Повышение безопасности транспортировки нефти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 19.06.2022

Статья просмотрена: 382 раза

Библиографическое описание:

Тетерина, К. А. Повышение безопасности транспортировки нефти / К. А. Тетерина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 28-29. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93316/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассмотрена проблема безопасности при транспортировке углеводородов путём использования трубопроводов.

Ключевые слова: магистральный трубопровод, окружающая среда, транспортировка углеводородов, перевозка.

Большинство стран для своей жизнедеятельности нуждается в углеводородах, а неравномерное расположение основных мировых запасов и сложность добычи полезных ископаемых делает экспорт странами с развитой производственной системой добычи нефти самым эффективным решением проблемы доступности для мирового рынка. Таким образом становится актуальным вопрос повышения эффективности систем транспортировки нефти и газа.

Методика выбора оптимального способа транспортировки углеводородов опирается на производственные, экономические и экологические факторы.

Самым распространённым в мире способом транспортировки углеводородов считается перевозка железнодорожным транспортом, на этот метод приходится половина всех перевозок. Четверть всех перевозок происходит автомобильным транспортом, треть — водным, куда входят речные и морские перевозки. В России основной объём углеводородов транспортируется магистральными трубопроводами. На территории Российской Федерации менее 10 % перевозимого продукта доставляется с помощью железнодорожного транспорта, около 5 % путём автомобильных перевозок.

Проблемой магистральных нефте- и газопроводов является исключительная экологическая опасность этого метода транспортировки для окружающей среды. Несмотря на затраты для поддержания трубопроводов в рабочем состоянии, этот метод остаётся самым рентабельным и экономически эффективным для предприятий на территории Российской Федерации.

Глобальные разливы нефти являются проблемой мирового масштаба, проблемы при транспортировке углеводородов оборачиваются экологическими катастрофами. «14 мая 2021 года внутрипромысловый трубопровод диаметром 219 миллиметров прорвало на Карамовском нефтяном месторождении в Пуровском районе ЯНАО, произошла утечка 3 тысяч кубических метров нефти. При этом жидкость объемом лишь 0,85 тонны разлилась на 250 квадратных метрах. 29 мая 2020 года один из трубопроводов в Норильске получил повреждения из-за резкой просадки опор фундамента, в итоге вылилось около 21 тысячи тонн топлива». [4]

К таким последствиям приводит техническое состояние оборудования. Необходимость в обеспечении эффективной и надежной работы систем трубопровода во многом определяется именно транспортировкой по магистральным нефтепроводам нефти и газа. Срок эксплуатации у 55 % основных фондов магистральных нефтепроводов на территории Российской Федерации уже истек, более половины магистральных трубопроводов нуждаются в постоянном мониторинге состояния из-за высокой вероятности повреждений. Различные внештатные ситуации, происходящие на линейных объектах данной отрасли, могут не только нанести существенный ущерб экономике, вследствие потерь продукта и нарушения непрерывного процесса производства в смежных отраслях, но и могут загрязнять окружающую среду. Впоследствии большинство аварий оборачиваются необратимым влиянием на окружающую среду, ухудшением состояния почв, воды и смертью животных. Поэтому, при транспортировке нефти и газа высокого давления нужно в обязательном порядке обеспечить надежность магистральных трубопроводов.

Согласно статистике, на территории Российской Федерации в результате аварий магистральных трубопроводов происходит утечка более полумиллиона тонн углеводородов в год. Последствия разливов нефтепродуктов отражаются на приземном слое атмосферы, почвенно-растительном комплексе и рельефе местности, на фауне, на поверхностных и подземных водах. К наиболее подверженным риску воздействия нефти относятся:

– рабочие нефтяной вышки;

– работники службы спасения, ликвидирующие последствия аварии;

– представители водной фауны;

– люди, живущие или работающие вблизи территории разлива.

