Особенности производства по делам об административных правонарушениях в виде неисполнения требований финансового законодательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 27.06.2022

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Филимонова, Е. А. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в виде неисполнения требований финансового законодательства / Е. А. Филимонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93404/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются особенности составов административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов с точки зрения российского законодательства. Выявляются ключевые характеристики данных правонарушений, формы вины, особенности объекта и предмета, а также ряд дополнительных признаков.

Ключевые слова: налоги, законодательство, административная ответственность, административное правонарушение.

Необходимость исполнения обязанностей в области финансов, налогов и сборов может повлечь за собой умышленное или неосторожное неисполнение либо ненадлежащее исполнение данных обязанностей. В целях пресечения подобного рода деяний государством предпринимаются различные меры, в том числе установление административной ответственности.

Под административной ответственностью за правонарушения в области финансов, налогов и сборов следует понимать правовую ответственность, которая установлена законодательством Российской Федерации, за совершение деяний, противоречащих порядку регулирования и правилам общественных отношений, возникающих в сфере финансов, налогов и сборов, которая обуславливает применение к виновным лицам — субъектам правонарушения — административных взысканий.

Привлечение к ответственности за данные правонарушения осуществляется в рамках производства по делам об административных правонарушениях в виде неисполнения требований финансового законодательства.

На сегодняшний день в научных трудах имеется множество дискуссий и споров относительно содержания административных правонарушений области финансов, налогов и сборов, их специфических признаков и особенностей, которые позволяют отграничить данные деяния от иных видов нарушений, которые запрещены нормативными правовыми актами

Составы административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов представлены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и в Налоговом кодексе Российской Федерации [1; 2].

Систему административных правонарушений в анализируемой сфере составляют следующие составы КоАП РФ: нарушение порядка работы с наличными денежными средствами, а также порядка ведения кассовых операций, включая нарушение требований, связанных с использованием специальных банковских счетов; нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах; нарушение сроков предоставления информации относительно открытия и закрытия счетов в различных финансово-кредитных организациях, включая банки; нарушение сроков предоставления налоговых деклараций, расчетов по взносам на социальное обеспечение; непредставление сведений, которые являются необходимыми в целях осуществления налогового контроля; неисполнение банком решения о приставлении операций по счету; неисполнение банком поручения внебюджетного фонда; неправомерное предоставление и обращение документов, которые удостоверяют денежные и иные обязательства; нарушение валютного законодательства и валютного регулирования; нарушение законодательства о банках и банковской деятельности; нарушение законодательства о микрофинансовой деятельности; нарушение законодательства о деятельности ломбардов; неисполнение требований о противодействии легализации доходов и финансированию терроризму; финансовая поддержка терроризму; непредоставление сведений о лицах, на которых распространяются положения нормативных правовых актов зарубежных государств о налогообложении; неисполнение требований законодательства о национальной платежной системе; нарушение требований о раздельном учете результатов финансово-хозяйственной деятельности; нарушение положений нормативных правовых актов по вопросам кооперации; нарушение требований законодательства о банковских услугах; нарушение положений о погашении и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих в г. Севастополе и Республике Крым [3, с. 474].

В свою очередь Налоговый кодекс РФ определяет следующие составы административных правонарушений в области налогов и сборов: нарушение порядка постановки на учет в налоговых органах; непредставление налоговой декларации, расчета; нарушение способа представления налоговой декларации, расчета; предоставление расчета финансового результата, который содержит недостоверные сведения; нарушение правил учета доходов и расходов; неуплата (неполная уплата) налогов, сборов, страховых взносов; сообщение недостоверных сведений, которые привели к неполной уплате (неуплате) налога на прибыль организации; неисполнение обязанности, связанной с удержанием и перечислением налогов; несоблюдение порядка реализации права собственности относительно имущества, находящегося под арестом или принятого в виде залога; непредставление данных, которые необходимы в целях осуществления налогового контроля; предоставление налоговому органу документов, в которых отражены недостоверные сведения; предоставление недостоверных сведений при получении инвестиционных налоговых вычетов; неправомерные действия свидетеля; неправомерные действия эксперта, переводчика, специалиста; несообщение сведений налоговому органу; неуплата (неполная уплата) сумм налога; непредставление уведомления о контролируемых сделках; нарушение порядка установления налогового резидентства; непредставление уведомления (предоставление недостоверных сведений) об участии в международной группе компаний; непредставление странового отчета, включая предоставление недостоверных сведений; непредставление документов о международной группе компаний; нарушение регламента передачи сведений о произведенных расчетах при реализации продукции [4, с. 88].

КоАП РФ и НК РФ не содержат определения для понятия «состав административного правонарушения». Под составом административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов следует рассматривать совокупность обязательных признаков деяния, которые составляют основу для привлечения субъекта к административной ответственности в анализируемой сфере.

