Туризм как источник экономического развития региона, а также фактор, влияющий на миграцию населения, и его влияние на реализацию системы «Умный город» (SmartCity) на примере Воронежской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Регионоведение

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 09.06.2022

Статья просмотрена: 228 раз

Библиографическое описание:

Павлов, А. А. Туризм как источник экономического развития региона, а также фактор, влияющий на миграцию населения, и его влияние на реализацию системы «Умный город» (SmartCity) на примере Воронежской области / А. А. Павлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 616-624. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92845/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье анализируется информация касательно развития региона органами государственной и муниципальной власти через различные виды туризма, а также влияние туризма на миграцию населения в регион в эпоху развития информационных технологий, а также анализируется связь туризма с системой «Умный город» Smart City.

Ключевые слова : образование, туризм, краеведение, развитие региона, экономическое развитие, государственная и муниципальная служба, миграция, эмиграция, информационные технологии, умный город, smart city, Воронеж.

На сегодняшний день влияние информационных технологий занимает главенствующую роль во всех сферах жизни общества. Возрос спрос, и тем самым увеличился доступ к разнообразным источникам информации. В конечном итоге это стало возможным благодаря развитию электронных средств фиксации, накопления, обработки и передачи в реальном времени информационных данных и материалов в требуемом формате. Это дает возможность эффективно реализовать все функции управления туристической деятельностью. Сформировались значительные по объему информационные потоки, источники которых имеют негосударственный статус, их использование в процессе принятия управленческих решений практически не регламентируется государственным законодательством. Увеличение объема информации в режиме свободного доступа на электронных средствах способствовало многократному дублированию информации, необходимой для принятия решений субъектами управления. Зачастую часть этой информации оказывается недостоверной, а некоторая из них может быть использована недобросовестными конкурентами или отражать интересы лоббистских групп. Необходимость учета этих факторов в технологиях принятия стратегических и плановых решений, требует внедрения эффективных методов обработки многократно возросшего объема информации [12].

Информационные отношения в туризме, как и в других сферах, с точки зрения процесса можно рассматривать как некоторый взаимный обмен информационными сведениями в различной форме по иерархической вертикали управления отраслью, а также по горизонтали в разных направлениях между организациями и туристическими предприятиями [12].

Туризм — одна из ведущих отраслей мировой экономики. В практике развитых и развивающихся стран туризм входит в число ключевых приоритетов экономического развития с учетом недавнего глобального экономического кризиса. Многие государства, в том числе Российская Федерация, признали туристскую индустрию одним из приоритетных направлений развития национальной экономики и культуры, способствующих росту ВВП, увеличению валютных поступлений и объемов инвестиций, развитию промышленности, торговли, инфраструктуры. В современном мире туризм как сфера экономики имеет огромное значение [1].

Процесс внедрения информационных технологий в сферу туризма, влияет на развитие огромного количества отраслей, оказывает влияние на уровень жизни граждан, развитие регионов, способствует созданию рабочих мест, влияет на доходы и формирование бюджетов регионов, помогает в сохранении природного и историко-культурного наследия. Поэтому одной из задач региональных органов управления является разработка комплексных программ развития сферы туризма как составляющей и фактора роста регионального социально-экономического комплекса [16].

В мировой экономике, на сегодняшний день туризм является наиболее высокодоходной и быстро развивающейся отраслью. Развитие туристического сектора для многих стран играет ключевую роль в секторе экономики. Популярные туристические центры каждый год, привлекают внимание огромного количества туристов со всего мира. Развитие туризма имеет большое значение в формировании ВВП (внутреннего валового продукта) страны и дополнительно стимулирует развитие других отраслей экономики. В связи с чем, регулирование данного сектора со стороны государственных органов является основополагающим фактором и влияет на развитие туристической сферы. Постоянный спрос на различного рода путешествия и разные виды туризма, а также их доступность стимулирует высокую степень занятости населения, что указывает на высокую значимость сектора T&T (Travel & Tourism) как инструмент развития экономического сектора, фактора влияющего на создание рабочих мест, а также элемента, способствующего сохранению историко-культурных ценностей [13].

Правительство РФ принимает необходимые нормативно-правовые акты федерального значения по регулированию туристической сферы в Российской Федерации. Так согласно Положению о Федеральном агентстве по туризму, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 9018 от 31.12.2004 Ростуризм — главный федеральный орган исполнительной власти, который несёт функции, по оказанию государственных услуг, управлению гос. имуществом, обладает правоприменительными функциями в сфере туризма и туристской деятельности [11].

Не менее важная роль в системе государственного регулирования туристкой деятельности в РФ отводится:

— Министерству иностранных дел, реализующему функциональные обязанности по оформлению паспортно-визовой документации потребителей туристских услуг, по защите дипломатических и международно-правовых прав, свобод и интересов российских граждан, физических и юридических лиц за рубежом, по содействию развитию связей и контактов с гражданами РФ, которые проживают за рубежом, по организации на территории РФ и за рубежом консульской деятельности и т. д.;

— Министерству внутренних дел РФ, которое должно осуществлять функции по обеспечению безопасности въезжающих в страну туристов, а также внутренних туристов;

— Министерству по чрезвычайным ситуациям (Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), в обязанности которого, в том числе входит эвакуация туристов из «проблемных» регионов;

— Министерству образования, которое должно следить за наличием и обеспеченностью РФ кадрами в туристской сфере;

— Министерству труда РФ, в компетенции которого входит регламентирования вопросов трудовых отношений участников туристкой деятельности;

— Министерству экономического развития, одним из приоритетов деятельности которого является повышение инвестиционной привлекательности РФ за счет совершенствования и развития туристкой отрасли;

— Комитету Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры;

— другие министерства и ведомства, в том числе и региональным [11].

