Исследование потребительского поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 09.06.2022

Статья просмотрена: 901 раз

Библиографическое описание:

Харламова, А. В. Исследование потребительского поведения / А. В. Харламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 580-582. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92789/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассмотрено понятие потребительского поведения, как формируется и от чего зависит потребление с точки зрения социологических и экономических наук. Были рассмотрены авторы, которые внесли наибольший вклад в теорию потребления, а также выявлена структура и процессы потребительского поведения.

Ключевые слова: потребление, теория потребительского поведения, структура потребления.

Потребительское поведение изучает потребителей и процессы, через которые они проходят, в процессе выбора и использования продуктов или услуг. Поведение потребителей зависит от эмоциональных, ментальных, психических и поведенческих реакций.Первоначально потребление рассматривалось лишь в контексте экономической науки, где оно рассматривалось как предпосылка достижения целей производителя и выступало в качестве фазы производства. Позже начал формироваться взгляд на потребление в рамках общественных наук, в рамках социологии. Ближе к концу XIX века появляется определенный социологический взгляд на процесс индивидуального потребления. Индивидуальное потребление характеризуется тем, что потребление рассматривается со стороны действующего индивида, у которого есть осознанные потребности. Если с точки зрения экономики потребление является этапом производства, процессом, который помогает добиться определенных целей производителю, то в рамках социологии происходит переориентация. Взгляд на потребление индивида возникает через осознание существующих у него потребностей.

Рассмотрим основных авторов, внесших наибольший вклад в формирование теории потребления.

В первую очередь необходимо упомянуть работы Карла Маркса. Им была выдвинута идея товарного фетишизма, сформулирован закон возвышения потребностей по мере их удовлетворения и проведен анализ потребительной и меновой стоимости. Закон возвышения потребностей по мере их удовлетворения заключается в том, что чем больше потребностей мы удовлетворяем, тем больше потребностей у нас формируется, и соответственно здесь происходит увеличение потребления, увеличение тех потребностей, которые у нас есть и соответственно их удовлетворения [4, с. 324].

Следующая важная теория, которая сформировалась в этот период времени, представлена в трудах Торстейна Веблена. Он предложил теорию показного (престижного) потребления. Согласно теории Веблена можно говорить о том, что мы потребляем те или иные товары не для того, чтобы удовлетворить какие-то свои насущные потребности, а для того, чтобы показать и продемонстрировать то положение, которое мы занимаем в обществе. Чаще всего потребление, это неудовлетворение текущих потребностей, а именно показное потребление, которое показывает окружающим нас людям, представителям других социальных групп, к какой социальной группе мы относимся, и какое социальное положение мы занимаем, то есть каков наш социальный статус. Например, у всех у нас есть мобильные телефоны, по большому счету они выполняют простой функционал, они являются средствами связи коммуникации, но наличие телефона последней модели, как раз говорит о том, какое положение занимает индивид. В общем и целом, можно сказать, что все наше потребление — это некая коммуникация с другими социальными группами, с другими людьми с целью занять свое социальное положение [3, с. 25].

Важной для развития теории потребления является работа «Общество потребления», одна из центральных работ Жана Бодрийяра. Эпоха потребления, по мнению, Жана Бодрийяра провоцирует человека на покупку товара, которые человеку не сильно нужны. Торговля путем рекламы может заставить купить новую одежду, приобрести какую-то услугу и т. д. Жан Бодрийяр вывел понятие «симулякр». Симулякром являются деньги. Деньги — это не товар, это эквивалент. Симулякром является общественное мнение, люди от него сильно зависят и ведут себя, учитывая мнение окружающих. Еще одним важным симулякром является мода. Мода приводит к тому, что определенные вещи устаревают. Устаревание вещей происходит благодаря рекламе, благодаря компаниям, которые продают этот товар [2, с. 134].

При изучении структуры потребления можно выделить 5 процессов в соответствии с рисунком 1.

