Информационная безопасность в системе государственной и муниципальной службы при реализации системы «Умный город» (SmartCity) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 09.06.2022

Статья просмотрена: 474 раза

Библиографическое описание:

Павлов, А. А. Информационная безопасность в системе государственной и муниципальной службы при реализации системы «Умный город» (SmartCity) / А. А. Павлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 52-56. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92820/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье анализируется тема информационной безопасности в системе государственного и муниципального управления в Российской Федерации, а также влияние на систему «Умный город» SmartCity.

Ключевые слова : информационные технологии, кибербезопасность, информационная безопасность, государственное и муниципальное управление, защита данных, государственная тайна, система информационной безопасности органов государственной власти, умный город, смарт сити.

Всестороннее внедрение цифровых технологий, интернета, а также доступность различного рода гаджетов, всё это позволило выйти на новый уровень организации управления, а также даёт возможность реализовывать различные проекты, которые было невозможно осуществить без применения информационных технологий. Всё это огромный шаг, для реализации концепции управления городом «Умный город» SmartCity, а также это шаг по привлечению обычных людей к соучастию в управлении городской инфраструктурой, не выходя из дома.

Государственные служащие из-за процессов информатизации тесно связаны с информационным правоотношением, из-за чего невозможно представить их юрисдикцию, контрольно-надзорную и другие виды деятельности без использования необходимой информации. Поэтому на сегодняшний день появляется необходимость в разработке и внедрении новых моделей и концепций информационных правоотношений и административно-правового регулирования в системе государственного и муниципального управления, которые учитывают и включают в себя понимание проблем мировой информатизации и современного общества [9].

В настоящее время информационное обеспечение государственной гражданской службы нуждается в совершенствовании, особенно это касается вопросов информационного обмена в системе государственной и муниципальной службы, а также это важно и бизнесу, с которым контактирует государство по системе государственно-частного партнёрства, и если бизнес занимается обработкой персональных данных граждан. Кроме того, нуждается в совершенствовании административно-правовой механизм информационного обмена между различными видами государственной службы, а также между государственной гражданской службой и муниципальной службой [9].

Информационная безопасность (ИБ) — это сохранение и защита информации, а также ее важнейших элементов, в том числе системы и оборудование, предназначенные для использования, сбережения и передачи этой информации [3].

Главная задача информационной безопасности — защита различных видов информации, от их корректировки и потери [3].

В современном обществе все сферы жизни связанны с информационными технологиями и данными, которые они используют для достижения поставленных перед ними целями. Информация, проникая во все сферы деятельности государства, приобретает конкретные политическое, материальное и стоимостное выражения, определяемые различными аспектами, в том числе и размерами наносимого ущерба, в связи с низким её качеством.

Кибербезопаность — важнейший элемент при реализации системы умный город и развития информационного общества. Она отвечает за комплекс, стратегий и тактик, которые принимаются для обеспечения защиты соединённых сетей: аппаратных, программных средств, способных хранить, обрабатывать, передавать информацию, от различного рода угроз [14].

Безопасность информации является одним из основных показателей качества такой информации. Именно поэтому информационная безопасность и способы ее обеспечения в последние годы приобретают особую актуальность в процессе государственного управления. Одной из главных задач в обеспечении концепции национальной безопасности, является организация информационной безопасности органов власти [14].

Рост качества и доступности государственных и муниципальных услуг населению, привело к возрастанию эффективности управленческого аппарата и принимаемых в нём решений, а так же привело к эффективному расходованию бюджетных средств. Система государственной и муниципальной службы занимается обработкой информации разной ценности и разного характера [9].

Информационные ресурсы, связанные с органами власти являются общедоступными и открытыми для граждан. Кроме ресурсов, обладающих информацией, с ограниченным доступом (согласно законодательству). Обеспечение безопасности такой информации уделяется большое значение. За последние 30 лет система государственного управления в России постоянно менялась.

— в 1990-е «Электронное правительство»;

— в 2000-е «Открытое правительство»;

— в 2010-х по настоящее время «Умное правительство» [5, с. 11].

