Система менеджмента качества в строительной области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 01.06.2022

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Халзанов, Д. П. Система менеджмента качества в строительной области / Д. П. Халзанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92390/ (дата обращения: 25.04.2024).



Данная статья посвящена исследованию системы менеджмента качества (СМК), в строительной области. Рассматриваются основные методы и проблемы внедрения СМК в Российскую строительную организацию.

Ключевые слова: система менеджмента качества, менеджмент, ИСО 9000, внедрение СМК, политика в области качества.

This article is devoted to the study of the quality management system (QMS) in the construction field. The main methods and problems of QMS implementation in the Russian construction organization are considered.

Keywords: quality management system, management, ISO 9000, implementation of QMS, quality politic in organization.

Методология:

В рамках написания данной статьи считаю необходимым пояснить, что их себя представляет система менеджмента качества.

Система менеджмента качества (СМК) — есть определенная часть системы управления, подразумевающая ряд методов, направленных для достижения целей и миссии организации, а также осуществления максимально эффективной политики в области качества.

Система менеджмента качества — есть комплекс правил и рекомендаций, существующий для повышения уровня качества на производстве. Для внедрения данной системы применимы международные и местные стандарты в области качества типа ISO, а подтверждение соответствию этим стандартам — это процедура получения сертификации [1].

Сущность исследования данной статьи, подразумевает ответ на вопрос: как внедрить СМК в строительную организацию и получить сертификат?

Считаю необходимым разобрать процесс внедрения поэтапно:

— анализ бизнес-процессов;

— разработка системы менеджмента качества;

— внедрение СМК и инструментов менеджмента качества;

— получение сертификата, свидетельствующего о соответствии требованиям МС ИСО (необязательное требование).

Сама процедура получения сертификации заключается в проверке соответствия существующей системы менеджмента качества нормам ГОСТ Р ИСО. Процедура проходится с помощью органа, имеющего аккредитацию на проведения таких мероприятий. Сама процедура проходит в несколько этапов, в первую очередь подается заявка и происходит предварительная проверка, в ходе которой сертифицирующий орган понимает, готова ли организация к основному этапу. В случае выявления недостатков и замечаний, как правило предлагают варианты устранения.

Основной этап оценки проводится в форме сертификационного аудита. Сертифицирующий орган проводит следующий ряд мероприятий:

  1. производят проверку внутренней документации на предмет соответствия стандартам ISO;
  2. производят проверку наличия документов на оборудование, материалы и технику, посредством которых производиться строительный процесс;
  3. произведут оценку уровня профессиональной подготовки и квалификации у сотрудников, а также наличие у сотрудников допусков к отдельным видам деятельности;
  4. произведут оценку процедуры приемки товаров и работ;
  5. произведут оценку качества работ;
  6. углубятся в изучение производственных процессов и методов контроля за качеством, а также способов взаимодействия с контрагентами.

После процедуры проверки составляется акт соответствия стандартам ГОСТ Р ИСО, на основании которого выдается сертификат со сроком действия от 1 до 3 лет.

В период действия данного сертификата, будет проводится контроль за деятельностью организации, целью которого будет подтверждение того, что контроль качества внутри организации не ухудшился и соответствует стандартам ISO. В случае же нарушения, организации будет необходимо устранить недостатки в полном объеме и провести работу над ошибками.

Безопасность и надежность объектов напрямую зависит от качества управления производственными процессами. Обеспечение соответствия нормам безопасности является обязательство Застройщика даже без внедрения системы менеджмента качества по стандартам ISO [3]. Однако без данной системы работать практически невозможно:

1) для участия в госзакупках и тендерах зачастую необходимо подтверждение стандартам ISO. Заказчики могут указывать такое условие в конкурсной документации;

2) учитывая, что сертификация по стандартам ISO является своего рода гарантом качества, следовательно наличие сертификата дает большое преимущество в конкурентной борьбе;

3) почти все СРО в сфере строительства требуют наличие сертификата соответствия ISO. Не вступив в СРО, организация не сможет получать выгодные заказы, а также не сможет получить допуски для деятельности на опасных производственных объектах.