Структура потребительского поведения [1, с. 43]

Рис. 1. Структура потребительского поведения [1, с. 43]

Признание потребности, скорее всего, произойдет, когда потребитель столкнется с «проблемой». Процесс покупки осуществляется, когда потребитель начнет испытывать необходимость в каком-то товаре или услуге. После возникновения потребности потребитель начнет поиск доступной информации о продуктах и услугах в данном случае из различных источников (личных, общественных, коммерческих, экспериментальных) для дальнейшего рассмотрения вариантов и принятия решений.Как только возникает интерес к продукту или услуге, потребитель переходит на следующий этап оценки вариантов. При оценке вариантов потребители склонны сравнивать различные товары или услуги, представленные на рынке. Наконец, потребитель принимает решение о покупке. Решение о покупке может быть одним из трех, а именно: не покупаю, покупаю позже и покупаю сейчас. Отсрочка покупки может быть связана с меньшей мотивацией или меняющейся личной, или экономической ситуацией.При принятии решения о покупке необходимо учитывать еще три важных момента: 1) Отношение близких, может быть супруг или супруга, родственники или друзья 2) Ожидаемые ситуационные факторы, такие как доход семьи, стоимость продукта и выгоды от продукта. 3) Непредвиденные ситуационные факторы, такие как несчастные случаи, болезни и т. д. Последняя стадия — это потребление, использование купленного товара или услуги. Реакция на покупку зависит от степени удовлетворения от товара, что обязательно отразится на дальнейшем поведении покупателя. Если потребителю понравится товар, то скорее всего в будущем он повторит покупку, а если потребителю не устроит товар, то он может: вернуть товар, обратиться в комиссию по защите прав потребителя, рассказать о неудачной покупке своим друзьям [1, с. 45].

Литература:

  1. Алешина, И. В. Поведение покупателей: учебное пособие / И. В. Алешина. — М.: Экономист, 2013. — 253 с.
  2. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. — М.: Республика, 2006. — 269 c.
  3. Веблен, Т. Теория праздного класса: Пер. с англ. Под общей ред. В. В. Мотылева / Т. Веблен. — М.: Прогресс, 1984. — 367 с.
  4. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Кн.1: Процесс производства капитала / К. Маркс; под редакцией К. Каутского; перевод под редакцией В. Базарова, И. Степанова. — Харьков: Пролетарий, 1923. — 610 с.
Основные термины (генерируются автоматически): потребительское поведение, потребитель, потребление, товар, возвышение потребностей, индивидуальное потребление, покупка, потребность, процесс, рамка социологии.


Ключевые слова

потребление, структура потребления, теория потребительского поведения

Похожие статьи

Модель потребительского поведения | Статья в журнале...

 Потребитель — это человек, пользующийся благами товара/услуги для личных, семейных

Сущность потребительского поведения заключается в том, что, попадая в среду рынка

Процесс покупки начинается с того, что у человека появляется нужда, которая перерастает в...

Поведение потребителей в зависимости от пола | Молодой ученый

Поведение потребителя во время процесса вовлечения в принятие решения о покупке товара, зависит от этих характеристик.

Основополагающим исследованием в области влияния супругов на принятие решения о покупке считается работа Гарри Дэвиса и Бенни Риго.

Потребительское поведение как аспект маркетинговых...

 Потребительское поведение — это изучение потребителей и процессов, которые они

Но потребительское поведение не так просто изучать, поскольку в его основе заложено сразу

Как правило, для совершения покупки потребителю необходимо пройти не маленький путь...

Соответствие организации потребительским предпочтениям...

Перловская, Д. С. Соответствие организации потребительским предпочтениям и лояльность потребителя / Д. С. Перловская.

Маркетинг используется предприятиями как инструмент увеличения доли рынка и максимально полного удовлетворения потребностей клиентов.

Структура общества потребления | Статья в журнале...

