Философия как система принципов и способов организации и построения познавательной и практической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 09.06.2022

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Булычёва, М. Ф. Философия как система принципов и способов организации и построения познавательной и практической деятельности / М. Ф. Булычёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 477-479. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92844/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье затронут вопрос смены исторических эпох и глобальный характер кризиса, затрагивающего основы человеческого бытия и современной цивилизации, где интересы людей фиксируются опосредовано через идеологические отношения и философское восприятие мира, в котором философия является одной из отраслей духовной жизни человека и формой общественного сознания, а значит отражением исторической эпохи, играя важную роль в обществе и оказывая влияние на развитие социально-исторических процессов.

Ключевые слова: идеология,теоретическое мышление, интеллектуальная интуиция, интерпретация.

Во все времена люди ставили перед собой вопросы — что такое окружающий человека мир и каковы место и роль в нём самого человека? В мире существует множество теоретических концепций, пытающихся дать ответ на указанные вопросы. С древнейших времён человек познавал мир и философия являлась одной из отраслей духовной жизни человека.

Всегда человечество стремилось к достижению истины, к поиску новых идеалов, всегда задавалось вопросами о старых и новых ценностях в силу бесконечности природы познания. Духовной смертью человечества, вероятно, станет тот момент, когда оно перестанет стремиться к нравственному совершенствованию, когда вдруг посчитает, что владеет «абсолютной истиной в последней инстанции», как это считал немецкий философ XIX века Е. Дюринг. Во всём, что нас окружает, присутствует динамика развития. А это значит, что динамике подвержена и центральная проблема философии «мир — человек». Происходящая смена исторических эпох является закономерным результатом того кризиса, который охватил сегодня как человечество (социум) в целом, так и особенные формы и сферы его существования. Причём подчёркивается глобальный характер этого кризиса, затрагивающего основы человеческого бытия и современной цивилизации. Об этом в своё время писали Ф. Ницше, О. Шпенглер, Й. Хейзинга, К. Ясперс, Д. Дьюи, Э. Фромм, А. Печчеи и многие другие.

Сегодня трудно согласиться с тем, что поиски истины являются исключительной монополией философии. Можно не быть философом и стремиться к знаниям и истине, будь то физика, медицина или художественное творчество. Однако осознанные поиски истины начинаются всегда именно с философии. Люди не существуют в абстрактно-обезличенной форме, вне конкретно-исторических условий; они являются представителями определённого общества, государства, класса, этноса, пола, являются продуктами определённой исторической эпохи и сложившихся исторических обстоятельств. Таким образом, философское отношение к миру неизбежно опосредовано идеологическими отношениями, в которых фиксируются интересы людей как представителей определённых социальных групп и институтов.

Идеология — это совокупность идей, взглядов, теорий и идеалов, в систематизированной форме отражающих и направленно формирующих отношение людей к окружающей действительности (прежде всего, к процессам общественного бытия) через призму определённых общественных интересов. Всякая идеология провозглашает и обосновывает нормативные ценности, устремления и цели конкретной группы, части или общества в целом. Где бы и в какую эпоху ни жили люди, они необходимым образом связаны с окружающим миром онтологическими, гносеологическими, аксиологическими и праксиологическими отношениями, выражающими всеобщность: люди — продукт этого мира, они познают этот мир, они оценивают и преобразуют его. Таким образом, философия является специфической формой общественного сознания, видом теоретического мировоззрения, в котором в наиболее обобщённой форме, посредством определённых категорий отражаются универсальные отношения человека к миру, систематизируются достижения человеческой культуры.

Философия, как методология, является системой принципов и способов организации и построения познавательной и практической деятельности, а также учением об этой системе . Следовательно, философия, реализуя свою методологическую функцию, принимает непосредственное участие в становлении и оформлении способов мышления и поведения. Выполняя свою мировоззренческую функцию, то есть, формируя определённое отношение людей к миру и определённые системы ценностей, и, имея непосредственное отношение к обществознанию, философия выступает как идеология .