К сожалению, в России нет практики внедрения СМК в строительные организации, проблема заключается в различных факторах, основными из них, являются:

— управленцы строительных организаций не совсем понимаю сущность и пользу от СМК;

— отсутствие во многих регионах органов, занимающихся сертификацией;

— процесс внедрения является достаточно сложным, как финансово, так и физически;

— процесс внедрения является достаточно длительным и подразумевает «игру на перспективу», то есть польза от него, появится в перспективном будущем [2].

Любая система менеджмента — это средство управления целями. Чем точнее будет сформированы цели предприятия, тем более преимущественно и уверено чувствует себя организация в конкурентной борьбе, и тем выше будет ее предполагаемый успех. Система менеджмента качества любого предприятия держится на:

1) предоставлении гарантий заказчику по оснащению высокого уровня качества продукции;

2) формирование требований для разработки, производства и поставки продукта высокого качества, с ориентацией на постоянное управление.

Системе менеджмента качества присущ ряд задач:

1) порядок ответственности, а также полномочий;

2) участие активного правления всеми процессами, которые влияют на качество продукции, в качестве средства предупреждения происхождения несоответствия;

3) производство управления процессами по принципу замкнутого контура от условий потребителя путем исполнения процессов с включением обратной связи, для решения удовлетворенности принявшими результатами (PDCA);

4) постановка эффективного контроля соответствия продукции условиям потребителей, а также организация контроля положения процессов;

5) нормативная методическая организация работами по обеспечения качества;

СМК включает все виды деятельности организации: технической, организационной, технологической, социальной, экономической и правовой. Также охватывает деятельность персонала всех служб и подразделений. СМК распространяется на 4 аспекта качества: качество, определенное спросом, качество проектирования и/или разработки, качество в процессе изготовления, качество, определенное поддержанием соответствия продукции, переданной потребителю эксплуатации.

Предпосылки для внедрения функциональной системы менеджмента качества:

1) увеличение оборотов производства;

2) повышение уровня лояльности со стороны потребителей;

3) выход на международную торговлю путем увеличения сферы влияния.

Вывод:

Внедрение системы менеджмента качества весьма трудоемкий процесс, не все строительные организации готовы к данному мероприятию, однако перспективность от внедрения существуют, и они весьма актуальны для российского рынка. В процессе изучения данной тематики было выяснено, какие предпосылки свидетельствуют о том, что появляется необходимость во внедрении СМК. Стоит отметить, во всех организациях менеджмент качества существует, в той или иной степени, но не во всех организациях он соответствует МС ИСО.

Литература:

  1. Арутюнова Д. В. Стратегический менеджмент: учеб.пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010 –122 с.
  2. Борисова, Т. А. Системы менеджмента качества: учебное пособие. Т. А. Борисова, В. Я. Дмитриев; под ред. Е. В. Ушаковой; С.–Петерб. ун-т технол. упр. и экон. — СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017–168 с.
  3. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов. О. П. Глудкин [и др.]. Под ред. О. П. Глудкина. — М.: Горячая линия — Телеком, 2001. — 600 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ISO, QMS, система менеджмента качества, процесс внедрения, стандарт, PDCA, внедрение системы менеджмента качества, ГОСТ Р, конкурентная борьба, область качества.


Ключевые слова

система менеджмента качества, менеджмент, внедрение СМК, ИСО 9000, политика в области качества

Похожие статьи

Внедрение системы менеджмента качества на малых...

 Система менеджмента качества (СМК) — это способ, с помощью которого организация направляет и управляет теми видами

Стандарты на системы качества позволяют оценить способность того или иного поставщика удовлетворять требования потребителей.

Элементы системы менеджмента качества на предприятии по...

Управление качеством и система менеджмента качества неразрывны. На предприятии нужно уметь использовать элементы менеджмента качества, что получается не у всех и является главной проблемой. В статье рассматривается подробно эта проблема, а также...

Управление качеством на предприятиях общественного питания

Система менеджмента качества предусматривает определение целей, процессов и

Таблица 1. Руководящие принципы системы менеджмента качества, ориентированные на

Система менеджмента качества (СМК) — это система менеджмента для руководства и управления...