Последствия разлива нефти имеют кратковременные и долгосрочные воздействия на здоровье человека. Экологическая обстановка промышленных районов влияет на уровень жизни населения и распространённость отдельных видов заболеваний, таких как злокачественные опухоли, заболевания репродуктивной системы и болезни аутоиммунного характера.

Для решения проблемы предприятия применяют и непосредственно внедряют компьютерные системы, способные обрабатывать и хранить информацию об объектах и процессах. Геоинформационные системы (ГИС) являются одним из направлений информационной технологии, которые ориентированы на работу с пространственно-привязанной информацией. «Геоинформационные системы позволяют обнаруживать проблемные участки и идентифицировать подверженные риску объекты за счет использования аэрокосмических снимков и информации из учетных систем. Наиболее эффективно сочетание с данными полевых обследований, которые привязываются к основной базе данных посредством координат, получаемых с GPS-приемников». [5] Резюмируя выше сказанное, внедрение ГИС позволяет повысить безопасность процесса эксплуатации трубопроводов и предотвратить утечку нефтепродуктов за счёт просчёта риска аварийной ситуации на линейной части нефтепровода.

Проблемой внедрения инновационных технологий для отечественных компаний станет капитальные затраты, необходимые для финансирования введения и эксплуатации инновационных технологий, позволяющих минимизировать отрицательное влияние на окружающую среду. Для этого необходима экологическая и экономическая оценка эффективности функционирования нефте- и газопроводов. Необходимо осуществление обоснованного и правильного выбора наиболее эффективных мер по охране окружающей среды, учитывающих особенности:

– природы территории логистических путей;

– технического обслуживания оборудования;

– производственного процесса;

– экономических факторов.

От принятия мер по охране окружающей природной среды на время «жизни» магистральных нефтепроводов, с этапа проектирования и в течение всего эксплуатационного срока, зависят экологическая сохранность территории местоположения трубопровода и целостность самого нефтепровода, его надёжность и непрерывная работа.

Литература:

  1. Мазур И. И. Экология строительства объектов нефтяной и газовой промышленности. М.: Недра, 1991.-279 с.
  2. Кармазинов Ф. В. и др. Вода, нефть, газ и трубы в нашей жизни. М.: Наука и техника, 2005.-296 с.
  3. РД-153–39.4–056–00 Правила технической эксплуатации магистральных нефтепроводов.
  4. Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня»»
  5. Андрианов В. Ю. «ГИС и GPS в нефтегазовой отрасли»
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Российская Федерация, транспортировка углеводородов, железнодорожный транспорт, перевозка, трубопровод.


Ключевые слова

окружающая среда, перевозка, магистральный трубопровод, транспортировка углеводородов

Похожие статьи

Анализ причин снижения безопасности железнодорожного...

Рассмотрена роль железнодорожного транспорта углеводородов в общем объеме

Железнодорожный транспорт углеводородов, как показывает практика, нашел наиболее

Так, доля транспорта углеводородов в общем объеме перевозок ОАО «РЖД» составляет...

Экологические аспекты трубопроводного транспорта

Российская федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федер.

Обеспечение безопасности является одним из главных условий непрерывной работы трубопроводного транспорта углеводородных ресурсов.

Состояние и особенности развития трубопроводного транспорта...

Современный трубопровод для транспорта углеводородов по сложности и насыщенности

Развитие трубопроводного транспорта — важная составляющая энергетической и

Особенно большое значение транспорт по трубам играет при транспортировке нефти и природного газа.

Правовое регулирование трубопроводного транспорта

...регулирование, Российская Федерация, сфера, трубопровод, трубопроводный транспорт нефти.

Магистральная трубопроводная система России — это стратегический вид транспорта с

Действующая крупная сеть нефте- и газопроводов, снабжает углеводородами...

Воздействие линейных сооружений железнодорожного...

Воздействие железнодорожного транспорта на состояние окружающей среды складывается из трех основных частей: – влияние продуктов деятельности железнодорожного транспорта; – влияние полотна транспортной магистрали; – влияние перевозимых по дороге грузов.