Термин «объект административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов» не установлен конкретно положениями нормативных правовых актов в сфере административного права. Но, исходя из норм Кодекса об административных правонарушениях РФ, можно выделить следующее понятие: объект административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов — совокупность правовых общественных отношений, которые охраняются нормативными правовыми актами федерального уровня и нормативными правовыми актами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Общим объектом административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов являются те общественные отношения, которые возникают в публичной сфере, то есть в сфере государственного управления.

Родовым объектом административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов выступают те общественные отношения, которые возникают при обращении финансов, взимании налогов и сборов, а также при реализации налогового контроля.

При этом для каждого состава административного правонарушения выделяют также непосредственный объект, который позволяет отграничить конкретный состав от иных противоправных деяний.

Непосредственным объектом административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов могут быть: общественные отношения, связанные с формированием финансов; с использованием финансов; с осуществлением учета в качестве налогоплательщика; с уплатой налогов, сборов и страховых взносов; с предоставлением налоговых деклараций и иной документации (иных сведений) налоговым органам; с осуществлением финансового и налогового контроля; с ведением бухгалтерского учета и оформлением финансовой отчетности; с производством по делу об административном правонарушении; с осуществлением банковской деятельности и оказанием банковских услуг [5, с. 132].

Объективная сторона административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов определяется деянием (действием, бездействием) субъекта правонарушения, причиняющим вред общественным отношениям, охраняемым отраслью административного права в области финансов, налогов и сборов.

Кроме противоправного деяния, в объективную сторону административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов включают:

  1. Предмет;
  2. Место;
  3. Время;
  4. Средства совершения правонарушения;
  5. Способ совершения правонарушения [6, с. 65].

Большинство противоправных деяний в области финансов, налогов и сборов осуществляются в форме бездействия. А, соответственно, не предполагают наличие предмета в составе совершенного противоправного деяния [7, с. 116].

Также положения Кодекса об административных правонарушениях РФ могут содержать признаки, характерные для конкретного противоправного деяния в области финансов, налогов и сборов, к которым можно отнести:

  1. Систематичность;
  2. Моральное отношение субъекта к деянию;
  3. Грубость нарушения и др.

Признаки деяний являются элементом объективной стороны и носят квалифицирующий характер, который позволяет определить степень общественной опасности деяния субъекта-правонарушителя и определить меру наказания [8, с. 132].

Несмотря на то, что предмет административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов может быть определен не часто, особенность данной группы противоправных деяний состоит в том, что предметом правонарушения может выступать не только тот предмет материального мира, который свободен от различного рода обременений, но и имущество, на которое был наложен арест или же в отношении которого были предусмотрены обеспечительные меры в форме залога.

Следует отметить, что при определении времени совершения административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов следует учитывать принцип административного права, устанавливающий отсутствие обратной силы более строгих норм закона. Указанный принцип означает, что субъект, который совершил противоправное деяние, должен понести ответственность на основании норм законодательных актов, которые действовали на момент совершения правонарушения.

В свою очередь в субъективную сторону административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов входит тот субъект, который совершает противоправное деяние — правонарушитель. К правонарушителям следует относить физических и юридических лиц, которые совершили противоправное деяние, запрещенное нормами административного законодательства федерального уровня и уровня субъектов. Отметим, что отнесение юридических лиц к субъектам данного вида правонарушений — относительно недавнее изменение законодательства. При этом, во время привлечения к ответственности юридического лица возникает дополнительный субъект — должностное лицо, которое ответственно за конкретные функции.

Заметим, что большинство составов административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов, установленных нормативными правовыми актами, не указывают точно на форму вины конкретного характера. Указанное положение определяет обязанность органа государственной власти (должностного лица) осуществить ряд действий с целью установления отношения субъекта-правонарушителя к противоправному деянию.

Административная ответственность в области финансов, налогов и сборов юридических лиц наступает вне зависимости от места нахождения, организационной правовой формы, подчиненности, иных обстоятельств.

Таким образом, определение состава административного правонарушения в области финансов имеет большое значение для осуществление производства по данной категории дел. Особенностями данных составов являются специфический объект, отсутствие предмета правонарушения и указания на конкретную форму вины.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 09.03.2022) // Парламентская газета, N 151–152, 10.08.2000.
  3. Баташева Ф. А. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (103). — С. 474–479.
  4. Саргсян С. М. Ответственность за налоговые правонарушения // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2021 г.). — М.: Буки-Веди, 2021. — С. 88–91.
  5. Коняшина Е. Н. Налоговые правонарушения: правовая // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 132–136.
  6. Потапова А. А. Административное право. Конспект лекций: учебное пособие. — М.: Проспект, 2022. — С. 65.
  7. Головина В. В. Основные проблемы административной ответственности за нарушение налогового законодательства // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (290). — С. 116–120.
  8. Смоленский М. Б. Административное право: учебник. — М.: КноРус, 2022. — С. 132.
Основные термины (генерируются автоматически): область финансов, административное правонарушение, налог, сбор, противоправное деяние, административная ответственность, объективная сторона, правонарушение, Российская Федерация, форма вины.