Возросшие денежные доходы у населения в Российской Федерации стали мощным драйвером для роста туристических и рекреационных услуг. Но в настоящее время в виду ряда обстоятельств внутренний туризм был востребован меньше, чем международный. Основная причина — это малое количество информации у населения о внутренних туристических направлениях и ресурсах. Вторая причина — низкий уровень развития туристической и рекреационной инфраструктуры (хотя весьма перспективных), если будет более активно развиваться сектор туризма в данных регионах. Развитие местного и въездного туризма может способствовать экономическому росту, а также способствовать повышению благосостояния населения в регионах страны [17].

Смена центра притяжения иностранных туристов в более дальние регионы от Центральной части России связано с интересом к таким местам как Крым, Кубань, Дагестан, Алтай, озеро Байкал, Дальний Восток и т. д., так и со специализацией восточных и южных районов на производстве продукции, поставляемой на экспорт, что влияет на численность иностранных деловых туристов [17].

Опыт ведущих регионов мира в области туристического обслуживания показывает, что туризм обеспечивает существенный вклад в социально-экономическое развитие стран. Для обоснования данного утверждения стоит обратить внимание на показатели вклада в социально-экономическое развитие отдельных наиболее популярных туристских территорий [1].

Таким образом, обобщение зарубежного опыта, выраженного в показателях развития туризма, позволяет сделать однозначный вывод о потенциале данной отрасли как источника регионального роста [1].

Ослабление национальной валюты, ухудшение отношений с некоторыми зарубежными странами (в том числе трудности с выдачей-получением виз), снижение реальных доходов населения в России определили повышение научного и прикладного интереса к вопросам использования потенциала туризма как источника роста уровня социально-экономического развития российских регионов [1].

Если брать историю развития туризма, то весьма плодотворно эта сфера росла в период «глобализации», к примеру страны, которые находились в составе Варшавского Договора, и некоторые советские республики после распада СССР стали более отрыты для западных туристов, а для жителей Восточного блока и стран СНГ стали открыты страны Запада, всё это влияло на туризм, миграцию, а также происходило влияние разных культур друг на друга.

В период пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) произошёл спад внешнего туризма, и произошёл интерес к внутреннему туризму в связи с закрытием границ между странами. Многие страны не принимали российских туристов, из-за чего они стали больше интересоваться более близкими странами, либо вообще внутренним туризмом, но столкнулись с проблемой, что местный туризм был развит не совсем на том уровне, к которому привыкли, а также повлияли ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции. В связи с этим сейчас принимаются меры по модернизации и созданию новых туристических маршрутов, а также принимаются меры по развитию местного краеведения, возрождения здравниц, санаториев, детских лагерей, турбаз, музеев, информационных сайтов, идёт ремонт и реконструкции исторических зданий и т. д. Дополнительно это даёт рабочие места и повышает привлекательность региона.

Туризм также влияет и на привлечение новых жителей в регион. Ведь после нахождения в интересующем туриста регионе может появиться желание переехать в регион, который он посетил в экскурсионных целях, на постоянное или временное место жительства, чтобы более глубоко ознакомиться с культурой края, с целью обучения или получения профессии, а также из-за климатических особенностей края или из-за возможности больше реализовать свой потенциал, чем у себя дома.

В настоящее время у экономистов не вызывает сомнений, что миграция является важным инструментом, с помощью которого домохозяйства противостоят таким негативным социальным явлениям как безработица и бедность. В России, например, внутренняя миграция рассматривается как одно из средств решения проблемы региональной структурной безработицы. В то же время однозначно нельзя утверждать, что если отдача от миграции в частных случаях положительна, то и на экономику регионов миграция также будет влиять позитивно. Миграция населения может стать драйвером экономического роста.

А объемы и маршруты миграции внутри страны, как правило, связаны с экономическими факторами. [7].

Согласно исследованиям, туристский сектор оценивается по показателям: экологическим, экономическим, социальным. Самыми частыми исследованиями является второе направление, хотя и другие являются очень важными. Туристический сектор увеличивает объемы продаж или увеличивает число услуг, региональная экономика получает дополнительные доходы [9].

Влияние туристской деятельности на экономику региона оценивается на основе двух составляющих:

— прямого эффекта;

— косвенного эффекта [5, с. 97].

Суммарный расчет влияния, происходит на основе мультипликаторов туризма. Косвенного влияния расходов в секторе туризма на другие сектора экономики (ТРК) принимающего региона, который устанавливает как отношение изменения общей величины дохода или затрат (включая изменения, вызванные туризмом) в регионе к величине изменения дохода или затрат непосредственно в сфере туризма [5, с. 97].

Рассчитывается:

Прямой эффект — это влияние туристских расходов на объем валового производства услуг в туристских учреждениях и на предприятиях. Поскольку эти виды продукции не потребляются в процессе производства, их прямой эффект обычно равен единице. Для продукции промышленного производства прямой эффект в мультипликаторе выпуска превышает единицу.

Косвенный эффект — это дополнительный удельный выпуск в других отраслях, находящихся вне сферы туризма, но вызываемый туристскими расходами.

