Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

К вопросу влияния многофункциональных присадок на смазывающие свойства дизельных топлив

Технические науки
10.06.2022
394
Поделиться
Библиографическое описание
К вопросу влияния многофункциональных присадок на смазывающие свойства дизельных топлив / А. Ю. Бектилевов, В. В. Остриков, А. Ю. Корнев [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 63-68. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92780/.


В статье представлены результаты исследований влияния многофункциональных присадок к дизельным топливам на их смазывающие свойства.

Ключевые слова: топливо, добавки, смазывающая способность, спектроскопия, размеры частиц.

Различные отрасли производство является одним из основных потребителей дизельного топлива. На его долю приходится более 50 % всех топлив, производимых в стране. От качества используемого дизельного топлива, его эксплуатационных свойств во многом зависит надежность работы тракторов, комбайнов и автомобилей.

По данным ряда ведущих НИИ, контрольных органов инспекции Гостехнадзора, предприятий, приобретаемые и хранящиеся на нефтескладах сельхозпредприятий топлива в 20 % случаев не соответствуют требованиям стандартов по фракционному составу и содержанию фактических смол, 30 % топлив имеют низкие смазывающие свойства, более 30 % топлив имеют неудовлетворительные низкотемпературные свойства, около 20 % содержат примеси и загрязнения, 15–20 % топлив обводнены.

В процессе хранения топлив из-за низкого технического состояния нефтескладов сельхозпредприятий оно загрязняется механическими примесями и водой, окисляется под действием кислорода воздуха и взаимодействия со стенками емкостей, подвержено отрицательному воздействию перепада температур, что влечет изменение его свойств [1].

Один из вариантов улучшения качества нефтепродуктов в условиях их непосредственного применения может служить использование специальных добавок [2]. В рамках научно-технического сотрудничества ФГБНУ ВНИИТиН были проведены исследования многофункциональных добавок к топливам. В первую очередь интерес вызывал вопрос повышения смазывающей способности современных низкосернистых дизельных топлив.

Для сравнительного анализа были использованы два продукта — Keropur DP 604T (BASF) и MPG-BOOST (FFI), результат применения которых сравнивался с запатентованным ФГБНУ ВНИИТиН способом обработки дизельных топлив [3]. В таблице 1 представлены некоторые свойства добавок.

Таблица 1

Некоторые свойства добавок Keropur DP 604T и MPG-BOOST

Состав

Смесь полимеров в органическом

растворителе

Внешний вид

Прозрачная жидкость янтарного цвета

Растворимость

Растворим в алифатических и ароматических растворителях

Растворим в алифатических и ароматических растворителях

Плотностьпри 15 °С кг/м³

943

798

Вязкостьпри 20 °С, мм²/с

3,4

1,56

Температура вспышки, ° С

65

55

Рекомендуемая дозировка, мг/кг.

600

0,295

Для экспериментов были отобраны образцы дизельного топлива различного качества (таблица 2), в которые вносились исследуемые добавки, а результаты сопоставлялись с исходным топливом и топливом, обработанным по разработанной ФГБНУ ВНИИТиН технологии. Фиксировалось изменение физико-химических свойств топлив, и также смазывающей способности по изменению диаметра пятна износа на машине трения при 20ºС (таблица 3) и 60ºС (таблица 4).

В результате испытаний при температуре 20ºС установлено, что добавление исследуемых присадок в рекомендуемых производителем количествах к образцу № 1, с худшими физико-химическими характеристиками, чем другие, положительно сказывается на его смазывающих свойствах. В то же время, в случае образцов № 2 и № 3 положительный эффект наблюдается лишь при использовании MPG-Boost.

