Трансформация инвестиционной, финансовой и инновационной деятельности предприятия в условиях кризиса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 01.06.2022

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Васильченко, Д. И. Трансформация инвестиционной, финансовой и инновационной деятельности предприятия в условиях кризиса / Д. И. Васильченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92409/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья посвящена проблеме трансформации деятельности предприятия в условиях кризиса. Выделяются и описываются характерные особенности инвестиционного, инновационного и финансового компонентов. В статье рассматриваются пути успешного преодоления кризисной ситуации инновационной компании. Значительное внимание в статье уделяется планированию как важнейшей составляющей инвестиционной стратегии в условиях кризиса. Для реализации инновационной деятельности в режиме кризиса в статье проанализированы такие аспекты как сотрудничество, генерация идей, продвижение продукта и создание ценности. В качестве основных способов финансового управления в кризисный период предложены оптимизация бюджета, мобилизация ресурсов компании, использование внутренних и внешних источников финансирования. Автор приходит к выводу, что в условиях кризиса первостепенным становится долгосрочное видение, и достижение цели стратегического развития бизнеса в будущем.

Ключевые слова: инновации,инвестиционнаядеятельность, финансирование, сотрудничество, лидерство, риски, заемный капитал, стратегическое развитие.

Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности [4].В условиях постоянно изменяющейся экономической обстановки и кризисной экономики предприятия должны стремиться к созданию адекватной системы стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент представляет собой эффективное средство организации деятельности предприятия в условиях крайней неопределенности внешней среды, переходного состояния экономического организма [1].

Общепризнано, что инновации имеют большое значение для экономики. Инновации увеличивают потребительский профицит за счет внедрения новых продуктов, способствуют улучшению качества существующих продуктов и снижению цен за счет технологических нововведений.

Инвестиционная трансформация компании в условиях кризиса

Инвестиционная политика инновационного предприятия в условиях кризиса направлена на урегулирование инвестиционных спадов, перестройку производства и активное проведение мероприятий по повышению показателей финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе. Для успешного преодоления кризисной ситуации инновационной компании необходимо:

  1. Оценить финансовое положение компании. В расчет берутся ликвидность компании; рентабельность (прибыльность); платежеспособность; финансовая устойчивость — соотношение заемных и собственных средств; деловая активность и другие.
  2. Принятие инвестиционных решений. Оценить возможность предприятия участвовать в инвестиционной деятельности. Выбрать и обосновать размер инвестиций и источник финансирования. Важно оценить приток денежных потоков и срок возврата вложенных инвестиций.
  3. При невозможности придерживаться инвестиционной стратегии в докризисном периоде, необходимо выбрать альтернативные объекты инвестирования, например, если компания планировала выкупить завод и начать новое производство, то в данном случае имеет смысл совершенствовать применяемые технологии и осуществить реконструкцию.
  4. Выбрать оптимальные источники финансирования. На данном этапе особую роль играет распределение финансовых источников для обеспечения инвестиционной деятельности и строгое соблюдение их целевого использования. Важно оценить соотношение заемного капитала к собственному, рассчитать эффект финансового рычага, тщательно оценить условия предоставления заемного капитала (кредит, отсрочка платежа, лизинг, факторинг и др.). На основе полученных данных компания выяснит, какой источник финансирования оптимально использовать для инвестиционного проекта.

Таким образом, планирование инвестиционной стратегии является важной составляющей в условиях кризисной ситуации. Предвидение — это опережающий шаг, который позволит компании не только выйти из кризиса, но и извлечь из него выгоду [2].

Инновационная деятельность в период кризиса

Инновационная деятельность — деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности [5].

Инновационная деятельность в режиме кризиса требует от предприятий реализации ряда шагов, таких как сотрудничество, генерация идей, внедрение и создание ценности.

