Пенсионная система в РФ: проблемы и пути решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 12.04.2022

Статья просмотрена: 5776 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, А. Ю. Пенсионная система в РФ: проблемы и пути решения / А. Ю. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 167-170. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90141/ (дата обращения: 26.04.2024).



Проблема пенсионного обеспечения населения в России с каждым годом становится все актуальнее. Быстрое старение населения является основной угрозой надвигающегося кризиса системы государственного пенсионного обеспечения, статья посвящена основным проблемам пенсионной системы в Российской Федерации в сегодняшней реалии, выявлены основные проблемы реформирования пенсионной системы государства и приведены пути их устранения.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсионное обеспечение, пенсионный фонд, бюджет, реформирование.

The problem of pension provision of the population in Russia is becoming more urgent every year. The rapid aging of the population is the main threat of the impending crisis of the state pension system, the article is devoted to the main problems of the pension system in the Russian Federation in today's reality, the main problems of reforming the state pension system are identified and ways to eliminate them are given.

Keywords: pension system, pension provision, pension fund, budget, reform.

Постановка задачи. Проблема принятия эффективных управленческих решений в процессе формирования и реализации государственной политики в сфере пенсионного обеспечения граждан всегда была и остается актуальной. Так как важнейшей составляющей благосостояния граждан России, является придерживаться принципов гуманизма в отношении тех, кто отдал обществу труд, интеллект, здоровье и у кого есть право на пенсионное обеспечение.

В 2019 г. произошло очередное крупное событие в реформировании пенсионной системы, о возможности принятия которого говорили многие. Это увеличение пенсионного возраста граждан. В настоящее время возраст, в который люди могут уйти на пенсию в Российской Федерации, составляет 60 лет у женщин и 65 лет у мужчин. Данные изменения были с одной стороны ранее очень обсуждаемы, но с другой стороны, все равно были крайне неожиданными, потому что даже среди тех людей, кто предполагал увеличение пенсионного возраста, было убеждение, что государство не пойдет на такие кардинальные меры [7].

Вместе с увеличением пенсионного возраста в правительстве были приняты меры по поддержке людей предпенсионного возраста. Обеспечение их рабочими местами за счет проведения программ по повышению квалификации, поддержка безработных старших возрастов и наложение штрафов на работодателей за увольнение таких граждан [4].

Предполагается, что к 2024 г. средний размер трудовых пенсий по старости увеличится до размера, который будет составлять 2,5 прожиточного минимума пенсионера, а к 2030 г. получится поднять размер выплачиваемой пенсионеру пенсии до 40 % от размера ранее получаемого заработка, что будет соответствовать международным стандартам минимальным нормам пенсионного обеспечения [1].

В наше время большие риски несет демографическая ситуация в стране -растет число пенсионеров, увеличивается нагрузка на рабочее население. Несмотря на повышение пенсионного возраста, нагрузка на федеральный бюджет останется на очень высоком уровне [2].

Одной из проблем пенсионной системы России выступает снижающийся с каждым годом уровень доверия граждан. Это вызвано размером пенсий; хоть и открытой, но сложной для восприятия системой расчета будущей пенсии; увеличением возраста выхода на пенсию и ежегодными продлениями моратория на формирование накопительной пенсии [1].

В настоящее время пенсионная система является довольно несправедливой по отношению к населению, потому как граждане при выходе на пенсию получают лишь около 34 % от своего прежнего дохода. В России очень высокий уровень страховых взносов — 30 % от заработной платы, но при этом низкий размер пенсий, что также оказывает влияние на развитие теневого сегмента, который позволяет избежать уплаты страховых взносов [3].

Самыми яркими из предлагаемых в настоящее время идей выступают ликвидация Пенсионного фонда, что должно привести к экономии затрачиваемых на него средств, и замена балльной системой подсчета пенсий на ранговую. Но данные предложения вряд ли будут приняты, т. к. несут за собой много негативных моментов.

По словам главы партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова, пенсионная реформа оказалась провальной, и то, в каком виде она сейчас существует, ухудшает финансовое состояние пенсионеров. Он предложил вернуться к выплатам пенсий из бюджета и страховые взносы направлять туда же.

Существуют предложения ввести обязательные страховые взносы населения по аналогии с зарубежными пенсионными системами.

Ясным в данный момент является то, что модернизация и реформирование пенсионной системы на этом не остановится. Низкий размер пенсий, высокий уровень пенсионных взносов, которые не гарантируют гражданам достойный размер пенсий, рост теневой экономики и уход от уплаты страховых взносов, наложение моратория на накопительную пенсию, недостаточная информированность и осознанность населения в плане пенсионного страхования — все эти проблемы продолжают присутствовать в настоящее время. И только обдуманная, хорошо спланированная и рассчитанная программа реформ может позволить улучшить состояние пенсионного обеспечения и позволит решить существующие проблемы.

