Сравнительный анализ системы подготовки подростков, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в России и Германии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 06.06.2022

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Фон Эзен, Биргит. Сравнительный анализ системы подготовки подростков, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в России и Германии / Биргит Фон Эзен. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 459-462. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92678/ (дата обращения: 29.03.2024).



Thе master’s thesis provides a comparative analysis of the system of preparing adolescents left without parental care for independent living in Russia and Germany. The study consists of two chapters. The first chapter discusses theoretical and methodological approaches to the systems of preparing adolescents left without parental care for independent living in Russia and Germany.

In the work, the focus of attention is directed to a comparison of the system of preparation of adolescents left without parental care, for an independent life in Russia and Germany. A research question and hypotheses are formed.

The second chapter presents the results of the study according to the methods: “Maddy's hardiness test (screening) adapted by E. N. Osin»; «Questionnaire of dispositional optimism» (Gordeeva, Sychev, Osin); “Scale of general self-efficacy” (Schwarzer, Yerusalem; translated into Russian by Romek), as well as “Monitoring the life situation of orphans and children left without parental care (18–23 years old), including graduates of organizations for orphans and children left without parental care” (Semya). These methods made it possible to test the hypothesis and evaluate the effectiveness of preparing for independent living among young graduates of children's institutions or substitute families in Russia and Germany.

This article briefly presents the results of the study. They can be used in the development of guidelines for specialists from organizations for orphans and children left without parental care, employees of guardianship and guardianship authorities, and specialists in the field of child protection. They can also be used in the development and implementation of the standard for preparing for independent living and the standard for supporting graduates in order to ensure their success in the post-boarding period.

Актуальность исследования

С самого конца прошлого века федеральные и региональные власти и специалисты стали обращать внимание на проблемы выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 2006 года все чаще стали оформлять детей-сирот в различные формы семейного устройства. Вследствие этого сегодня контингент детей в детских домах в основном составляют проблемные для семейного устройства группы детей, такие как подростки, сиблинги и дети особенными требованиями по здоровью [9].

Были внесены поправки в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [13], гарантирующие дополнительные льготы обучающимся молодым людям, оставшимся без попечения родителей. Существенные изменения произошли в реализации права детей-сирот на получение бесплатного жилья, и тем самым время его ожидания во многих регионах сильно сократилось с десятков лет до года [11]. В 2010 г. начался процесс разработки и внедрения программ социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов, то есть детские учреждения во всех субъектах в России обязывали применить программы подготовки подростков к самостоятельной жизни [10]. Развиваются разные формы подготовки к самостоятельной жизни, как, например, группы постинтернатной адаптации, социальные гостиные, тренировочные квартиры, центры сопровождения выпускников; феномен наставничества распространяется в детских учреждениях и у выпускников [11]. В программе Десятилетия детства до 2027 года предусмотрены меры по содействию осуществлению прав выпускников (жилье, учеба, трудоустройство и пр.), а также расширяется система постинтернатного сопровождения [12].

В организации помощи и поддержки выпускников детских домов/интернатов, а также и замещающих семей тем не менее наблюдается нехватка программ для подготовки подростков, которые выросли в условиях депривации и нарушения привязанности, к жизни вне детского учреждения или замещающей семьи. Дети в детских учреждениях, как правило, не приучены к реализации бытовых навыков (приготовление пищи, стирка и т. д.), испытывают дефицит финансовой грамотности и планирования, не привыкли выстраивать отношения со внешним миром в целом. Часто жизнь в закрытом учреждении приводит к иждивенческим установкам, пассивности жизненной позиции, низкому уровню правовой грамотности, повышенному уровню виктимности. В связи с этим подготовка к самостоятельной жизни выпускников детских учреждений, а также и замещающих семей остается актуальной темой.

Подготовка к самостоятельной жизни цель этого процесса в формировании у подростков уверенности в том, что они могут справиться со сложными ситуациями в самостоятельной жизни. Они для этого получают необходимые социальные и бытовые навыки, а также учатся принимать ответственность за свои поступки и относиться более ответственно к своей жизни.

Значимость исследования проблем подготовки выпускников детских учреждений и замещающих семьей обуславливается ростом количества социальных проблем, связанных с поведением выпускников сиротских учреждений, а также неподготовленностью их к самостоятельной жизни.

Навыки, которые молодым взрослым необходимы для того, чтобы найти свое место и эффективно функционировать в социуме, формируются с большими трудностями у детей, которое долгое время проживали в детских учреждениях. Это не в последнюю очередь обусловлено спецификой первичной социализации таких детей. Они плохо адаптируются к самостоятельной жизни, и вследствие этого в обществе им присвоен довольно низкий статус, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на качество их жизни.