Сотрудничество — это непростой шаг для компании, главным образом потому, что конфликт и конкуренция в бизнесе доминируют. Но объединение ресурсов могут принести большую отдачу. Взаимодействие инновационных предприятий — это чаще всего прорыв и выход на новый уровень (больший сегмент рынка, увеличение капитализации компании). Для того, чтобы слияние было продуктивным необходимо ответить на простые и в то же время очень важные вопросы:

– Что можно сделать совместно?

– Как это сделать совместно?

– Для чего это делать совместно? [3].

Генерация идей. Свежие, новаторские идеи помогают организации выделиться. Организации должны привлекать лучших специалистов, находить лидеров, чтобы развивать свои идеи и продолжать их продвигать. В наше время люди с лидерскими качествами играют очень важную роль. Лидер выступает в качестве идейного вдохновителя для остальных работников компании. Онсоздаетсплоченныйколлективсторонников, объединяет специалистов для более эффективной работы и тем самым способствует развитию всей организации. [6]

Продвижение продукта и создание ценности. У компании нет никаких инноваций, если новые идеи не создают ценности. Организации должны реализовывать идеи и программы, которые считаются наиболее эффективными в обеспечении ценности для потребителя.

В условиях нестабильности рынка многие компании терпят крах из-за применения традиционных схем производства и сбыта продукции. Однако, несмотря на экономический спад, есть компании, которые испытывают колоссальный успех. Эти компании процветают, потому что они эффективно поставляют продукты, оцененные потребителями.

Многие компании разрабатывают экспериментальные бренды, совместные предприятия или ко-бренды. Это дает им свободу испытывать новые идеи и создавать ценность без риска повредить устоявшемуся бренду.

Бренд Toyota Scion является примером экспериментального бренда. Бренд Scion был разработан, чтобы обратиться к поколению Y вместо типичных потребителей-поколения «бэби-бумеров» (людей, родившихся в период с 1943 по 1962 гг.). Перед запуском бренда команда разработчиков изучила этих новых потребителей в их собственной среде, такой как тату-салоны. После введения Scion компания усилила свое позиционирование, став единственным официальным спонсором крупного американского фестиваля татуировок [7].

Финансовая трансформация деятельности в условиях кризиса

Очевидно, что инновационная деятельность является рискованной, и риск возрастает со степенью новизны на рынке. Этот риск существует из-за большой неопределенности в отношении успеха научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ компании и рыночного признания ее продукции. Кроме того, компании, которые намерены внедрить новинку на рынок, сталкиваются с серьезными ограничениями в отношении внешнего финансирования. С нехваткой капитала банки начинают более избирательно подходить к финансированию проектов, и вполне вероятно, что в результате могут пострадать именно рискованные виды деятельности, такие как инновации.

Существуют два основных источника финансирования инвестиций в НИОКР: внутренние или внешние. Внутренние источники в основном состоят из денежных потоков компании. При грамотном использовании собственных средств предприятия финансируют свою инновационную деятельность за счет внутренних средств. Когда внутренние ресурсы ограничены, они обращаются к внешним источникам финансирования для притока капитала.

Внешние источники, как правило, принимают форму банковских займов или других аналогичных долговых кредитных отношений. При решении вопроса о целесообразности привлечения заемных средств предприниматели прежде всего должны оценить сложившуюся обстановку и финансовое состояние предприятия, а также структуру финансовых ресурсов. Высокая доля привлеченных средств, высокий процент за пользование кредитом может сделать неразумным привлечение новых заемных средств. Несмотря на то, что, привлекая заемные средства, предприятие получает ряд преимуществ, при определенных обстоятельствах (низком уровне рентабельности) это может обернуться недостатком полученных доходов, что ухудшит финансовое состояние и может привести предприятие к банкротству [8].

