Образование в Российской Федерации: положения и нормативные акты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 18.06.2022

Статья просмотрена: 13816 раз

Библиографическое описание:

Фоменкова, А. А. Образование в Российской Федерации: положения и нормативные акты / А. А. Фоменкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 392-394. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93190/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматривается значение образования в жизни современного общества и отражение основных положений в законах.

Ключевые слова : высшее образование, общее образование, общество.

В жизни современного общества образование играет одну из главных ролей, поскольку является основным источником генерирования, совершенствования и развития человеческого капитала, а следовательно, и ресурсом социально-экономического развития стран, прогресса общества и повышения благосостояния отдельного человека [3].

Образование является одним из тех аспектов, который непосредственно влияет на развитие молодежи, следовательно и на будущее государства, поскольку от уровня образованности общества в дальнейшем будет зависеть процент трудоспособного и квалифицированного населения. Данное утверждение множество раз подтверждалось в ходе самой истории — от появления книгопечатания до современности, где в веке технологий и информации важен не столько объем информации, сколько ее качество и умение грамотно ей распоряжаться.

На базе имеющихся знаний и опыта напрашивается логичное умозаключение, что любая деятельность, направленная на массы обязана проводиться профессионалами и быть регулируема определенным сводом правил, законов или трактатом. Соответственно, необходим конкретный документ или иначе, разветвленная система регулировок, содержащая как запрашиваемые требования, так и подробную характеристику порядка действий.

Данное правило относится и к системе образования. Так как для грамотного проведения политики по преобразованию и усовершенствованию в сфере образования, должны быть установлены нормы, которые смогут закрепить четкие стандарты, которые будут использоваться в образовательных учреждениях.

Право на образование закреплено в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, что говорит о том, насколько важно образование для поддержания стабильности государства, так как прежде всего оно заинтересовано в повышении благосостояния своих граждан и вовлечении их в социально-экономические процессы [4, с. 73].

Российская Федерация является правовым государством, следовательно обладает органами, отвечающими за регулирование образования и следящими за соблюдением всех норма и правил. Прежде всего это Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Минпросвещения России реализует функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации реализует функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, в сфере социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности [1].

Государство обеспечивает своих граждан необходимыми условиями, в которых возможно раскрытие полного потенциала каждого. И для данной цели существуют уровни образования, которые делятся на общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение, которые способствуют возможности получения и в дальнейшем реализации беспрерывного обучения в течении жизни.

Для общего образования в Российской Федерации предусмотрены следующие уровни:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

За общим образованием следует профессиональное, которое в свою очередь делится на:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования [2].

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 21 (ред. от 20.11.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Проект документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. — Текст: электронный // edu2035: [сайт]. — URL: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035 (дата обращения: 15.06.2022).
  4. Лосева, О. В. Концепция человеческого интеллектуального капитала в условиях цифровизации экономики / О. В. Лосева, Н. М. Абдикеев. — Текст: непосредственный // Экономика. Налоги. Право. — 2021. — С. 73.
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, Российская Федерация, общее образование, дополнительное образование, образование, повышение благосостояния, система образования, современное общество.


Похожие статьи

Современная система высшего образования Российской...

В последние десятилетия система высшего образования Российской Федерации находится в стадии непрерывного реформирования. Причиной тому является необходимость постоянного развития общества, а именно совершенствования интеллектуального ресурса человека...

Цели и задачи совершенствования системы образования...

Преобразования в обществе и системе образования находятся в тесном взаимодействии.

Система образования — один из основных социальных институтов, который играет важную роль в

В данном документе система образования Российской Федерации трактуется как...

Состояние системы образования в современной России и ее...

 Многие десятилетия система высшего образования в России считалась одной из лучших во всем мире. В наших университетах и по сей день существует

При современном уровне и темпах развития науки и техники, общей тенденцией является увеличение объема знаний.

Система образования в Российской Федерации. Автор: Былда...

«Структура системы образования в России включает в себя общее и профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение (п.2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...

Система образования в Российской Федерации

В системе образования Российской Федерации большое внимание уделяется дошкольному образованию. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития ребенка в младенческом возрасте.

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

В настоящее время непрерывное образование трактуется ещё как единая система государственных, общественных образовательных учреждений, которая обеспечивает организационное, содержательное единство и преемственность всех звеньев образования.

Влияние образования на экономику России | Статья в журнале...

Низкие показатели финансирования сферы образования в нашей стране приводят к

Образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения

Современная система высшего образования Российской... В рейтинге стран мира по...

Реформирование системы образования в России: предпосылки...

В настоящее время Российская система образования находится на стадии реформирования. Именно поэтому возникает необходимость рассматривать нормативно-правовое регулирование права человека на образование в призме международных стандартов.

Российская система образования на переходном этапе

В статье рассматриваются основные этапы реформирования российской системы образования с момента развала Советского Союза до сегодняшнего времени. Уделяется внимание причинам отхода от советской модели высшего образования, а также...

Похожие статьи

Современная система высшего образования Российской...

В последние десятилетия система высшего образования Российской Федерации находится в стадии непрерывного реформирования. Причиной тому является необходимость постоянного развития общества, а именно совершенствования интеллектуального ресурса человека...

Цели и задачи совершенствования системы образования...

Преобразования в обществе и системе образования находятся в тесном взаимодействии.

Система образования — один из основных социальных институтов, который играет важную роль в

В данном документе система образования Российской Федерации трактуется как...

Состояние системы образования в современной России и ее...

 Многие десятилетия система высшего образования в России считалась одной из лучших во всем мире. В наших университетах и по сей день существует

При современном уровне и темпах развития науки и техники, общей тенденцией является увеличение объема знаний.

Система образования в Российской Федерации. Автор: Былда...

«Структура системы образования в России включает в себя общее и профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение (п.2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...

Система образования в Российской Федерации

В системе образования Российской Федерации большое внимание уделяется дошкольному образованию. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития ребенка в младенческом возрасте.

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

В настоящее время непрерывное образование трактуется ещё как единая система государственных, общественных образовательных учреждений, которая обеспечивает организационное, содержательное единство и преемственность всех звеньев образования.

Влияние образования на экономику России | Статья в журнале...

Низкие показатели финансирования сферы образования в нашей стране приводят к

Образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения

Современная система высшего образования Российской... В рейтинге стран мира по...

Реформирование системы образования в России: предпосылки...

В настоящее время Российская система образования находится на стадии реформирования. Именно поэтому возникает необходимость рассматривать нормативно-правовое регулирование права человека на образование в призме международных стандартов.

Российская система образования на переходном этапе

В статье рассматриваются основные этапы реформирования российской системы образования с момента развала Советского Союза до сегодняшнего времени. Уделяется внимание причинам отхода от советской модели высшего образования, а также...

Задать вопрос