Зарубежный опыт системы подготовки выпускников детских домов/интернатов и замещающих семей представляет несомненный интерес в контексте изучения условий таких аспектов, как, например, преодоление стресса, отношение к риску, потребности молодых людей, их жизнестойкость [1, 2, 3, 4].

В данной работе сравниваются системы подготовки выпускников детских домов/интернатов, а также замещающих семей в России и Германии.

Новизна

Исследуются и сравниваются системы подготовки выпускников детских учреждений и замещающих семей к самостоятельной жизни в России и Германии. Изучаются вопросы: какие подходы лежат в основе организации и оценки подготовки выпускников, как организована подготовка на практике и какую поддержку получают выпускники, а также на основе каких показателей строится оценка успешности выпускников в самостоятельной жизни в обеих странах?

Эмпирическая база исследования — Ассоциации замещающих родителей, объединения выпускников замещающих семей и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России и Германии, социальные сети. Выборку составили 60 бывших воспитанников замещающих семей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет (средний возраст 20.4 — России, 20.6 — Германия).

Научно-теоретическая новизна заключается в ознакомлении и сравнении разных систем подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни.

Выводы из теоретического исследования

Специфика взросления воспитанников организаций для детей-сирот определяется следующим противоречием. Общая тенденция замедления и удлинения периода перехода во взрослую жизнь вступает в противоречие с необходимостью ускоренного взросления, связанного с более ранним наступлением стартовых событий взросления, меняющих социальный статус человека и устройство его жизни: завершение получения образования, первое трудоустройство, партнерство, рождение ребенка.

При этом время обучения и начала карьеры, которое используется как пауза во взрослении, в отношении сирот ограничено ввиду менее длительного периода обучения из-за получения ими профессий, не требующих длительной подготовки.

В отношении сирот в России действуют дополнительные государственные гарантии по социальной поддержке — внешние детерминанты готовности к самостоятельной жизни, связанные с установленной взаимосвязью: чем больше поддержка государства, тем раньше и интенсивнее происходит взросление. На этом фоне интересно посмотреть на немецких выпускников. У них нет таких гарантий — в 18 лет они вынуждены себе искать жилье на открытом рынке, поступать на обучение на общих условиях и т. д.

Анализ литературы показывает, что набор характеристик, раскрывающих устойчивые социально-психологические особенности, обеспечивающие готовность воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни, связан с тем, какое понятие выбрано в качестве ключевого (самостоятельность, жизнестойкость, жизненное самоопределение, жизненные навыки, компетентность, психологическая готовность и др.) [7, 8]. В данном исследовании ключевым понятием является жизнестойкость.

В рамках концепции жизнестойкости рассматриваются жизненные навыки, способствующие вхождению подростков в мир «взрослости» и неопределенности. Выделяются разные наборы жизненных навыков. Подчеркивается важность гибких навыков (soft skills) — кроссфункциональные навыки, которые в современном мире требуются вне зависимости от того, в какой профессии вы работаете (навыки критического мышления, решения задач, публичного выступления, делового общения, работы в команде, цифрового общения, организации деятельности, поиска и проверки информации, способность учиться и адаптироваться к изменениям и др.). Определено, что разнообразное использование ресурсов Интернета является неотъемлемой характеристикой успешно адаптированного в социуме современного молодого человека.

Как отличительную черту можно выделить, что в Германии в последние годы усиленно развивается движение care leavers. Они сами хотят принимать участие в том, как формулируются, например, законы в их секторе. В то же время их ассоциации помогают будущим выпускниками справляться с трудностями [1, 5].

Выводы из эмпирического исследования

В эмпирической части проверяется выдвинутая общая гипотеза исследования : Эффективность подготовки выпускников из организаций для детей-сирот и приемных семей в России и Германии к самостоятельной жизни различается по показателям сформированности у выпускников жизнестойкости, самоэффективности и оптимизма.

В ходе эмпирического исследования получены результаты по уровню жизнестойкости (включает в себя блоки: вовлеченность, контроль и принятие риска), диспозиционного оптимизма и самоэффективности.

По всем примененными методиками российская группа набирает более высокие данные, чем их немецкие сверстники. Однако, разница не очень значительная. По жизнестойкости та и другая группы находятся близко к низкому уровню, по оптимизму выше среднего уровня, а по самоэффективности в рамках среднего уровня.

