Формирование учебной мотивации у младших школьников через ситуацию успеха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 февраля, печатный экземпляр отправим 15 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 04.06.2022

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Трифонова, А. Д. Формирование учебной мотивации у младших школьников через ситуацию успеха / А. Д. Трифонова, Е. А. Кукуев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 536-538. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92545/ (дата обращения: 03.02.2023).



В статье представлены теоретические положения об учебной мотивации; возрастные особенности ее формирования у младших школьников. Раскрываются теоретические аспекты такого средства как ситуация успеха. Экспериментально доказывается его положительное влияние на формировании учебной мотивации у учеников третьих классов.

Ключевые слова: учебная мотивация, ситуация успеха.

К определению понятия учебная мотивация мы подошли с точки зрения автора, писавшего о мотивации в 20 веке, Гинзбург М. Р., он говорил, что это «показатель результативности деятельности образовательного учреждения, совокупности ведущих мотивов» [4, с. 12].

Обратились к работам нейропсихолога XXI века Ксениии Вотяковой, она говорит, что учебная мотивации — это «система психических и психофизиологических процессов, которые отвечают за побуждение и направление деятельности, за настойчивость и за способность долго концентрироваться на предмете деятельности» [5, с. 134].

А также, мы обратились к статье зарубежных авторов. В ней написано, что мотивацию «можно интерпретировать как движущую силу, возникающую у учащихся, которая приводит к учебной деятельности, обеспечивая непрерывность обучения…» [10, с. 53]

Из определений можно сделать вывод, что учебная мотивация это:

1) это один из видов мотивации;

2) направляющий обучающегося (движущая сила) на решения учебных задач;

3) под влияние внешних и внутренних факторов (учитель, образовательная среда, организация учебного процесса).

Учебную мотивацию многие авторы классифицируют, опираясь на различные характеристики.

Например, Ильина Т. А за основу классификации берет характеристику побуждений. Отсюда она выделяет следующие мотивы: «1) Мотивы, непосредственно побуждающие (зависят от личности и деятельности; опираются на непроизвольное внимание и положительные эмоции); 2) Мотивы, перспективно побуждающие (связаны с личными целями ученика; опираются на произвольное внимание, связанное с сознательно поставленной целью); 3) Мотивы интеллектуального побуждения (связаны с интересом к процессу умственной деятельности)» [6, с. 47].

Другой психолог, Божович Л. И., отталкивается от характеристики направленности деятельности учащихся. Она делит мотивы на «познавательные мотивы (порождаемые учебной деятельностью, связанные с содержанием и процессом учения) и социальные мотивы (порождаемые всей системой отношений существующих между ребенком и окружающей его действительностью)» [3, с. 36].

Следуя той же логике, классифицирует мотивы Маркова А. К. Но она вносит изменения в этот подход, разделяя познавательные мотивы на «1) Широкие познавательные мотивы (ориентация школьников на овладение новыми знаниями); 2) Учебно-познавательные мотивы (ориентация школьников на усвоение способов добывания знаний); 3) Мотивы самообразования (направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний) [9, с. 7]. А социальные на «1) Широкие социальные мотивы (стремление получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, понимание необходимости учиться и в чувстве ответственности); 2) Узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, заслужить у них авторитет)» [9, с. 8].

Рассмотрим особенности мотивов младших школьников, их приоритетность в зависимости от возраста.

По Марковой А. К. мы можем» проследить общую динамику учебной мотивации с 1 по 3 класс. Она говорит, что «вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к первым результатам учебного труда и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее — к способам добывания знаний» [9, с. 44].

Разграничим возрастные изменения по классификации мотивов. Изменение познавательных мотивов происходит так «от интереса к отдельным фактам к интересу к закономерностям, принципам» [9, с.44]. Примерно в 9 лет у «может закладываться и интерес к способам приобретения знаний» [9, с. 44].

Маркова А. К. пишет, что «социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения… к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя». Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Отношение младшего школьника к учителю в целом доброжелательное и доверчивое, хотя его огорчает получение плохих отметок. Уже появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей» [9, с. 44].

И самое важное, что пишет Маркова А. К. «положительное отношение к учению несколько снижается к концу начальной школы… Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в I-II классах и заметно снижается в III классе…» [9, с. 45]. Поэтому для своего исследования мы выбрали учеников третьих классов.

Теперь остановимся на средстве формирования учебной мотивации — ситуации успеха. По Безруковой В. С. « это такая совокупность обстоятельств и действий учителя и ученика, действуя согласно которым ученик достигает успеха в решении учебных задач» [1, с. 732].