Таблица 2

Свойства исходных дизельных топлив

Показатели

1

2

3

ГОСТ 305–82

летнее/зимнее

Фракционный состав, ºС 50 %

96 %

235

378

284

366

242

314

< 280/280

< 360/340

Кинематическая вязкость при 20 о С, мм 2

2,2

4,1

2,9

3,0–6,0/1,8–5,0

Температура, ºС застывания

помутнения

– 30

— 8

– 29

— 10

– 35

— 20

–10/–35

—5/–25

Температура вспышки, о С

23

63

58

> 40/35

Кислотность, мг КОН/100см 3

4,1

3,6

1,2

< 5

Содержание воды, %

следы

отс.

отс.

отс.

Содержание мех. примесей, %

0,03

0,01

отс

отс.

Плотность при 20 о С, кг/м 3

800

837

833

< 860/840

Дальнейшее увеличение концентрации Keropur DP 604T привело к определенному положительному эффекту. Как видно из приведенных данных, в случае образцов № 1 и № 3 — при двойной рекомендованной концентрации, а в случае образца № 2 — при тройной.

Таблица 3

Изменение смазывающей способности дизельных топлив в зависимости от количества вносимой присадки при 20 ºС

Название и количество присадки

Ø, мм

Образец № 1

Эффект, %

Ø, мм

Образец № 2

Эффект, %

Ø, мм

Образец № 3

Эффект, %

Без присадки

0,42

0,37

0,49

Keropur DP 604T 600 мг/кг

0,39

4

0,43

– 16

0,49

Keropur DP 604T 1200 мг/кг

0,35

16

0,36

3

0,46

6

Keropur DP 604T 1800 мг/кг

0,35

5

MPG-Boost 0,295 мл/л

0,37

11

0,34

8

0,46

6

Обработка по технологии ГНУ ВНИИТиН

0,36

14

0,35

5

0,43

12

Испытания при температуре 60 ºС показали, что в случае образцов № 1 и № 3 обе присадки дали положительный эффект увеличения смазывающей способности, в то время как в случае образца № 2 улучшений при рекомендованных концентрациях практически не наблюдалось.

Таблица 4

Изменение смазывающей способности дизельных топлив в зависимости от количества вносимой присадки при 60 ºС

Название и количество присадки

Ø, мм

Образец № 1

Эффект, %

Ø, мм

Образец № 2

Эффект, %

Ø,мм

Образец № 3

Эффект, %

Без присадки

0,43

0,40

0,49

Keropur DP 604T 600 мг/кг

0,39

9

0,39

2

0,47

4

MPG-Boost 0,295 мл/л

0,41

4

0,40

0,45

8

Обработка по технологии ГНУ ВНИИТиН

0,35

19

0,36

10

0,41

16

Заметных изменений основных физико-химических показателей дизельного топлива после добавления исследуемых добавок не обнаружено.

С помощью метода фотонной корреляционной спектроскопии были исследованы образцы дизельного топлива до и после добавления присадок. Например, на рисунках 12–14 представлены данные для образца № 1.

Исходный образец в начале и конце эксперимента имеет практически неизменный состав частиц. Имеется слабый пик в районе 0,1–1 нм, основная же часть частиц имеют размеры от 100 до 10 4 нм. Максимум наблюдается на значении 574 нм (рисунок 1).

Добавление универсальной присадки Keropur DP 604T смещает пики в область более мелких частиц, максимум приходится на 105,3 нм (рисунок 2). Вероятно, в смеси происходят процессы диспергации.

(1)

Peak Num

Area

Mean

Position

STD

1

0.015

1.109

1.163

0.178

2

0.985

755.5

574.1

441.4

(2)

Peak Num

Area

Mean

Position

STD

1

0.025

0.225

0.220

0.044

2

0.975

607.4

574.1

206.4

Рис. 1. Образец дизельного топлива № 1 в начале (1) и после 4 часов (2) эксперимента

(1)

Peak Num

Area

Mean

Position

STD

1

0.051

0.064

0.064

0.016

2

0.810

112.0

105.3

31.77

3

0.102

985.7

875.4

330.7

4

0.037

2.6e+4

1.8e+4

1.5e+4

(2)

Peak Num

Area

Mean

Position

STD

1

0.002

0.335

0.336

0.020

Образец дизельного топлива № 1 с добавкой Keropur DP 604T 600 мг/кг в начале (1) и после 4 часов (2)

2

0.793

111.7

105.3

27.22

3

0.205

1103.

