Взаимодействие и синтез искусств как фактор творческого развития личности ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 10.05.2022

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Долгашова, Н. Н. Взаимодействие и синтез искусств как фактор творческого развития личности ребенка / Н. Н. Долгашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 449-450. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91317/ (дата обращения: 23.04.2024).



Новизной данной статьи является раскрытие сути взаимодействия видов искусства как отражения продуктивного взаимодействия любых форм бытия. Искусство посредством взаимодействия своих видов, через интеграцию и связующий синтез ведет ребенка к целостному восприятию мира, способствующему развитию его личности.

Ключевые слова: личность, личностное развитие, бытие, виды искусства, творческая деятельность, взаимодействие, интеграция, синтез.

Keywords: personality, personal development, being, types of art, creative activity, interaction, integration, synthesis.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский (педагог — новатор, автор педагогической системы)

Для успешной реализации личностных потенциалов ребенка необходимо реализовывать личностно-ориентированную модель обучения и воспитания, Творческая деятельность, как особая сфера жизни ребенка, позволяет создать благоприятные стимулы для гармоничного личностного развития.

Личность — это итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Личность ребенка формируется постоянно под воздействием различных факторов и обстоятельств жизни [1, с. 120].

Ребенок познает окружающий мир через художественные образы в живописи, музыке, литературе.

Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности. Каждый отдельный вид искусств оказывает влияние на ребенка, на его эмоции, чувства, мышление, воображение, память. Опытные специалисты в областях педагогического, музыкального, художественного воспитания Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина подтверждают, что необходимо активно развивать у ребенка эстетическое восприятие разных видов искусства, учить его выделять выразительные средства художественного произведения, разных видов и жанров [5, с. 21].

По факту бытия, взаимодействие, в противовес несогласованности, разобщенности дает силу, прочность, стойкость в достижении общих целей.

Бытие — жизнь, существование [13, с. 54]. Из этого следует, что взаимодействие различных видов искусств, в творческом развитии личности ребенка, будет иметь наибольшую полезность, плодотворность, нежели воздействие отдельных видов искусств. Взаимодействие, предполагает действие друг на друга, как минимум двух объектов [7, с. 187]. Поле взаимодействия различных искусств, преобразуется в систему, в рамках которой протекают процессы интеграции взаимодействующих элементов этой системы, объединяя их в единое целое.

Высший уровень интеграции — это синтез. Синтез (греч. — соединение, сочетание, составление) — соединение различных элементов в единое целое, качественно отличное от простой их суммы [2, с. 305]. Синтез — это сращение, прорастание одного в другое в итоге взаимодействия. И это сращение нескольких разновидностей искусства, порождает целостное художественное явление, которое эстетически организует образовательное пространство [12, с. 4].

Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций. О взаимодействии видов искусства на примере музыки и живописи и влияния этого взаимодействия на характер рисунков детей говорит в своих работах С. П. Козырева. В результате такого взаимодействия детские рисунки обогащаются новым содержанием: развивается сюжет в рисунке; создаются многопредметные композиции; дети передают ритм, динамику музыкального произведения ритмом мазков, сочетанием цвета, форм, линий, что свидетельствует о понимании детьми средств музыкальной выразительности. Особенно актуально это для детей с бедным воображением, детей педагогически запущенных, поскольку станет толчком для их развития [10, с. 96].

Каждый вид искусства отличается своей спецификой, своей системой изобразительно-выразительных средств, однако ни один из них, взятый в отдельности не в состоянии воссоздать картину мира во всем ее многообразии. Это возможно только при наличии синтеза искусств.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб «Питер», 2008. — 398с.
  2. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. — М.: Вече: АСТ, 2003 (ОАО Яросл. полигр. комб.). — 509с.
  3. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. — Л.: Художник РСФСР. — 1983. — 232с.
  4. Взаимодействие и синтез искусств./ под ред. Б. Ф. Егорова, Б. С. Мейлоха, Б. М. Твердова и др. — Л.: Наука. — 1978.-270с.
  5. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Юрайт, 2002. — 215 с.
  6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 276 с.
  7. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2004. — 384 с.
  8. Зинченко В. П. Мир искусства и воспитание души / В. П. Зинченко // Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании: Сб. науч. тр. — М.: ИД «Секрет фирмы», 2006.-Вып. 1.- С. 7–9.
  9. Ильина Т. И. Взаимодействие видов искусств в образовательном пространстве школы искусств / Диссертация канд. пед. наук / Т. И. Ильина. — СПб., 2007. — 267 с.
  10. Козырева С. П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников. Диссертация канд. пед. наук. М.: 1987. — 125 с.
  11. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М.: Линка-Пресс, 2003.- 174с.
  12. Мун Л. Н. Синтез искусств как системообразующий фактор художественного образования: Автореф. Дис....д-ра пед. наук. М., 2009. 54с.
  13. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. — 944 c.
Основные термины (генерируются автоматически): вид искусства, ребенок, взаимодействие, отдельный вид искусств, Творческая деятельность.