Здесь же, считаем нужным рассмотреть условия использования ситуации успеха «…создание доброжелательной атмосферы в классе; снижение страха, психологической зажатости, повышение уверенности у учеников» [2, с. 30].

Далее перейдем к методике создания ситуации успеха на уроках. Лисицына Е. А и Еремина О. В. предлагает следующий алгоритм:

  1. «установка на деятельность (эмоциональная подготовка, проба, напоминание — мотивационный этап);
  2. обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения задания — организационный этап);
  3. сравнение полученных результатов с ожиданиями учащегося — (результативный этап)» [7, с. 16].

Основываясь на вышеизложенном теоретическом материала, мы составили экспериментальную программу, состоящую из 22 уроков по математике и первичной и вторичном проведении диагностик (методики М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации», «Лесенка побуждений» Елфимовой Н. В. и «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой). На каждом урока нами использовался один прием создания ситуации успеха (проблемная ситуация, дидактические игры, мобилизация активности + опора на жизненный опыт, дифференциация заданий по уровню сложности ил количеству, «Найди ошибку», «Обмен ролями», «Педагогический рисунок», «Даю шанс»), а также вербальные и невербальные, групповые и индивидуальные (персональная исключительность, высокая оценка деталей).

Мы проводили исследование в двух классах: контрольный (3 «В») и экспериментальный (3 «А»).

При анализе результатов по методике Н. Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации» мы получили следующие данные: увеличилось желание идти в школу, делать домашнее задание; уменьшилось количество учеников, которые хотят только одни перемены и отмены уроков. А также, стало больше детей, которым симпатизируют одноклассники. В табл. 1 представлены количественные данные.

Таблица 1

Результаты анкетирования по методике Н. Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»

Уровень мотивации

До

После

ЭК (3 «Г»)

КС (3 «В»)

ЭК (3 «Г»)

КК (3 «В»)

Высокий

8

10

14

6

Средний

10

10

9

8

Низкий

11

11

6

12

При анализе полученных данных с помощью U-критерия Манна-Уитни мы получили следующие выражения:

Uэмп = 346 > Uкр = 278, при p≤0.05 (ЭК 3 «Г» и КК 3 «В»)

Uэмп = 244 < Uкр = 278, при p≤0.05 (ЭК 3 «Г» и КК 3 «В»)

Так как Uэмп меньше, то статистически значимые различия между выборками выявлены.

При анализе результатов по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» мы получили следующие данные. Во-первых, увеличилось количество учеников, которые ходят в школу, потому им нравится учиться, или они хотят получить профессию, то есть мы можем сказать, что преобладают познавательные и социальные мотивы. Во-вторых, уменьшилось количество детей, которые учатся ради оценок, похвалы со стороны учителя, родителей и получения авторитета у сверстников, то есть мы говорим о снижение преобладания мотивов оценки и внешнего мотивы (отрицательная мотивация). В табл. 2 представлены количественные данные.

Таблица 2

Результаты анкетирования по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»

Уровень мотивации

До

После

ЭК (3 «Г»)

КС (3 «В»)

ЭК (3 «Г»)

КК (3 «В»)

Высокий

15

14

19

8

Средний

8

9

8

9

Низкий

6

3

2

9

При анализе полученных данных с помощью U-критерия Манна-Уитни мы получили следующие выражения:

Uэмп = 324,5 > Uкр = 278, при p≤0.05 (ЭК 3 «Г» и КК 3 «В»)

Uэмп = 268 < Uкр = 278, при p≤0.05 (ЭК 3 «Г» и КК 3 «В»)

Так как Uэмп меньше, то статистически значимые различия между выборками выявлены.

Анализ результатов по методике Н. В. Елфимовой «Лесенка побуждений» показал, что увеличилось количество учеников с гармоничным сочетанием мотивов, при этом на первом месте стоят широкие социальные и познавательные. Ученики хотят все знать и быть полезными людям. На втором месте стоят процессуальный и учебно-познавательный мотивы. Т. е. ученики заинтересованы процессом обучения; им нравится решать задачи, искать информацию в разных источниках, узнавать новое. В табл. 3 представлены количественные данные.

Таблица 3

Результаты анкетирования по методике Н. В. Елфимовой «Лесенка побуждений»

Сочетание мотивов

До

После

ЭК

(3 «Г»)

КС

(3 «В»)

ЭК

(3 «Г»)

КК

(3 «В»)

Гармоничное сочетание мотивов

5

3

10

8

Доминирование познавательных мотивов

17

17

16

17

Доминирование социальных мотивов

13

11

7

6

Таким образом, можно сделать вывод о том что, использование ситуации успеха на уроках может способствовать формированию учебной мотивации у младших школьников. Это повысить уровень мотивации, и поставит во главу социальные и познавательны мотивы, что будет говорить о том, что формируется положительная (внутренняя) мотивация.