Основными аспектами финансового управления компании в условиях кризиса являются:

– раннее выявление и анализ кризисной ситуации внутри предприятия и в условиях макро- и микрокризисов;

– быстрое реагирование на изменившуюся ситуацию на рынке. Оптимизация бюджета, поиск новых поставщиков сырья, заключение договоров по фиксированной цене и пр.;

– мобилизация ресурсов и возможностей компании для выхода из кризисной ситуации с использованием собственных источников финансирования, минимизация внешних источников финансирования [2].

Выводы

В условиях кризиса первостепенным становится долгосрочное видение, а также стратегическое развитие бизнеса. Основными способами достижения данной цели будут являться:

– рациональное руководство необходимое для создания атмосферы доверия и повышения эффективности человеческого капитала, так как в условиях кризиса именно лидерам отводится главная роль по выведению компании из кризисной ситуации;

– эффективная командная работа;

– заключение взаимовыгодных соглашений;

– соблюдение норм права.

Обозначенные меры по трансформации инвестиционной, финансовой и инновационной политики предприятия, безусловно, могут помочь преодолеть кризисную ситуацию, а при грамотном управлении предприятием трансформация может начаться еще до наступления кризиса.

Литература:

  1. Давыдова Ю. Ю. Проблемы антикризисного управления предприятием // Символ науки. 2016. № 9–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-antikrizisnogo-upravleniya-predpriyatiem (дата обращения: 18.05.2022).
  2. Негреева, В. В. Исследование актуальных стратегий антикризисного управления в отечественном бизнесе / В. В. Негреева, Е. И. Алексашкина, И. А. Селезнев // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». — 2018. — № 1. (дата обращения: 20.05.2022).
  3. Койкова Т. Л. Инновационный аспект развития предприятий в условиях кризиса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 2. — С. 631–635. — URL: http://e-koncept.ru/2016/46160.htm . (дата обращения 22.05.2022).
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // ГК РФ Статья 132. Предприятие. (дата обращения 20.05.2022).
  5. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «О науке и государственной научно-технической политике» // 23 августа 1996 года N 127-ФЗ. Статья 2. (дата обращения 19.05.2022).
  6. Евкова А А. Роль лидера в организации // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.evkova.org/esse/rol-lidera , свободный. (дата обращения 28.05.2022)
  1. Lee N., Sameen H., Cowling, M. Access to finance for innovative SMEs since the financial crisis // Research Policy, 44 (2). pp. 370–380. -2016 // ISSN 0048–7333. URL: https://doi.org/10.1016/j.respol.2014.09.008 (дата обращения 19.05.2022).
  2. Абдукаримов И. Т., Абдукаримова Л. Г. Заемный капитал: роль и значение в современных условиях, показатели и методы оценки состояния, обеспеченности и эффективности использования // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaemnyy-kapital-rol-i-znachenie-v-sovremennyh-usloviyah-pokazateli-i-metody-otsenki-sostoyaniya-obespechennosti-i-effektivnosti (дата обращения: 27.05.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): условие кризиса, кризисная ситуация, инновационная деятельность, компания, внешний источник финансирования, генерация идей, заемный капитал, инвестиционная деятельность, создание ценности, долгосрочное видение.


Похожие статьи

Принятие решений по инвестиционному финансированию

В современном мире деятельность предприятий

Мобилизация различных источников финансирования связана для предприятия с определенными издержками, например

Финансирование инвестиционной деятельности — длительный по времени процесс...

Финансовая стратегия предприятия в послекризисный период

Для компаний кризис начался из вне и плавно перешел во внутреннюю среду. Именно в таких ситуациях проверяется успешность и умение принимать правильные

Данная стратегия определяет прежде всего источники финансирования компанией для дальнейшего развития.

Источники кризиса и сущность антикризисного управления

Подавляющая часть кризисных ситуаций преодолевается каждой компаний самостоятельно, часто без детального анализа ситуации и учета всех факторов, обеспечивающих дальнейшее развития. Для решения такого рода проблем требуется комплексный подход.

Этапы формирования стратегии венчурного финансирования...

