Русская идея в русской религиозной философии конца XIX — начала XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 14.06.2022

Статья просмотрена: 267 раз

Библиографическое описание:

Капанина, С. С. Русская идея в русской религиозной философии конца XIX — начала XX века / С. С. Капанина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 479-482. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92978/ (дата обращения: 19.04.2024).



Суть русской идеи находит своё начало ещё в становлении Киевской Руси, когда древнерусское государство путём реформирования и развития политического устройства являлось централизованным. В указанный период Владимир Святой крестит Русь, что связывает русскую культуру с византийской заимствованием церковных обычаев и архитектуры, а также способствует улучшению экономических связей и укрепляет Киевское государство на международной арене. Первым трудом, связанным с тематикой развития русского государства, является «Слово о законе и благодати» Илариона Киевского [3], который так же, как и мыслители XIX века, отмеченные ранее, связывает русскую идею с религией. Сама русская философская мысль, касающаяся национальной особенности, появляется в XIX веке, с появлением западнических веяний в мысли Чаадаева, который сетовал на отречённость русских от человеческого рода, на абсолютно непрогрессивный духовный застой, что вызвало резкое недовольство императорской власти, придерживающейся консервативной концепции.

Интерес к судьбе русского народа, его истокам и самой сути заметно повысился в XIX веке и волновала многих философов таких как Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, В. С. Соловьёва и во многом сопоставлялся с религией, и сама идея формулировалась как народно-религиозная.

Русская идея — это идея не только о национальности или нации, это идея о выборе цивилизационного пути, о мятежности русской души, которая не является в полной мере ни восточной, ни западной, что обусловливает её противоречивость.

Парадокс «русской идеи» заключается в противоречивости характерных особенностей русского человека, восточных тенденций в традиционной культуре и стремлении к либеральным концепциям, что само по себе является оксюмороном, то есть совместимости несовместимого, что есть парадоксально как для русской идеи, так и для русского человека.

Русский народ, согласно доводам Н. А. Бердяева [1], изложенным в «Русской идее», «не знал меры и легко впадал в крайности». Сравнение с народами Западной Европы более организованными и релевантными в развитии своей цивилизации, противопоставляется русскому беспокойству и индивидуальному пути становления нации, национальности русских. Русский народ расценивается Бердяевым как вдохновенный, вдохновлённый и вдохновляемый опытом других цивилизаций и культур, поэтому К. Маркс не столь был неправ, называя Россию Татарией, а западники не были русофобами и «любили Россию как дитя любит мать».

«Русскость» явно не определяется идеями нации и национальности, понятие «русский» — о душе, её необъятности и безграничности, устремлённости в бесконечность, отчего и путь развития русского народа нелогичен, во многом непонятен и труден в овладевании огромными пространствами и их оформлении. Многонациональность и сохранение самобытности национальных меньшинств определяет разрозненность государства, отсутствие единой культуры, не получившей законченной структуры, определяемой историческим развитием, как перениманием опыта греков, татар, и западных цивилизаций.

Тем не менее, несмотря на кажущуюся негативность ассоциаций с русской культурой, Федотов Г. П. в произведении «Святые Древней Руси» [2] высказал мысль, что перевод Священного Писания Кириллом и Мефодием на славянский язык был неблагоприятен для развития русский умственной культуры, ибо произошёл разрыв с греческим и латинским языком. Невозможно не согласиться с тем, что на тот период именно Византия и западная часть прошлой Римской империи были наиболее развиты как в культурном, так и в научном аспектах, учитывая богатый опыт и количество мыслителей, известных и актуальных в современности.

Бердяев в своих рассуждениях, несмотря на релевантность высказывания Федотова, полагает, что отставание русского народа, умного и одарённого, заключается не в этом — не в отчуждении от великих империй, а в том, что «силы русского народа оставались как бы в потенциальном, неактуализированном состоянии». Силы русского народа были направлены на укрепление централизованности государства, его развитии и поиск идеальной формы правления для поддержания порядка и благосостояния. «Государства крепло, народ хирел», — говорил небезызвестный Ключевский. Завладение и освоение пространств русского государства, их укрепление и охрана были главной целью русской народности; развитие культуры и сохранение самобытности, а развитие умственного потенциала и формирование русской философии не были первостепенной задачей, поэтому русская философия становится прогрессивной только в 19 веке и ведёт своё начало от немецкого классического подхода Гегеля, очень популярного в России, умственный потенциал, рассматривая на примере русской аристократии, был направлен на изучение английского и французского языков, что иронично подмечал Пушкин в «Евгении Онегине», если вспомнить, что Татьяна «и выражается с трудом на языке своём родном, итак, писала по-французски…», а колорит русского народа, культура и самобытность сохраняется в простом русском человеке, а не аристократии, вдохновенно и пафосно изучающей французский — эталонный и фешенебельный по тем временам, поэтому культура русского человека — проста и во многом наивна — мистическая вера в приметы, гадания по праздникам, сжигание Масленицы — сохранившийся после Крещения рудимент языческой культуры, не наполненные глубоким смыслом частушки — именно это является фундаментом «русскости» и ассоциативности с уровнем русской культуры, не столько низменной и недуховной, сколько недоработанной и где-то инфантильной.

