Правовое регулирование отношений в сфере образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 31.05.2022

Статья просмотрена: 2837 раз

Библиографическое описание:

Селедцов, В. А. Правовое регулирование отношений в сфере образования / В. А. Селедцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 385-387. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92414/ (дата обращения: 20.04.2024).



Последние несколько лет в нашей стране, упорно идет формирование построение правового государства. Формирование правовой среды внутри образовательной системы, является одной из важнейших задач государства.

Ключевые слова: сфера образования, правовое регулирование, образовательная организация, образовательный процесс.

Сфера образования, является одной из самых важных и развивающихся в нашей стране. Главная цель образования, это передача знаний детям, их воспитание и развитие. Грамотную политику в сфере образования и ее развитие, можно считать инвестициями в будущие.

Сфера образования, как и любая другая общественная сфера, имеет свою правовую составляющую. Вопросы правового регулирования в сфере образования регулирует закон «Об образовании в Российской Федерации». Предметом регулирования данного Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование. [2]

Для формирования механизма правового регулирования в сфере образования, необходимо четко определять, чем являются общественные отношения, с какими правовыми сферами они взаимодействуют и каким образом политика государства в сфере образования, влияет на это самое образование.

Под правовым регулированием можно подразумевать деятельность государства, государственных органов и уполномоченных организаций по регулированию общественных и социальных отношений путем разработки и установления необходимых правовых норм.

Правовое регулирование — это сложный и многогранный процесс, часть системы социального регулирования, которая взаимодействует со всеми сферами жизни общества, цель которого регулирование и защита интересов разных сторон социальных отношений.

Предметом регулирования правовых отношений в сфере образования, выступают общественные отношения, которые появляются в сфере образования в связи с реализацией права на образование, создание условий для реализации права на образование, а также обеспечение и регулирование вопросов развития и стабильного функционирования образовательной системы. Правовые отношение в сфере образование тесно связаны с правовыми отношениями других сфер общества. Сфера образования так же взаимодействует с отношениями в политической, социальной, экономической и духовной сфере.

Помимо сферы правового регулирования, существует еще одно понятие, которое играет важную роль — это пределы правового регулирования. Они устанавливают и регулируют границы, в рамках которых происходит правовое регулирование отношений.

Пределы правового регулирования зависят, прежде всего, от предмета правового регулирования. Общественные отношения, не подвергающиеся внешнему контролю, не могут регулироваться правом. Пределы бывают 2 видов:

  1. Объективные — определяются самими общественными отношениями, зависят от тех факторов, которые делают невозможным воздействие на предмет права;
  2. Субъективные — определяются самим законодателем, а именно его волей и желанием.

Важную роль при установке границ правового регулирования играет субъект. В качестве субъекта может выступать: государство, общественные организации, образовательные учреждения и т. п.

Правоотношениями принято называть разновидность общественных отношений в сфере права, регулируемые нормами права. Правоотношения представляют собой юридическую связь между субъектами, возникающую на основе права.

В Российской Федерации систему правового регулирования отношений в сфере образования составляет централизованное и децентрализованное регулирование.

Под термином «централизованное регулирование» понимается регулирование, осуществляемое органами государственной и муниципальной власти посредством принятия нормативных актов и применения нормативных актов судами в случае возникновения спора между субъектами образовательных правоотношений. [3]

Нормативно правовые акты, входящие в систему правового регулирования образовательных отношений, можно разделить по нескольким критериям:

  1. нормативные правовые акты, в которых закреплено право граждан на образование;
  2. нормативные правовые акты, регулирующие вопросы по реализации права на образование и оказанию образовательных услуг, регулируют принцип работы образовательной системы;
  3. нормативные правовые акты, которые регулирую финансовую часть и занимаются вопросами обеспечения, а также регулируют вопросы кредитования.

Право на образование входит в международные стандарты прав человека, что закреплено в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ч. 1 ст. 13 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах», ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах. Конституция РФ закрепила право каждого на образование в ст. 43.

Конституция РФ относит вопросы образования и воспитания к деятельности как Российской Федерации, так и ее субъектов. Данная норма позволяет регулировать вопросы правового регулирования образовательной деятельности, как на государственном, так и на местном уровне. На федеральном уровне принимаются федеральные законы, задается курс и направления развития образования, трактуются и разъясняются общие вопросы сферы образования, которые получат дальнейшие развитие в виде нормативных актов субъектов РФ, что позволяет принимать во внимание региональные и этнические особенности различных регионов. [2]

Нормативно-правовые акты включают в себя нормы и учитывают интересы субъектов правовых отношений и координируют их в зависимости от сложившейся политической, экономической и социальной ситуации.

Нормативно-правовой акт занимает лидирующую позицию среди источников права. В нем закреплены установленные правила и нормы поведения, охраняемые и поддерживаемые государством.

Согласно ст. 30 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным направлениям деятельности образовательной организации, ее осуществления и т. п. Так же в сферу деятельности образовательной организации входит решение вопросов по организации приему учеников, определение и составление режима занятий учеников, его форма и периодичность. Другой компетенцией образовательной организации, является контроль успеваемость, промежуточная аттестация, решение вопросов перевода, отчисления и восстановления обучающихся.