Похожие статьи

Соотношение финансового и административного...

Правонарушение — это всегда посягательство отдельного субъекта права на установившийся в обществе порядок отношений.

Состав административного правонарушения — это наличие в общественно опасном деянии совокупности объективных и субъективных признаков...

Административные правонарушения, выявляемые органами...

Административные правонарушения, выявляемые органами прокуратуры, в области финансов.

Финансовое правонарушение — это противоправное виновное деяние -действие или бездействие -, посягающее на установленный государством порядок...

Административная ответственность за правонарушения...

Административная ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов.

В зависимости от формы выражения противоправного деяния, выделяются

3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ...

Основания для привлечения к ответственности за совершение...

Особое внимание уделено проблеме ответственности за административные правонарушения в

Ответственность за административные правонарушения в области налогообложения

Объективная сторона — это набор признаков, установленных НК РФ...

Административные правонарушения в налоговой сфере: виды...

Административное правонарушение в налоговой сфере — это противоправное действие (бездействие) налогоплательщиков, нарушающих нормы налогового законодательства, совершенное умышленно или по неосторожности, не имеющих состава преступления и...

Cоотношение административной и налоговой ответственности...

Все правонарушения в области налогов и сборов подразделяются на правонарушения, содержащие признаки административного правонарушения и не содержащие таковых. Поэтому во избежание путаницы при применении НК РФ или КоАП РФ следует установить...

Основные проблемы административной ответственности за...

Ответственность за правонарушение в области налогов и сборов предусмотрена различными статьями КоАП РФ.

Коробова Т. Л. Правовое регулирование административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов...

Административная и налоговая ответственность за нарушения...

Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для

Административное правонарушение — это анстисоциальное деяние, посягающее на.

Ответственность за правонарушение в области налогов и сборов предусмотрена...

Проблематика привлечения виновных лиц к административной...

За налоговые правонарушения предусматривается административная ответственность. Однако, при этом, в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации не содержится определение понятия «налоговое правонарушение».

Выявление субъективной стороны налогового преступления

...налоговая система, правонарушение, область налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, сбор, сфера налогов.

Налоговый кодекс РФ вносит понятие налоговое правонарушение, как виновно совершенное противоправное (в нарушение...

Похожие статьи

Соотношение финансового и административного...

Правонарушение — это всегда посягательство отдельного субъекта права на установившийся в обществе порядок отношений.

Состав административного правонарушения — это наличие в общественно опасном деянии совокупности объективных и субъективных признаков...

Административные правонарушения, выявляемые органами...

Административные правонарушения, выявляемые органами прокуратуры, в области финансов.

Финансовое правонарушение — это противоправное виновное деяние -действие или бездействие -, посягающее на установленный государством порядок...

Административная ответственность за правонарушения...

Административная ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов.

В зависимости от формы выражения противоправного деяния, выделяются

3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ...

Основания для привлечения к ответственности за совершение...

Особое внимание уделено проблеме ответственности за административные правонарушения в

Ответственность за административные правонарушения в области налогообложения

Объективная сторона — это набор признаков, установленных НК РФ...

Административные правонарушения в налоговой сфере: виды...

Административное правонарушение в налоговой сфере — это противоправное действие (бездействие) налогоплательщиков, нарушающих нормы налогового законодательства, совершенное умышленно или по неосторожности, не имеющих состава преступления и...

Cоотношение административной и налоговой ответственности...

Все правонарушения в области налогов и сборов подразделяются на правонарушения, содержащие признаки административного правонарушения и не содержащие таковых. Поэтому во избежание путаницы при применении НК РФ или КоАП РФ следует установить...

Основные проблемы административной ответственности за...

Ответственность за правонарушение в области налогов и сборов предусмотрена различными статьями КоАП РФ.

Коробова Т. Л. Правовое регулирование административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов...

Административная и налоговая ответственность за нарушения...

Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для

Административное правонарушение — это анстисоциальное деяние, посягающее на.

Ответственность за правонарушение в области налогов и сборов предусмотрена...

Проблематика привлечения виновных лиц к административной...

За налоговые правонарушения предусматривается административная ответственность. Однако, при этом, в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации не содержится определение понятия «налоговое правонарушение».

Выявление субъективной стороны налогового преступления

...налоговая система, правонарушение, область налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, сбор, сфера налогов.

Налоговый кодекс РФ вносит понятие налоговое правонарушение, как виновно совершенное противоправное (в нарушение...

Задать вопрос