При анализе проблематики, связанной с информационной безопасностью в государственном и муниципальном управлении, необходимо учитывать специфику данного аспекта безопасности, состоящую в том, что информационная безопасность есть составная часть информационных технологий в государственном и муниципальном управлении — области, развивающейся беспрецедентно высокими темпами. Здесь важны не столько отдельные решения развития и усовершенствования (законы, учебные курсы, программно-технические изделия), находящиеся на современном уровне, сколько механизмы генерации новых решений государственными и муниципальными органами, позволяющие жить в темпе технического прогресса [4].

При выполнении своих обязанностей государственные учреждения обязаны выполнять нормативные требования регуляторов, касающиеся информационной безопасности:

— Федеральные законы: 149-ФЗ («Об информации, информационных технологиях и о защите информации») (главный закон об информации в России. Он определяет ключевые термины, например, говорит, что информация — это любые данные, сведения и сообщения, представляемые в любой форме. Также там описано, что такое сайт, электронное сообщение и поисковая система. 187-ФЗ («О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»). К таким сферам относится здравоохранение, наука, оборона, связь, транспорт, энергетика, банки и некоторая промышленность), 152-ФЗ «О персональных данных», 182-ФЗ «О безопасности КИИ», 98-ФЗ «О коммерческой тайне», 63-ФЗ «Об электронной подписи», N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (от 10.07.2002, ред. от 28.11.2018) [2];

— Законы: N 5485–1 «О государственной тайне» от 21.07.1993 [2];

— Указы Президента РФ: N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (от 02.07.2021), N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» (от 09.05.2017), N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») (от 10.10.2019), № 213 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности» (от 12.04.2021), N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (от 6 марта 1997 г.), N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» (от 5 декабря 2016 г.), «Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года» (утв. Президентом РФ 24.07.2013 N Пр-1753) [2];

— Постановление Правительства РФ: № 1119 «Об утверждении требований к защите ПДн при их обработке в информационных системах ПДн», N 418 «О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» (от 02.06.2008, ред. от 17.12.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022), N 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций») (от от 16.03.2009, ред. от 29.12.2021) [2];

— Приказы ведомств: № 21 ФСТЭК России, № 76 ФСТЭК России (от 02.06.2020), N 378 ФСБ России «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности» (от 10 июля 2014 г.) [2];

— ISO 27001 (ISO27001) — это международный стандарт кибербезопасности, который предоставляет модель для создания, применения, функционирования, мониторинга, анализа, сохранения и улучшения системы управления информационной безопасностью [12].

— и другие нормативно правовые акты и документы.

Также стоит отметить, что информационная безопасность предполагает профессиональную деятельность соответствующих государственных управлений и ведомств, в России она осуществляется Советом безопасности, Федеральной службой безопасности, Службой внешней разведки, Министерством обороны, Роскомнадзором и другими органами. Кроме того, разрабатываются и обновляются нормативно-правовые акты, связанные с обеспечением и организацией национальной безопасности.

Кибербезопасность включает в себя технологии, процедуры, а так же определённые умения людей, предназначенные для защиты информационно-технологической инфраструктуры, от несанкционированного доступа, различного рода уязвимостей, атак, которыми могут воспользоваться киберпреступники.

Политика в области кибербезопасности — это развивающаяся миссия, которая охватывает все области пользователей и поставщиков информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Он служит структурой полномочий, которая определяет и направляет действия, связанные с безопасностью киберпространства. Это позволяет всем секторам и организациям разрабатывать подходящие политики кибербезопасности для удовлетворения их требований. Политика обеспечивает схему эффективной защиты информации, информационных систем и сетей. Это дает представление о правительственном подходе и стратегии безопасности киберпространства в стране. В нем также приведены некоторые указатели, позволяющие совместную работу в государственном и частном секторе, защищать информацию и информационные системы. Таким образом, целью этой политики является создание структуры кибербезопасности, которая ведет к детальным действиям и программам для повышения безопасности киберпространства [1].

Включает в себя:

— домашних пользователей;

— малые, средние и крупные предприятия;

— государственные и неправительственные организации [1].

