Влияние пандемии на китайскую культуру | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Регионоведение

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 30.05.2022

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Чжан, Хуанькоу. Влияние пандемии на китайскую культуру / Хуанькоу Чжан, М. Ю. Сахнина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 289-291. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92357/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье анализируется влияние пандемии коронавируса на такую сферу жизни Китая как культура в течение 2020–2022 годов. Рассматриваются два возможных варианта воздействия, а именно положительное и негативное. Несмотря на то, что двухлетняя борьба Китая с коронавирусом до сих пор не окончена, прослеживается частичное восстановление некоторых отраслей культуры посредством замены оффлайн-формата проведения тех или иных мероприятий на онлайн-формат, возможно не всегда удачное, исследуются их достоинства и недостатки. Заметим, что пострадала не только культура Китая, но и сотрудничество с другими странами в культурной сфере. В данной статье анализируются принятые органами государственной власти Китайской Народной Республикой в сфере культуры и связанные с пандемией нормативно-правовые акты, регулирующие соответствующие общественные отношения, статистические данные, также реальные примеры влияния пандемии, прогнозируется будущее в сфере культуры, её развитие.

Ключевые слова: культура, КНР, пандемия.

The article analyzes the impact of the coronavirus pandemic on such a sphere of Chinese life as culture during 2020–2022. Two possible impact options are considered, namely positive and negative. Despite the fact that China's two-year struggle with the coronavirus is still not over, there is a partial restoration of some branches of culture by replacing the offline format of certain events with an online format, perhaps not always successful, their advantages and disadvantages are being investigated. It should be noted that not only the culture of China has suffered, but also cooperation with other countries in the cultural sphere. This article analyzes the normative legal acts adopted by the state authorities of the People's Republic of China in the field of culture and related to the pandemic, regulating relevant public relations, statistical data, as well as real examples of the impact of the pandemic, predicts the future in the field of culture, its development.

Keywords: culture, PRC, pandemic.

Первая вспышка заболевания COVID-19 произошла в китайском городе Ухане в декабре 2019 года, постепенно распространившись по всему Китаю, а затем и по всему миру. Оно достигло огромных масштабов, в связи с чем Всемирной организацией здравоохранения коронавирус был объявлен пандемией. «Новая коронавирусная инфекция», вызванная вирусом, стала одной из актуальных проблем китайского народа, с которой необходимо справиться с минимальными потерями. Пандемия коронавируса разрушительно воздействует на все сферы жизни Китайской Народной Республики, в частности, культуру.

Ввиду того, что культурная сфера в Китае является одним из самых важных и ценных элементов, составляющих жизнь каждого, ведь Китай стал занимать лидирующие позиции в пространстве массовой культуры. Пандемия и связанные с ней ограничения оказали как положительное, так и отрицательное влияние на культурную сферу общественной жизни. Рассмотрим и проанализируем каждое из них [1].

Объектами наиболее масштабного негативного воздействия стали отрасли культуры, характеризующиеся распределением объектов в пространстве и подразумевающих наличие штата сотрудников. Примером такой отрасли является туризм. До вспышки вируса COVID-19 Китайская Народная Республика являлась мировой туристической державой, однако вследствие объявления пандемии ситуация изменилась. 22 января 2020 года Министерство культуры и туризма КНР опубликовало распоряжение об особенностях функционирования туристических объектов, предусматривающий контроль над заболевшими туристами и контактирующими с ними лицами. 25 февраля 2020 года Департаментом развития ресурсов Министерства культуры и туризма КНР были опубликованы «Методические указания по профилактическим и контрольным мерам при восстановлении и открытии туристических достопримечательностей», затем 26 марта 2020 года Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики, Государственная иммиграционная администрация совместно приняли и опубликовали «Объявления о временном приостановлении въезда иностранцев, имеющих действующие китайские визы и вид на жительство». Данными актами были установлены такие ограничения, как закрытие границ, запрет на совершение внутригосударственных путешествий.