Индуцированный эффект — это эффект, который вызван в результате расходования домашними хозяйствами доходов, полученных как непосредственно в сфере туризма, так и вследствие создания косвенного эффекта туристских расходов [5, с. 97].

Для определения и оценивания степени влияния туризма на территориальное развитие, используется анализ расходов туристов. Благодаря данному методу, можно рассчитать и оценить возможности местности (дестинации), со стороны доходов, которые идут с различных элементов составляющих туристический продукт, выявить недостатки в составлении дохода от турдеятельности, а также в реализации потенциала имеющихся направлений в регионе. Наиболее объективным и предпочтительным методом исследования туристских расходов является анкетирование, в результате которого можно выявить, сколько туристы потратили денег за время своего пребывания в регионе по определенным направлениям туристских расходов [5, с. 97].

По целям туризм подразделяют на следующие виды:

— Рекреационный туризм — перемещение людей в целях отдыха в свободное время, необходимый для восстановления душевных и физических сил человека [2].

— Потребительский туризм — данный вид отдыха связан с теми или иными формами эксплуатации природных ресурсов. Классическим примером такого вида отдыха является охота и рыбалка. Потребительский вид туризма жестко контролируется законами принимающей страны, для него характерна сезонность, связанная с жизненными циклами животных. Термин потребительский туризм появился в 70-х годах прошлого века. Связан он со сбором ягод, грибов, а также спортивной рыбалкой и охотой. [2].

— Деловой (профессиональный) туризм связан с профессиональной спецификой, т. е. поездки на переговоры, конференции, симпозиумы, языковые курсы и т. д. А служебные командировки, деловые и профессиональные туры, чаще всего включают в себя: оздоровительные и экскурсионные программы. Деловой туризм (бизнес-туры, ярмарки, конференции, симпозиумы и др.) является неотъемлемой частью современного производственного процесса [2].

— Ностальгический (Воссоединительный) туризм — посещение родственников, друзей, знакомых, в места своего рождения и мест связанных с историей семьи [2].

— Медицинский туризм — связан с оказанием медицинских услуг за пределами региона проживания. Он не обязательно включает в себя выезд за границу, это может быть и другой регион. Он делится на группы:

1) Внутренний туризм — когда граждане одной страны курсируют по её регионам.

2) Выездной туризм — когда пациент отправляется за границу для получения необходимых услуг.

3) Въездной медицинский туризм — связан с въездом иностранных пациентов для оказания им помощи в принимающей стране [2].

— Спортивный туризм — основа которого, заключается в разного рода соревнований на маршрутах, с элементами преодоления препятствий в природной среде и на искусственных рельефах. Спортивный туризм исторически сложился в СССР, как вид спорта включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию в 1949 году [2].

— Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. В культурно-познавательном туризме лично увиденное становится для путешествующего личным достоянием, принадлежностью мысли и чувств. Благодаря экскурсиям и знакомству с культурой других стран и народов, расширяется кругозор туриста и меняются горизонты его восприятия мира и культуры.

— Религиозно-познавательный туризм или паломничество — это путешествие в формате религиозного туризма предусматривает не только поклонение каким-либо церковным реликвиям, зданиям, сооружениям, иным объектам, но и общее ознакомление с культурой и религией того или иного государства, что также представляет познавательный интерес. Это, в первую очередь, возможность изменить свой взгляд на мир, познать новое, приобщиться к другой культуре [2].

— Приключенческий туризм — вид активного туризма, который включает в себя организацию нестандартных туров в экзотические, труднодоступные и порою опасные уголки мира. К приключенческому туризму относятся походные экспедиции, сафари-туры [2].

— Социальный туризм — это любой вид туризма (познавательный, курортный, экологический, сельский и т. д.), расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды. Социальный туризм — формирует условия для путешествий инвалидов, пенсионеров, ветеранов войны, ветеранов труда, школьников, студентов, молодежи и другим гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, и другие организации оказывают социальную помощь и поддержку. [2].

— Экологический туризм (экотуризм, зелёный туризм) — форма устойчивого туризма, сфокусированная на посещении относительно незатронутых антропогенным воздействием природных территорий, направление туризма, в котором люди отказываются от комфортных отелей, автомобилей и прочего, в пользу окружающей среды [2].

— Сельский туризм — это пребывание туристов в сельской местности, вдали от города и промышленных зон, поближе к природе. Туристы посещают ферму, деревню, ранчо с целью отдохнуть вдали от города, дополнительно узнать новое о жизни в глубинке, научиться старинным профессиям и изучить культуру и обычаи местных жителей. Мода на сельский туризм охватила многие страны, особенно европейские [2].

— Событийный туризм представляет собой вид туризма, поездки при котором приурочены к каким-либо событиям. События могут относиться к сфере культуры, спорта, бизнеса и т. д. [6].

Если разбирать понятия миграция и эмиграция, то слово «эмиграция» имеет латинский корень «emigro», что означает «переселяться» [4]. Иммиграция означает въезд в страну и прибытие человека на новую территорию, а эмиграция — это выезд из страны на постоянное место жительства или на длительное проживание [3].

Иммиграция бывает двух типов:

— Самостоятельная. Связанная с личностью, взглядами, желаниями и т. д. Положительный результат данной иммиграции связан с возрастным цензором принимающей страны, образованием, трудовым стажем, владением языков, амбициями. Большое значение имеет наличие родственников или супруга в другой стране. (Примеры: США «гринкарта», Израиль «Алия», Россия «Соотечественники»).