Основными киберугрозами для государственных и муниципальных учреждений являются:

— DDoS-атаки;

— инсайдеры (Внедрённые люди);

— вирусы-шифровальщики;

— утечка конфиденциальных данных;

— вредоносное ПО (Программное обеспечение);

— фишинг;

— слабое представление о кибербезопасности среди госслужащих;

— слабо защищенный обмен информацией между госорганами;

— высокий риск для множества критически важных инфраструктур;

— неэффективное обнаружение угроз;

— отсутствие налаженного взаимодействия между группами CERT в разных странах;

— также злоумышленниками могут выступать не только киберпреступники, нацеленные на извлечение финансовой выгоды, но это так же могут быть и специальные службы различных государств, атакующие «цели» из-за политических мотивов или с целью узнать важную для них информацию, а так же спецслужбы, бизнес-структуры, криминальные группы, шпионы, активисты, спамеры, хакеры, террористы и т. д. [6].

Кибербезопасность государственных учреждений должна включать:

— регулярные аудиты информационной безопасности;

— системы контроля и управления доступом;

— системы предотвращения утечек;

— средства защиты от вредоносного ПО;

— защита от DDoS-атак;

— системы обнаружения и предотвращения вторжений;

— системы анализа событий информационной безопасности и т. д.;

— — система защиты от несанкционированного копирования;

— антивирусные программы;

— системы защиты данных пользователей;

— свои аппаратные мощности (комплектующие только от российских производителей), защищённые от возможностей:

1) отключения;

2) прекращения поддержки;

3) выведения из строя оборудования «создателем» данного оборудования, т. к. изготовитель или владелец лицензии находится в другой стране.

— создание своих закрытых языков программирования, для работы с данными, для минимизации внешнего фактора взлома и т. д.;

— развитие систем шифрования и криптографии данных;

— наличие юристов с образованием в сфере информационных технологий и информационной безопасности (или специалистов изучивших тему «Цифровое право») [7].

Проблематика информационной безопасности (ИБ) для государственной и муниципальной службы, это актуальная тема, которая должна постоянно находиться в центре внимания, ведь с каждым днём появляются новые методы по взлому, сетевым атакам, цель которых весьма разнообразна. А в век становления информационных технологий, нужно внимательно относиться к выбранным мерам безопасности, ведь в случае допущения каких-то критических ошибок и вовремя их не найдя, данная ошибка может как по наследству переходить на другие ведомства, учреждения и т. д., ведь та система в которой заложена незаметная «ошибка». Она может случайно стать моделью, на которую стоит ровняться (брать пример), и если вовремя не провести анализ и не найти её, она может стать критической угрозой. Особенно это важно, если используется стороннее ПО третьего лица, который отказывает в предоставлении кода, для понимая с какими проблемами из-за этого ПО может столкнуться специалисты, обеспечивающие информационную безопасность. По этому, весьма важно следить за изменениями на рынке, внедрять новые технологии в сфере обеспечения информационной безопасности, а так же обращать внимание на события связанные с киберугрозами для выработки и применения тактик по их обнаружению и предотвращения угроз связанных с ними.

Стоит выделить наиболее подходящие методы обеспечения информационной безопасности в системе государственного и муниципального управления:

— создание отечественного программного обеспечения и технического оборудования способного составить конкуренцию передовым странам в области информационных технологий и информационной безопасности;

— подготовка квалифицированных кадров и создания программ повышения квалификации и переподготовки государственных служащих в области информационной безопасности;

— привлечение частных инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие информационной безопасности органов государственной власти;

— постоянный мониторинг рынка информационных технологий, с целью обнаружения возможных и потенциальных угроз информационной безопасности и их ликвидации в краткосрочной перспективе;

— для ускорения цифровизации отмечается важность разработки учебных программ по информационной безопасности для обучения населения, сотрудников госучреждений и государственных служащих;

— создание специального отдела или подразделения в государственных и муниципальных учреждениях, для исключения взломов и изменения данных злоумышленниками. В компетенцию специалистов подразделения входят все вопросы, которые касаются систем и средств информационной защиты, организации безопасного хранения и распространения данных, работы с пользователями систем, разграничение прав доступа и установка паролей.

На сегодняшний день киберугрозы по-прежнему оказывают ощутимое влияние на деятельность государственных учреждений. Ведь взлом или утечка информации в государственном секторе может поставить под угрозу не только выполнение критически важных задач, конфиденциальность данных граждан, но и безопасность страны в целом [7].

