Жанровые черты очерка в статье «Зачем нам война?» И. П. Руденко | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 04.06.2022

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Зезюлькин, Д. Д. Жанровые черты очерка в статье «Зачем нам война?» И. П. Руденко / Д. Д. Зезюлькин, Е. М. Букаты. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 586-588. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92535/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассмотрены особенности жанра проблемного очерка И. П. Руденко «Зачем нам война?»: документальность, факты, правдивое событие; внимание автора сосредоточено на внешней реальности; авторское «я» собирает многоголосие в единый хор голосов; универсальность; тропы и др.

Ключевые слова : жанр, очерк, И. П. Руденко, публицистика, Зачем нам война.

Для периода «оттепели» (после 1956 года) характерен подъем журналистской и публицистической деятельности, когда выросло количество изданий, увеличились их тиражи.

«Комсомольская правда» — советская и российская ежедневная общественно-политическая газета, пользовавшаяся необыкновенной популярностью в 1960–1980 годы. Газета была основана 13 марта 1925 года как официальный орган ВЛКСМ. Инна Павловна Руденко (1931–2016), которая начала свою профессиональную карьеру в середине 1950-х годов, являлась одной из значимых фигур в русской публицистике второй половины XX века, её называли «Золотым пером в газете “Комсомольская правда”». Без малого шесть десятилетий (1960–2010 гг.) она провела в стенах редакции «Комсомольской правды», являлась лауреатом многих журналистских и литературных премий. Темы статей И. П. Руденко актуальны по сей день: проблема жестокого отношения к людям на почве межнациональной или расовой розни, проблемы социально‑бытового характера и т. д.

Очерк относят к описательным разновидностям текстов, у очерка или очень простой сюжет, или его нет. Этот жанр фиксирует мнения автора и/или его сугубо личный опыт; он похож на репортаж и, можно сказать, имеет более простую форму. Темы очерка очень разнообразны: это могут быть автобиографические переживания, социальные проблемы или путевые заметки. Очерк акцентирует внимание не на формировании характера личности в конфликтных ситуациях в определенной социальной среде, как в рассказе, а на проблемах гражданского и нравственного состояния конкретной социальной среды [3, с. 22–31].

Мы будем опираться преимущественно на типологии и признаки очерка, выделенные А. А. Тертычным [5, с. 239], М. Н. Кимом [2, с. 194], C. К. Жусуевой [1, с. 321].

«Зачем нам война?» [4, c. 65–70] — так называется один из отважных и актуальных материалов Инны Руденко о простых советских людях (детях и взрослых), которые в 1980-е годы писали в редакцию «Комсомольской правды» и участвовали в комсомольско-молодежной антивоенной акции «Я голосую за мир». Свыше 70 млн. чел. участвовали в этой акции: читателям газеты предлагалось откликнуться и высказаться на тему «Я голосую за мир». Подобные акции были регулярными в Советском Союзе с его стремлением предотвратить опасность следующей мировой войны, борьбой с милитаризмом. Свыше «15 тысяч писем и телеграмм было «получено только редакцией “Комсомольской правды”» [4, c. 69]. Читатели присылали в редакцию газеты свои послания: самому младшему автору цитируемого в очерке письма было 7 лет, а самому старшему — 72 года.

Название «Зачем нам война?» тесно связно с темой материала — переживания и последствия войн, в которых принимал участие русский народ. Авторы писем писали даже о гражданской войне (1918–1920 гг.) и о Великой Отечественной войне 1941–1945 года.

Письма показывают, что война коснулась каждого из наших граждан. Все выбранные автором очерка письма демонстрируют яркое осуждение войны как явления. Война стала самым масштабным и трагическим событием в истории русского народа.

Главные герои очерка — это авторы разных возрастов из разных уголков СССР, которые отправили свои письма и телеграммы в редакцию «Комсомольской правды».

Композиция очерка состоит из эпизодов, которые строятся как рассуждение автора на заданную тему «Зачем нам война?», в которое вплетаются голоса (цитаты из писем читателей), подтверждающие своими историями, воспоминаниями о войне, аргументами и риторическими вопросами пацифистскую тему очерка.

«Саня Климов 7 лет, город Хабаровск.

У меня есть маленькая сестренка, ей всего 6 месяцев. Я не хочу войны. Я не хочу бояться. Я хочу посмотреть, какой будет моя сестренка, когда вырастет. Пожалуйста, сделайте так, чтобы был мир» [4, c. 68].

«Нестеренко Аня 13 лет, город Магнитогорск.

В так называемом третьем мире миллионы людей просто-напросто умирают от голода, а недостающие хлеб и молоко превращаются в западном мире в пушки. Зачем? “Я бы хотела задать этот вопрос Рейгану. — Вот что бы он ответил?”» [4, c. 65].

