Формирование нравственных представлений у младших школьников на этнокультурном музыкальном материале Свердловской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 19.06.2022

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Волохин, Я. В. Формирование нравственных представлений у младших школьников на этнокультурном музыкальном материале Свердловской области / Я. В. Волохин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 290-292. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93331/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье описываются возможности этнокультурного музыкального материала Свердловской области в формировании нравственных представлений младших школьников.

Ключевые слова: нравственные представлений, этнокультурный музыкальный материал.

В эпоху глобальных изменений в обществе, когда Россия вступает в новый исторический период как никогда важно сохранять и приумножать духовные и нравственные ценности общества. В течение долгого времени формированию нравственных представлений не уделялось должного внимания. Только с 2021 года в школах начинает реализовываться «Рабочая программа воспитания», разрабатываемая с учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [1] на основе Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, акцент в которой сделан, в том числе на формировании нравственных представлений.

Музыкальная деятельность всегда в первую очередь затрагивала нравственные и ценностные стороны личности учащегося, оказывая на них положительное влияние.

В системе этнокультурных ценностей музыкальное искусство занимает одно из ведущих мест. Различные исторические экскурсы свидетельствуют о том, что проблема глубокого воздействия музыки на духовный мир личности и, в том числе на ее нравственность, была предметом внимания многих ученых.

Г. С. Голошумова, рассматривает этнокультурный музыкальный материал как один из компонентов этнической культуры, отражающий через интонационную специфику музыкального языка особенности гармонической структуры, форму, духовный и социокультурный опыт исторически сложившихся этносов, позволяющий поддерживать непрерывность этнической эволюции, преемственность народного опыта, передавать накопленное богатство национальных ценностей последующим [3]. Именно работа с этнокультурным музыкальным материалом позволяет формировать нравственные представления с учетом разнообразия проживающих на территории России народов и народностей, особенности этнокультуры и качественные изменения этнокультурного опыта отражены в исследованиях Э. Ф. Вертяковой [2].

На сегодняшний день носителями культуры народов являются существующие фольклорные коллективы, сохраняющие традиции и музыкальную этническую культуру.

В Алапаевске народный фольклорно-этнографический ансамбль «Складыня» (деревня Коптелово) хранит и преумножает русский музыкальный фольклор: исполняет местный материал, календарно-обрядовые, плясовые, хороводные и бытовые песни. Среди репертуара есть произведения, которые можно использовать в процессе формирования нравственных представлений, такие как «А мы масленицу дожидаем», «Рукавички барановые».

Фольклорный коллектив «Куделенка» занимается восстановлением фольклорно-этнографических записей локальной традиции, исполняет свадебные и плясовые песни.

На территории Шалинского городского округа — фольклорный коллектив «Хмелька». В репертуар ансамбля входят следующие музыкальные композиции: «У сада ли, у садочка», «В огороде трава», «Не было ветров», «Во субботу», «Ходила чечетка», «Лён-ленок», приговоры, присказульки, а также местный музыкальный материал.

На территории Сысертского городского округа существует «Народный» фольклорный ансамбль ветеранов «Веселухи» (поселок Двуреченск), исполняющий русские народные песни, песни уральских казаков, хоровые, обрядовые действа, источниками служат сборники русских народных песен, а также передающиеся в семьях «из уст в уста» местные песни.

Созданы и детские коллективы, такие как «Тетерочки», «Соловейка», «Ниточка», сохраняющие в своем творчестве традиции горнозаводского Урала и Коми-Пермяцкого фольклора. Среди исполняемых произведение: народные вокальные игры «Клубок», «Дударь, песни «К нам гости пришли», «Во кузнице», «Соловей — пташечка», музыкальная игра «Золотые ворота»; вокально-хореографические композиции «Было у матушки», «Во поле береза стояла».

Казачьи фольклорные коллективы «Любо братцы», «Красная горка» и «Забава» занимают особое место, поскольку представляют не только русские народные произведения, но и традиционные казачьи песни.

В репертуаре этих ансамблей разнообразные по характеру произведения: русские народные песни, уральские песни проголосные и казачьи, произведения уральских композиторов.

На территории Свердловской области фольклорных коллективов, исполняющих народные песни манси на базе государственных и муниципальных учреждений культуры нет, однако музыкальная традиция сохраняется в семьях. Рассмотрим отличительные черты песенной культуры манси:

  1. Существуют песни, ориентированные на детей, в том числе содержащие движениями.
  2. Основные мотивы и образы — природа, любовь к малой родине, трудовой деятельности людей.
  3. Тексты песен могут содержать описание чувств и переживаний самого исполнителя.