Система менеджмента качества (СМК) — это способ, с помощью...

В статье рассматривается совместное внедрение системы сбалансированных показателей (ССП) и системы менеджмента качества (СМК), как способ повышения конкурентоспособности через оптимизацию бизнес-процессов компании.

Модель управления качеством, основанная на требованиях...

 Стандарты ISO предоставляют громадные возможности для оценки качества продукции и эффективности ее производства. На их базе даже разрабатываются проекты типовых моделей процессов управления качеством и технической компетентностью аккредитованных лиц.

Внедрение системы менеджмента качества на предприятии

Разработка, внедрение и сертификация системы менеджмента качества ведут к созданию конкурентоспособного предприятия, а также возможности выхода на

Ключевые слова: внедрение СМК, система менеджмента качества, сертификация, стандарт ISO 9001.

Принципы всеобщего управления качеством | Статья в журнале...

В основу создания системы менеджмента качества заложены три составляющие: восемь принципов менеджмента качества, цикл Деминга (цикл PDCA) и процессная модель создания продукции в компании [1]. Мы в данном параграфе будем рассматривать только восемь...

Интегрированные системы менеджмента: предпосылки создания...

Ключевые слова: система менеджмента, система менеджмента качества, интегрированная система менеджмента, международные стандарты. Под интегрированной системой менеджмента (ИСМ) понимают часть общей системы менеджмента, элементы которой...

Международная сертификация систем качества предприятий...

Система контроля и сертификации качества на предприятии ИСО (ISO) — это проведение анализа и проверки на степень соответствия мировым стандартам

ИСО — это положение, которое подтверждает эффективность и качество внедренных на предприятие систем.

Похожие статьи

Внедрение системы менеджмента качества на малых...

 Система менеджмента качества (СМК) — это способ, с помощью которого организация направляет и управляет теми видами

Стандарты на системы качества позволяют оценить способность того или иного поставщика удовлетворять требования потребителей.

Элементы системы менеджмента качества на предприятии по...

Управление качеством и система менеджмента качества неразрывны. На предприятии нужно уметь использовать элементы менеджмента качества, что получается не у всех и является главной проблемой. В статье рассматривается подробно эта проблема, а также...

Управление качеством на предприятиях общественного питания

Система менеджмента качества предусматривает определение целей, процессов и

Таблица 1. Руководящие принципы системы менеджмента качества, ориентированные на

Система менеджмента качества (СМК) — это система менеджмента для руководства и управления...

Система менеджмента качества (СМК) — это способ, с помощью...

В статье рассматривается совместное внедрение системы сбалансированных показателей (ССП) и системы менеджмента качества (СМК), как способ повышения конкурентоспособности через оптимизацию бизнес-процессов компании.

Модель управления качеством, основанная на требованиях...

 Стандарты ISO предоставляют громадные возможности для оценки качества продукции и эффективности ее производства. На их базе даже разрабатываются проекты типовых моделей процессов управления качеством и технической компетентностью аккредитованных лиц.

Внедрение системы менеджмента качества на предприятии

Разработка, внедрение и сертификация системы менеджмента качества ведут к созданию конкурентоспособного предприятия, а также возможности выхода на

Ключевые слова: внедрение СМК, система менеджмента качества, сертификация, стандарт ISO 9001.

Принципы всеобщего управления качеством | Статья в журнале...

В основу создания системы менеджмента качества заложены три составляющие: восемь принципов менеджмента качества, цикл Деминга (цикл PDCA) и процессная модель создания продукции в компании [1]. Мы в данном параграфе будем рассматривать только восемь...

Интегрированные системы менеджмента: предпосылки создания...

Ключевые слова: система менеджмента, система менеджмента качества, интегрированная система менеджмента, международные стандарты. Под интегрированной системой менеджмента (ИСМ) понимают часть общей системы менеджмента, элементы которой...

Международная сертификация систем качества предприятий...

Система контроля и сертификации качества на предприятии ИСО (ISO) — это проведение анализа и проверки на степень соответствия мировым стандартам

ИСО — это положение, которое подтверждает эффективность и качество внедренных на предприятие систем.

Задать вопрос