Система законодательных актов об образовании в Российской Федерации включают в себя Конституцию РФ, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и законы об образовании, принимаемые субъектами Российской Федерации. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и в ней закреплено право на образование (ст. 43) и ряд других прав, способствующих его реализации, а также в соответствии с принципом федерализма устанавливает федеральный и региональный уровни правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования. Законы федерального уровня включают в себя общее направление развития и регулируют вопросы сферы образования, которые получают дальнейшее развитие в законодательных актах субъектов Федерации с учетом положения и особенностей того или иного региона. [3]

Федеральный Закон «Об образовании в РФ», вступил силу 1 сентября 2013. Данный закон регулирует управленческие и финансово экономические отношения в сфере образования, а также определят сущность и содержание образовательного процесса, а также права и обязанности участников образовательного процесса.

В соответствии с законом «Об образовании в РФ» структура образования в РФ состоит из общего образования, профессионального образование, дополнительного образование и профессионального обучения.

Отличительной особенностью правовых отношений в сфере образования, является наличие у обоих сторон одновременно полномочий и обязательств. Образование играет огромную роль в развитии общества, как социального института, влияет на развитие государства, способствует созданию новых рабочих кадров, сохраняет культурное наследие и позволяет развиваться, как отдельному человеку, так и человечеству в целом. Для эффективного и стабильного развития и функционирования образования, оно должно быть упорядоченно и регламентировано. От эффективности и продуманности законов, регулирующих образовательную систему, зависит эффективность и качество уровня образования в стране.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (в редакции от 31 декабря 2014 года) // СЗ РФ. 31 декабря 2012 года. № 53 (часть первая). Ст. 7598.
  2. Матюшева Т. Н. Образование как общая ценность международного права // Теория и практика общественного развития. 2014. № 14.
  3. Толстик В. А., Дворников Н. Л., Каргин К. В. Системное толкование норм права. М.: Юриспруденция, 2010. с.136.
Основные термины (генерируются автоматически): сфера образования, правовое регулирование, образование, Российская Федерация, образовательная организация, отношение, конституция РФ, образовательная система, РФ, образовательный процесс.


Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

Ключевые слова: управление, образовательная организация, правовое регулирование.

Конституция РФ как акт высшей юридической силы закрепляет право на образование (статья 43) и

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт РФ...

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация

Законодательное регулирование права на образование. Российская Федерация, ГК РФ...

Законодательное регулирование права на образование

Российская Федерация, сфера образования, высшее образование, отношение, область образования, образование, образовательная

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на...

Особенности правового регулирования образовательных...

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, сфера

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт РФ...

Правовое регулирование современного российского...

Современная система нормативно-правового регулирования деятельностью школы в Российской Федерации была сформирована в соответствии с Конституцией РФ и Постановлением Правительства РФ от 9 января 1992 года.

Правовое регулирование образовательной деятельности в РФ

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, сфера образования, образование, образовательная

К законодательству, регулирующему отношения в области высшего образования в России, относятся: 1) Конституция РФ; 2)...

Новшества законодательства в сфере образования: субъекты...

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, образование, образовательная сфера, РФ, сфера образования, индивидуальный предприниматель, правовое...

Правоотношения в системе образования | Статья в сборнике...

Конституция Российской Федерации: официальный текст с историко-правовым комментарием.—

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, сфера образования, образование, образовательная сфера, РФ...

Отдельные проблемы административно-правового...

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, образование, образовательная сфера, РФ, сфера

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на...

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

Ключевые слова: управление, образовательная организация, правовое регулирование.

Конституция РФ как акт высшей юридической силы закрепляет право на образование (статья 43) и

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт РФ...

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация

Законодательное регулирование права на образование. Российская Федерация, ГК РФ...

Законодательное регулирование права на образование

Российская Федерация, сфера образования, высшее образование, отношение, область образования, образование, образовательная

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на...

Особенности правового регулирования образовательных...

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, сфера

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт РФ...

Правовое регулирование современного российского...

Современная система нормативно-правового регулирования деятельностью школы в Российской Федерации была сформирована в соответствии с Конституцией РФ и Постановлением Правительства РФ от 9 января 1992 года.

Правовое регулирование образовательной деятельности в РФ

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, сфера образования, образование, образовательная

К законодательству, регулирующему отношения в области высшего образования в России, относятся: 1) Конституция РФ; 2)...

Новшества законодательства в сфере образования: субъекты...

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, образование, образовательная сфера, РФ, сфера образования, индивидуальный предприниматель, правовое...

Правоотношения в системе образования | Статья в сборнике...

Конституция Российской Федерации: официальный текст с историко-правовым комментарием.—

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, сфера образования, образование, образовательная сфера, РФ...

Отдельные проблемы административно-правового...

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, образование, образовательная сфера, РФ, сфера

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на...

Задать вопрос