1018.

365.8

Рис. 2. Образец дизельного топлива № 1 с добавкой Keropur DP 604T 600 мг/кг в начале (1) и после 4 часов (2)

Добавление же присадки MPG-BOOST приводит к укрупнению частиц в интервале 100 до 10 4 нм. В тоже время появляется небольшое количество (17 %) наноразмерных объектов в интервале от 0,01 до 1 нм (рисунок 3).

(1)

Peak Num

Area

Mean

Position

STD

1

0.111

0.127

0.143

0.057

2

0.889

1220.

795.2

886.0

(2)

Peak Num

Area

Mean

Position

STD

1

0.171

0.141

0.143

0.070

2

0.829

1554.

587.7

2181.

Рис. 3. Образец дизельного топлива № 1 с добавкой MPG-BOOST 0.295 мл/л в начале (1) и после 4 часов (2)

Однако по большому счету состав частиц после введения добавок не сильно изменяется по сравнению с исходным топливом.

Выводы . Таким образом, проведенные исследования показали, что добавление в дизельное топливо присадок не всегда приводит к положительному эффекту, так как результат, вероятно, зависит не только от концентрации присадок, но и исходного состава топлива. Этот факт требует дополнительных исследований.

В тоже время, обработка дизельного топлива по способу ФГБНУ ВНИИТиН в большинстве случаев позволяет получить устойчивый положительный эффект, проявляющийся не только в улучшении физико-химических свойств топлива, но и увеличении его смазывающей способности в среднем на 12 %, что особенно актуально для современных малосернистых сортов топлив, применяемых в современной зарубежной и отечественной сельскохозяйственной технике.

Литература:

  1. Бектилевов А. Ю. Провышение квалификационных свойств дизельных топлив условиях АПК. 1. Бектилевов А. Ю. Повышение эксплуатационных свойств дизельных топлив в условиях предприятий АПК /Бектилевов А. Ю.// Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук — Тамбов — 2015. — 216 с.
  2. Остриков В. В. Повышение эксплуатационных свойств дизельного топлива / Остриков В. В., Корнев А. Ю., Бектилевов А.Ю // Техника и оборудование для села № 6. — 2012. — С. 12–13
  3. Остриков В. В. Способ очистки дизельного топлива / Остриков В. В., Корнев А. Ю., Нагорнов С. А., Бектилевов А. Ю., Павлов С. С. // Патент РФ № 2477303. — 2013.
  4. Остриков В. В. Очистка загрязненного дизельного топлива и повышение его смазывающих свойств в условиях предприятий АПК / Остриков В. В., Корнев А. Ю., Бектилевов А. Ю., Павлов С. С. // Тезисы докладов XII Международной научно-технической конференции «Модернизация сельскохозяйственного производства на базе инновационных машинных технологий и автоматизированных систем».– Углич. — 10–12 сентября 2012. — С. 188–194.
  5. Остриков В. В. Повышение эффективности использования смазочных материалов путем разработки и совершенствования методов, технологий и технических средств / Остриков В. В. // дисс. д.т.н. Тамбов. — ГНУ ВИИТиН. — 2000. — С. 650
  6. Бурумкулов Ф. Х. Повышение межремонтного ресурса агрегатов с использованием наноэлектротехнологий / Бурумкулов Ф. Х., Лялякин В. П. и др. // Техника в сельском хозяйстве № 3. — 2007. — С. 8–13.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
топливо
добавки
смазывающая способность
спектроскопия
размеры частиц
Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 63-68):
Часть 2 (стр. 61-133)
Расположение в файле:
стр. 61стр. 63-68стр. 133

Молодой учёный