Вокальный татарский ансамбль «Тан Йолдызы», а также инструментальный ансамбль «Дертлейорэкле» в центре культуры «Родина» Артемовского округа, исполняют национальные, современные татарские и башкирские песни.

В селе Малая Тавра существует коллектив Чолга Шудыр» («Яркая звезда»), репертуар которого включает:

– фольклорные песни уральских мари,

– мелодии и песни ближайших марийских деревень и республики Марий Эл,

– собственный фонд фольклорных записей застольных, гостевых, поминальных, свадебных песен (проводит работу по сбору этнокультурного материала).

Этнокультурный музыкальный материал отличается разнообразием жанров и содержания, обладает большим педагогическим потенциалом, который представлен в богатстве эмоционально-нравственного содержания произведений этнокультурной специфики, предоставляющих возможность реализации многоаспектного подхода к решению поставленных педагогических задач; соответствует возрастным особенностям восприятия младших школьников, поэтому его можно использовать в формировании различных сторон нравственных представлений учащихся.

В процессе творческой деятельности (музыкального творчества) происходит актуализация накопленного этнокультурного опыта, заключающегося в понимании особенностей культуры и традиции различных народов, повышается интерес к музыкальному материалу, что стимулирует отклик в процессе усвоения нового в мире общечеловеческих ценностей как субъективного открытия, направленного на утверждение самим ребенком смысла и содержания нравственных представлений.

В учебной деятельности во время урока формирование нравственных представлений происходит за счет особенностей изучаемого материала и личности учителя. Использование этнокультурного музыкального материала возможно, как на уроках музыки, так и на других уроках для ознакомления с особенностями культуры различных народов, посредствам чего осуществляется формирование нравственных представлений.

Внеклассная и внеурочная работы создают условия для формирования различных нравственных качеств, проявляемых в процессе общения и совместной деятельности учеников. Занятия носят в первую очередь воспитательный характер и ознакомление с особенностями этнокультуры станет основой для создания благоприятных условий включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности.

Исходя из понимания воспитательного процесса как системного и комплексного взаимодействия субъектов образовательного процесса для достижения поставленной цели воспитания, мы можем говорить о том, что использование этнокультурного музыкального материала в различных формах работы позволяет организовать воспитательный процесс, направленный в том числе на формирование нравственных представлений за счет возможности использования музыкального материала во урочной, внеурочной и внеклассной работе, объединив занятия общей воспитательной задачей.

Образовательную среду школы должны насыщать различные формы, направленные на организацию межэтнического и межкультурного взаимодействия и сотрудничества. Рассмотрим особенности форм взаимодействия субъектов образовательного процесса в формировании нравственных представлений:

  1. Организация этнокультурной и этносоциокультурной деятельности школьников (проведение уроков, внеклассных мероприятий с этнокультурным компонентом, оформление стендов, проведение выставок, факультативных курсов, тематических вечеров, посещение музея и т. д.).
  2. Просвещение родителей (проведение лекций по этнопедагогике, этноэтике, индивидуальных и групповых консультаций, организация совместно со школьниками тренингов, вечеров, внеклассных мероприятий этнокультурной направленности, посещение музеев и т. д.).
  3. Сотрудничество педагогов (проведение открытых занятий, внеклассных мероприятий с этнокультурным компонентом, выступления на заседаниях методических объединений, участие в научно-практических конференциях

Мы рассмотрели возможности использования этнокультурного музыкального материала в формировании нравственных представлений младших школьников и установили целесообразность его использования, поскольку он:

– позволяет организовать этнокультурную среду в образовательном процессе, формирующую уважительное отношение к обществу и людям других национальностей;

– активизирует музыкальную деятельность детей через индивидуальный этнокультурный опыт и представления о нравственных ценностях;

– обеспечивает возможности комплексного и систематического воспитательного процесса в формировании нравственных представлений детей в процессе учебной, внеурочной и внеклассной работы.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2021).
  2. Вертякова, Э. Ф. Технология воспитания этнокультурных отношений будущих учителей [Текст] / Э. Ф. Вертякова // МНКО. — 2009. — № 7–1. — С. 120–123.
  3. Голошумова, Г. С. Музыкальное искусство в системе этнокультурного образования личности [Текст] /Г. С. Голошумова// Педагогическое образование в России. — 2012. — № 2. — С. 89–94
Основные термины (генерируются автоматически): этнокультурный музыкальный материал, песнь, представление, формирование, образовательный процесс, внеклассная работа, воспитательный процесс, музыкальный материал, Свердловская область, этнокультурный компонент.


