраны товарного знака непрерывно усиливается и развивается с.

Результаты интеллектуальной деятельности | Статья в журнале...

Абдуллин А. И. Правовая охрана интеллектуальной собственности и роль международных организаций в ее развитии (на примере ООН и ее специализированных учреждений) / Вестник экономики, права и социологии. Интеллектуальная собственность — это результирующий...

Незаконное использование товарного знака субъектами...

Исключительное право на товарный знак и наименование места происхождения товара может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых зарегистрировано данное обозначение, в частности путем размещения на товарах, включая...

Похожие статьи

Географические указания — новый объект права

Автор разграничивает такие понятия как географические указания и наименования мест происхождения товаров, проводя их

Географические указания (далее — ГУ) также, как и наименования мест происхождения товаров (далее — НМПТ) указывают на присутствие в...

О роли наименования места происхождения товара, которому...

Правовая охрана наименования места происхождения товара и действие свидетельства об исключительном праве на такое наименование прекращаются на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг...

Средствами для подобной индивидуализации товаров на рынке, в соответствии с российским гражданским законодательством, выступают товарные знаки, знаки обслуживания и в определенной степени наименование мест происхождения товаров.

места происхождения товара). Товары, этикетки, упаковки...

Так, согласно ст.1252 ГК РФ [2] защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства

Административная ответственность за незаконное использование товарных знаков и наименований мест происхождения товара предусмотрена ст. 14.10.

Исследование механизма таможенного контроля товаров...

(Фирменные наименования, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения).

Процесс таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включает в себя множество нюансов, так как нарушения в...

Коммерческое обозначение как средство индивидуализации

О роли наименования места происхождения товара, которому...

ГК РФ определяет коммерческое обозначение как средство индивидуализации торговых, промышленных

Такие средства индивидуализации, как фирменное наименование, коммерческое обозначение...

Абсолютные основания для отказа в государственной регистрации...

товарный знак, государственная регистрация, интеллектуальная собственность, средство индивидуализации, злоупотребление правом.

Правовой режим общеизвестных товарных знаков. Правовой режим охраны товарного знака непрерывно усиливается и развивается с.

Результаты интеллектуальной деятельности | Статья в журнале...

Абдуллин А. И. Правовая охрана интеллектуальной собственности и роль международных организаций в ее развитии (на примере ООН и ее специализированных учреждений) / Вестник экономики, права и социологии. Интеллектуальная собственность — это результирующий...

Незаконное использование товарного знака субъектами...

Исключительное право на товарный знак и наименование места происхождения товара может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых зарегистрировано данное обозначение, в частности путем размещения на товарах, включая...

Задать вопрос