В рамках современной философии часто выделяют следующие самостоятельные дисциплины: историю философии , онтологию — учение о бытии, гносеологию (эпистемологию) — учение о познании, аксеологию — учение о ценностях, философскую антропологию — учение о человеке, социальную философию — учение об обществе, логику — учение о законах и формах мышления, этику — учение о нравственности, эстетику — учение о прекрасном.

Говоря о самостоятельности философских дисциплин, необходимо иметь в виду относительность этой самостоятельности. Философские дисциплины не оторваны друг от друга, они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Их стержневые темы зачастую граничат друг с другом: логика и познание, познание и религия, религия и мораль, мораль и искусство и т. д.

На определённом этапе познания мира возникают методы познания . Эти методы занимают в жизни человека важное место и понимаются в самом широком смысле как совокупность обобщённых приёмов, способов и принципов, применяемых для решения различного рода задач (житейских, теоретических, педагогических, технических и других) . Основными методами философии являются теоретическое мышление, интеллектуальная интуиция и интерпретация . Именно интерпретация является основой философских идей и открытий: иное прочтение текста, иное видение смысла, иное воплощение.

Философия и наука тесно переплетены. Но философия выполняет по отношению к науке не только методологическую функцию, она интегрирует достижения различных отраслей научного знания, отражая их в предельно обобщённых философских категориях. Познание мира осуществляется не только через категории и понятия, отражающие законы, но и через образы, высшей формой которых являются художественные образы, создаваемые в литературе и искусстве. Значимость искусства неоднократно подтверждали такие выдающиеся учёные, как А. Эйнштейн и Н. Бор. И сегодня, все сколь-нибудь значительные направления в живописи, литературе, театре, музыке, кинематографии, хореографии и архитектуре несут на себе печать влияния тех или иных философских мировоззрений. В свою очередь, искусство как художественный способ видения мира оказывает большое влияние на философию. «Определённый образ философии, — писал Гегель, — одновременен… с определённым образом народов, среди которых она выступает, с их государственным устройством и формой правления, с их нравственностью, с их общественной жизнью, с их привычками и удобствами жизни, с их попытками и работами в области искусства и науки, с их религиями, с их военными судьбами и внешними отношениями…». (Философия, являясь формой общественного сознания и отражением исторической эпохи играет важную роль в обществе, оказывая влияние на развитие социально-исторических процессов. Философские системы являются в свою очередь продуктом своего времени, определённых исторических обстоятельств и культур.

Сознание человека как внутренний духовный мир личности, как субъективная реальность, обладает сложной внутренней структурой, целой иерархией тесно связанных между собой типов, уровней и форм. В целом структура сознания представляется как сложная функционирующая система духовного мира личности. В структуру сознания следует отнести такие элементы. Как совокупность чувственных, волевых, логических, эмоциональных процессов в духовной жизни человеческого индивидуума. Сознание порождает и формирует духовность личности, её эмоции, переживания, тревоги и мечты, надежды, фантазии и грёзы, мир субъективного, внутреннего бытия человека, его душу.

Помимо сознания, на поведение человека, весь его духовный мир большое влияние оказывают бессознательные моменты и подсознание. Оба эти компонента — сознание и подсознание — оказывают друг на друга сильное воздействие, они неразрывны и находятся под строжайшим взаимным контролем и влиянием. Большое внимание философскому и психическому анализу подсознания уделяли Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Эрих Фромм. Так, теория Фрейда рассматривает подсознание как основу, главный фактор поведения людей, их морали, искусства, всей духовной культуры.

Духовная сфера общества нередко отождествляется с культурой. Однако такое отождествление не может быть верным отражением сути данного явления хотя бы потому, что культура бывает не только духовной, но и материальной. Более того, культура — понятие и явление интегральное, пронизывающее всё общество в целом. Материальное и духовное являются не антитезами, а взаимодействующими и взаимодополняющими факторами социального развития. Проблематика, связанная с развитием духовной сферы, являлась объектом пристального научно-философского интереса — об этом свидетельствуют труды мыслителей античности, средневековья и Древнего Востока. Ещё более возрос интерес к данной проблематике в Новое время, что во многом связано с интеллектуально-научной революцией, переворотом в традиционных взглядах на многие вещи. И чем в большей степени развивались наука и техника, тем чаще вставал вопрос о духовной сущности и цене научно-технического прогресса.