Ключевые слова

нравственные представлений, этнокультурный музыкальный материал

Похожие статьи

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания...

Этнокультурный материал позволяет учителю систематически работать над освоением

Формирование представления об истории, культуре России, пробуждение интереса к малой

...учебно-воспитательного процесса на родном языке; формирование интеллектуальных...

Педагогический потенциал народно-музыкального творчества

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и

Эмоциональное воздействие народного музыкального инструмента усиливается, когда учащийся

В процессе игры на народных музыкальных инструментах ярко проявляются...

Функции музыкального фольклора в духовно-нравственном...

Жанровое многообразие музыкального фольклора порождает множество функций, которые видоизменялись в зависимости от общих изменений духовной культуры на разных этапах. Рассмотрим некоторые из них. Функция (от лат. function – исполнение, осуществление)...

Воспитание у младших школьников интереса к национальной...

Это значит, что сегодня учебно-воспитательный процесс в школе, должен включать в себя эффективные формы и

Значительный вклад в формирование общечеловеческих ценностей через музыкальную культуру внесли татарские представители: Г. Тукай, Г. Ибрагимов, К...

Исследовательская деятельность этнокультурного характера на...

Тексты этнокультурного характера дают более полное представление о богатстве

1. Организация исследовательской деятельности на уроке, когда этнокультурный материал дополняет

На втором уроке работа проводится на этнокультурном материале, но является...

Формирование культуры межнационального общения средствами...

Внеклассная воспитательная работа по формированию экологической культуры младших... Развитие культуры межнациональных отношений в младшем... В условиях многонациональной школы младшие школьники включаются в процесс межнационального общения.

Интеграция национальной культуры в учебно-воспитательном...

Формирование национальных ценностей в учебно-воспитательном процессе (на примере национального костюма).

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания... Этнопедагогика эстетического воспитания в начальной... ...учебно-воспитательного процесса...

Этнокультурная компетентность учащихся начальных классов

Образовательный процесс в поликультурной начальной школе преследует цель воспитания, обучения и развития личности, способной жить и быть

Формирование этнокультурной компетентности — длительный и сложный процесс, его необходимо строить так, чтобы при...

Формирование этнокультурной самоидентификации...

Бледай, В. В. Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся в воспитательном пространстве образовательных

Крылова О. А. Этнокультурный компонент в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника.

Похожие статьи

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания...

Этнокультурный материал позволяет учителю систематически работать над освоением

Формирование представления об истории, культуре России, пробуждение интереса к малой

...учебно-воспитательного процесса на родном языке; формирование интеллектуальных...

Педагогический потенциал народно-музыкального творчества

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и

Эмоциональное воздействие народного музыкального инструмента усиливается, когда учащийся

В процессе игры на народных музыкальных инструментах ярко проявляются...

Функции музыкального фольклора в духовно-нравственном...

Жанровое многообразие музыкального фольклора порождает множество функций, которые видоизменялись в зависимости от общих изменений духовной культуры на разных этапах. Рассмотрим некоторые из них. Функция (от лат. function – исполнение, осуществление)...

Воспитание у младших школьников интереса к национальной...

Это значит, что сегодня учебно-воспитательный процесс в школе, должен включать в себя эффективные формы и

Значительный вклад в формирование общечеловеческих ценностей через музыкальную культуру внесли татарские представители: Г. Тукай, Г. Ибрагимов, К...

Исследовательская деятельность этнокультурного характера на...

Тексты этнокультурного характера дают более полное представление о богатстве

1. Организация исследовательской деятельности на уроке, когда этнокультурный материал дополняет

На втором уроке работа проводится на этнокультурном материале, но является...

Формирование культуры межнационального общения средствами...

Внеклассная воспитательная работа по формированию экологической культуры младших... Развитие культуры межнациональных отношений в младшем... В условиях многонациональной школы младшие школьники включаются в процесс межнационального общения.

Интеграция национальной культуры в учебно-воспитательном...

Формирование национальных ценностей в учебно-воспитательном процессе (на примере национального костюма).

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания... Этнопедагогика эстетического воспитания в начальной... ...учебно-воспитательного процесса...

Этнокультурная компетентность учащихся начальных классов

Образовательный процесс в поликультурной начальной школе преследует цель воспитания, обучения и развития личности, способной жить и быть

Формирование этнокультурной компетентности — длительный и сложный процесс, его необходимо строить так, чтобы при...

Формирование этнокультурной самоидентификации...

Бледай, В. В. Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся в воспитательном пространстве образовательных

Крылова О. А. Этнокультурный компонент в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника.

Задать вопрос