— Деловая или связанная с профессиональной деятельностью. Люди переезжают по программам созданные для привлечения инвесторов, предпринимателей, бизнесменов, а так же для тех кто приезжает для самостоятельного трудоустройства. Для деловой иммиграции инвестор должен обладать определённой суммой активов на счёте, в сумме, или обладать недвижимостью в данной стране. Такая иммиграция имеет преимущество. Для получения ПМЖ чаще всего не потребуется сдавать экзамены, нет ограничений на здоровье, возраст, трудовой стаж, образование и т. д. (Виза инвестора (США), золотой паспорт (Кипр)).

Чаще всего отличие между самостоятельной и деловой иммиграцией состоит в скорости рассмотрения документов принимающей стороной.

Слово Миграция произошло от латинского слова «migratio» переводится как «переселение». Миграция — научный термин, означающий процесс переселения [15].

Миграция подразделяется на виды:

— Постоянная, когда меняется место жительства безвозвратно.

— Временная, связанная с эмиграцией из страны на срок, ограниченный во времени.

— Маятниковая, которая характеризует кратковременные переезды в связи с учебой или работой.

— Сезонная предполагает нахождение в другой стране в определённый период времени [14].

Одна из самых распространенных форм миграции — трудовая, которая подразделяется на два отдельных вида:

— Внутренняя, когда переселение происходит в границах одного государства;

— Международная, при переезде за рубеж в поисках работы [14].

Отрицательные моменты трудовой миграции:

— Отток специалистов приводит к нехватке кадров.

— Нелегальная миграция снижает уровень безопасности в принимающем государстве.

— Количество рабочих мест в стране, куда приехал трудовой мигрант, сокращается [14].

Положительные моменты трудовой миграции для государства, откуда выезжают люди:

— Приток денежных средств, направляемых для поддержки семей работающими мигрантами.

— Освобождение рабочих мест и снижение уровня безработицы [14]. (В принимающей стране закрываются невостребованные ниши).

Реэмиграция — процесс реэмиграции начинается, когда человек решил возвратиться на родину.

Частые причины реэмиграции:

— Достигнута цель заработать нужную сумму.

— Не получилось приспособиться к другим правилам жизни и языковой среде.

— Возвращение на родину из-за престарелых родственников.

— Появилась заманчивая перспектива карьерного роста на родине.

— Нет возможности продолжать работать и обеспечивать себя (из-за закрытия компании, начавшихся вооруженных конфликтов) [14].

По своей природе люди не склонны покидать свою родину, происходит это в силу сложившихся обстоятельств, чаще всего уезжают по причинам:

— Не нужно переживать за свою безопасность и безопасность детей;

— Благоприятные условия для сохранения физического и психологического здоровья;

— Социальная защищённость;

— Есть возможность честным способом зарабатывать на жизнь и не сталкиваться с коррупцией;

— Адекватные цены на продукты, одежду, услуги ЖКХ;

— Толерантное отношение к представителям всех национальностей и конфессий.

— Есть возможности реализоваться профессионально или духовно.

— Желание уехать жить на землю предков.

— Заманчивое предложение от зарубежной компании.

— Желание получить образование, которые доступнее в новой стране.

— Необходимость получения лечения за границей.

— Для воссоединения с родственниками.

— Необходимость покинуть родину из-за смены климата по состоянию здоровья [14].

Исходя из вышеописанного, в каждом регионе следует внимательно изучить каждый из аспектов привлекающих новых потенциальных жителей, для развития своего региона. А также обратить внимание на факторы, которые чаще всего являются аспектами, по которым жители региона по той или иной причине решают сменить местожительство, и постараться их минимизировать.

Государственным и муниципальным властям необходимо общаться с жителями региона для понимания тех направлений, с которыми горожанам хотелось бы ассоциировать свой город. Ведь есть страны, города, известные как столицы медицины, есть, которые ассоциируются с наукой, а есть те кто с культурой. Но бывают случаи и комбинированности направлений, по которым люди приезжают с целью туризма или миграции, когда к примеру город привлекает культурой и наукой (в России это к примеру город Санкт-Петербург).

Туризм выступает как раз тем элементом, который может способствовать миграции населения, ведь человек, побывав в стране или в регионе, который его заинтересовал, может на полном серьёзе переехать туда с целью развиваться, учиться или заниматься ещё каким другим направлением, что может поспособствовать развитию региона и поднять его рейтинг среди других, что также сказывается положительно, ведь в регион могут приехать жители этой же страны, которых не нужно переучивать, у них есть образование (получение в соответствии с государственными стандартами), готовые работать. Также особенно важно уделить внимание на привлечение и развитие туризма с помощью цифровых технологий, оцифровывать музеи, проводить видеотрансляции, развивать сайты и различные тематические сообщества, для удобства, для сохранения истории и упорядочивания данных.

Но при изучении туризма и миграции также нужно обратить внимание на такие факторы как:

  1. Нелегальная миграция. (Нелегальная миграция — это противозаконное проникновение в чужую страну с целью осуществления трудовой деятельности и временного или постоянного проживания.)
  2. Теневой (нелегальный) туризм — это незаконная деятельность по организации и проведению различных видов туристических программ по различным направлениям.

