Использование QR-технологии в учебном процессе на уроках биологии и химии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 06.05.2022

Статья просмотрена: 263 раза

Библиографическое описание:

Суздальцев, К. А. Использование QR-технологии в учебном процессе на уроках биологии и химии / К. А. Суздальцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91115/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье автором подробно описано рациональное использование QR-технологии на уроках биологии и химии. Также были раскрыты актуальность исследуемой темы, преимущества и достоинства QR-кодов в образовательном процессе, их создание и внедрение.

Ключевые слова: QR-код, мобильное обучение, учебный процесс, программа, информация.

In this article, the author describes in detail the rational use of QR technology in biology and chemistry lessons. The relevance of the topic under study, the advantages and advantages of QR codes in the educational process, their creation and implementation were also revealed.

Keywords: QR code, mobile learning, learning process, program, information.

В современной педагогической науке значительный интерес представляют исследования особенностей технологизации учебного процесса. Основным его направлением является применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий — комплекса компьютерно-ориентированных учебных и учебно-методических материалов, программных и аппаратных средств учебного назначения, а также системы научных знаний о роли и месте вычислительной техники в учебном процессе, о формах и методах их применения для усовершенствования труда учителей и учащихся.

Сейчас учащиеся практически не представляют жизни без смартфона, ведь с его использованием современными подростками совершается большинство повседневных действий: общение в социальных сетях, просмотр фильмов, развлечения, поиск нужной информации, прослушивание музыки и т. д. Поэтому привлечение технологий с использованием мобильного телефона на уроках может заинтересовать школьников в изучении предметов «химия» или «биология».

Мобильное обучение является новой парадигмой, на основе которой создается новая учебная среда, где соискатели могут получить доступ к учебным материалам в любое время и в любом месте, что делает сам процесс обучения всеобъемлющим и мотивирует к непрерывному образованию и обучению в течение всей жизни. По сравнению с традиционным мобильное обучение дает возможность мониторинга обучения в реальном времени и обеспечивает высокую насыщенность контента, что позволяет рассматривать его не только как средство обучения, но и как инструмент совместной работы, направленный на повышение качества обучения.

Мобильное обучение есть, с одной стороны, разновидностью дистанционного, а с другой — электронного обучения. По сравнению с электронным и дистанционным обучением мобильное предоставляет субъекту обучения большее количество «степеней свободы» — высшую интерактивность, большую свободу движения, большее количество технических средств, основными из которых являются нетбуки, планшетные ПК, PDA (персональные цифровые помощники), аудиопроигрыватели. записи и прослушивания лекций, электронные книги, мобильные телефоны, смартфоны и т. д.

К основным преимуществам мобильного обучения ученые относят: возможность учиться где угодно и когда-либо; большая компактность мобильных устройств; непрерывный доступ к учебным материалам; повышенная интерактивность обучения; удобство применения мобильного обучения; персонализированность обучения.

Интернет-технология QR-кодов позволяет сделать занятия более увлекательными и эффективными. Благодаря информации с использованием QR-кодов, дети изучают химию и биологию в контексте целостной научной картины мира, интегрируя и совмещая информацию по этим предметам с другими науками. Используя данную технологию, учащиеся в интересной и доступной форме самостоятельно прорабатывают материал, используют различные игровые методы и приемы для обобщения и закрепления знаний по определенным темам, а также для проверки знаний и подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по биологии и химии.

Школьники тоже могут создавать и использовать QR-коды для изучения новых тем, создания кроссвордов и тестов, просмотра материалов.

Для использования QR-кода:

  1. Установите приложение — распознаватель QR-кода на свой телефон и запустите его
  2. Наведите объектив камеры на картинку QR-кода.
  3. Код автоматически распознается или нажмите на соответствующую кнопку (Snapshot) для активации сканера.
  4. Информация, зашифрованная в QR-коде, появится на экране мобильного телефона.

Разработать QR-код несложно, нужен простой в применении генератор для его создания, не требующий каких-либо специальных знаний. Для этого в свободном доступе существует множество онлайн-ресурсов.

Например, программа «Читатель QR-кода» дает возможность и генерировать, и считывать код одновременно. Преимущества программы: программа условно бесплатная. Дает возможность учащимся считать QR-код не вставая из-за парт, потому что имеет функцию зума.

Преимущества использования QR-кодирования:

— быстро: позволяет получить мгновенный доступ к закодированной информации;

— удобно: вмещает большие объемы сведений в небольшом изображении (4296 символов, а это больше, чем 2 листа машинописного текста);

QR-коды на уроках и внеурочное время можно использовать:

— для поиска дополнительной информации;

— для просмотра видео, а также виртуального эксперимента (по биологии — различные макеты, по химии — выполнение задач);

— для проверки знаний учащихся, кодируя тесты, кроссворды и игровые приемы;

— как элемент квест-уроков и интерактивных уроков;

— для выполнения домашнего задания, контрольных и лабораторных работ;

— для проработки дополнительной информации [1].

С помощью QR-кодов можно разнообразить учебный процесс по биологии и химии в общеобразовательной школе. В частности, на занятиях можно организовать самостоятельную работу учащихся (групповую или индивидуальную) с заданиями учебника или рабочей тетради, предусматривающими работу с QR-кодами; обеспечить учащихся дидактическим материалом с QR-кодами для доступа к вспомогательным приложениям (гиперссылки на мультимедийные источники и ресурсы: видео-, аудио-приложения, сайты, рисунки, анимации, электронные учебные издания, библиотеки и т. д.).(Рис. 1) QR-коды позволят организовывать быстрые опросы и проводить тестирование по изученной теме как на уроке, так и внеурочной работе (web-сервисы ClassTools, Plickers, Mentimeter и др.) (Рис. 2).