13 апреля 2020 года Министерство культуры и туризма, Национальная комиссия здравоохранения приняли и опубликовали «Уведомление о выполнении успешной работы по профилактике и контролю эпидемии и о безопасном и упорядоченном открытии туристических достопримечательностей», которым было введено ограничение предельной загрузки достопримечательностей до 30 %.

Принятие указанных выше нормативно-правовых актов оказало большое давление на существовавшую до начала пандемии стабильную и устойчивую структуру, систему туристической деятельности в Китае. Согласно результатам опроса, количество туристов, в 2020 году путешествующих внутри страны, составило 2,879 миллиарда, что по сравнению с аналогичным периодом 2019 года меньше на 3,022 миллиарда. При этом доходы от туризма в пределах территории Китая составили 2,23 трлн юаней, сократившись на 3,50 трлн юаней по сравнению с 2019 годом [2].

Таким образом, закрытие границ, ограничения на перемещения граждан внутри страны, локдауны в городах и провинциях стали причиной спада развития туристической сферы, а также снижения уровня доходов туристических агентов и организаций. Пандемия способствовала выявлению уязвимости данного сектора, недостаточности поддержки со стороны государства, выраженной в непринятии каких-либо мер, направленных на стимулирование туристической сферы, а именно роста количества внутренних туристических поездок.

К отраслям культуры, на которые пандемия оказала негативное влияние, также относятся киноиндустрия, киноискусство. В соответствии со статистическими данными, подготовленными Китайским государственным управлением специального финансирования киноиндустрии в рамках ежегодного доклада, годовой кассовый сбор кинотеатров в 2020 году составил всего 20,417 млрд юаней, что на 30 % меньше объема 2019 года. Такие статистические данные напрямую связаны с ограничениями, введенными в сфере кино в первом полугодии 2020 года. Согласно вышеупомянутому докладу общее число фильмов, которые были показаны в кинотеатрах КНР в 2020 году, по сравнению с 2019 годом сократилось на 260 единиц. Такие статистические данные обусловлены закрытием кинотеатров на 178 дней, соответственно невозможностью трансляции (показа) фильмов, сложностью и дороговизной организации съемочного процесса, «закрытия» многих городов, как следствие невозможностью выбора локации для съемки, ограниченностью передвижения внутри страны, недостатком инвестиций и инвесторов, сокращением производственных мощностей, постоянной отсрочкой дата выпуска кинокартины или вовсе его отмена [3].

В связи с неблагоприятной для бизнеса средой многие китайские кинокомпании, такие как Hubei Radio and Television, Jinyi Film and Television, ZOSE Media, Shanghai Film and Television, Hengdian Film and Television и Zhongtian Luster ежедневно терпели убытки. Некоторые компании, например, Cultural Investment Holdings, в 2020 году закрывались на небольшой период времени (несколько месяцев, полгода), в связи с невозможностью стабильной работы после введения государственных требований, связанных с профилактикой и борьбой с пандемией, затем с новыми силами возобновляли свою деятельность. Некоторые киностудии, не выдержав давления пандемии, закрылись окончательно, например, пекинская киностудия Ciyunsi Suning Studios.

16 июля 2020 года Государственным управлением кинематографии было опубликовано «Уведомление об упорядоченном содействии возобновлению открытия кинотеатров в рамках нормализации профилактики и борьбы с эпидемией», предусматривающее возобновление работы кинотеатров при условии ограниченной посещаемости (заполняемость зала на 30 %), проведения дезинфекции между киносеансами, что влечет за собой сокращение их количества.

С целью восстановления ситуации в сфере кино, имеющей место до начала пандемии, во второй половине 2020 года органы государственной власти Китая предприняли ряд мер, вследствие чего объем кассовых сборов в первом квартале 2021 года достиг уровня первого квартала 2019 года. В соответствии с Докладом о данных китайского кинорынка за 2020 год, опубликованном Национальным управлением специального финансирования киноиндустрии, общий кассовый сбор национального кинорынка в 2021 году составил 18,093 млрд юаней, увеличившись по сравнению с 2020 годом на 705,29 %, однако снизившись на 3,19 % по сравнению с уровнем 2019 года; общее количество зрителей, просмотревших фильмы, транслированные в кинозалах составило 423 миллиона, увеличившись на 603,66 % по сравнению с 2020 годом [4]. Таким образом, государственная поддержка благополучно отразилась на сфере кино.

