Как эффективно применять тригонометрические формулы в решении задач внешнего суммативного оценивания через исследовательскую деятельность учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Галымжан, А. С. Как эффективно применять тригонометрические формулы в решении задач внешнего суммативного оценивания через исследовательскую деятельность учащихся / А. С. Галымжан, Г. Н. Рахимова, Ж. А. Нурым. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 556-558. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91679/ (дата обращения: 24.04.2024).



1. Проблема исследования. Большинство учащихся считает, что тригонометрия сложна и абстракта для изучения. При решении задач на раздел «Тригонометрия» у учащихся наблюдаются затруднения и на практике мы выявили основные факторы, которые на это влияют:

— запоминание тригонометрических формул;

— использование тригонометричесих формул;

— незаинтересованность темой, из-за большего количества формул;

— объем содержания и количество часов не соответствуют (по программе обучения на раздел выделяется мало часов).

Проблема нашего иследования заключается в рассмотрении теоретичских основ тригонометрии и методики ее изучения. Из-за того, что материалы программы 9–10 классов являются основой для тем 12 класса, перед учащимися, которые сдают внешнее суммативное оценивание (ВСО), поставили цель развить память и навыки использования тригонометрических формул при решении задач.

2. Планирование. Чтобы внедрить эффективные методы при решении тригонометрических задач, для исследования возникшей проблемы в процессе обучения объединились с учителями преподающие в 9, 10, 12 классов. Для достижения цели на уроках математики использовали такие методы и приемы исследовательской деятельности учащихся: проблемный метод, исследовательский метод и эвристический метод. Все эти навыки помогают учащимся развить критическое мышление, которое необходимо для решения ряда задач по тригонометрии. Данный вид мышления используется как инструмент для принятия точных, обоснованных решений [1]. Исследование началось с нахождение ответа на следующие вопросы:

1) Как улучшить понимание основных тригонометрических концепции с учетом методических особенностей изучения раздела тригонометрии;

2) Как оценить эффективность выбранных методов;

3) Есть ли существенная разница в результатах после проведения исследования;

Чтобы ответить на эти вопросы изучили научно-методическую литературу. На уроках применяли различные подходы при изложении тем.

3. Определение объектов. Основы тригонометрии и основные тригонометрические тождества учащиеся начинают изучать в 8 классе. Далее в 9 классе начинают изучение тригонометрических функций и их свойств. Также в этот период учащиеся изучают тригонометрические формулы. В 10 классе узнают о понятии обратных тригонометрических функций, учатся решать тригонометрические уравнения и неравенства. В 11 классе учащиеся начинают изучать тему “Обратные тригонометрические неравенства” и как мы видим на практике возникают проблемы, т. к. учащиеся не показывают ожидаемых результатов в твердом знаний ранее изученных тем и формул. Каждая новая тема связана с тригонометрическими формулами, и поэтому было проведено наблюдение за учащимися 9, 10, 12 классов.

4. Этапы исследования. Ожидалось, что, использование исследовательских методов обучения помогут улучшить математическое образование. Активные методы и методы запоминания дают учащимся знания о тригонометрии лишь на короткое время, так как полученные знания не сохраняются в памяти учащихся в долгосрочной перспективе. Исследование начали с проведения опроса среду учащихся. Результаты данного опроса показали какие темы самые трудные для понимания и какие тригонометрические задачи вызывают проблемы. Данные помогли сосредоточиться на этих темах тригонометрии, а затем медленно перейти к другим темам. Самыми сложными были такие темы как: “Формулы половинного аргумента”, “Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму”, “Формулы понижения степени”, “Тригонометрические неравенства”, “Обратные тригонометрические неравенства”.

5. Результаты. Для сбора данных использовали результаты тестового задания из 20 вопросов после внедрения методов исследовательской деятельности. До исследования учащихся 9 классов не могли воспроизвести формулы самостоятельно, а после исследования результаты теста показали, что половина из них научились не затрудняясь выводить формулы. Также учащиеся 10 и 12 классов во время пробного ВСО добились значительных результатов.

6. Обратная связь учащихся. По окончанию исследования был взят опрос у учащихся, где они оценивали свой прогресс по усвоению раздела тригонометрии на основе проведенного теста из 20 вопросов. В опросе приняли участие 84 учащиеся 9–12 классов. Шкала показывает уровень усвоения учебного материала, где 1 — нет результата, допускаю много ошибок; 2 — частично справляюсь с заданиями; 3 — справляюсь с большинством заданий, но есть затруднения; 4 — допускаю незначительные ошибки в заданиях;

5 — полностью справляюсь с заданиями (Рис.1.).

Диаграмма уровеня усвоения учебного материала учащимися

Рис. 1. Диаграмма уровеня усвоения учебного материала учащимися

7. Выводы. Ожидалось, что, использование исследовательских методов обучения помогут улучшить математическое образование. И результаты исследования показывают, что выбранная модель обучения в незначительной степени повысила успеваемость учащихся. Процент выполнения тригонометрических заданий повысился. В дальнейшем на уроках необходимо уделять внимание решению задач как в классе, так и на уроке для предупреждения и устранения ошибок учащихся.