QR-код на уроке биологии в 8 классе по теме: «Эндокринная система»

Рис. 1. QR-код на уроке биологии в 8 классе по теме: «Эндокринная система»

QR-код кроссворда по органической химии в 9–11 классах

Рис. 2. QR-код кроссворда по органической химии в 9–11 классах

QR-коды могут быть использованы в игровых формах деятельности учащихся, в частности в квестах для предложений игровых заданий на одном или нескольких этапах игры.

Считывание QR-кода производится с помощью обычной камеры типичного смартфона. Для этого на нем должна быть установлена соответствующая программа-сканер.

Таким образом, QR-кодирование является эффективным сервисом, помогающим учащимся быстро получать доступ к требуемой информации. Можно утверждать, что в ближайшем будущем QR-кодирование будет применяться во всех областях человеческой деятельности.

Литература:

  1. Использование QR-кодов в образовательном процессе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/ispolzovanie-qr-kodov-v-obrazovatelnom-processe-5300610.html (дата посещения: 03.05.2022)
  2. Сафонова А. В. Возможности QR-кода как инструмента для развития активности на уроках биологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/11/16/ispolzovanie-qr-koda-na-urokah-biologii (дата посещения: 03.05.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): мобильное обучение, учебный процесс, PDA, дополнительная информация, мобильный телефон, урок биологии, химия.


Похожие статьи

Использование технологии мобильного обучения...

Основные термины (генерируются автоматически): мобильное обучение, устройство, учащийся, обучение, учебный процесс, PDA

Мобильные телефоны и в частности смартфоны приобретают популярность в обществе, в свою очередь потребность в мобильности...

Роль современных мобильных приложений в учебном процессе...

мобильное обучение, учебный процесс, приложение, традиционное обучение, устройство, возможность, образовательный процесс, мобильный Интернет, иностранный язык, педагогическая практика. Использование мобильных приложений для повышения...

Использование мобильных устройств в педагогической практике

В работе рассматривается возможность интеграции мобильных устройств в учебный процесс. Определены преимущества и особенности

мобильное обучение, учебный процесс, Преподаватель, студент, возможность, иностранный язык, устройство, мобильный телефон...

Обучение при помощи мобильных устройств – новая парадигма...

При мобильном обучении учебные материалы могут предоставляться быстрым и

Мобильное обучение предоставляет учащимся свободу, нерегламентированное время и

В мобильном учебном сообществе, когда учащемуся необходима информация, он может...

Мобильное обучение в изучении иностранных языков

5. Мобильное обучение — естественный процесс передачи и восприятия информации, использующий потребность в компьютерном общении, эволюцию технических средств обучения и возможности информационно-телекоммуникационных технологий; естественные склонности...

Использование мобильных приложений для повышения...

Использование мобильных устройств в педагогической практике. мобильное обучение, учебный процесс, приложение, традиционное обучение, устройство, возможность, образовательный процесс, мобильный Интернет, иностранный язык, педагогическая...

Инновации на основе информационных и коммуникационных...

3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Приемы и методы технологии проблемного обучения на уроках...

Виды проблемного обучения. Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным

Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни, как

Проблемное изложение определяется как способ подачи информации не готовом виде, а в...

Перспективы использования мобильных приложений...

мобильное обучение, учебный процесс, приложение, традиционное обучение, устройство, возможность, образовательный процесс. Использование мобильных приложений для повышения... Роль современных мобильных приложений в учебном процессе вуза.

Похожие статьи

Использование технологии мобильного обучения...

Основные термины (генерируются автоматически): мобильное обучение, устройство, учащийся, обучение, учебный процесс, PDA

Мобильные телефоны и в частности смартфоны приобретают популярность в обществе, в свою очередь потребность в мобильности...

Роль современных мобильных приложений в учебном процессе...

мобильное обучение, учебный процесс, приложение, традиционное обучение, устройство, возможность, образовательный процесс, мобильный Интернет, иностранный язык, педагогическая практика. Использование мобильных приложений для повышения...

Использование мобильных устройств в педагогической практике

В работе рассматривается возможность интеграции мобильных устройств в учебный процесс. Определены преимущества и особенности

мобильное обучение, учебный процесс, Преподаватель, студент, возможность, иностранный язык, устройство, мобильный телефон...

Обучение при помощи мобильных устройств – новая парадигма...

При мобильном обучении учебные материалы могут предоставляться быстрым и

Мобильное обучение предоставляет учащимся свободу, нерегламентированное время и

В мобильном учебном сообществе, когда учащемуся необходима информация, он может...

Мобильное обучение в изучении иностранных языков

5. Мобильное обучение — естественный процесс передачи и восприятия информации, использующий потребность в компьютерном общении, эволюцию технических средств обучения и возможности информационно-телекоммуникационных технологий; естественные склонности...

Использование мобильных приложений для повышения...

Использование мобильных устройств в педагогической практике. мобильное обучение, учебный процесс, приложение, традиционное обучение, устройство, возможность, образовательный процесс, мобильный Интернет, иностранный язык, педагогическая...

Инновации на основе информационных и коммуникационных...

3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Приемы и методы технологии проблемного обучения на уроках...

Виды проблемного обучения. Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным

Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни, как

Проблемное изложение определяется как способ подачи информации не готовом виде, а в...

Перспективы использования мобильных приложений...

мобильное обучение, учебный процесс, приложение, традиционное обучение, устройство, возможность, образовательный процесс. Использование мобильных приложений для повышения... Роль современных мобильных приложений в учебном процессе вуза.

Задать вопрос