Обретение Узбекистаном независимости и протекающие в стране полномасштабные реформы поставили перед философией новые задачи. Эти важные задачи были связаны с формированием идеи национальной независимости и новой идеологии, с вопросами места и роли идеологии в обществе, его духовно-нравственном обновлении, утверждении новых общественных идеалов, воспитания гармонично развитого поколения. За годы независимости в республике в высших учебных заведениях в рамках «Закона об образовании» и «Национальной программы по подготовке кадров» коренным образом изменилось содержание преподавания многих дисциплин гуманитарного профиля. В связи с этим была издана новая учебная литература, проводилась целенаправленная систематическая работа по переводу классической и современной литературы на узбекский язык, а также перевода лучших отечественных произведений и исследований на иностранные языки. Требованием времени стало повышение профессионализма преподавателей высших учебных заведений, в частности военных, а также совершенствование методов и средств преподавания, что в свою очередь должно способствовать достижению главной цели — довести до студентов всю глубину мировой научной мысли и научить их мыслить широко и философски. Эти актуальные вопросы нашей современности носят непростой характер и, в силу своей значимости, требуют профессиональной и гражданской ответственности всех, кто по долгу своей службы связан с образованием и воспитанием молодёжи. В связи с этим учёные республики уже приступили к созданию нового поколения учебной литературы, соответствующей требованиям современного этапа социально-политического и духовного развития общества.

Литература:

  1. В. П. Алексеев, А. П. Панин. Философия. Учебник. М., 1999; В. П. Алексеев. Предмет, структура и функции диалектического материализма. М., 1983;
  2. Т. И. Ойзерман. Проблемы историко-философской науки. М., 1982.
  3. Индира Рустам Кизи Наркулова. «Обучающая программа «Русский язык для военных юристов» как один из компонентов медиаобразования (на примере курсантов высших военных образовательных учреждений Республики Узбекистан)» Academic research in educational sciences, vol. 3, no. 3, 2022, pp. 225–233.
Основные термины (генерируются автоматически): философия, историческая эпоха, мир, общественное сознание, учение, интеллектуальная интуиция, методологическая функция, современная цивилизация, теоретическое мышление, учебная литература.


Ключевые слова

интерпретация, идеология, теоретическое мышление, интеллектуальная интуиция

Похожие статьи

Философия истории как основной вектор осмысления...

Останавливаясь подробно на функциях каждого из типов истории философии, можно отметить, что историософия занимается исследованием философской тематизации, осмысливая исторический процесс как некую бытийную сферу, главный контекст существования человека.

Научная картина мира: сущность, функции и исторические формы

Функции научной картины мира: ‒ Синтез основных научных знаний, которые включены в

Стёпин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации.

Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей...

Философский анализ «идеи истории» | Статья в журнале...

Человечество выработала три основные формы теоретического отношения к истории: теология истории, философия истории и научная историография.

Понятая в данном контексте «идея истории» представляется теоретическим мировоззренческо-методологическим образованием.

Современные теории сознания | Статья в журнале...

Современные теории сознания. Автор: Вирго Рэйвэн Эврионовна. Рубрика: Философия.

“Популярная метафизика делит мир на сознание и материю, а человека — на душу и тело.

5. Райл Г. Понятие сознания / Г. Райл. — М.: Дом интеллектуальной книги, Идея-Пресс, 2000.

Развитие навыков исторического мышления на основе...

Современная школа в быстро развивающемся динамичном мире во главу угла ставит прикладные

Несомненно, что в эпоху динамично развивающегося мира и глобализации, когда поток

Основная функция концептов заключается в том, чтобы фиксировать и упорядочивать...

Историко-философские подходы в развитии парадигмы...