К примеру в сфере туризма работают некоторые нелегальные турфирмы, осуществляющие турдеятельность в сфере активного, спортивного туризма. А это опасно, т. к. они не имеют перед туристами финансовую ответственность, а также ответственность за здоровье и жизнь туриста. Плюс это грубое нарушение закона и дополнительно это снижение финансовых поступлений в бюджет. Также туристу отличить «поддельную турфирму» крайне сложно. Особенно, если поездка завершилась благополучно. Однако серьезные проблемы могут начаться, когда что-то пошло не так. Такие компании не попадают под действие туристического законодательства, а значит, их клиенты не могут рассчитывать на компенсацию в случае банкротства турфирмы и эвакуацию за счет средств из фонда «Турпомощи».

Независимо от видов туризма, регионы должны развиваться в плане «умного города». А точнее грамотно интегрировать в сферу туризма технологии умного города. Это и система быстрых платежей, единый сайт по ознакомлению с видами туризма в регионе, единый рейтинг туроператоров (для уменьшения рисков мошенничества и повышения качества предоставляемых услуг, с возможностью оставлять отзывы посетителей только после действительной туристической поездки (для снижения вероятности «очернения» деловой репутации компании со стороны конкурентов)).

Также организация совместной работы с государственными органами, особенно с полицией и МЧС, если это какие-то выездные поездки или связанные с маршрутами с высокими рисками для здоровья или климатическими особенностями. Помимо грамотной проводимой законодательной работы, информационные технологии помогают также бороться с такими негативными аспектами как нелегальная миграция и теневой туризм.

В системе SmartCity, «Умный» туризм — это пример развития туристической индустрии и инновационных технологий, что дополнительно ведёт к трансформации и переходу к новой системе в сфере обслуживания. Интернет представляет собой одну из сил в новом этапе мировой технологической революции, который сильно, если не полностью изменяет образ человеческой жизни, ход всемирного экономического развития, а так же влияет на производство и это всё приводит к новым трансформациям и влияет на развитие мировой туриндустрии.

Сильная взаимосвязь туриндустрии с Интернетом становится все более глобальной и сильно значимой частью современности [8].

Развитие «умного» туризма уже идет полным ходом. Во многих отношениях он естественным образом развивается в результате широкого внедрения технологий в туризме. Однако систематическая и широкомасштабная координация и обмен, а также использование туристических данных все еще находятся в зачаточном состоянии.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что понятие «умный город» тесно связанно с понятием «умный туризм». Результатом от внедрения технологий умного города является повышение качества сферы услуг, жизни в городе, оптимизация государственных и муниципальных услуг, то есть повышение удовлетворенности от жизни в городе и повышения благоприятного туристского имиджа территории, как комфортного к посещению места. Планируя свою поездку, турист может руководствоваться не только информацией о потенциальных достопримечательностях и средствах размещения, но и информацией о безопасности, средствах передвижения, возможностях быстрой связи и доступа в интернет, качестве жизни в городе и т. д. Получается, что без полного функционала умного города умный туризм не сможет развиваться, как и без развития туристической сферы, город не сможет полностью стать умным.

Если говорить о развитии внутреннего туризма, то на примере городского округа города Воронежа и Воронежской области, можно реализовать множество различных туристических направлений, к примеру:

1) Маршрут Великой Отечественной войны (Воронеж является городом воинской славы, можно назвать программу «город Воинской Славы, непризнанный герой» (в некоторых источниках того времени его называли Сталинград на Дону) [10]. Ведь к сожалению во время Второй мировой войны, Воронеж был уничтожен практически на 90 процентов, а вместе с войной произошло и разрушение архитектуры, погибло много ценных документов, экспонатов и других ценностей, связанных с историей края. А многие воронежцы были вынуждены эвакуироваться из города. Некоторые там остались навсегда. Дополнить экскурсией к воронежской «Ротонде».

2) Туристическая программа, связанная с тематикой холодной войны. Воронеж посещал Фидель Кастро (в 1972 году), и Воронеж был одним из крупнейших военно-промышленных центров СССР.

3) Музей эмиграции. Данный музей может помочь в сборе историко-культурных ценностей Воронежа, а также дополнительно развивать международные связи города на культурном уровне с другими странами, и даже регионами России. Вот несколько фамилий, связанных с Воронежем, но которые были вынуждены эмигрировать по разным причинам: Павел Дмитриевич Шмаров (Шмыров) (художник), Ульянищев Василий Митрофанович (театральный художник), Воронов Сергей Александрович (хирург, занимавшийся эндокринологией), Дамешек Уильям (врач гематолог, основатель журнала Blood, являлся президентом Американского общества гематологии (ASH) в 1964 году), Павел Павлович Муратов (русский писатель и искусствовед, переводчик и издатель.), Николай Иванович Нечаев (русский общественный деятель и политик, член IV Государственной думы), Василий Николаевич Болдырев (физиолог, гастроэнтеролог, ученик выдающегося российского физиолога Ивана Петровича Павлова), Николай Александрович Бессарабов (американский музыковед российского происхождения, Американское общество музыкальных инструментов с 1989 г. присуждает премию имени Николаса Бессарабова). Для организации работы такого музея, требуется использование информационных технологий. Дополнительно это будет привлекать туристов в регион, ведь большое количество людей было связанно с историей города.

4) Маршрут по Воронежу времён гражданской войны (1917–1922). Ведь к примеру первый залп 25 октября 1917 с крейсера «Аврора», ставший сигналом к штурму красногвардейцами Зимнего дворца, делал уроженец Воронежской области Евдоким Павлович Огнев, а в 1919 году силами РККА проводилась Воронежско-Касторненская операция (которая является первым примером в ходе Гражданской войны массированного использования крупных кавалерийских соединений).