Анализ состояния перевозки нефтепродуктов автомобильным...

Автоцистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов имеют двойные стенки и несущую внешнюю оболочку.

Железнодорожный транспорт — является одной из важных частей транспортного комплекса Советско-Гаванского района.

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, дорога, Российская Федерация, перевозка

Основными недостатками железнодорожных перевозок в Российской Федерации являются. морально устаревший подвижный состав, высокая...

Управление транспортной отраслью в контексте экологической...

Железнодорожный транспорт по объему грузовых перевозок занимает первое место среди других видов транспорта, по объему

окружающая среда, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, подвижной состав, вредное воздействие транспорта, воздушный...

Экологические аспекты разработки и эксплуатации нефтегазовых...

Статья «Экологическое сопровождение нефтегазодобычи на шельфе и морской транспортировки углеводородов» опубликована в журнале

Россия, окружающая среда, зона, кризисная ситуация, природная среда, Российская Федерация, уровень рождаемости...

Экологические проблемы нефтяной промышленности России

 В статье исследованы экологические проблемы влияния нефтяной промышленности в России, исследовано, насколько пагубной является нефтяная промышленность для окружающей среды; рассмотрены основные пути уменьшения её пагубного воздействия.

Похожие статьи

Анализ причин снижения безопасности железнодорожного...

Рассмотрена роль железнодорожного транспорта углеводородов в общем объеме

Железнодорожный транспорт углеводородов, как показывает практика, нашел наиболее

Так, доля транспорта углеводородов в общем объеме перевозок ОАО «РЖД» составляет...

Экологические аспекты трубопроводного транспорта

Российская федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федер.

Обеспечение безопасности является одним из главных условий непрерывной работы трубопроводного транспорта углеводородных ресурсов.

Состояние и особенности развития трубопроводного транспорта...

Современный трубопровод для транспорта углеводородов по сложности и насыщенности

Развитие трубопроводного транспорта — важная составляющая энергетической и

Особенно большое значение транспорт по трубам играет при транспортировке нефти и природного газа.

Правовое регулирование трубопроводного транспорта

...регулирование, Российская Федерация, сфера, трубопровод, трубопроводный транспорт нефти.

Магистральная трубопроводная система России — это стратегический вид транспорта с

Действующая крупная сеть нефте- и газопроводов, снабжает углеводородами...

Воздействие линейных сооружений железнодорожного...

Воздействие железнодорожного транспорта на состояние окружающей среды складывается из трех основных частей: – влияние продуктов деятельности железнодорожного транспорта; – влияние полотна транспортной магистрали; – влияние перевозимых по дороге грузов.

Анализ состояния перевозки нефтепродуктов автомобильным...

Автоцистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов имеют двойные стенки и несущую внешнюю оболочку.

Железнодорожный транспорт — является одной из важных частей транспортного комплекса Советско-Гаванского района.

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, дорога, Российская Федерация, перевозка

Основными недостатками железнодорожных перевозок в Российской Федерации являются. морально устаревший подвижный состав, высокая...

Управление транспортной отраслью в контексте экологической...

Железнодорожный транспорт по объему грузовых перевозок занимает первое место среди других видов транспорта, по объему

окружающая среда, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, подвижной состав, вредное воздействие транспорта, воздушный...

Экологические аспекты разработки и эксплуатации нефтегазовых...

Статья «Экологическое сопровождение нефтегазодобычи на шельфе и морской транспортировки углеводородов» опубликована в журнале

Россия, окружающая среда, зона, кризисная ситуация, природная среда, Российская Федерация, уровень рождаемости...

Экологические проблемы нефтяной промышленности России

 В статье исследованы экологические проблемы влияния нефтяной промышленности в России, исследовано, насколько пагубной является нефтяная промышленность для окружающей среды; рассмотрены основные пути уменьшения её пагубного воздействия.

Задать вопрос