Сегодняшнее состояние систем информационной безопасности федерального уровня, работает согласно стандартам и нормам, что говорит о её эффективной инфраструктуре и позволяет быстро развиваться. А состояние инфраструктур органов местных властей, часто не отвечает предъявленным к ним требованиям (по разному роду причин). Но это весьма важный элемент, игнорирование которого, может привести к фатальным последствиям. Но исправить данную проблему, можно добиться благодаря совместному взаимодействию органов местной власти. Также в решении данной проблемы могут помочь меры со стороны программно-технического обеспечения, законов и нормативно-правовых актов, а так же организационных подходов. Пренебрежение хотя бы одним из аспектов этой проблемы может привести к утрате или утечке информации, стоимость и роль которой в современной системе власти приобретает всё более важное и критическое значение [13].

Основными задачами по развитию и усовершенствованию информационной безопасности в системе государственной и муниципальной службы, состоит из нескольких задач:

1) конфиденциальность документа оборота;

2) методы сбора, обработки и хранения получаемой информации;

3) неискаженное информирование населения;

4) разработка схем и методов по обеспечению информационной, информационно-технологической, а так же информационно-психологической безопасности;

5) обучение персонала.

Процесс обеспечения информационной безопасности напрямую связан с оценкой и управлением рисками, позволяющими выявить и классифицировать угрозы, разработать защитные мероприятия, направленные на минимизацию их воздействия и последствий. Для госучреждений информационная безопасность — это не только вызов, но и препятствие на пути долгожданного цифрового преобразования.

Информационная безопасность, это весьма важный и критический аспект при реализации системы «Умный Город» SmartCity. Ведь при реализации системы «Умный город» требуется обеспечивать и обрабатывать огромный поток данных разной степени конфиденциальности, которые затрагивают разные сферы жизни граждан и тесно связаны между собой. А так же необходимо проводить обучение и тренинги с государственными и муниципальными служащими, чтобы они были в курсе изменений в сфере информационной безопасности в IT.

Литература:

  1. Cyber Law — Quick Guide [электронный ресурс] / Tutorials Point (сайт) https://www.tutorialspoint.com/information_security_cyber_law/quick_guide.htm
  2. Законодательство [электронный ресурс] / Отдел информационной безопасности Правительства Воронежской области (Сайт) URL: https://ib.govvrn.ru/?page_id=504
  3. Информационная безопасность [электронный ресурс] / Уфимский колледж радиоэлектроники, телекоммуникаций и безопасности (Сайт) URL: https://ukrtb.ru/student/informatsionnaya-bezopasnost.php
  4. Информационная безопасность госучреждений: Как и для чего проводится анализ рисков с помощью DLP-системы [электронный ресурс] / Компания «СёрчИнформ» (Сайт) URL: https://searchinform.ru/resheniya/otraslevye-resheniya/informatsionnaya-bezopasnost-gosuchrezhdenij/
  5. Камолов С. Г. Информационные технологии для государственных служащих: учебное пособие / С. Г. Камолов, П. В. Артемова // Москва — 2017–215с.
  6. Кибербезопасность государственных организаций [электронный ресурс] / АО «Лаборатория Касперского» (Сайт) URL: https://www.kaspersky.ru/enterprise-security/national-cybersecurity
  7. Кибербезопасность государственных органов [электронный ресурс] / Научно-технический центр ЕВРААС (сайт) URL: https://www.evraas.ru/industries/government/
  8. Косовец А. А. Информационные технологии и информационная безопасность в системе государственного управления / А. А. Косовец // Прикладная информатика. 2011. № 3 (33). — C.43–50
  9. Куракин А. В. Государственная служба и информационная безопасность / А. В. Куракин, М. В. Костенников // Вопросы безопасности. — 2014. — № 6. — С.18–67.
  10. Павлов А. А. Применение информационных технологий в муниципальном управлении / А. А. Павлов // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. — 2018. — № 2. — С.91–94.
  11. Панин Д. Н. Цифровая безопасность умных городов / Д. Н. Панин, П. В. Железнова, О. С. Лапаева и др. // Международный научно-исследовательский журнал. — 2019. — № 11 (89) Часть 1. — С.31–33.
  12. Прищеп С. Как избежать двойных стандартов в информационной безопасности/ С. Прищеп // «ИКС» («ИнформКурьер-Связь») — № 1–2019 — С.84–88.
  13. Ребрий А. Ю. Методы обеспечения информационной безопасности / А. Ю. Ребрий // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2020. № 3. — С.369–379.
  14. Фалеев М. И. Вопросы кибербезопасности в современной государственной политике в области национальной безопасности / М. И. Фалеев, C. Ю. Сардановский // Технологии гражданской безопасности. 2016. № 2 (48). — C.60–64.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная безопасность, муниципальное управление, муниципальная служба, Россия, система, информация, Российская Федерация, данные, реализация системы, Федеральная служба.