Инвестиционная стратегия представляет собой систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности предприятия, определяемых общими задачами его развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения [4].

Финансово-оздоровительная стратегия предприятия в условиях...

В связи с частыми столкновениями с экономической кризисной ситуацией на микроуровне, организации стали обращать внимание не только на общую текущую финансовую деятельность, но и на создание адаптированной к изменениям основы для эффективного...

Особенности антикризисного управления предприятиями малого...

В условиях кризисных явлений многие страны испытывают проблемы поиска источников активизации экономического роста и обеспечения развития не только национальных инновационных систем, но и предприятий малого бизнеса.

Принятие управленческих решений в условиях кризиса | «Молодой

В условиях кризиса на предприятии растет чувствительность к управленческим решениям, поскольку рациональные, целесообразные, своевременные и

Между тем сегодня, несмотря на углубление кризисных явлений в экономике, неопределенность внешней среды, увеличение...

Роль инноваций в антикризисном управлении | Статья в журнале...

Инновационная деятельность предприятия | Статья в журнале... Регулирование инновационной деятельности может осуществляться на трех основных уровнях: федеральном, региональном и микроуровне (уровне предприятия). На федеральном уровне формируется...

Финансирование малого бизнеса в условиях кризиса

Библиографическое описание: Виденин, Т. О. Финансирование малого бизнеса в условиях кризиса / Т

Для осуществления данной задачи необходимо создание благоприятных условий для

Ввиду затрудненного доступа на традиционные рынки финансирования, в кризисных...

Похожие статьи

Принятие решений по инвестиционному финансированию

В современном мире деятельность предприятий

Мобилизация различных источников финансирования связана для предприятия с определенными издержками, например

Финансирование инвестиционной деятельности — длительный по времени процесс...

Финансовая стратегия предприятия в послекризисный период

Для компаний кризис начался из вне и плавно перешел во внутреннюю среду. Именно в таких ситуациях проверяется успешность и умение принимать правильные

Данная стратегия определяет прежде всего источники финансирования компанией для дальнейшего развития.

Источники кризиса и сущность антикризисного управления

Подавляющая часть кризисных ситуаций преодолевается каждой компаний самостоятельно, часто без детального анализа ситуации и учета всех факторов, обеспечивающих дальнейшее развития. Для решения такого рода проблем требуется комплексный подход.

Этапы формирования стратегии венчурного финансирования...

Инвестиционная стратегия представляет собой систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности предприятия, определяемых общими задачами его развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения [4].

Финансово-оздоровительная стратегия предприятия в условиях...

В связи с частыми столкновениями с экономической кризисной ситуацией на микроуровне, организации стали обращать внимание не только на общую текущую финансовую деятельность, но и на создание адаптированной к изменениям основы для эффективного...

Особенности антикризисного управления предприятиями малого...

В условиях кризисных явлений многие страны испытывают проблемы поиска источников активизации экономического роста и обеспечения развития не только национальных инновационных систем, но и предприятий малого бизнеса.

Принятие управленческих решений в условиях кризиса | «Молодой

В условиях кризиса на предприятии растет чувствительность к управленческим решениям, поскольку рациональные, целесообразные, своевременные и

Между тем сегодня, несмотря на углубление кризисных явлений в экономике, неопределенность внешней среды, увеличение...

Роль инноваций в антикризисном управлении | Статья в журнале...

Инновационная деятельность предприятия | Статья в журнале... Регулирование инновационной деятельности может осуществляться на трех основных уровнях: федеральном, региональном и микроуровне (уровне предприятия). На федеральном уровне формируется...

Финансирование малого бизнеса в условиях кризиса

Библиографическое описание: Виденин, Т. О. Финансирование малого бизнеса в условиях кризиса / Т

Для осуществления данной задачи необходимо создание благоприятных условий для

Ввиду затрудненного доступа на традиционные рынки финансирования, в кризисных...

Задать вопрос