Помимо сферы кино, туризма, влияние пандемии ощутили телевидение.

Несмотря на то, что телевизионные каналы в период пандемии продолжили свою деятельность, используя огромное количества контента для удовлетворения потребностей телезрителей. Однако объектом негативного воздействия стали программы прямого эфира. К ним в основном относятся трансляции спортивных мероприятий, которые попросту отменялись, из-за невозможности их проведения. С целью заполнения пробелов, образовавшихся в программах телеканалов, предпринимались попытки внедрения новых технологий для привлечь большой спортивной аудитории по всему миру.

Пандемия сказалась и на сфере искусства. После введения ковидных ограничений по стране художественные учреждения, галереи оказались временно закрытыми, онлайн-обучение в художественных колледжах заменило офлайн, а экзамен по искусству, который должен был состояться в начале февраля, также был отложен. Несколько масштабных художественных мероприятий, таких как Art Basel Hong Kong 2020, Азиатская неделя искусства в Нью-Йорке, “Design Shanghai” и “Beijing Gallery Week”, было отменено либо отложено. Временное закрытие музеев в значительной степени означало корректировку плана выставки и стагнацию продаж. Например, выставка “Культурные реликвии храма Тан Моти Цзяньчжэнь и выставка вееров Дуншань Кайи» в Шанхайском музее была перенесена на конец марта. Пандемия короновируса также появлияла на планы выставок Музея современного искусства Миншенг, особенно международных, что создало проблемы, связанные с выставочными контрактами и международными перевозками. В этом случае текущая арендная плата и ежедневные расходы, такие как заработная плата персонала, стали непосильным бременем для руководства музеев. Более того, в дополнение к перечисленным затратам художественные музеи также должны несут бремя высоких расходов на транспортировку и страхование произведений искусства. Приостановка выставки, вероятно, значительно увеличивает затраты на единицу времени выставки [5].

Предметом влияния пандемии стал и театр. В 2020 году стало невозможным проведение драматического фестиваля. В соответствии с данными Китайской ассоциации театральной индустрии, с августа 2021 года примерно в 20 провинциях театры по всей стране оказались закрытыми и массовые представления отменены, около 200 проектов отложено [6].

Проанализируем положительное влияние пандемии на сферу культуры, которое характеризовалось стимулированием развития новых форматов традиционной культурной индустрии. Пандемия способствовала транслирование фильмов, показ которых в кинотеатре не состоялся, в сети в Интернет, в частности на зарубежных площадках, таких как Netflix, YouTube. Благодаря смене площадки, значительно увеличилось количество зрителей, была охвачена молодая часть аудитории. В 2020 году, когда эпидемия впервые разразилась, фильм «Смущенная мама» создал прецедент онлайн-премьеры блокбастеров Весеннего фестиваля в истории китайского кинематографа. Он транслировался бесплатно в приложении Headline в первый день Китайского Нового года. Бизнес-модели премьеры новых фильмов в онлайн-кинотеатрах включала в себя вариант бесплатного просмотра с транслированием рекламы для привлечения клиентов и получения прибыли, вариант платного просмотра и небольшое количество.

Вопреки стагнации потребления в традиционных кинотеатрах, традиционные телевизионные средства массовой информации и новые средства массовой информации во время эпидемии не пострадали, а наоборот, преуспели. Во время пандемии в 2020 году средние рейтинги телесериалов были выше, чем за аналогичный период 2019 года, а национальные рейтинги выросли на 41,7 %. Благодаря растущему числу пользователей китайских онлайн-видеоплатформ, они завоевали больший рынок пользователей [7].

В сфере искусства также были использованы онлайн-технологии. Были проведены онлайн-аукционы, облачные выставки; художественные колледжи также открывали онлайн-курсы, позволяя студентам проводить занятия дома.