Похожие статьи

Отдельные аспекты обеспечения информационной...

В результате анализа системы организации управления информационной безопасностью на примере Администрации муниципального района, выявлена необходимость уделить внимание таким аспектам, как: - совершенствование нормативно-правовой основы информационной...

Информационная безопасность как сфера государственного...

Информационная безопасность — это защита конфиденциальности, целостности и

Информационная безопасность и осведомленность должны быть неотъемлемой частью

Говоря о кибербезопасности и конфиденциальности, президент Федерального управления по...

Информационная безопасность органов государственной власти...

Поэтому Российская Федерация активно участвует в процессе регулирования отношений в области информационной безопасности, в том числе в рамках конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Совершенствование системы информационной безопасности...

Совершенствование системы информационной безопасности в органах государственной власти РФ.

12 мая 2008 г. было создана Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) — федеральный...

Информационный ресурс и его роль в социальном управлении...

Информация, поступающая во властные органы муниципального образования по различным каналам, в разной форме и в разное время и к разным должностным лицам, обязательно требует создание специальной системы ее приема, хранения, обработки и использования.

Информационные технологии в области государственной службы

государственное управление, Российская Федерация, государственная служба, система, баз данных, защита данных, общественная жизнь, информационный этап, общий случай, цифровая трансформация.

Информационное обеспечение деятельности органов...

Информационное обеспечение деятельности органов государственного и муниципального управления.

Основные термины (генерируются автоматически) : информационное общество, Россия, EGDI, Российская Федерация, государственное управление, инструмент...

Государственная информационная политика как элемент...

Ключевые слова: информация, безопасность, политика, экстремизм, государство. Информация в настоящее время является одним из наиболее важных ресурсов в системе государственного управления. Невозможно переоценить значение информации и в бизнесе...

О некоторых проблемах, связанных с представлением...

Сразу следует отметить, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое

Согласно части 1 статьи 20.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе

В Методических рекомендациях Министерства труда Российской Федерации разъяснено, что...

Похожие статьи

Отдельные аспекты обеспечения информационной...

В результате анализа системы организации управления информационной безопасностью на примере Администрации муниципального района, выявлена необходимость уделить внимание таким аспектам, как: - совершенствование нормативно-правовой основы информационной...

Информационная безопасность как сфера государственного...

Информационная безопасность — это защита конфиденциальности, целостности и

Информационная безопасность и осведомленность должны быть неотъемлемой частью

Говоря о кибербезопасности и конфиденциальности, президент Федерального управления по...

Информационная безопасность органов государственной власти...

Поэтому Российская Федерация активно участвует в процессе регулирования отношений в области информационной безопасности, в том числе в рамках конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Совершенствование системы информационной безопасности...

Совершенствование системы информационной безопасности в органах государственной власти РФ.

12 мая 2008 г. было создана Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) — федеральный...

Информационный ресурс и его роль в социальном управлении...

Информация, поступающая во властные органы муниципального образования по различным каналам, в разной форме и в разное время и к разным должностным лицам, обязательно требует создание специальной системы ее приема, хранения, обработки и использования.

Информационные технологии в области государственной службы

государственное управление, Российская Федерация, государственная служба, система, баз данных, защита данных, общественная жизнь, информационный этап, общий случай, цифровая трансформация.

Информационное обеспечение деятельности органов...

Информационное обеспечение деятельности органов государственного и муниципального управления.

Основные термины (генерируются автоматически) : информационное общество, Россия, EGDI, Российская Федерация, государственное управление, инструмент...

Государственная информационная политика как элемент...

Ключевые слова: информация, безопасность, политика, экстремизм, государство. Информация в настоящее время является одним из наиболее важных ресурсов в системе государственного управления. Невозможно переоценить значение информации и в бизнесе...

О некоторых проблемах, связанных с представлением...

Сразу следует отметить, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое

Согласно части 1 статьи 20.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе

В Методических рекомендациях Министерства труда Российской Федерации разъяснено, что...

Задать вопрос