«А. Н. Васильева 72 года, Ленинград.

Была свидетельницей двух войн, страшусь встретиться с третьей. Часто задумываюсь о будущем своих детей и внуков… И потому, если потребуется, буду трудиться вдвойне» [4, c. 69].

Среди художественных средств выразительности, используемых и автором очерка, и авторами цитируемых ею писем, следует выделить риторические вопросы, метафоры, эпитеты и сравнения, прямую речь. Например:

– Прямая речь: «Я бы хотела задать этот вопрос Рейгану, — пишет Аня. — Вот что бы он ответил?» [4, c. 65].

Эпитеты: нечистую силу, крутой перелом, великий сказочник, трезвый реалист.

Метафоры: разорванный земной шар, черная логика.

Риторические вопросы, например: Зачем ей — война? А сколько таких деревень и аулов по всей нашей стране? Ну зачем человеку война?

По нашему мнению, статья «Зачем нам война?» является проблемным очерком, потому что И. П. Руденко выясняет причины возникновения проблемной ситуации, делает попытки определения ее дальнейшего развития и определяет последующие возможные пути решения данной проблемы. Проблема обращена к теме войны и ее последствиям, которая безжалостно вторглась в каждую семью и оставила ужасные последствия в жизни русского народа. И. П. Руденко предоставила в данном проблемном очерке факты, которые были собраны и выяснены самостоятельно, фактологичность является одним из отличительных признаков жанра очерка.

Из собранных нами (собранных из исследований, посвященных теории очерка) 34 жанровых признаков очерка в данном тексте ярко выражены 27. Особенно ярко представлены: документальность, факты, правдивое событие; внимание автора сосредоточено на внешней реальности; авторское «я» собирает многоголосие в единый хор голосов; универсальность; рисует нравственно‑социальные явления; отражает важные острые вопросы дня; экспрессивность как стилистический прием, с помощью которого происходит контакт с читателем; художественные средства изображения; описания, сопровождающиеся рассуждениями; выводы, в которых выражена авторская позиция; эмоциональная авторская мысль, которая комментирует, сопоставляет, оценивает и т. п.

Очерк «Зачем нам война?», включенный автором в сборник статей «Улица, по которой ты идёшь каждый день», наглядно демонстрирует сочетание острой тревоги автора, читателей по поводу возможности новой войны с неизбывным постоянством стремления к миру и спокойной жизни на планете. И жанр проблемного очерка становится наиболее адекватной эмоционально прочувствованной формой для воплощения подобного содержания.

Литература:

  1. Жусуева С. К. Социально-нравственные проблемы в очерках Ч. Айтматова // Материалы Межд. научно-практ. конф. «Айтматовские чтения-2016». — Бишкек, 2016. — С. 3–41.
  2. Ким М. Н. Жанры современной журналистики / М. Н. Ким. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.
  3. Репонь А. Очерк как прозаический жанр // Cross — Cultural Studies: Education and Science . — 2021. — Т. 6. № 1 . — С. 22–31.
  4. Руденко И. П. Зачем нам война? // Руденко И. П. Улица, по которой ты идёшь каждый день. — М.: Правда, 1986. — С. 65–70.
  5. Тертычный А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертычный. — М.: Аспект Пресс, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): война, проблемный очерк, русский народ, внешняя реальность, внимание автора, единый хор голосов, мир, правдивое событие, Прямая речь, социальная среда.


Ключевые слова

жанр, публицистика, очерк, И. П. Руденко, Зачем нам война

Похожие статьи

Информационная война в сети Интернет | Статья в журнале...

Информационная война в сети Интернет. Автор: Дворянкин Олег Александрович.

10. Прямая ложь. Данный метод распространяет различного рода информацию, являющуюся изначально

В таком потоке информации отыскать правдивую информацию становится просто нереально...

Внутренний монолог и несобственно-прямая речь в романах...

В русской науке вопросом свободной косвенной речи занимался М. М. Бахтин.

В несобственно-прямой речи происходит частичная трансформация внутренних реплик и мыслей персонажа в условиях авторского повествования.

Аргументация как способ выражения основания оценки в структуре...

Прямое доказательство – это обоснование тезиса аргументами без помощи каких-либо дополнительных построений. Косвенное доказательство – это обоснование истинности тезиса с помощью антитезиса – суждения, противоречащего тезису [11, с. 143].

Текстообразующий потенциал художественного дискурса в романе...

Реальное же событие является денотативно-сигнификативным конструктом дискурса как когнитивного феномена.

