Особенности произвольной памяти детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 01.06.2022

Статья просмотрена: 1021 раз

Библиографическое описание:

Евтеева, А. Ю. Особенности произвольной памяти детей дошкольного возраста / А. Ю. Евтеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 647-649. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92484/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье представлен анализ психолого-педагогической, научной и специальной литературы по проблеме особенностей произвольной памяти в старшем дошкольном возрасте. Рассмотрены и обобщены труды отечественных учёных.

Ключевые слова: произвольная память, память, старшие дошкольники, дошкольный возраст.

Память является фундаментом для формирования интеллектуальных способностей дошкольника, от развития которого строятся другие познавательные процессы и качества личности (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов и др.).

В дошкольном возрасте происходят значительные изменения в мнемической деятельности. Поскольку память активно развивается в этом возрасте и включается в процесс формирования личности, она становится доминирующей функцией и становится в центр сознания ребёнка. [2] В этом возрасте дети очень быстро начинают овладевать знаниями, умениями и навыками. Это свидетельствует о том, что в памяти ребёнка происходят важные изменения в качественно-количественных характеристиках.

Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный период для развития памяти. Ни до, ни после дошкольного возраста ребенок не запоминает различную информацию с такой же лёгкостью. Ребенок без усилий способен запомнить большое количество сказок, стихотворений и другой информации. Запоминание часто происходит без волевых усилий и значительно увеличивается объём запоминаемого материала. [6]

У младших дошкольников память носит преимущественно непроизвольный характер. Ребёнок не ставит перед собой цель запомнить информацию и не использует специальные приёмы, чтобы её запомнить. Однако непроизвольное запоминание может быть достаточно прочным и точным. Легко запечатлеваются события, образы, действия, которые вызывают интерес у ребёнка. Также легко запоминается словесная информация, если она вызывает эмоциональный отклик у дошкольника. Эффективность непроизвольного запоминания только увеличивается на протяжении дошкольного возраста. [2]

Важнейшее изменение в памяти состоит в том, что в среднем дошкольном возрасте, примерно в 4–5 лет, она приобретает элементы произвольности. Целенаправленное запоминание и припоминание в среднем дошкольном возрасте появляются только эпизодически. Обычно они включаются в различные виды деятельности, поскольку запоминать что-либо нужно и в игре, и при выполнении заданий взрослых, а также во время подготовки детей к обучению в школе.

Леонтьев А. Н. отмечал, что в старшем дошкольном возрасте память превращается в особую мнемическую деятельность, которая подчинена особой цели — запомнить информацию. Прежде память обслуживала другие психические процессы; в данном же возрасте запоминание становится особым целенаправленным процессом: оно превращается во внутреннее действие и занимает новое место в структуре деятельности ребенка. [4] Память всё больше объединяется с речью и мышлением, благодаря этому она приобретает интеллектуальный характер. В этом возрасте ребёнок учится ставить перед собой цель запомнить, а также использовать простейшие приёмы запоминания .

Произвольная память не просто возникает на базе непроизвольной, для её развития требуется специальное обучение приемам запоминания и помощь со стороны взрослых. Специальные приёмы и способы запоминания ребёнок не изобретает сам. Мухина В. С. отмечает, что их дошкольнику в той или иной форме подсказывают взрослые. Для развития произвольности памяти, взрослому необходимо стимулировать ребенка к целенаправленному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т. е. ставить цель дошкольнику вспомнить что-либо. Ребёнок со временем сам начинает осмыслять, повторять материал. И в конце концов дети сами начинают осознавать значимость использования специальных техник для того, чтобы запомнить информацию. [5] Важнейшей оценкой развития произвольной памяти у старших дошкольников является способность выделять мнемические цели и контролировать их достижение, т. е. осуществлять самоконтроль.

Таким образом, в овладении элементами произвольной памяти можно выделить несколько этапов:

  1. Взрослым формируется словесная постановка цели на запоминание.
  2. Появление у ребёнка под воздействием взрослых намерение что-либо запомнить для того, чтобы припомнить это в будущем.
  3. Осознание и выделение мнемической цели, которая наблюдается;

а) когда ребёнок оказывается в таких ситуациях, которые требуют от него активного запоминания и припоминания;

б) когда мотив, побуждающий ребёнка к деятельности, является значимым для него, происходит принятие цели.