Литература:

  1. Halpern D F 2002 Thought & Knowledge: An Introduction to Critical Thinking (United States of America: Lawrence Erlbaum Associates) p. 2.
  2. Engaging problems on trigonometry: why were student hard to think critically? To cite this article: M Aminudin et al 2019 J. Phys.: Conf. Ser. 1188 012038.
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, класс, решение задач, формула, исследовательский метод обучения, математическое образование, основа тригонометрии, учебный материал.


Похожие статьи

Организация проектной деятельности обучающихся старшей...

Тригонометрия — один из обязательных разделов школьного курса математики. Тригонометрические вычисления применяются во многих областях геометрии, физики, инженерного дела и др. Наблюдения за реальной практикой обучения школьников показывают...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики

Исследовательский метод обученияметод обучения, предусматривающий организацию

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых

Полезно прививать учащимся стремление записывать гипотезы на математическом языке...

Активные формы и методы проведения уроков математики...

 Активные методы и формы обучения — это методы и формы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение — предполагает использование такой системы форм и...

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших...

Обучение решению задач на уроках математики предоставляет возможность для формирования у

Постоянная работа по решению практико-ориентированных задач на уроках математики

Практико-ориентированные задачи по математике. 5–6 класс. Учебное пособие. /

Составление обращенных задач как инструмент развития...

В данной статье представлены основные этапы конструирования обращённых задач. Описана пошаговая процедура обращения задачи, даны методические рекомендации по выполнению каждого шага, приведены конкретные примеры математических задач. Показано, что такого...

Обучение решению арифметических задач | Статья в журнале...

В процессе решения арифметических задач учащиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность, овладевать приёмами, самоконтроля (проверка задачи прикидка задач и т. д.) у них воспитывается настойчивость, воля, развивается интерес к поиску решения задачи.

Система работы учителя математики по формированию навыков...

Вопреки тому, что решению математических задач в школьной программе уделяется

Но одних вопросов и советов учителя ученику недостаточно для обучения решению задач.

Из всего разнообразия математических задач в ходе занятий элективных курсов много времени...

Обучение и развитие математических способностей учащихся...

 Данная статья рассматривает вопрос об обучении и развитии математических способностей учащихся

Читатель узнает, как правильно читать теоретический материал по математике, и находить

Умение считать, правильно решать любые математические задачи позволяют в...

Нестандартные формы и методы обучения на уроках математики...

Библиографическое описание: Гизамова, Г. З. Нестандартные формы и методы обучения на уроках математики с применением метода Р. Г. Хазанкина

Характерной особенностью нашего времени является стремление многих учителей перестроить учебный процесс, активизировать...

Методы и приемы введения математических понятий...

В статье автор анализирует виды определения математических понятий, методы и приемы их

С началом школьного обучения ребенок осваивает новый для него языковый стиль

Таким образом, анализ методов и приемов введения понятий начального курса математики...

Похожие статьи

Организация проектной деятельности обучающихся старшей...

Тригонометрия — один из обязательных разделов школьного курса математики. Тригонометрические вычисления применяются во многих областях геометрии, физики, инженерного дела и др. Наблюдения за реальной практикой обучения школьников показывают...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики

Исследовательский метод обученияметод обучения, предусматривающий организацию

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых

Полезно прививать учащимся стремление записывать гипотезы на математическом языке...

Активные формы и методы проведения уроков математики...

 Активные методы и формы обучения — это методы и формы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение — предполагает использование такой системы форм и...

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших...

Обучение решению задач на уроках математики предоставляет возможность для формирования у

Постоянная работа по решению практико-ориентированных задач на уроках математики

Практико-ориентированные задачи по математике. 5–6 класс. Учебное пособие. /

Составление обращенных задач как инструмент развития...

В данной статье представлены основные этапы конструирования обращённых задач. Описана пошаговая процедура обращения задачи, даны методические рекомендации по выполнению каждого шага, приведены конкретные примеры математических задач. Показано, что такого...

Обучение решению арифметических задач | Статья в журнале...

В процессе решения арифметических задач учащиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность, овладевать приёмами, самоконтроля (проверка задачи прикидка задач и т. д.) у них воспитывается настойчивость, воля, развивается интерес к поиску решения задачи.

Система работы учителя математики по формированию навыков...

Вопреки тому, что решению математических задач в школьной программе уделяется

Но одних вопросов и советов учителя ученику недостаточно для обучения решению задач.

Из всего разнообразия математических задач в ходе занятий элективных курсов много времени...

Обучение и развитие математических способностей учащихся...

 Данная статья рассматривает вопрос об обучении и развитии математических способностей учащихся

Читатель узнает, как правильно читать теоретический материал по математике, и находить

Умение считать, правильно решать любые математические задачи позволяют в...

Нестандартные формы и методы обучения на уроках математики...

Библиографическое описание: Гизамова, Г. З. Нестандартные формы и методы обучения на уроках математики с применением метода Р. Г. Хазанкина

Характерной особенностью нашего времени является стремление многих учителей перестроить учебный процесс, активизировать...

Методы и приемы введения математических понятий...

В статье автор анализирует виды определения математических понятий, методы и приемы их

С началом школьного обучения ребенок осваивает новый для него языковый стиль

Таким образом, анализ методов и приемов введения понятий начального курса математики...

Задать вопрос