Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проектирование содержания общеобразовательных предметов для формирования профессионально важных качеств обучающихся СПО

Педагогика
974
Поделиться
Библиографическое описание
Колесник, Н. Е. Проектирование содержания общеобразовательных предметов для формирования профессионально важных качеств обучающихся СПО / Н. Е. Колесник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 7 (42). — С. 281-283. — URL: https://moluch.ru/archive/42/5145/.

Профессиональное образование призвано готовить конкурентоспособных специалистов, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, способных успешно адаптироваться, жить и работать в новом столетии. Кроме профессиональных знаний и умений, огромное значение уделяется профессионально важным качествам (ПВК). Среди этих качеств можно выделить коммуникативную и информационную культуру, способность к осознанному анализу своей деятельности, ответственность и др.

Основные вопросы, которые интересуют учащихся с первого дня обучения в профессиональном заведении, сводятся к актуальности выбранной профессии в настоящее время, к вопросу о конкретных функциях будущей специальности, о процессе обучения данной специальности, о тонкостях и специфике будущей профессиональной деятельности, о приобретении необходимых практических навыков [5].

Важной составляющей подготовки специалистов среднего профессионального образования, базовой площадкой для формирования личности будущего специалиста являются общеобразовательные дисциплины.

Однако, общеобразовательные предметы, при изучении которых учащиеся не видят реального, конкретного применения в будущей профессиональной деятельности, вызывают у учащихся недовольство. При простом запоминании они пригодны только для воспроизведения, а не для применения к решению различных профессиональных задач. Такой подход к обучению дисциплинам общеобразовательного цикла приводит к тому, что даже хорошо успевающие учащиеся на занятиях по дисциплинам специальности с трудом «узнают» полученные ранее методы исследования.

Потребность в новых знаниях возникает у учащихся только при осознании их значимости для будущей профессиональной деятельности, она отражает их умение находить ответы на профессионально и жизненно важные вопросы, на все, что интересно и находит практическое применение.

Дисциплины общеобразовательного цикла представляются учащимся малозначимыми и нигде не пересекающимися с дисциплинами профессионального цикла [5].

По данным мониторинга (Гамаюнова Н.Ф.), 84% профессий в Перечне профессий учреждений СПО соответствуют третьей или четвертой ступени классификации, то есть, требуют среднего (полного) общего образования. Поэтому, согласно Закона РФ «Об образовании» (ст.20, п.2): «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования».

Построение содержания общеобразовательных предметов с ориентацией на развитие профессионально важных качеств, выделение сущностных направлений этой работы является важным условием формирования ПВК.

Предполагается, что поставленная задача будет решена, если за период обучения в среднем профессиональном заведении учащиеся получат прочную общеобразовательную подготовку, овладеют важной частью содержания образования – общеучебными умениями, которые являются фундаментом конкретных видов деятельности, составляют основу для формирования профессионально важных качеств.

Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что качество знаний, развитие творческих способностей учащихся определяются сформированностью общеучебных умений и навыков. Они направлены на саморазвитие личности, на снижение учебной перегрузки, на сохранение здоровья школьников. Своевременное овладение учащимися общеучебными умениями и навыками оказывает влияние на становление таких качеств личности, как целеустремлённость и ответственность, компетентность, профессионализм. В целом это создаёт предпосылки для формирования высокой самооценки личности, воспитания чувства собственного достоинства. Выявлена следующая закономерность: чем сложнее становится учебная деятельность, тем выше требования к её эффективности, тем большее значение приобретают учебные умения.

В природе почти не существует педагогических явлений в чистом виде, они одновременно являются и общественными, и психологическими. Обучение учащихся общеучебным умениям и навыкам выступает действенным инструментом, а в значительной мере и гарантом успешности протекания социальных процессов. Они несут в себе и тот психологический механизм, без которого не состоятся процессы развития способностей человека. Поэтому невозможно ставить и решать проблему развития личности вообще и творческих возможностей её в частности – вне проблемы формирования у учащихся общеучебных умений и навыков. Бесспорно, система общеучебных умений многоаспектна, представляет собой многофункциональное и иерархическое образование, сложен и процесс её формирования [4].