Развитие навыков исторического мышления на основе... концептуальное обучение, цивилизационный подход, историческое мышление

Современный глобальный мир и проблема социального прогресса. всю Цивилизацию — альтернативная модель развития...

Философия как вид мировоззренческого знания

Поэтому философию можно определить как совокупность учений об общезначимых, универсальных ценностях человеческого существования. Поскольку круг этих ценностей определяется конкретными людьми, то единства мнений по их поводу нет.

Актуальные философские проблемы XXI века: открытое будущее...

Согласно общепринятому определению, философия — одна из форм общественного сознания — наука о наиболее общих законах

Еникеев А. А. Методология топологической аналитики в социально-гуманитарном дискурсе ХХ века (Исторический экскурс и постановка...

Проблемы и перспективы современной цивилизации

 Какова специфика современной мировой цивилизации? Главная черта — это постоянно

 Противоречивость исторического развития человеческой цивилизации и культуры

Иначе говоря, следует развивать новое планетарно-космическое мышление и более гуманное...

Истина в контексте деятельностной концепции знания

Познаваемый мир состоит не только из объектов природы, но и вещей, созданных человеком — «второй природы». В этих вещах опредмечены человеческие знания. Когда человек работает с этим видом реальности, он «распредмечивает» эти знания, присваивая их себе.

Похожие статьи

Философия истории как основной вектор осмысления...

Останавливаясь подробно на функциях каждого из типов истории философии, можно отметить, что историософия занимается исследованием философской тематизации, осмысливая исторический процесс как некую бытийную сферу, главный контекст существования человека.

Научная картина мира: сущность, функции и исторические формы

Функции научной картины мира: ‒ Синтез основных научных знаний, которые включены в

Стёпин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации.

Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей...

Философский анализ «идеи истории» | Статья в журнале...

Человечество выработала три основные формы теоретического отношения к истории: теология истории, философия истории и научная историография.

Понятая в данном контексте «идея истории» представляется теоретическим мировоззренческо-методологическим образованием.

Современные теории сознания | Статья в журнале...

Современные теории сознания. Автор: Вирго Рэйвэн Эврионовна. Рубрика: Философия.

“Популярная метафизика делит мир на сознание и материю, а человека — на душу и тело.

5. Райл Г. Понятие сознания / Г. Райл. — М.: Дом интеллектуальной книги, Идея-Пресс, 2000.

Развитие навыков исторического мышления на основе...

Современная школа в быстро развивающемся динамичном мире во главу угла ставит прикладные

Несомненно, что в эпоху динамично развивающегося мира и глобализации, когда поток

Основная функция концептов заключается в том, чтобы фиксировать и упорядочивать...

Историко-философские подходы в развитии парадигмы...

Развитие навыков исторического мышления на основе... концептуальное обучение, цивилизационный подход, историческое мышление

Современный глобальный мир и проблема социального прогресса. всю Цивилизацию — альтернативная модель развития...

Философия как вид мировоззренческого знания

Поэтому философию можно определить как совокупность учений об общезначимых, универсальных ценностях человеческого существования. Поскольку круг этих ценностей определяется конкретными людьми, то единства мнений по их поводу нет.

Актуальные философские проблемы XXI века: открытое будущее...

Согласно общепринятому определению, философия — одна из форм общественного сознания — наука о наиболее общих законах

Еникеев А. А. Методология топологической аналитики в социально-гуманитарном дискурсе ХХ века (Исторический экскурс и постановка...

Проблемы и перспективы современной цивилизации

 Какова специфика современной мировой цивилизации? Главная черта — это постоянно

 Противоречивость исторического развития человеческой цивилизации и культуры

Иначе говоря, следует развивать новое планетарно-космическое мышление и более гуманное...

Истина в контексте деятельностной концепции знания

Познаваемый мир состоит не только из объектов природы, но и вещей, созданных человеком — «второй природы». В этих вещах опредмечены человеческие знания. Когда человек работает с этим видом реальности, он «распредмечивает» эти знания, присваивая их себе.

Задать вопрос