5) Дополнительно на развитие туризма может повлиять кино и литература, к примеру многие туристы приезжают в Австралию, чтобы посетить места, где снимался фильм Властелин Колец, или Великобританию (Лондон) для посещения Бейкер Стрит (где проживает известный литературный герой Шерлок Холмс). В Воронеже есть институт искусств, но нет своей киностудии (по типу Ленфильм, Мосфильм, Киностудия имени М. Горького, Леннаучфильм), они могут выступать и как источники рабочих мест и как объекты туристических маршрутов. Ведь в Воронеже снималось много фильмов, к примеру: Я остаюсь, Судьба Человека, Особо важное задание, Золотой эшелон, Лётчики (фильм 1935 года), Опять надо жить (по мотивам Андрея Платонова), Ёлки 1914, Певучая Россия и т. д.

6) Рядом с памятником котёнку с ул. Лизюкова, создать на базе бывшего кинотеатра «Мир», музея «Мультипликации и анимации»

7) Можно создать музей авиастроения, ведь в Воронеже многое связанно с авиастроительством, это и Воронежский Авиастроительный завод (ВАСО), это и Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, город является Родиной ВДВ, так же в городе есть и район названный в честь того, чего к сожалению нет (ВАИ) Воронежского Авиастроительного Института, который так же бы способствовал привлечению населения в Воронеж и развитию авиастроения. Ведь даже в СССР, ввиду нехватки специалистов, приходилось привлекать их из Москвы (МАИ (Московский Авиастроительный Институт)), и Харькова (ХАИ (Харьковский авиастроительный Институт)). А также создание на их базе кружков, связанных с авиастроением, для привлечения детей и взрослых к этой теме.

8) Музей Космоса. Который можно объединить с музеем КБХА (Конструкторское бюро химавтоматики) и с музеем космической биологии и медицины им. В. В. Антипова (единственный в России).

9) Развитие экскурсий на самолётах, вертолётах, воздушных шарах.

10) Музей Флота. В советское время в Воронеже был хорошо развит речной флот, город является родиной военно-морского флота, также в Воронеже работает филиал государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (г. Санкт-Петербург). Именем Воронеж была названа подводная лодка, а в Российской Империи имя города носил транспортный корабль Черноморского Флота (1902 год), и 62-пушечный парусный линейный корабль Азовского флота России. Дополнительно к посещению музея можно включить посещение корабля Гото Предестинацию, и объединить данный маршрут с музеем «Петровские корабли».

11) Возрождение Воронежского речного порта, с созданием теплоходных экскурсий «Петровские пути» (Воронеж-Азов).

12) Сделать музей «Воронеж — город гениев» (с Воронежем связаны имена трёх нобелевских лауреатов (И. А. Бунин, Н. Г. Басов, П. А. Черенков), в городе сильная шахматная, инженерная, физико-математические школы.

13) Образовательные туры под названием «Воронеж — город студентов». С этой целью создать сайт с презентациями достижений Воронежской области и добавить раздел «Воронеж — город для молодёжи и студентов» (с созданием перечня рейтинга вузов и их образовательных программ, с указанием выдающихся людей из этих вузов).

14) Музей медицины. (По примеру музея истории гигиены в г. Санкт-Петербург).

15) Музей достижений Воронежской области (по примеру ВДНХ в г. Москве (выставки достижений народного хозяйства). Это будет привлекать и инвесторов, а также показывать жителям города о местных достижениях и их вкладе в развитие страны и мира.

16) Можно посмотреть на то, какие музеи есть в мире, но нет в России, или представлены с другой концепцией. В США и Германии это музей Видеоигр (в г. Москве есть похожий (Музей советских игровых автоматов)). В Воронеже можно добавить к нему отдел, специализирующийся на изучении различных компьютерных технологий. И добавить к этому музею свою киберарену (для проведения киберспортивных мероприятий), как к примеру в г. Минске (Киберспорт Арена).

17) Для привлечения туристов можно сделать аналог праздника выпускников «Алые Паруса» (г. Санкт-Петербург), но с дополнительным применением авиационной техники, а также с уклоном не для выпускников школ, а для выпускников вузов (и связать его с темой «Воронеж — город студентов»). Это дополнительно бы способствовало развитию такого сектора как событийный туризм.

18) Создание и восстановление санаториев, оздоровительных лагерей (к примеру ДОЛ «Салют», ДСОЛ «Баркова гора» и т. д.), турбаз детской и взрослой направленности. С добавлением экскурсий во время нахождения там, это будет помощью учреждениям культуры, в то же время, это будет досуг для отдыхающих, а также будет способствовать привлечению туристов из других мест (благодаря репостам, постам, фотографиям в социальных сетях).

19) Создать в Воронеже маршрут «Воронеж — город детства» ведь край богат писателями детской тематики, это и Королькова А. Н., Маршак С. Я., Барышникова А. К., Платонов А. П., Троепольский Г. Н., Третьяков Ю. Ф., Добряков В. А. и другие.

20) Создание аналога «Золотого Кольца» с названием «Жемчуг Черноземья».

21) Можно обратить внимание на развитие сельского туризма. Ведь в Воронеже хорошая природа, и есть много мест для развития данного направления в регионе.