«Очевидно, что эффективное формирование и развитие общеучебных умений предполагает соответствующее дидактическое, методическое и управленческое обеспечение этого процесса. Несущей конструкцией данного обеспечения… является классификация общеучебных умений» [1].

В данной работе основополагающим является (с опорой на классификацию Н.А. Лошкаревой) деление общеучебных умений на учебно-организационные умения (организация учебного труда), учебно-информационные умения (работа с книгой и другими источниками информации), учебно-коммуникативные умения (культура устной и письменной речи) и учебно-интеллектуальные умения. Однако, как отмечают авторы Милованова Н.Г. и Прудаева В.Н. [4], рациональнее и удобнее объединить все общеучебные умения в 4 группы: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные.

Организационные умения – уметь определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить ее словесно). Составить план действий по решению проблемы (задачи). Осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут. Результат своей деятельности соотнести с целью и оценить его.

Интеллектуальные умения – уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Уметь делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ, Интернет-ресурсы и пр.). Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание). Уметь перерабатывать полученную информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму. Работая с информацией, уметь передавать ее содержание в сжатом или развернутом виде (составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.).

Оценочные умения – уметь оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей (нравственных, гражданско-патриотических, эстетических), а также с точки зрения различных групп общества (верующие – атеисты, богатые – бедные и т.д.). Объяснять (прежде всего – самому себе) свои оценки, свою точку зрения, свои позиции. Самоопределяться в системе ценностей. Действовать и поступать в соответствии с этой системой ценностей и отвечать за свои поступки и действия.

Коммуникативные умения – уметь донести свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи. Понять другие взгляды, интересы). Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сделать что-то сообща.

Дробление сложных умений или навыков на «элементарные составляющие» практически не реализуемо в технологии обучения, поэтому большинство из них отнесены более чем к одной группе (что подтверждает их постоянное взаимодействие).

Проанализировав примерные программы учебных дисциплин для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (Утверждены директором Департамента государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008, по следующим общеобразовательным предметам: обществознание, литература, история, русский язык, математика, информатика и ИКТ, естествознание, география в разделе «Требования к результатам обучения», мы соотнесли их с группами общеучебных умений, составляющих основу профессионально важных качеств.

Анализ проведённого исследования показывает, что при изучении всех общеобразовательных предметов необходимо формирование всех групп общеучебных умений. Однако, при изучении: обществознания, истории, естествознания, необходимо больше внимания уделять формированию интеллектуальных умений; русский язык – оценочных и коммуникативных; математики – организационных, интеллектуальных и оценочных; информатики и ИКТ, географии, литературы – интеллектуальных и оценочных умений.

В нашем случае такой сопоставительный анализ скоординирует деятельность педагогов в части совершенствования общеучебных умений, которые составляют основу для формирования профессионально важных качеств, что будет способствовать не только успешному овладению дисциплинами общеобразовательной подготовки, но и эффективному вхождению в профессиональную деятельность.

Сформированность профессионально важных качеств у выпускников средних профессиональных учебных заведений в процессе изучения общеобразовательных предметов будет способствовать лучшей адаптации к существующим социально-экономическим условиям, а также фундаментализации и повышению качества среднего профессионального образования.


Литература:

  1. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-9.htm
  2. Гамаюнова Н.Ф. Формирование обобщающе-повторительных курсов на основе мониторинга качества общеобразовательной подготовки студентов СПО: Дис. ... к.пед.н. – Москва, 2008.
  3. Закон РФ «Об образовании».
  4. Лисицын М.К. Формирование у школьников общеучебных умений и навыков: Учебное пособие. – Курган: Изд-во Кург. гос. пед. ин-та, 1994. – 82 с.
  5. Милованова Н.Г., Прудаева В.Н. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий. Методические рекомендации.– Тюмень: ТОГИРРО, 2008. – 28 с.
  6. Монако Т.П., Белогуров А.Ю. Роль дисциплин общеобразовательного цикла в профессиональном становлении современных специалистов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2005. – № 15. – С. 160-169.
  7. Примерные программы учебных дисциплин для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №7 (42) июль 2012 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 281-283):
Часть 2 (стр. 193-355)
Расположение в файле:
стр. 193стр. 281-283стр. 355

Молодой учёный