Ключевые слова: потребление, потребитель, свобода, общество потребления. Современный потребитель в экономически развитых странах проводит немало времени в процессе шопинга — покупок нужных и не очень нужных товаров, выбирая из них те, которые считает лучше...

«Массовый человек» как составной элемент «Общества...

Для такой системы, основанной на принципах потребления, первостепенной

Конформистски настроенный потребитель молчаливо это примет, как и призыв к повышению потребления

С точки зрения С. Б. Михайленко, понятие «Спектакля» интерпретируется как процесс всеобщего...

Анализ подходов к сегментации потребителей на основе стилей...

Энджела было установлено, что все потребители имеют различные потребности

Для классификации потребителей могут применяться различные виды сегментации.

Однако на практике часто можно наблюдать, что в процессе потребления представители одной и той же...

Роль бренда в потребительской культуре молодёжи

Потребление — важнейшая часть жизни любого человека. Это процесс, который проникает

Также элементы анализа потребления в рамках рассмотрения типов социального действия и

Студенты больше вовлечены в потребительский модный процесс по сравнению с другими...

Управление поведением потребителя: от манипуляции...

Управление поведением потребителя как индивидуума предполагает знание и

Покупка — результат процесса обработки информации. В стремлении управлять решением о

- цвета, возбуждающие ассоциацию с уютом и приятным процессом «потребления»: коричневатые...

Похожие статьи

Модель потребительского поведения | Статья в журнале...

 Потребитель — это человек, пользующийся благами товара/услуги для личных, семейных

Сущность потребительского поведения заключается в том, что, попадая в среду рынка

Процесс покупки начинается с того, что у человека появляется нужда, которая перерастает в...

Поведение потребителей в зависимости от пола | Молодой ученый

Поведение потребителя во время процесса вовлечения в принятие решения о покупке товара, зависит от этих характеристик.

Основополагающим исследованием в области влияния супругов на принятие решения о покупке считается работа Гарри Дэвиса и Бенни Риго.

Потребительское поведение как аспект маркетинговых...

 Потребительское поведение — это изучение потребителей и процессов, которые они

Но потребительское поведение не так просто изучать, поскольку в его основе заложено сразу

Как правило, для совершения покупки потребителю необходимо пройти не маленький путь...

Соответствие организации потребительским предпочтениям...

Перловская, Д. С. Соответствие организации потребительским предпочтениям и лояльность потребителя / Д. С. Перловская.

Маркетинг используется предприятиями как инструмент увеличения доли рынка и максимально полного удовлетворения потребностей клиентов.

Структура общества потребления | Статья в журнале...

Ключевые слова: потребление, потребитель, свобода, общество потребления. Современный потребитель в экономически развитых странах проводит немало времени в процессе шопинга — покупок нужных и не очень нужных товаров, выбирая из них те, которые считает лучше...

«Массовый человек» как составной элемент «Общества...

Для такой системы, основанной на принципах потребления, первостепенной

Конформистски настроенный потребитель молчаливо это примет, как и призыв к повышению потребления

С точки зрения С. Б. Михайленко, понятие «Спектакля» интерпретируется как процесс всеобщего...

Анализ подходов к сегментации потребителей на основе стилей...

Энджела было установлено, что все потребители имеют различные потребности

Для классификации потребителей могут применяться различные виды сегментации.

Однако на практике часто можно наблюдать, что в процессе потребления представители одной и той же...

Роль бренда в потребительской культуре молодёжи

Потребление — важнейшая часть жизни любого человека. Это процесс, который проникает

Также элементы анализа потребления в рамках рассмотрения типов социального действия и

Студенты больше вовлечены в потребительский модный процесс по сравнению с другими...

Управление поведением потребителя: от манипуляции...

Управление поведением потребителя как индивидуума предполагает знание и

Покупка — результат процесса обработки информации. В стремлении управлять решением о

- цвета, возбуждающие ассоциацию с уютом и приятным процессом «потребления»: коричневатые...

Задать вопрос