Писатель передает свое чувство нежной любви к людям, обычаям и природе тех мест, умело используя тот язык, на котором говорили его земляки.

Формирование у молодежи патриотического сознания...

В статье автор рассматривает вопросы патриотического воспитания молодежи, исторической памяти средствами изучении истории Великой Отечественной войны. Изучение истории ВОВ обосновано как средство формирования патриотического создания и исторической памяти...

Начало первой русской революции: роль Г. А. Гапона в событиях...

Библиографическое описание: Лысюк, Д. А. Начало первой русской революции: роль Г. А. Гапона

Организация вышеупомянутого священника стала центром общественно-социальной жизни

В данном отрывке необходимо обратить внимание на пророческое указание Гапона о...

Советы весны — лета 1917 года: проблемы войны и мира...

Автор указал на вопросы, имеющие непосредственно большое значение для страны того

В ходе февральских событий 1917 года сложился оригинальный политический режим

Костяев Э. В. Манифест Петроградского Совета «К народам всего мира» от 14 марта 1917 года...

Особенности исторической памяти молодежи о событиях великой...

Это важное событие для нашей страны для нас стало причиной исследования особенностей исторической памяти студенческой

Это и послужило проблемой данного исследования. Также молодежь меньше стала интересоваться событиями, происходящими во время ВОВ.

Актуальные вопросы Гражданской войны в России в оценке...

Внимание акцентировано на вопросах хронологических рамок, причинах и исходе

В то время как в ведущих странах мира произошла смена политического строя, Российское государство

И это привело к трагедии российского народа уже век спустя. На Гражданскую войну в России...

Формирование патриотизма на уроках русского языка

Целесообразно использовать на уроках русского языка местный краеведческий материал, так как он очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров.

Большую роль в воспитании патриотических качеств у школьников на уроках русского языка играют тесты.

Похожие статьи

Информационная война в сети Интернет | Статья в журнале...

Информационная война в сети Интернет. Автор: Дворянкин Олег Александрович.

10. Прямая ложь. Данный метод распространяет различного рода информацию, являющуюся изначально

В таком потоке информации отыскать правдивую информацию становится просто нереально...

Внутренний монолог и несобственно-прямая речь в романах...

В русской науке вопросом свободной косвенной речи занимался М. М. Бахтин.

В несобственно-прямой речи происходит частичная трансформация внутренних реплик и мыслей персонажа в условиях авторского повествования.

Аргументация как способ выражения основания оценки в структуре...

Прямое доказательство – это обоснование тезиса аргументами без помощи каких-либо дополнительных построений. Косвенное доказательство – это обоснование истинности тезиса с помощью антитезиса – суждения, противоречащего тезису [11, с. 143].

Текстообразующий потенциал художественного дискурса в романе...

Реальное же событие является денотативно-сигнификативным конструктом дискурса как когнитивного феномена.

Писатель передает свое чувство нежной любви к людям, обычаям и природе тех мест, умело используя тот язык, на котором говорили его земляки.

Формирование у молодежи патриотического сознания...

В статье автор рассматривает вопросы патриотического воспитания молодежи, исторической памяти средствами изучении истории Великой Отечественной войны. Изучение истории ВОВ обосновано как средство формирования патриотического создания и исторической памяти...

Начало первой русской революции: роль Г. А. Гапона в событиях...

Библиографическое описание: Лысюк, Д. А. Начало первой русской революции: роль Г. А. Гапона

Организация вышеупомянутого священника стала центром общественно-социальной жизни

В данном отрывке необходимо обратить внимание на пророческое указание Гапона о...

Советы весны — лета 1917 года: проблемы войны и мира...

Автор указал на вопросы, имеющие непосредственно большое значение для страны того

В ходе февральских событий 1917 года сложился оригинальный политический режим

Костяев Э. В. Манифест Петроградского Совета «К народам всего мира» от 14 марта 1917 года...

Особенности исторической памяти молодежи о событиях великой...

Это важное событие для нашей страны для нас стало причиной исследования особенностей исторической памяти студенческой

Это и послужило проблемой данного исследования. Также молодежь меньше стала интересоваться событиями, происходящими во время ВОВ.

Актуальные вопросы Гражданской войны в России в оценке...

Внимание акцентировано на вопросах хронологических рамок, причинах и исходе

В то время как в ведущих странах мира произошла смена политического строя, Российское государство

И это привело к трагедии российского народа уже век спустя. На Гражданскую войну в России...

Формирование патриотизма на уроках русского языка

Целесообразно использовать на уроках русского языка местный краеведческий материал, так как он очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров.

Большую роль в воспитании патриотических качеств у школьников на уроках русского языка играют тесты.

Задать вопрос