Компетентностный подход и его использование в банковской сфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 09.06.2022

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Заржицкая, А. С. Компетентностный подход и его использование в банковской сфере / А. С. Заржицкая, А. А. Острикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 530-532. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92825/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье авторы определяют актуальность компетентностного подхода, описывают различные модели компетенций. А также выявляют основные подходы к формированию компетенций в банковской сфере.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, модель компетенций, банковская сфера.

Начиная с 2000 г. управление человеческими ресурсами на основе компетенций получило широкое распространение в процессах отбора, удержания и вознаграждения персонала. Деламар ле Дейст и Винтертон (2005) перечисляют несколько факторов растущей популярности этого подхода, среди которых:

— переход от традиционного подхода, ориентированного на предложение (поглощающего знания), к более ориентированному на спрос (ориентированному на цель) подходу образовательной системы,

— увеличение адаптивного обучения, обучения на рабочем месте и неформального обучения,

— большая ориентация на результаты обучения (независимо от метода приобретения), в отличие от результатов с точки зрения времени, затраченного на образование, обеспечивая перспективу для тех, у кого было меньше возможностей для получения образования, но, тем не менее, они развили необходимые компетенции.

Робертсон и др. (2003) представляют современную модель, основанную на компетенциях, в которой они выделяют четыре различных фактора, определяющих успешное выполнение работы:

— компетентностный потенциал,

— компетенции,

— контекст,

— результат.

Компетентностный потенциал охватывает индивидуальные характеристики, необходимые для реализации определенных результатов, к которым относятся диспозиционный потенциал (черты, мотивы, ценности) и другие достижения (знания, навыки, квалификация, опыт). Компетенции — это набор черт желаемого поведения, определяемый через результаты, на достижение которых направлено это поведение. Разница между этими двумя терминами возникает из-за третьего элемента — контекста — относящегося к организационным характеристикам и социальным отношениям внутри организаций, определяющим желаемое поведение и результаты. Последний набор переменных касается желаемых результатов и результатов, на которые направлено индивидуальное поведение. Хорошим примером такого целостного подхода к моделированию на основе компетенций является пример Hecklau (2016), которые концентрируются на роли современного управления человеческими ресурсами. Их подход состоит из трех жизненно важных шагов:

1) определение возникающих проблем (разделенных на политические, экономические, социальные, технические, экологические и правовые факторы),

2) выведение компетенций для решения этих проблем (объединенных в технические, методологические, социальные и личностные компетенции),

3) визуализация уровней развития требуемых компетенций.

Личные компетенции являются важными предикторами результатов работы сотрудников. В настоящее время в связи с быстрым развитием технологий и повышением уровня автоматизации требования к компетенциям изменились. Поэтому эксперты разрабатывают и регулярно обновляют общие компетенции и конкретные модели компетенций для каждой отрасли. В 2018 году Европейская комиссия разработала Рекомендацию Совета по ключевым компетенциям для обучения на протяжении всей жизни, в которой определяются основные компетенции, необходимые для повышения производительности, поддержания текущих стандартов жизни и адаптации к рыночным изменениям. Модели компетенций имеют особое значение для создания инноваций, где важны уровень образования, знания и навыки. Таким образом, модель компетенций описывает сочетание определенных знаний, навыков и других личных качеств, необходимых для эффективного выполнения обязанностей в организации. Модель компетенций должна давать четкое определение каждой компетенции, включая измеримые или наблюдаемые показатели или стандарты эффективности.

Существует два основных направления исследований моделей компетенций. Первое направление исследований заключается в том, что рабочие модели ориентированы на развитие конкретных навыков на конкретных рабочих местах. Примеры конкретных компетенций включают знание продукта, административные и технические области менеджеров частных компаний, а также навыки обучения и повышения квалификации для подготовки специалистов. Независимо от конкретных характеристик компетенций для должностей, существуют некоторые общие ключевые компетенции, такие как предпринимательские компетенции (например, стратегическое управление, инновации и изменения), навыки самовыражения и межличностного общения, а также лидерские компетенции (Шум, Гатлинг и Шумейкер, 2018 г.). Сиссон и Адамс (2013) доказали, что на общие компетенции приходится 86 % всех компетенций. Поэтому второе направление исследования компетенций ориентировано на разработку общих моделей компетенций. Такие модели уделяют больше внимания деловым, личностным и управленческим компетенциям, уделяя особое внимание техническим навыкам.

Существуют различные методы формирования моделей компетенций. Методы количественного агрегирования при выявлении и измерении компетенций основаны на представлении о том, что отдельные компетенции непросто рассматривать как единое целое (Jackson, 2009). Таким образом, все эти методы начинаются со списка различных навыков/способностей, которые затем объединяются или группируются в компетенции. Большинство используемых методов включают метод факторного анализа или метод кластерного анализа для объединения элементов навыков/способностей с высокой степенью корреляции в несколько компетенций. С другой стороны, качественные методы выявления и измерения компетенций включают в себя несколько различных качественных методов, таких как метод групповых раундов Дельфи, метод панельных исследований, метод фокус-групп или метод полуструктурированных интервью.

