Изучение социальных девиаций в современной подростково-молодежной среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 31.05.2022

Статья просмотрена: 551 раз

Библиографическое описание:

Васягина, О. Э. Изучение социальных девиаций в современной подростково-молодежной среде / О. Э. Васягина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 459-462. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92386/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье определены социально-психологические особенности подростков и молодежи как социально-возрастных групп; установлены средовые факторы, влияющие на становление личности подростков и молодых людей; проанализированы особенности проявления социальных девиаций подростков на основании статистических данных.

Ключевые слова: социальная группа, подростки, молодежь, подростково-молодежная среда, девиантное поведение, аддиктивное поведение.

Подростки и молодежь являются особой социальной группой. Рассмотрим некоторые социально-психологические особенности конкретных социально-возрастных групп (подростковой и молодежной), влияющие на формирование социальных девиаций.

Н. А. Горлова указывает, что подростковый возраст является особым периодом онтогенетического развития человека, специфика которого заключена в промежуточном положении между двумя периодами, а именно периодом детства и периодом зрелости. Данный возраст охватывает существенный период жизни, начало подросткового возраста приходится на 11–12 лет, а заканчивается в 17–18 лет. Границы подросткового возраста четко не отображены, являются гибкими и индивидуальны для каждого подростка. [3].

О. Г. Кравцов устанавливает, что период подросткового возраста принято разделять на подростковый и переходный. В переходном возрасте подросток испытывает внутренние конфликты с самим собой, внешние конфликты с другими, порождающими нестабильность поведения и внешние срывы. В данном возрасте закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок [6].

А. А. Артемова свои исследования посвящает проблеме социально-психологических характеристик молодежи. Автор указывает на следующие особенности: в период юности, ранней взрослости происходит личностное и профессиональное самоопределение человека, его становление в качестве социально ответственного субъекта. При этом молодые люди составляют наиболее динамичную, активную, чувствительную к социальным изменениям и ценностям группу, не обладают достаточной устойчивостью и опытностью. В этом возрасте происходит активное формирование системы ведущих потребностей, ценностей, центральных мотивационно-смысловых образований. Важно, что психологические характеристики молодых людей, особенности их взаимодействия с окружающим миром во многом обусловлены социокультурными факторами и определяются спецификой процессов социализации [1].

Таким образом, рассматривая подростков и молодежь как социальные группы следует отметить, что подростковый период — это время активного формирования личности, трансформация социального опыта, через индивидуальную активную деятельность личности по изменению своей личности и становлению своего «Я». Центральным в становлении личности и индивидуальности человека в подростковом периоде является формирование чувства зрелости и развитие самосознания. Несмотря на то, что на завершающем этапе подросткового возраста социальный статус юношей и девушек изменяется в соответствии с другим социально-возрастным периодом, в который они вступают в статусе молодежи, анализ психологического портрета молодых людей позволяет определить, что не каждый из них обладает достаточным уровнем зрелости и самосознания. Следовательно, уязвимость перед внешними факторами среды в данном возрасте остается высокой.

Анализ исследований А. Е. Шалагина, Н. М. Паршина, О. В. Шляпниковой, позволяет сделать вывод о том, что современная подростково-молодежная среда характеризуется следующими особенностями:

— ориентация на потребление, формирующаяся за счет действия внешнего средового фактора — создания искусственных потребностей у молодых людей и влияние на их чувства и эмоции как потребителей;

— расширения границ индивидуального пространства и времени за счет влияния широко применяющихся новых цифровых технологий, позволяющих суггестивно влиять на человеческое поведение, чувства, вкусы людей через манипулирование и внушение [10].

Современные подростки и молодые люди подвержены агрессивному влиянию интернет-среды, навязыванию извне деструктивных идей, ценностей и установок. В этих условиях неустойчивость и чувствительность психики к внешним воздействиям, несформированность системы созидательных ценностей и жизненных ориентиров, отсутствие необходимых ресурсов противодействия может приводить к серьезным психологическим проблемам, клиническим нарушениям и асоциальным действиям [9].

М. В. Воронцовой произведен разбор этимологического смысла девиации в социальных науках — под данным термином обозначают «поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила (правонарушения, преступность, алкоголизм, наркомания и др.)» [2].

К основным видам девиантного поведения принято относить: преступность, алкоголизм, наркоманию, суицидальное поведение, проституцию, сексуальные девиации [8].

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается «отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит» [5].

В социологической науке под девиацией понимают отклонения от нормы, «рассматриваемое большей частью общества как предосудительное и недопустимое» [7].