Литература:

  1. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры / В. С. Безрукова. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 937 c.
  2. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя / А. С. Белкин. — М.: Просвещение, 1991. — С. 168.
  3. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под редакцией Божович Л. И. и Л. В. Благонадежной. — М., 2010. — 256с.
  4. Гинзбург М. Р. Развитие мотивов учения у детей 6–7 лет // Особенности психологического развития детей 6–7 летнего возраста. — М.: 1988.
  5. Вотякова К. «Учебная мотивация школьника: 4 главные причины исчезновения», 2021. URL: https://teacher.yandex.ru/post/uchebnaya-motivatsiya-shkolnika-4-glavnye-prichiny-ischeznoveniya
  6. Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций. [Для пед. ин-тов] / Т. А. Ильина. — М.: Просвещение, 1984. — 495 с.
  7. Лисицына Е. А., Еремина О. В. Создание ситуации успеха как фактор мотивации к обучению //ББК 74.04 С 56. — 2020. — С. 17. URL:https://emc21.ru/wpontent/uploads/2020/03/Sbornik_Sovremennye-tendentsii.pdf#page=17
  8. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. –– М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  9. Puspitarini Y. D., Hanif M. Using Learning Media to Increase Learning Motivation in Elementary School //Anatolian Journal of Education. — 2019. — Т. 4. — №. 2. — С. 53–60. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1244451
Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, мотив, анализ результатов, Оценка уровня, результат анкетирования, ситуация успеха, уровень мотивации, учебная деятельность, ученик, школьная мотивация.


Похожие статьи

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

Результаты исследования развития мотивации младших школьников — на уровне деятельности (учебная мотивация) и на надситуативном уровне (мотивация, отражающая отношение к миру и себе, и определяющая основные тенденции поведения) представлены в...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

Выделяют пять уровней учебной мотивации: I — высокий уровень школьной мотивации

Исследование проводилось методом письменного анкетирования, что позволило охватить

Учебная мотивация — это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность [3]...

К вопросу о мотивации школьников | Статья в журнале...

В случае мотивации к успеху, ученик будет стараться ставить амбициозную цель и идти к

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности

Мотивация — это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит...

Теоретические основы исследования учебной мотивации...

От силы мотивации, ее структуры и ведущих учебных мотивов зависит эффективность

Учебная мотивация — это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность [3]. В

Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только...

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе...

Формирование учебной мотивации младших школьников...

Цель методики — изучение уровня учебной (школьной) мотивации. По результатам анкетирования у первого класса выявлен второй уровень учебной мотивации, который соответствует средней норме. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные...

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

 В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная

Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности школьника

Мотивация учебной деятельности школьника. Авторы: Ахмедова Айшат Магомедовна

Анализ особенностей мотивации учения у школьников разных возрастов обнаружил

школьная мотивация, психологическая культура, ребенок, высокий уровень, учебная...

Формирование мотивации и познавательной активности...

Мотивация школьника проявляется в учебном процессе. Мотивация связана с большим количеством различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной...

Похожие статьи

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

Результаты исследования развития мотивации младших школьников — на уровне деятельности (учебная мотивация) и на надситуативном уровне (мотивация, отражающая отношение к миру и себе, и определяющая основные тенденции поведения) представлены в...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

Выделяют пять уровней учебной мотивации: I — высокий уровень школьной мотивации

Исследование проводилось методом письменного анкетирования, что позволило охватить

Учебная мотивация — это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность [3]...

К вопросу о мотивации школьников | Статья в журнале...

В случае мотивации к успеху, ученик будет стараться ставить амбициозную цель и идти к

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности

Мотивация — это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит...

Теоретические основы исследования учебной мотивации...

От силы мотивации, ее структуры и ведущих учебных мотивов зависит эффективность

Учебная мотивация — это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность [3]. В

Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только...

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе...

Формирование учебной мотивации младших школьников...

Цель методики — изучение уровня учебной (школьной) мотивации. По результатам анкетирования у первого класса выявлен второй уровень учебной мотивации, который соответствует средней норме. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные...

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

 В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная

Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности школьника

Мотивация учебной деятельности школьника. Авторы: Ахмедова Айшат Магомедовна

Анализ особенностей мотивации учения у школьников разных возрастов обнаружил

школьная мотивация, психологическая культура, ребенок, высокий уровень, учебная...

Формирование мотивации и познавательной активности...

Мотивация школьника проявляется в учебном процессе. Мотивация связана с большим количеством различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной...

Задать вопрос