Основными подходами к формированию компетенций в банковской сфере являются профессиональные и корпоративные методы т. е. hard sills и soft skills, которые мы рассматриваем в первую очередь:

— Коммуникация. В финансовом секторе работают как с финансовыми специалистами, так и с людьми с ограниченными финансовыми знаниями, поэтому необходимо передавать сложную информацию профессионально и доступно для каждого человека. Выстраивание убедительной аргументации, объективный анализ ситуации и применение к ней соответствующего стиля общения. Присутствие честности, открытости, вежливости в отношении к клиенту.

— Ориентация на результат. Настойчивость и упорство в достижении результата; способность видеть проблему, работать через потенциальное решение. Стремление выбирать выгодные, качественные, эффективные пути работы.

— Обслуживание клиентов. Клиентское обслуживание охватывает навыки общения и выполнение запроса, а также способность сопереживать и слушать. Необходимо понимать клиентов, их потребности и проявлять доброжелательность, внимательность, сохранять конструктивность в общении.

— Профессиональные навыки. Включают в себя возможность понимать и работать с численной и графической информацией, делать выводы и объяснять выводы.

— Лидерство и управление командой. Это означает направить команду, чтобы сделать все возможное для ее успеха. Это и коллективная работа, которая включает в себя ответственность за вашу команду и поддержание вашего влияния.

— Инновационность. Гибкая адаптация к изменяющимся условиям, инициативность в ее проявлениях. Быть в курсе нововведений, стимулировать прогресс в организации и проявлять инициативу в получении новых знаний и технологий.

Также существуют следующие модели компетенций:

Компетенции без уровней. Простая модель, которая охватывает виды работ с простыми стандартами поведения, может иметь один перечень индикаторов для всех компетенций. В этой модели все поведенческие индикаторы относятся ко всем видам деятельности.

Компетенции по уровням. Когда модель компетенций включает в себя обширный диапазон трудовых функций с различным уровнем требований, следует выделить поведенческие индикаторы в рамках каждой компетенции и разделить их по «уровням». Этот метод облегчает оценку уровня владения определенной компетенцией у сотрудника.

Таким образом, экономика, основанная на академических знаниях: запоминание фактов, подходов, теорий — являются важными, но недостаточными факторами для успеха и прогресса в бизнесе. Такие навыки как решение проблем, критическое мышление, способность к сотрудничеству, креативность и саморегуляция, гораздо более актуальны в современном быстро меняющемся обществе, чем когда-либо. Это инструменты, которые дают возможность работать в режиме реального времени, создавать новые идеи, новые теории, новые продукты и новые знания. Именно поэтому компетентностный подход пользуется популярностью в настоящее время. Модель компетенций является основой для определения компетенций сотрудников, в том числе в банковской отрасли, и должна активно использоваться.

Литература:

  1. Митрофанова, Е. А. Компетентностный подход в управлении персоналом: учебно- практическое пособие/ Е. А. Митрофанова, В. Г. Коновалова, О. Л. Белова; ред. А. Я. Кибанова. — М.: Проспект, 2015. — С. 6–20
  2. Delamare le Deist F, Winterton J (2005) What is competence? Human Resource Development International 8(1), pp. 27–46
  3. EC (European Commission) (2018). European Pillar of Social Rights. URL: https://doi.org/10.2792/95934
  4. Hecklau F, Galeitzke M, Flachs S, Kohl H (2016) Holistic approach for human resource management in Industry 4.0. Procedia CIRP 54, pp. 1–6
  5. Jackson D. (2009). Profiling industry-relevant management graduate competencies: the need for a fresh approach. The International Journal of Management Education 8, pp. 85–98
  6. Robertson IT, Callinan M, Bartram D (2003) Organizational effectiveness: the role of psychology. John Wiley & Sons, New York, NY
  7. Shum, C., Gatling, A., & Shoemaker, S. (2018). A Model of Hospitality Leadership Competency for Frontline and Director Level Managers: Which Competencies Matter More? International Journal of Hospitality Management, 74, pp. 57–66. URL: https://doi.org/10.1016/j.ijhm.2018.03.002
  8. Sisson, L. G., & Adams, A. R. (2013). Essential Hospitality Management Competencies: The Importance of Soft Skills. Journal of Hospitality & Tourism Education, 25(3), pp. 131–145. URL: https://doi.org/10.1080/10963758.2013.826975
Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, модель компетенций, банковская сфера, навык, подход, желаемое поведение, знание, измерение компетенций, основа компетенций, формирование компетенций.


Похожие статьи

Определение понятий «компетенция» и «компетентность»...

Ключевые слова: компетенция, компетентность, инновационное общество, банковский сектор, компетентностный подход.