22) Расширить производство местной сувенирной продукции. К примеру, создавать новые продукты и восстановить производство старых (ранее Воронежская Кондитерская Фабрика выпускала конфеты связанные с городом: Петровская эпоха, Воронежские самолёты, К Звёздам и т. д.). Это будет служить визитной карточкой города, а также способствовать занятости населения и появлению рабочих мест.

23) «Пушкинская карта»: убрать возрастной ценз и сделать её доступной всем студентам, независимо от возраста и формы обучения.

24) Дополнительно стоит обратить внимание на развитие водного транспорта в Воронеже (восстановление Воронежского речного порта). Т. е. включение г. Воронежа (как было ранее) в Волго-Донское речное пароходство. Ведь использование «Волго-донского речного пароходства» способствовало бы развитию:

А) Туризма

Б) Грузовых перевозок (река-море). Развитию отношений с другими регионами и странами (к примеру Турции) (которые могут пользоваться перевозками грузов и прохождением теплоходов через Воронеж).

В) Развитию и созданию предприятий изготавливающих земснаряды (для углубления дна рек и водохранилища), малых судостроительных военной и гражданской направленности и судоремонтных заводов в Воронежской области.

Но для полной реализации вышеописанных программ по развитию туризма в Воронеже необходимо модернизировать Туристический информационный центр, на базе которого сделать единую электронную платформу, где каждый турист может ознакомиться с предложенными маршрутами и их ценой, а также комментариями тех, кто уже был на экскурсии. Также создание органов по проведению аттестации гидов и курсов по овладению данной профессией в регионе. В этом как раз может помочь реализация системы «Умный Город», когда в одном приложении человек может выбрать необходимые ему экскурсии и тут же забронировать себе номер в отеле. Также система «Умный город» позволит быстро обмениваться данными между архивами разных населённых пунктов, что также будет способствовать развитию краеведения и изучению своей отечественной истории, а также это будет способствовать привлечению туристов и возможно новых жителей города.

По приведенным выше данным, можно сделать вывод, что Воронеж — это уникальный регион Российской Федерации, с особым территориальным, экономическим положением. Расположение Воронежской области играет важную роль в развитии региона, т. к. из-за близости к федеральному городу Москве, являясь центром Черноземья, у города большие возможности для реализации туристического потенциала, из-за развития данного сектора повысится уровень жизни граждан, состояние города и ускорится внедрение системы «Умный город».

Литература :

  1. Болдырева С. Б. Влияние туризма на социально-экономическое развитие региона: обобщение российского и зарубежного опыта / С. Б. Болдырева // Региональная экономика: теория и практика. 2018. № 5 (452). — C.972–988.
  2. Булыгина В. А. Факторы развития и задачи туризма / В. А. Булыгина, Т. Р. Лыкова // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»
  3. В чем разница между эмиграцией и иммиграцией? [электронный ресурс] / Аргументы и Факты (Сайт) URL: https://aif.ru/society/law/v_chem_raznica_mezhdu_emigraciey_i_immigraciey
  4. Гончарова М. Е. Понятие эмиграции в словарных статьях: начальный этап исследования концепта «эмиграция» / М. Е. Гончарова // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сборник статей по материалам III Всероссийской научной конференции молодых ученых с международным участием (8 февраля 2013 г.). Ч. 1. — Екатеринбург: УрФУ, 2013. — С. 244–251.
  5. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг туристских территорий: учебное пособие для академического бакалавриата / Е. А. Джанджугазова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 208 с.
  6. Зарванская А. В. Событийный туризм как динамично развивающееся направление в современных условиях / Зарванская А. В. // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»
  7. Карцева М. А. Миграция в России и социально-экономическое развитие регионов: анализ взаимного влияния / М. А. Карцева, Н. В. Мкртчян, Ю. Ф. Флоринская // Проблемы прогнозирования. 2020. № 4 (181). — С.87–97.
  8. Куан Сяоцянь. Исследование развития «Умного» туризма в провинции Цзянси в рамках концепции «Интернет+» / Куан Сяоцянь, Ай Шуцинь // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 4 (46) — C.199–205.
  9. Кудашева Н. З. Роль туристско-рекреационного потенциала в социально-экономическом развитии региона / Н. З. Кудашева // Актуальные вопросы экономических наук. 2013. № 31. — С.99–102.
  10. Курдюков В. Д. Сталинград на Среднем Дону / В. Д. Курдюков // Евразийский форум. 2017. № 1 (9). — С.34–38.
  11. Магеррамова Ф. Э. Система государственного регулирования туристкой деятельности в российской Федерации / Ф. Э. Магеррамова, А. И. Балашов // International journal of professional science. 2019. № 5. — 56–64с.
  12. Оборин М. С. Роль цифровых технологий в развитии информационного пространства управления региональным туризмом / М. С. Оборин, А. А. Сарян, // Сервис в России и за рубежом. 2019. № 3 (85). — С.24–32.
  13. Потапова К. К. Влияние туризма на социально-экономическое развитие регионов / К. К. Потапова // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 219–222.
  14. Пухова М. М. Теоретические основы миграции / М. М. Пухова, И. П. Дорошина, И. Г. Ходжаева // ТДР. 2013. № 6–2. — С.13–16.
  15. Сельницкая Г. Д. Теоретические основы исследования миграционных процессов / Г. Д. Сельницкая, Е. В. Еленева // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»
  16. Уакбаев Ш. У. Туризм как фактор регионального и межрегионального развития / Ш. У. Уакбаев // Известия КазУМОиМЯ имени Абылай хана Алматы — 2015–83–89с.
  17. Шевыров П. Оценка и прогноз влияния туризма на социально-экономическое развитие регионов (на примере Тверской области) / П. Шевыров // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2008. № 1. — 239–247с.
Основные термины (генерируются автоматически): Воронеж, развитие, регион, Россия, город, Туризм, Воронежская область, сфера туризма, внутренний туризм, Москва.