Н. В. Губина отмечает, что социологи доказали, что девиация «представляет собой не врожденное качество человеческой природы, а свойство, приобретенное в процессе социализации, т. е. в процессе обучения общественно одобряемым социальным нормам и при освоении социальных ролей» [4].

Исследование, проведенное нами на базе БУ «КЦСОН «Пенаты» (г. Омск), показало, что в настоящий момент проблема социальных девиаций в среде молодежи и подростков не утратила своей актуальности. На базе учреждения организовано «Отделение профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия», ориентированное на организацию индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, основной контингент которых составляют подростки, а также юноши и девушки, не достигшие 18 лет, и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Беседа с сотрудниками учреждения и анализ статистических данных показал, что в настоящий момент подопечными БУ «КЦСОН «Пенаты» являются 64 несовершеннолетних, поставленных на учет в ПДН с 2018 по 2022 г. Из них, поставлены на учет в 2018 г. — 7 подростков, в 2019 г. — 16 подростков, в 2020 г. — 29 подростков и 12 подростков в 2021 г. Важно отметить, что не все подростки, попадающие на учет в ПДН привлекаются к профилактической работе в специальных учреждениях, что по нашему мнению, является, согласно нормативным документам, обязательным аспектом социальной работы с данной категорией несовершеннолетних. Большая часть подростков в 2021 году, состоящих на учете и вовлеченных в деятельность БУ «КЦСОН «Пенаты» (24 чел., что составляет 38 % от общего количества начиная с 2018 года) была поставлена на учет по причине противоправного и преступного поведения (совершение мелких хищений, вождение без документов, побои, мошенничество). 18 (28,6 %) подростков регулярно употребляют спиртные напитки, а 9 (14,3 %) человек, поставленных на учет в ПДН, страдают злоупотреблением наркотических веществ (токсикомания, оксибутираты). В меньшем количестве причинами постановки на учет в ПДН являются уходы из дома — 7 (11 %), антиобщественное поведение — 5 (7,9 %) и экстремизм — 1 (1,5 %).

Ведущей причиной противоправных девиаций остается влияние «потребительского» фактора.

Другой, весьма негативной формой девиантного поведения, является суицидальное поведение. Беседа с сотрудниками БУ «КЦСОН «Пенаты» и анализ статистики по суицидам среди подростков и молодежи до 18 лет за период с сентября по декабрь в 2020 и 2021 годах показал, что общее количество случаев суицида за исследуемый период в 2020 г. составило 33 и за аналогичный период в 2021 г. — 29.

Причины суицидов также имеют опосредованный характер, подтверждающие негативное влияние информационного фактора.

Таким образом, можно предположить, что современная подростково-молодежная среда отличается особенностями, обусловленными наличием неблагоприятных средовых факторов, оказывающих отрицательное воздействие на психическую организацию и мировоззрение и, к сожалению пока отсутствует тенденция к сокращению проявлений девиантного поведения. Поэтому, с нашей точки зрения, работа по минимизации девиаций в подростково-молодежной среде актуальна и необходима.

Литература:

  1. Артемова А. А. Социально-психологический портрет молодежи // Проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России: теория, методология, методика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, МГУТУ, 22–23 октября 2019 г. — 2019. — С. 322–324.
  2. Воронцова М. В. Теория деструктивности / М. В. Воронцова, В. Н. Макаров, Т. В. Бюндюгова. — Таганрог: Издатель А. Н. Ступин, 2014. — 360 с.
  3. Горлова Н. А. Развитие личности подростков в социальной среде // Педагогика. — 2020. — № 1. — С. 35–42.
  4. Губина Н. В. Социология: норма, девиация, контроль / Н. В. Губина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Нижнекамск: Нижнекамский химико-технологический институт ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 2012. — 170 с.
  5. Книжникова С. В. Девиантология для педагогов и психологов / С. В. Книжникова. — М.: Директ-Медиа, 2019. — 363 с.
  6. Кравцов О. Г. Проблема личностного развития несовершеннолетних правонарушителей: культурно-исторический подход // Культурно-историческая психология. — 2020. — Том 16. — № 1. — С. 49–56.
  7. Минин А. Я. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи / А. Я. Минин, О. Ю. Краев. — М.: Прометей, 2016. — 140 с.
  8. Моисеева М. М., Камалиева И. Р. Факторы формирования ценностей современной молодежи и рисков ее социальных девиаций // Челябинский государственный университет. — 2017. — С. 195–199.
  9. Паршин Н. М. Влияние интернета на формирование противоправного поведения в подростково-молодежной среде // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. — 2021. — № 2. — С. 10–16.
  10. Шалагин А. Е., Идиятуллов А. Д., Шалагин И. А. Детерминирующие факторы противоправного поведения подростков и молодежи // Евразийское Научное Объединение. — 2021. — № 7–2 (77). — С. 154–158.
Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, подростковый возраст, подросток, девиация, молодежь, особенность, подростково-молодежная среда, подростковый период, современная подростково-молодежная среда, суицидальное поведение.