Компетенции — индивидуально-личностные характеристики, знания, умения, навыки, модели поведения сотрудника и его ценности и фактора мотивации...

Разработка модели компетенций организации | Статья в журнале...

Статья определяет этапы создания модели компетенций, с какими трудностями могут столкнуться организации при составлении модели компетенций. А также обозначает какой из двух способов все-таки предпочтительнее при разработке модели компетенций: разработать...

Многообразие подходов к определению понятий...

Компетенция — это не просто набор знаний и умений, а целая система, связывающая их воедино. Тогда как компетентность — это способность личности к самореализации в какой-либо деятельности на основе сформированных компетенций. Следовательно, мы можем говорить...

Оценка компетенций работников организации как основа...

Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, оценка компетенций персонала, развитие компетенций персонала. Условия современной изменчивой рыночной среды требуют от организаций поиска принципиально новых методов осуществления своей деятельности.

Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции.

Рассматривается понятие компетентности и компетенции, их понимание и выявление связи с конкурентоспособностью работника.

Формирование компетенции как фактора конкурентоспособности работника / Ю. М. Галашкина.

К вопросу об обобщённой структуре компетенций и уровнях их...

Учащийся уже владеет рядом способностей и компетенций. Для формирования новой компетенции ему необходима новая информация

Компетенция — это показатель не только деятельности человека, но и его отношения и понимания необходимости своей деятельности.

Компетенции и компетентностный подход в обучении

«…за формирование тех или иных компетенций не могут «отвечать» только отдельные учебные дисциплины или даже содержание образовательной программы. Компетенции – это также результат образовательных технологий, методов, организационных форм, учебной...

Модель профессиональных компетенций эффективного...

Автором статьи рассмотрены актуальные вопросы формирования профессиональных компетенций в сфере консалтинга.

Библиографическое описание: Пфанштель, В. С. Модель профессиональных компетенций эффективного консультанта / В. С. Пфанштель.

Современные подходы к формированию компетенций...

Современные подходы к формированию компетенций студентов для обучения будущего специалиста.

Компетенция — готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также

Именно опыт деятельности является основой в процессе становления компетенций.

К вопросу о соотношении понятий «компетенция»...

Основными понятиями компетентностного подхода являются «компетенция» и «компетентность».

Компетенция является производной от компетентности и понимается как определенная сфера приложения знаний, умений и качеств, которые в комплексе помогают...

Похожие статьи

Определение понятий «компетенция» и «компетентность»...

Ключевые слова: компетенция, компетентность, инновационное общество, банковский сектор, компетентностный подход.

Компетенции — индивидуально-личностные характеристики, знания, умения, навыки, модели поведения сотрудника и его ценности и фактора мотивации...

Разработка модели компетенций организации | Статья в журнале...

Статья определяет этапы создания модели компетенций, с какими трудностями могут столкнуться организации при составлении модели компетенций. А также обозначает какой из двух способов все-таки предпочтительнее при разработке модели компетенций: разработать...

Многообразие подходов к определению понятий...

Компетенция — это не просто набор знаний и умений, а целая система, связывающая их воедино. Тогда как компетентность — это способность личности к самореализации в какой-либо деятельности на основе сформированных компетенций. Следовательно, мы можем говорить...

Оценка компетенций работников организации как основа...

Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, оценка компетенций персонала, развитие компетенций персонала. Условия современной изменчивой рыночной среды требуют от организаций поиска принципиально новых методов осуществления своей деятельности.

Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции.

Рассматривается понятие компетентности и компетенции, их понимание и выявление связи с конкурентоспособностью работника.

Формирование компетенции как фактора конкурентоспособности работника / Ю. М. Галашкина.

К вопросу об обобщённой структуре компетенций и уровнях их...

Учащийся уже владеет рядом способностей и компетенций. Для формирования новой компетенции ему необходима новая информация

Компетенция — это показатель не только деятельности человека, но и его отношения и понимания необходимости своей деятельности.

Компетенции и компетентностный подход в обучении

«…за формирование тех или иных компетенций не могут «отвечать» только отдельные учебные дисциплины или даже содержание образовательной программы. Компетенции – это также результат образовательных технологий, методов, организационных форм, учебной...

Модель профессиональных компетенций эффективного...

Автором статьи рассмотрены актуальные вопросы формирования профессиональных компетенций в сфере консалтинга.

Библиографическое описание: Пфанштель, В. С. Модель профессиональных компетенций эффективного консультанта / В. С. Пфанштель.

Современные подходы к формированию компетенций...

Современные подходы к формированию компетенций студентов для обучения будущего специалиста.

Компетенция — готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также

Именно опыт деятельности является основой в процессе становления компетенций.

К вопросу о соотношении понятий «компетенция»...

Основными понятиями компетентностного подхода являются «компетенция» и «компетентность».

Компетенция является производной от компетентности и понимается как определенная сфера приложения знаний, умений и качеств, которые в комплексе помогают...

Задать вопрос