Похожие статьи

Роль сельского туризма в сохранении и развитии сельских...

 В статье рассматривается вопрос организации сельского туризма. Ключевые слова: туризм, сельский туризм. С течением времени сельский туризм становится всё менее актуальным, многие предпочитают духовно обогащаться в крупных и известных городах нашей страны.

Анализ рынка общественного питания в Воронежской области

Рассмотрен гастрономический туризм в области. Кроме того, выделены общие черты предприятий питания и тенденции развития рынка в Воронежской области.

Одним из видов туризма, который набирает популярность по всему миру, является гастрономический туризм.

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

 Ключевые слова: туризм, tourism, внутренний туризм, domestic tourism, предложения

В Российской Федерации и до 2015 года развитие внутреннего и въездного туризма

Перенос столицы из Москвы в другое место (регион) позволило бы остановить прирост населения в...

Перспективы развития регионального туризма | Статья в журнале...

Ключевые слова: туризм, стратегия развития, всемирная торговая организация (ВТО)

Таблица 1. Основные показатели развития сферы туризма в Калининградской области.

Что касается российских туристов, то самый серьезный приток наблюдается из Москвы и...

Межрегиональная интеграция как фактор развития внутреннего...

межрегиональная интеграция, Россия, внутренний туризм, развитие туризма, регион, время, сфера туризма, туристская инфраструктура, туристская отрасль, уровень развития.

Пути совершенствования туристского потенциала региона...

въездной туризм, внутренний туризм, развитие туризма, лидеры, туристический поток. Актуальные проблемы кадрового обеспечения в сфере туризма. Перечисленные выше проблемы значительно тормозят развитие туризма и как следствие способствуют массовому...

Развитие туризма в малых городах России | Статья в журнале...

В статье рассматривается туризм в малых города России, проблемы продвижения в туристической отрасли, создания собственного бренда и повышения туристической привлекательности. Также приводятся примеры успешного развития малых городов не только...

Направления формирования туристической составляющей...

Ключевые слова: туризм, сельский туризм. В связи с ростом экономики в нашей стране так и в Воронежской области возросла туристическая активность. И у посетителей будущего культурно-исторического комплекса появится желание подняться на Высокую меловую гору.

Туризм в регионах Южного федерального округа России

 В данной статье рассмотрены виды туризма, популярные в регионах Южного федерального округа России. Ключевые слова: туризм, индустрия гостеприимства, отдых, курорт, пляжный отдых, рекреация. В Российской Федерации очень много различных туристско-географических...

Похожие статьи

Роль сельского туризма в сохранении и развитии сельских...

 В статье рассматривается вопрос организации сельского туризма. Ключевые слова: туризм, сельский туризм. С течением времени сельский туризм становится всё менее актуальным, многие предпочитают духовно обогащаться в крупных и известных городах нашей страны.

Анализ рынка общественного питания в Воронежской области

Рассмотрен гастрономический туризм в области. Кроме того, выделены общие черты предприятий питания и тенденции развития рынка в Воронежской области.

Одним из видов туризма, который набирает популярность по всему миру, является гастрономический туризм.

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

 Ключевые слова: туризм, tourism, внутренний туризм, domestic tourism, предложения

В Российской Федерации и до 2015 года развитие внутреннего и въездного туризма

Перенос столицы из Москвы в другое место (регион) позволило бы остановить прирост населения в...

Перспективы развития регионального туризма | Статья в журнале...

Ключевые слова: туризм, стратегия развития, всемирная торговая организация (ВТО)

Таблица 1. Основные показатели развития сферы туризма в Калининградской области.

Что касается российских туристов, то самый серьезный приток наблюдается из Москвы и...

Межрегиональная интеграция как фактор развития внутреннего...

межрегиональная интеграция, Россия, внутренний туризм, развитие туризма, регион, время, сфера туризма, туристская инфраструктура, туристская отрасль, уровень развития.

Пути совершенствования туристского потенциала региона...

въездной туризм, внутренний туризм, развитие туризма, лидеры, туристический поток. Актуальные проблемы кадрового обеспечения в сфере туризма. Перечисленные выше проблемы значительно тормозят развитие туризма и как следствие способствуют массовому...

Развитие туризма в малых городах России | Статья в журнале...

В статье рассматривается туризм в малых города России, проблемы продвижения в туристической отрасли, создания собственного бренда и повышения туристической привлекательности. Также приводятся примеры успешного развития малых городов не только...

Направления формирования туристической составляющей...

Ключевые слова: туризм, сельский туризм. В связи с ростом экономики в нашей стране так и в Воронежской области возросла туристическая активность. И у посетителей будущего культурно-исторического комплекса появится желание подняться на Высокую меловую гору.

Туризм в регионах Южного федерального округа России

 В данной статье рассмотрены виды туризма, популярные в регионах Южного федерального округа России. Ключевые слова: туризм, индустрия гостеприимства, отдых, курорт, пляжный отдых, рекреация. В Российской Федерации очень много различных туристско-географических...

Задать вопрос