Поэтому русская культура парадоксально чаще связывается с Достоевским и Толстым, а не безымянным искусством. В этом смысле можно не согласиться с Бердяевым, который писал о том, что классовость в России не оформлена, но если рассмотреть флуктуацию между простым народом и аристократией, даже в культурном аспекте. Достоевский и Толстой являются эталонами русского человека, истинные аристократы, болеющие за Россию и изучаемые во всём мире — глубокие мыслители, по-разному проявившие себя в литературе и русской философии. Толстой, изучающий греческий и углубившийся в даосизм, создал своё религиозно-этическое учение, основанное на синтезе китайской теологии и христианства, за что был отлучён от русской православной церкви и Достоевский — сакрально пишущий, верующий в православие, о чём ярко свидетельствует написание «Идиота», где князь Мышкин — наивно верящий в человека, добрый и воспринимаемый как человек, имеющий определённую степень слабоумия из-за своего сопоставления с Христом. Мысль Достоевского от того и гениальна, и нова, что общество не готово принять по-настоящему духовного и душевного человека, открытого к состраданию и вере к любому, что является идеалом православного человека по всем канонам. И поэтому Бердяев, говоря о религиозности русского человека, несмотря на перенимание греческой веры, пишет, что «русские» определяются «православием». С древности Православная вера национализируется, становится символом «русскости», оттого и закрепляется, что правитель России — наместник Бога на земле, что защищает власть князя, а впоследствии царя от посягательств приближённых управленцев на монархическую форму правления. Известным памятником русской православной культуры является «Домострой», содержащее в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам, что, по мнению Бердяева — большое извращение христианства. Догматическая традиционность, присущая патриархальному строю, претит как христианству, так и русскому человеку в целом. Эталонным отношением между мужчиной и женщиной выступает свобода Чернышевского, описанная в скандальном для России того времени романе «Что делать?». В этом, согласно мнению Бердяева, и заключается настоящая любовь — любовь, лишённая излишне традиционных предрассудков, а не патриархальность, более соответствующая татарской традиционности, перенятой более от восточной культуры, нежели являющаяся русской идеей. Свобода любви и отношений между мужчиной и женщиной прямо сопоставляется с иной свободой — свободой мысли, идеи и русского народа в целом.

Бердяев пишет о том, что русский человек более социалист, нежели теоретики социализма. Белинский искренне сопереживал русскому народу, говоря просто, «болел» за русскую душу и желал лучшего, а самое благое — это социалистические идеалы. И последующие русские мыслители — Лавров, Герцен, Михайловский, были народниками и социалистами. И, по мнению Бердяева, были большими марксистами, чем К. Маркс и Ф. Энгельс, ища того же благосостояния нации, только если главные труды Маркса и Энгельса носили больше экономическую окраску, о чём говорят «Капитал» и «Манифест коммунистической партии», в то время как русская философия более отдаётся социальному аспекту, рассуждая о необходимости однородности народа, а не устранения частной собственности и отхода от государственности.

Русский человек, истинно русский — жертвенен, что соответствует православной вере, доброжелателен и наивно верящий в лучшее — лучшее для русской истории, о чём с 19 века пишут русские мыслители, как славянофилы, так и западники, на что надеются и в чём видят будущее России — в освоении потенциала русской мысли, выраженности и актуализированности сил русского народа, что, по их мнению, является залогом великого будущего. Развитие русской философии из теоретического концепта должно приобрести объективацию и математизацию мысли — более характерные для западных цивилизаций — расчётливых и релевантных в идеологическом концепте, который приобретает реалистичный характер, а не мечтательный и уходящий в далёкое будущее, как у русских мыслителей и идеологов, перенимающих опыт гегельянства и марксизма, а не формирующих новую, истинно русскую идею.

Литература:

  1. Бердяев Н. А. Русская идея. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — 320 с.
  2. Федотов Г. П. Святые Древней Руси / [сост. и вступ. ст. А. С. Филоненко; отв. ред. А. Н. Гопаченко]. — Москва: АСТ, 2003. — 700 с.
  3. Иларион. Слово о Законе и Благодати — М.: ПИФ «Столица»: НИЦ «Скрипторий», 1994.- 143с.
Основные термины (генерируются автоматически): русский народ, русская идея, русский человек, Россия, русская культура, русская философия, Маркс, мыслитель, православная вера, Энгельс.


Похожие статьи

Поэтика русской философии XIX–XX века: специфика...