Похожие статьи

Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте

Следует подчеркнуть, что девиантное поведение в подростковом возрасте имеет свою специфику, обусловленную рядом разнонаправленных факторов, среди которых можно выделить: социально-психологические, психолого-педагогические, психо-биологические.

Специфика социальной работы с девиантными подростками...

Современными основными формами девиантного поведения подростков являются: наркомания; алкоголизм и пьянство; суицидальное поведение; правонарушения. Основанием таких форм девиаций чаще всего служит то, что подросток эмоционально некрепок, излишне...

Особенности суицидального поведения в подростковом...

Особое внимание уделяется проблеме суицидального поведения. Суицидальное поведение — это проявление суицидальной активности.

Важно понять, что подростковый суицид сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Период подросткового возраста в...

Психологические особенности подростков девиантного...

Что такое девиантное поведение подростков? Прежде всего, под ним принято понимать любые формы поведения, не соответствующие принятым в том или ином обществе нормам и стандартам. Это определение отклоняющегося поведения чаще всего используют...

Профилактика девиантного поведения подростков...

«Девиантное поведение — одно из видов отклоняющего поведения, связанное с нарушением соответствующих возрастных социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений и малых половозрастных групп.

Девиантное поведение как предпосылка и фактор...

Девиантное поведение среди подростков как... | Молодой ученый. В педагогической науке «девиантное поведение — это отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей...

Проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте...

девиантное поведение, девиантное поведение подростков, подростковый возраст, подросток, дом, социальная дезадаптация, детский дом, межличностное взаимодействие, жизненная перспектива... Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста.

Проблемные аспекты подростковой преступности как одной из...

Ключевые слова: преступность, подростковая преступность, девиантное поведение

Питательной средой для подростковой преступности в России продолжает оставаться

Основные причины подростковой преступности — социальные. Из осужденных в 2018 году...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Девиации в среде современных детей и подростков имеют наиболее выраженную

Третий периодподростковый возраст – от 10 до 18 лет, который условно делится на три

девиантное поведение, употребление ПАВ, потребность, подросток, подростковый возраст...

Похожие статьи

Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте

Следует подчеркнуть, что девиантное поведение в подростковом возрасте имеет свою специфику, обусловленную рядом разнонаправленных факторов, среди которых можно выделить: социально-психологические, психолого-педагогические, психо-биологические.

Специфика социальной работы с девиантными подростками...

Современными основными формами девиантного поведения подростков являются: наркомания; алкоголизм и пьянство; суицидальное поведение; правонарушения. Основанием таких форм девиаций чаще всего служит то, что подросток эмоционально некрепок, излишне...

Особенности суицидального поведения в подростковом...

Особое внимание уделяется проблеме суицидального поведения. Суицидальное поведение — это проявление суицидальной активности.

Важно понять, что подростковый суицид сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Период подросткового возраста в...

Психологические особенности подростков девиантного...

Что такое девиантное поведение подростков? Прежде всего, под ним принято понимать любые формы поведения, не соответствующие принятым в том или ином обществе нормам и стандартам. Это определение отклоняющегося поведения чаще всего используют...

Профилактика девиантного поведения подростков...

«Девиантное поведение — одно из видов отклоняющего поведения, связанное с нарушением соответствующих возрастных социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений и малых половозрастных групп.

Девиантное поведение как предпосылка и фактор...

Девиантное поведение среди подростков как... | Молодой ученый. В педагогической науке «девиантное поведение — это отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей...

Проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте...

девиантное поведение, девиантное поведение подростков, подростковый возраст, подросток, дом, социальная дезадаптация, детский дом, межличностное взаимодействие, жизненная перспектива... Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста.

Проблемные аспекты подростковой преступности как одной из...

Ключевые слова: преступность, подростковая преступность, девиантное поведение

Питательной средой для подростковой преступности в России продолжает оставаться

Основные причины подростковой преступности — социальные. Из осужденных в 2018 году...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Девиации в среде современных детей и подростков имеют наиболее выраженную

Третий периодподростковый возраст – от 10 до 18 лет, который условно делится на три

девиантное поведение, употребление ПАВ, потребность, подросток, подростковый возраст...

Задать вопрос