Результаты по мониторингу, в основном, также похожи для обеих групп. Где они разнятся, — это вопросы, которые касаются материального обеспечения. Здесь российская группа благодаря социальным гарантиям явно менее тревожна.

Заключение

Как можно интерпретировать тот факт, что полученные данные у российской группы везде более положительные? Значит ли это, что российские программы подготовки эффективнее? Вряд ли можно делать такой вывод. Если смотреть на группы респондентов: это молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет. В обеих странах они вынуждены покинуть детские учреждения, а часто и замещающие семьи с достижением совершеннолетия. В то же самое время выезд их сверстников из кровных семей состоится все позже; часто близко к середине третьего десятилетия. В подобной ситуации находятся молодые выпускники в обеих странах. Разница в том, что в России есть социальные гарантии, такие как выделение собственной квартиры и продолжение государственных выплат до 23 лет, если выпускник учится или получает профессиональное образование. В Германии же выпускник покидает учреждение или замещающую семью, вынужден сам себе искать квартиру или комнату на свободном рынке; самостоятельно продолжить учебу или искать работу, потому что не на что оплачивать съемное жилье. Часто еще существует пробел между окончанием одного вида поддержки и началом другого (детское пособие и пособие по безработице, например). Таким образом, у немецкого выпускника существуют экзистенциальные проблемы — где жить, на что купить еду. Пока основные потребности не удовлетворены, очень сложно думать о таких целях как, например, самореализация.

В России все льготы сохраняются до достижения 24 лет, если молодой взрослый учится или получает профессиональное образование. К этому времени те выпускники, кому по закону положено, обычно уже получают свою квартиру. Но в силу того, что долго ждали, деньги, которые у них накопились в течение всей жизни и которые им были доступны сразу по достижению совершеннолетия, очень часто уже все потрачены. Не на что благоустроить квартиру. Пока пособия к ним поступали без малейших усилий с их стороны, у выпускников развивалось иждивенческое отношение. Они не привыкли к тому, чтобы самим зарабатывать и заботиться о своей жизни. Тем не менее, в 24 года они оказываются в подобной ситуации, как и выпускники в Германии в 18 лет. Здесь показывается дилемма в том, что с одной стороны, социальные гарантии позволяют отложить окончательный переход в полностью самостоятельную жизнь. Это ввиду международных тенденций позднего выхода семейных детей из дома родителей безусловно хорошо. Однако, с другой стороны, таким образом усугубляются иждивенчество и виктимизация. На этом фоне было бы интересно повторить такое исследование с респондентами с 24 до 30 лет.

Литература:

  1. Care Leaver Hearing, Bundesministerium fuer Familie, Senioren, Frauen und Jugend (2016). Dokumentation. IGFH, Frankfurt/Hildesheim
  2. Gabriel T., Keller S., Bombach C. (2012). Vulnerability and Well-Being Decades after Leaving Care. Frontiers in Psychology, Vol. 12, pp. 1–11. doi:10.3389/fpsyg.2021.577450
  3. Gates L. B., Pearlmutter S., Keenan K., Divver C., Gorroochurn P. (2018). Career readiness programming for youth in foster care. Children and Youth Services Review, Vol. 89, pp.152–164. doi:10.1016/j.childyouth.2018.04.003
  4. Häggman-Laitila А., Salokekkilä P., Karki S. (2018). Transition to adult life of young people leaving foster care: A qualitative systematic review [Электронный ресурс] // Children and Youth Services Review. Vol. 95. P. 134–143. doi:10.1016/j.childyouth.2018.08.017.
  5. Heyer, L., Koch J., Moeller T., Schroer W., Thomas, S. (2022). Infrastrukturen fuer den Leaving Care Prozess gestalten: Acht kommunale Baustellen. Fachstelle Leaving Care. IGFH, Frankfurt.
  6. McGuire A., Jackson Y. (2018). Dimensions of maltreatment and academic outcomes for youth in foster care [Electronic resource]. Child Abuse & Neglect, Vol. 84, pp. 82–94. doi:10.1016/j.chiabu.2018.07.029.
  7. Sievers, B. (2013): Die Care Leavers Association in Grossbritannien. In: Forum Erziehungshilfen, 19. Jahrgang, Heft 3, Bletz Juventa, Weinheim
  8. Бобылева И. А. (2016). Социально-педагогическая поддержка воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот: Монография. — М.: БФ «Расправь крылья!»
  9. Доклад по итогам мониторинга эффективности реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017. Том 1 / Науч. ред. В. В. Рубцов, Г. В. Семья. М., 2018.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70661542/ (дата обращения: 02.11.2021).
  11. Семья Г. В., Телицина А. Ю. (2016). Роль некоммерческих организаций и института добровольчества в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Психологическая наука и образование. Том 21. № 1. С. 168–183.
  12. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71684480/#friends (дата обращения: 02.05.2021).
  13. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10135206/ (дата обращения: 02.11.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная жизнь, Россия, попечение родителей, выпускник, Германий, жизнь, навык, ребенок, российская группа, семья.