Похожие статьи

Интеграция видов детского художественного творчества через...

Отдельные виды художественного творчества не существуют сегодня изолированно друг от друга

Цель интегрированных занятий в ДОУ на основе синтеза различных видов искусства — полихудожественное

Т. Г. Рубан взаимодействие музыки и изобразительного искусства, на...

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников...

Театр — смешанный или пространственно-временной вид искусства, то есть этот вид искусства сам по себе является интегрированным. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.

Синтез искусств — одно из ведущих направлений в эстетическом...

Отдельные виды искусства оказывают влияние на различные стороны психики ребёнка: эмоции чувства, мышление, воображение и т. д., однако всестороннее развитие ребёнка формируется под воздействием синтеза различных искусств.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами...

Процесс взаимодействия искусств проявляется в общей композиции, в развитии синтетических искусств, во взаимоотношениях искусства с другими явлениями культуры, в использовании отдельных видов искусства выразительных средств, художественного языка других искусств.

Интеграция различных видов искусства посредством...

При сочетании разных видов детской деятельности на интегрированном занятии

Творческая задача увлекла детей и помогла выразить свои эмоции в рисунках.

Таким образом, объединение различных видов искусств на одном занятии способствует...

Развитие творческих способностей детей посредством...

Обогащающее воздействие различных видов искусства раскрывает творческий потенциал всех участников педагогического процесса, гармонизирует отношения между детьми, педагогами и родителями, повышает уровень их художественной и общей культуры.

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проектная деятельность, время, вид искусства, образовательная деятельность

Отдельные виды искусства оказывают влияние на различные стороны психики ребёнка. О взаимодействии музыки и живописи в...

Особенности художественно-творческого развития детей...

Результатом его творческой деятельности является художественный образ как особый вид освоения и выражения действительности, форма

- понимание стимулов развития детского художественного творчества, характера взаимоотношений взрослого и ребёнка в этом...

Синтез искусств как средство художественно-творческого...

Проблема взаимодействия, синтеза искусств является одной из наиболее сложных в

Проблемой влияния синтеза искусств на развитие художественно-творческих способностей

Т. Г. Казакова указывает, что хотя каждый вид искусства отличается своей спецификой, своей...

Творческая деятельность как основа формирования...

Творческая деятельность — это такая форма деятельности человека, при которой

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы творческой деятельности, обладающие

Объединение различных видов творчества одним и тем же замыслом даёт ребёнку...

Похожие статьи

Интеграция видов детского художественного творчества через...

Отдельные виды художественного творчества не существуют сегодня изолированно друг от друга

Цель интегрированных занятий в ДОУ на основе синтеза различных видов искусства — полихудожественное

Т. Г. Рубан взаимодействие музыки и изобразительного искусства, на...

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников...

Театр — смешанный или пространственно-временной вид искусства, то есть этот вид искусства сам по себе является интегрированным. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.

Синтез искусств — одно из ведущих направлений в эстетическом...

Отдельные виды искусства оказывают влияние на различные стороны психики ребёнка: эмоции чувства, мышление, воображение и т. д., однако всестороннее развитие ребёнка формируется под воздействием синтеза различных искусств.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами...

Процесс взаимодействия искусств проявляется в общей композиции, в развитии синтетических искусств, во взаимоотношениях искусства с другими явлениями культуры, в использовании отдельных видов искусства выразительных средств, художественного языка других искусств.

Интеграция различных видов искусства посредством...

При сочетании разных видов детской деятельности на интегрированном занятии

Творческая задача увлекла детей и помогла выразить свои эмоции в рисунках.

Таким образом, объединение различных видов искусств на одном занятии способствует...

Развитие творческих способностей детей посредством...

Обогащающее воздействие различных видов искусства раскрывает творческий потенциал всех участников педагогического процесса, гармонизирует отношения между детьми, педагогами и родителями, повышает уровень их художественной и общей культуры.

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проектная деятельность, время, вид искусства, образовательная деятельность

Отдельные виды искусства оказывают влияние на различные стороны психики ребёнка. О взаимодействии музыки и живописи в...

Особенности художественно-творческого развития детей...

Результатом его творческой деятельности является художественный образ как особый вид освоения и выражения действительности, форма

- понимание стимулов развития детского художественного творчества, характера взаимоотношений взрослого и ребёнка в этом...

Синтез искусств как средство художественно-творческого...

Проблема взаимодействия, синтеза искусств является одной из наиболее сложных в

Проблемой влияния синтеза искусств на развитие художественно-творческих способностей

Т. Г. Казакова указывает, что хотя каждый вид искусства отличается своей спецификой, своей...

Творческая деятельность как основа формирования...

Творческая деятельность — это такая форма деятельности человека, при которой

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы творческой деятельности, обладающие

Объединение различных видов творчества одним и тем же замыслом даёт ребёнку...

Задать вопрос