Хуан Яцзюнь, азиатский художественный руководитель Art Basel также организовал проведение выставки Art Basel Hong Kong онлайн. Как и офлайн- выставка, онлайн-выставочный зал вначале будет открыт для VIP-персон, затем для публики. При том, что онлайн-выставка не может по-настоящему заменить традиционную выставку, она оказывает сильную поддержку всем галереям, пострадавшим от отмены выставок [8].

Избежать последствий пандемии без ущерба невозможно, поэтому станет она для культурной сферы общества Китае благословением или проклятием в конечном итоге зависит от отношения к сложившейся ситуации и методов органов государственной власти, общества по борьбе с ней.

Китайская цивилизация существует уже более 5000 лет, она пережила испытаниями катастрофами, кризисами, войнами, что сделало её достаточно устойчивой и «жизнестойкой» ко всем трудностям, поэтому считаем, что Китай сможет достойно одержать победу в борьбе с пандемией, а также восстановить культурную сферу, которая жизнеспособна [9].

Литература:

  1. Чэн Ци Каково влияние эпидемии на индустрию культуры? // Economic Daily-China Economic Network, 03.04.2020.
  2. 2020年国内旅游数据情况 // 文化和旅游部网站, 2021–02–19 (http://www.gov.cn/xinwen/2021–02/19/content_5587665.htm 2020).
  3. 3.2020年度中国电影市场数据报告 // 国家电影专资办, 2021.02.09 (https://www.1905.com/news/20210209/1503759.shtml).
  4. 2021年度中国电影市场数据报告 // 国家电影专资办, 2022–02–18 (http://www.wenming.cn/zg/yyhc/202202/t20220218_6298379.shtml).
  5. 黄松. 疫情下的艺术行业:在被打乱的档期中积聚实力 // 澎湃新闻, 2020年02月24日 (http://collection.sina.com.cn/yjjj/2020–02–24/doc-iimxyqvz5312888.shtml).
  6. 2021全国演出市场年度报告 // 中国演出行业协会, 2022–04–28 (http://cul.china.com.cn/2022–04/28/content_41955305.htm).
  7. 疫情下的影视行业. 暂停的电影业,抢跑的从业者 // 搜狐, 2022–05–13 01:25 (https://www.sohu.com/a/546471666_197694).
  8. 德国汉学家:从中国传统文化视角看世界抗疫的启示 // 光明网-《光明日报》, 2020–09–02
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, пандемия, Китайская Народная Республика, культурная сфера, сфера кино, влияние пандемии, отрасль культуры, сфера культуры, государственная власть, массовая информация.


Ключевые слова

культура, КНР, пандемия

Похожие статьи

Влияние пандемии Covid-19 на внешнюю политику Китая...

Статья посвящена анализу влияния коронавирусной инфекции на политическую сферу Китайской народной республики, рассматриваются основные механизмы регулирования распространения заболевания, результаты борьбы с пандемией и возможность повторения...

Влияние пандемии Covid-19 на разные сегменты экономики

Это сфера общественного питания, сфера услуг, а также сфера потребительских товаров.

Первыми пандемия затронула фондовые биржи, а именно, биржи Китая, на который с 21 января 2020 года

Поэтому предприятия сферы обслуживания значительно пострадали от пандемии.

Предпосылки, результаты и перспективы развития экономики...

В статье авторы пытаются определить предпосылки успехов Китайской Народной Республики в экономике.

Далее рыночные отношения распространились и на государственный сектор.

Что нельзя сказать об экономиках других стран во время пандемии коронавирусной инфекции.

Глобализация китайских СМИ как метод повышения...

Глобализация китайских СМИ и продвижение публичной дипломатии на китайском языке идут рука об руку как

При этом Китай должен продвигать основные культурные ценности Китая, которые

Несмотря на то, что китайские СМИ уже начинают оказывать серьезное влияние на...