Многие русские мыслители ХХ века посвящали свои исследования русской философии. Одним из таких мыслителей является А. Ф. Лосев. В своих работах он дает краткую характеристику всей философии, попутно сформулировав общие особенности русской...

Суждения и мнения В.С. Соловьева о русском обществе

русский человек, Россия, русская культура, русский, российская культура, образ жизни, культура, Запад, жизнь человека, Восток.

Поэт приходит к выводу о том, что русская душа пытается выйти к искусству: к большому искусству, этому пониманию способствуют личные...

Специфика русского национального характера и новая...

Библиографическое описание: Смыслов, В. В. Специфика русского национального характера и новая национальная идея / В. В. Смыслов.

Основные термины (генерируются автоматически) : русский человек, Россия, русский народ, русский национальный характер, Азия, русская...

Консервативные идеи в творчестве Ф.М. Достоевского

В данной доктрине Достоевского отражалась самобытность русских людей с точки зрения их нравственного и духовного развития. Наряду с выдвижением идеи о самобытности России, ее ведущей роли в эволюции человечества идеологи почвенничества обличали Западную Европу...

Образ России в трудах славянофилов | Статья в журнале...

Русский религиозный философ Иван Васильевич Киреевский так говорил по этому поводу

«Россия за тысячу лет своего православного бытия сумела накопить собственные духовные ценности, которых нет в католической и протестантской Европе, и хотя там пока прекрасно...

русский человек, Россия, русский народ, русский...

Быт русского народа, православная вера, природные и исторические факторы формируют в его творчестве исконно национальный характер русского народа. Философское понимание поэтом сути национального характера русского человека раскрывает основная идея его...

К вопросу о русском человеке: культурологический анализ

Русская культура уникальная. При ее изучении рассматриваются такие понятия, как «русская идея», «русский характер». Ещё один феномен русской культуры, который является пристальным объектом внимания, является «русская душа».

Русское зарубежье как часть русского мира в контексте...

Статья посвящена раскрытию понятия Русского мира в современном мире и распространению русского мира в эмиграции в первую половину

Россию покинул цвет русской интеллигенции. Множество философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали.

Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке

Христианский оптимизм явился основой русского патриотизма. Русские люди сражались не просто за свою землю, но и за высокие духовные идеалы, за торжество православной веры, которая для русского человека обозначала весь комплекс жизненно важных ценностей.

Похожие статьи

Поэтика русской философии XIX–XX века: специфика...

Многие русские мыслители ХХ века посвящали свои исследования русской философии. Одним из таких мыслителей является А. Ф. Лосев. В своих работах он дает краткую характеристику всей философии, попутно сформулировав общие особенности русской...

Суждения и мнения В.С. Соловьева о русском обществе

русский человек, Россия, русская культура, русский, российская культура, образ жизни, культура, Запад, жизнь человека, Восток.

Поэт приходит к выводу о том, что русская душа пытается выйти к искусству: к большому искусству, этому пониманию способствуют личные...

Специфика русского национального характера и новая...

Библиографическое описание: Смыслов, В. В. Специфика русского национального характера и новая национальная идея / В. В. Смыслов.

Основные термины (генерируются автоматически) : русский человек, Россия, русский народ, русский национальный характер, Азия, русская...

Консервативные идеи в творчестве Ф.М. Достоевского

В данной доктрине Достоевского отражалась самобытность русских людей с точки зрения их нравственного и духовного развития. Наряду с выдвижением идеи о самобытности России, ее ведущей роли в эволюции человечества идеологи почвенничества обличали Западную Европу...

Образ России в трудах славянофилов | Статья в журнале...

Русский религиозный философ Иван Васильевич Киреевский так говорил по этому поводу

«Россия за тысячу лет своего православного бытия сумела накопить собственные духовные ценности, которых нет в католической и протестантской Европе, и хотя там пока прекрасно...

русский человек, Россия, русский народ, русский...

Быт русского народа, православная вера, природные и исторические факторы формируют в его творчестве исконно национальный характер русского народа. Философское понимание поэтом сути национального характера русского человека раскрывает основная идея его...

К вопросу о русском человеке: культурологический анализ

Русская культура уникальная. При ее изучении рассматриваются такие понятия, как «русская идея», «русский характер». Ещё один феномен русской культуры, который является пристальным объектом внимания, является «русская душа».

Русское зарубежье как часть русского мира в контексте...

Статья посвящена раскрытию понятия Русского мира в современном мире и распространению русского мира в эмиграции в первую половину

Россию покинул цвет русской интеллигенции. Множество философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали.

Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке

Христианский оптимизм явился основой русского патриотизма. Русские люди сражались не просто за свою землю, но и за высокие духовные идеалы, за торжество православной веры, которая для русского человека обозначала весь комплекс жизненно важных ценностей.

Задать вопрос