  1. Осознание и использование ребёнком некоторых приёмов запоминания, которые выделяются из знакомых видов деятельности.
  2. Появление действий самоконтроля, которые впервые появляются примерно в четырёхлетнем возрасте.

Исследованием сравнительной эффективности произвольного и непроизвольного запоминания на разных этапах дошкольного возраста изучались П. И. Зинченко. Исследование показало, что в младшем дошкольном возрасте эффективность непроизвольного и произвольного запоминания одинакова. Только в младшем школьном возрасте эффективность этих видов запоминания сближается, и в дальнейшем эффективность произвольного запоминания становится выше, чем непроизвольного. [1]

Исследованием возникновения и развития произвольных форм запоминания у детей занимался отечественный психолог А. Н. Леонтьев. Давая детям дошкольного возраста для запоминания слова, он предлагал им в качестве вспомогательного средства картинки. У старших дошкольников использование картинок в качестве вспомогательного средства существенно повышает эффективность запоминания. Если у младших дошкольников запоминание слов с помощью картинок и без них не различается, то у старших дошкольников эффективность запоминания при помощи картинок повышается в 2 раза. Всё это указывает на существенное развитие произвольной памяти у старших дошкольников. [7]

Исследованием произвольной памяти дошкольников занималась З. М. Истомина. Она ставила задачу дошкольникам разного возраста запомнить ряд слов в условиях лабораторных опытов и в ситуации игры. Одной из целей эксперимента было исследование эффективности памяти детей в условиях различной мотивации, т. е. в лабораторных опытах и в игре. Как показывают данные исследования, эффективность запоминания в ситуации игры заметно выше. Отмечается, что превращение процессов памяти в целенаправленные процессы, происходит у младшего дошкольника легче в игре, чем в лабораторных опытах. Детям это возраста легче выделяет цель запомнить. Однако у детей 6–7-ми летнего возраста заметной разницы между эффективностью запоминания в ситуации игры и в лабораторных опытах не выявлено. [3]

З. М. Истомина выделила 3 типа поведения детей при запоминании, которые соответствуют разным уровням развития произвольной памяти. З. М. Истомина выделила следующие уровни развития произвольной памяти дошкольников:

– низкий уровень, характеризующийся тем, что дошкольники не ставят цели запоминать и припоминать что-либо;

– средний уровень, который отличается наличием у детей цели запомнить и припомнить что-либо, но отсутствием использования специальных приёмов запоминания;

– высокий уровень, который характеризуется как наличием цели запомнить или припомнить, так и использованием специальных способов и приёмов для её достижения. [3]

По исследованиям З. М. Истоминой был сделан вывод, что у старших дошкольников преобладает второй и третий уровень развития произвольной памяти, причём большая часть детей была отнесена к группе с третьим уровнем развития памяти. Дети ставят себе цели запомнить информацию, используют для её осуществления различные способы запоминания. Также отмечено, что у старших дошкольников начинают совершенствоваться приёмы запоминания, дети начинают делать попытки образовывать внутренние связи между словами, что показывает переход произвольной памяти на более высокие уровни. По результатам исследования, можно сделать вывод, что к концу дошкольного возраста повышается эффективность произвольного запоминания, объём запоминаемой информации увеличивается, ошибок при воспроизведении становится меньше. [3]

Несмотря на видимые успехи в развитии произвольной памяти в старшем дошкольном возрасте, основной путь своего развития она проходит на следующих возрастных этапах.

Литература:

  1. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание / Акад. пед. наук РСФСР. О-во психологов. — Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 562 с.
  2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. -5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. 175 с. — 368 с.
  3. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В. -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.
  4. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания / Избранные психологические произведения. Т.1. — М.: Педагогика, 1983. — 391с.
  5. Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Изд. Академия, 1998. 456 с
  6. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника. М.: Академия, 2012.
  7. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): произвольная память, дошкольный возраст, дошкольник, ребенок, эффективность запоминания, непроизвольное запоминание, прием запоминания, произвольное запоминание, ситуация игры, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Педагогические условия развития смысловой произвольной...

Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников — обучение логическим приемам запоминания.

Эффективность запоминания зависит от функционального состояния ребёнка. Развитие памяти у детей дошкольного возраста.

Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного...

Произвольная память — это особая (мнемическая) деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала и связанная с использованием особых приемов или способов запоминания [2, с. 7]. Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем...

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

ребенок, дошкольный возраст, произвольная память, непроизвольное запоминание, дошкольное учреждение, картинка, предмет, продуктивность запоминания, развитие, способ запоминания.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

произвольная и непроизвольная память (зависит от степени волевой регуляции, а также от цели и способов запоминания и

Развитие памяти старших дошкольников средствами... Возможности для улучшения и развития памяти ребенка в дошкольном возрасте очень...

Особенности развития образной памяти у детей дошкольного...

Качественный анализ запоминания произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала показывает

дошкольный возраст, способность дошкольников, прием, старший дошкольный возраст, способность, развитие, произвольная память...

Проблема развития мнемических способностей дошкольников...

дошкольный возраст, способность дошкольников, прием, образная память, прием запоминания, произвольная память, развитие, способность, старший дошкольный возраст, учебная деятельность.

Развитие памяти старших дошкольников средствами...

Память ребенкадошкольника является ведущим познавательным процессом и позволяет успешно осваивать разнообразные способы социального взаимодействие в игре, процессы памяти в этом возрасте продолжают формироваться, и запоминают дошкольники в основном...

Дидактические игры для развития памяти как средство...

От младшего дошкольного возраста к старшему происходят заметные изменения памяти. К концу дошкольного возраста память выделяется в особую

С помощью постановки перед детьми специальных мнемических задач совершается переход к непроизвольной памяти.

Увеличение объема памяти у дошкольников приемами...

В дошкольном детстве преобладает наглядно-образная память и отчасти сенсорная, поэтому запоминание

– провести сравнительный анализ эффективности модели.

Сравнительный анализ развития и увеличения объема памяти у дошкольников приемами мнемотехники.

Похожие статьи

Педагогические условия развития смысловой произвольной...

Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников — обучение логическим приемам запоминания.

Эффективность запоминания зависит от функционального состояния ребёнка. Развитие памяти у детей дошкольного возраста.

Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного...

Произвольная память — это особая (мнемическая) деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала и связанная с использованием особых приемов или способов запоминания [2, с. 7]. Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем...

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

ребенок, дошкольный возраст, произвольная память, непроизвольное запоминание, дошкольное учреждение, картинка, предмет, продуктивность запоминания, развитие, способ запоминания.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

произвольная и непроизвольная память (зависит от степени волевой регуляции, а также от цели и способов запоминания и

Развитие памяти старших дошкольников средствами... Возможности для улучшения и развития памяти ребенка в дошкольном возрасте очень...

Особенности развития образной памяти у детей дошкольного...

Качественный анализ запоминания произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала показывает

дошкольный возраст, способность дошкольников, прием, старший дошкольный возраст, способность, развитие, произвольная память...

Проблема развития мнемических способностей дошкольников...

дошкольный возраст, способность дошкольников, прием, образная память, прием запоминания, произвольная память, развитие, способность, старший дошкольный возраст, учебная деятельность.

Развитие памяти старших дошкольников средствами...

Память ребенкадошкольника является ведущим познавательным процессом и позволяет успешно осваивать разнообразные способы социального взаимодействие в игре, процессы памяти в этом возрасте продолжают формироваться, и запоминают дошкольники в основном...

Дидактические игры для развития памяти как средство...

От младшего дошкольного возраста к старшему происходят заметные изменения памяти. К концу дошкольного возраста память выделяется в особую

С помощью постановки перед детьми специальных мнемических задач совершается переход к непроизвольной памяти.

Увеличение объема памяти у дошкольников приемами...

В дошкольном детстве преобладает наглядно-образная память и отчасти сенсорная, поэтому запоминание

– провести сравнительный анализ эффективности модели.

Сравнительный анализ развития и увеличения объема памяти у дошкольников приемами мнемотехники.

Задать вопрос