Культура как инструмент внешней политики государства

В данном контексте под культурой подразумеваются те ее элементы, которые являются привлекательными для

Культура как компонент «мягкой силы» позволяет государству решать тактические и

В сферу публичной дипломатии включены прежде всего журналисты, которые...

Истоки концепции Великой восточноазиатской сферы...

Декларация закрепила основные принципы проекта Сферы. Эти принципы включали в себя отказ от индивидуализма и общность всех наций под покровительством Японии. Однако данный проект создавался в первую очередь для правительства, которое...

Пандемия COVID-19 как угроза экономической безопасности страны

Возникновение пандемии стало угрозой экономической и социальной стабильности в Китае.

В январе 2020 года властями Китайской Народной Республики (КНР) в городе Ухань были

Государственные учреждения, магазины и производства были закрыты и переведены на...

Страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии в борьбе...

Пандемия коронавируса явила собой новый вызов социально-экономическому и гуманитарному благополучию каждой

Страны-члены организации имеют ряд отличий в области культуры и религии

В борьбе с коронавирусом официальные власти Социалистической Республики...

Влияние пандемии COVID-19 на предпринимательскую...

Библиографическое описание: Дроздев, А. М. Влияние пандемии COVID-19 на предпринимательскую

Проведя анализ сложившейся в настоящее время ситуации в сфере предпринимательства в Российской Федерации на фоне прошедшей пандемии коронавируса...

Похожие статьи

Влияние пандемии Covid-19 на внешнюю политику Китая...

Статья посвящена анализу влияния коронавирусной инфекции на политическую сферу Китайской народной республики, рассматриваются основные механизмы регулирования распространения заболевания, результаты борьбы с пандемией и возможность повторения...

Влияние пандемии Covid-19 на разные сегменты экономики

Это сфера общественного питания, сфера услуг, а также сфера потребительских товаров.

Первыми пандемия затронула фондовые биржи, а именно, биржи Китая, на который с 21 января 2020 года

Поэтому предприятия сферы обслуживания значительно пострадали от пандемии.

Предпосылки, результаты и перспективы развития экономики...

В статье авторы пытаются определить предпосылки успехов Китайской Народной Республики в экономике.

Далее рыночные отношения распространились и на государственный сектор.

Что нельзя сказать об экономиках других стран во время пандемии коронавирусной инфекции.

Глобализация китайских СМИ как метод повышения...

Глобализация китайских СМИ и продвижение публичной дипломатии на китайском языке идут рука об руку как

При этом Китай должен продвигать основные культурные ценности Китая, которые

Несмотря на то, что китайские СМИ уже начинают оказывать серьезное влияние на...

Культура как инструмент внешней политики государства

В данном контексте под культурой подразумеваются те ее элементы, которые являются привлекательными для

Культура как компонент «мягкой силы» позволяет государству решать тактические и

В сферу публичной дипломатии включены прежде всего журналисты, которые...

Истоки концепции Великой восточноазиатской сферы...

Декларация закрепила основные принципы проекта Сферы. Эти принципы включали в себя отказ от индивидуализма и общность всех наций под покровительством Японии. Однако данный проект создавался в первую очередь для правительства, которое...

Пандемия COVID-19 как угроза экономической безопасности страны

Возникновение пандемии стало угрозой экономической и социальной стабильности в Китае.

В январе 2020 года властями Китайской Народной Республики (КНР) в городе Ухань были

Государственные учреждения, магазины и производства были закрыты и переведены на...

Страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии в борьбе...

Пандемия коронавируса явила собой новый вызов социально-экономическому и гуманитарному благополучию каждой

Страны-члены организации имеют ряд отличий в области культуры и религии

В борьбе с коронавирусом официальные власти Социалистической Республики...

Влияние пандемии COVID-19 на предпринимательскую...

Библиографическое описание: Дроздев, А. М. Влияние пандемии COVID-19 на предпринимательскую

Проведя анализ сложившейся в настоящее время ситуации в сфере предпринимательства в Российской Федерации на фоне прошедшей пандемии коронавируса...

Задать вопрос