Похожие статьи

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Социальная ситуация развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется ранней депривацией данной категории детей, отсутствием полноценных взаимоотношений со значимыми взрослыми, воспитанием в условиях учреждения, где...

Профилактика и предупреждение правонарушений, совершаемых...

ребенок, Россия, попечение родителей, родитель, асоциальное поведение, семья, Липецкая область, преступная деятельность, родительское попечение, самостоятельная жизнь. Похожие статьи.

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация...

попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, родительское попечение

Основные термины (генерируются автоматически): семья, попечение родителей, ребенок

ребенок, особое внимание, учитель, дом, Россия, самостоятельная жизнь, детский дом...

Подготовка выпускников сиротских учреждений...

Подготовка выпускников сиротских учреждений к самостоятельной жизни в социуме.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, попечение родителей, ребенок. ребенок, особое внимание, учитель, дом, Россия, самостоятельная жизнь, детский дом...

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема, ребенок, попечение родителей, социальная компетентность

В данной статье рассматриваются адаптационные процессы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в интернатном...

Трудности, возникающие у выпускников детского дома при...

Адаптация выпускников детских домов к самостоятельной жизни — проблема

самостоятельная семейная жизнь, семейная жизнь, дом, подготовка детей-сирот, семья

Ребенок-сирота испытывает дефицит внимания со стороны взрослых, поскольку в детских.

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация...

попечение родителей, ребенок, учреждение, детский дом, дом, самостоятельная жизнь, социальная адаптация, общественное воспитание, профессиональное самоопределение, психологическое обеспечение.

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни через...

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная жизнь, выпускник, жизнь, пособие, работа, рабочее место, ребенок.

Первое место в мире по числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимает Россия.

Проблема подготовки воспитанников детского дома к семейной...

Дети-сироты привыкли к тому, что о них постоянно заботятся: покупка одежды, приготовление еды и уборка помещения — все это выполняет персонал детского дома. Поэтому по выходу из детского дома дети-сироты часто неспособны даже на то, чтобы просто поухаживать за собой...

Похожие статьи

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Социальная ситуация развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется ранней депривацией данной категории детей, отсутствием полноценных взаимоотношений со значимыми взрослыми, воспитанием в условиях учреждения, где...

Профилактика и предупреждение правонарушений, совершаемых...

ребенок, Россия, попечение родителей, родитель, асоциальное поведение, семья, Липецкая область, преступная деятельность, родительское попечение, самостоятельная жизнь. Похожие статьи.

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация...

попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, родительское попечение

Основные термины (генерируются автоматически): семья, попечение родителей, ребенок

ребенок, особое внимание, учитель, дом, Россия, самостоятельная жизнь, детский дом...

Подготовка выпускников сиротских учреждений...

Подготовка выпускников сиротских учреждений к самостоятельной жизни в социуме.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, попечение родителей, ребенок. ребенок, особое внимание, учитель, дом, Россия, самостоятельная жизнь, детский дом...

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема, ребенок, попечение родителей, социальная компетентность

В данной статье рассматриваются адаптационные процессы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в интернатном...

Трудности, возникающие у выпускников детского дома при...

Адаптация выпускников детских домов к самостоятельной жизни — проблема

самостоятельная семейная жизнь, семейная жизнь, дом, подготовка детей-сирот, семья

Ребенок-сирота испытывает дефицит внимания со стороны взрослых, поскольку в детских.

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация...

попечение родителей, ребенок, учреждение, детский дом, дом, самостоятельная жизнь, социальная адаптация, общественное воспитание, профессиональное самоопределение, психологическое обеспечение.

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни через...

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная жизнь, выпускник, жизнь, пособие, работа, рабочее место, ребенок.

Первое место в мире по числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимает Россия.

Проблема подготовки воспитанников детского дома к семейной...

Дети-сироты привыкли к тому, что о них постоянно заботятся: покупка одежды, приготовление еды и уборка помещения — все это выполняет персонал детского дома. Поэтому по выходу из детского дома дети-сироты часто неспособны даже на то, чтобы просто поухаживать за собой...

Задать вопрос