Полагаем, что именно формирование накопительной пенсии, которую начнут получать российские граждане в 2022 г. позволит, с одной стороны, снизить объем государственных обязательств, а с другой, существенно увеличить пенсионное обеспечение российских граждан. Следует отметить, что из 73,6 млн. экономически активного населения (на конец 2020 г.) 37,1 млн. российских граждан формируют накопительную пенсию, то есть примерно 50 % трудоспособных граждан. Это свидетельствует о том, что половина российских граждан, несмотря на объявление моратория, все-таки стремится сформировать накопительную пенсию. Считаем это положительным фактом с точки зрения развития российской пенсионной системы, поскольку указанная ситуация свидетельствует о понимании гражданами своих пенсионных рисков. Однако в будущем тот факт, что не все российские граждане формируют накопительную пенсию, приведет к углублению расслоения пожилых людей по доходам, которое будет только увеличиваться.

Некоторые исследователи (К. В. Швандар, А. А. Анисимова и др.) считают, что экономическое расслоение по уровню доходов существует как между пожилыми людьми, так и между пенсионерами и остальной частью населения [6]. Более того, у многих отсутствует даже возможность улучшения своего материального положения.

Граждане нашей страны практически не имеют дополнительных источников финансирования, таких как: доходы от инвестирования в ценные бумаги; вклады в инвестиционные фонды; доля в бизнесе и т. п. Анализ данных о доходах и расходах российских граждан по данным Росстата показывает, что прирост их накоплений незначителен. Данный факт позволяет сделать заключение о том, что существенных накоплений за период активной трудовой деятельности большая часть граждан сделать не имеет возможности. Графические данные, представленные на рис. 1, отражают динамику доли накоплений в доходах российских граждан.

Анализ данных, отраженных на рис. 1, показывает, что ежегодный прирост накоплений россиян, начиная с 2011 г., составляет менее 10 % от их доходов, что подтверждает вывод о невысокой возможности накопления достаточного уровня сбережений и других активов для обеспечения в пожилом возрасте экономической безопасности граждан.

Динамика доли накоплений в доходах российских граждан, % Источник: рассчитано автором

Рис. 1. Динамика доли накоплений в доходах российских граждан, % Источник: рассчитано автором

Современная ситуация на рынке труда характеризуется нестабильностью в сфере занятости и увеличением количества работников, занятых не полный день. Инновационные технологии в сфере производства, управления и организации труда приводят к преобразованиям организаций (в том числе их бизнес-моделей, если речь идет о коммерческих организациях). Эти преобразования, как правило, связаны с дроблением структуры управления и производства в направлении создания временных трудовых коллективов, работающих над реализаций определенных проектов (как пример, холакратия). Это связано со стремлением организаций снизить затраты на рабочую силу и уменьшить долгосрочные обязательства перед работниками, что приводит к увеличению количества граждан, работающих либо на временной работе, либо на неполной ставке. Данная тенденция порождает ситуацию, когда гражданин за свою трудовую жизнь не в состоянии накопить достаточный пенсионный капитал, позволяющий сформировать адекватную пенсию по окончании трудовой деятельности.

Характерной особенностью, свойственной функционированию отечественной пенсионной системы, является ее постоянное реформирование, например, объявление в 2014 г. моратория на перечисление части страхового взноса для формирования накопительной пенсии, а также повышение пенсионного возраста в 2018 г. Оба законодательных действия весьма негативно повлияли на восприятие пенсионного законодательства российским обществом. В таблице отражено влияние этих действий на такие параметры пенсионной системы, как дотации из бюджета и недостаток средств, перечисленных на выплату страховой пенсии гражданам.

Таблица 1

Влияние законодательных инициатив на некоторые параметры пенсионной системы

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Дотации из федерального бюджета, млрд руб.

2 820

2 846,6

2410

3 082

3 355

3 677,1

3 229,3

3 308,7

4 786,8

Недостаток средств на страховую пенсию, млрд руб.

960

996

1 306

1 927

1 887,1

1 897,1

1 801

1 659,7

1 966,3

Источник: [8]

Анализ данных таблицы свидетельствует о следующем: регуляторные инициативы не оказали долгосрочного влияния ни на перечисляемые объемы бюджетных средств, ни на достаточность средств по выплатам страховых (государственных) пенсий. Подобное заключение подтверждается анализом информации по исполнению бюджетов Пенсионного фонда России (ПФР) за соответствующие годы. Так, объем дотаций из федерального бюджета в 2014 г. (после объявления моратория на перечисление части взноса для формирования накопительной пенсии) снизился на 15 %, однако, указанное снижение было кратковременным, поскольку в следующем отчетном периоде произошло увеличение бюджетных дотаций из федерального бюджета в бюджет ПФР. Кроме того, приток средств пенсионных накоплений из НПФ в ПФР на выплату государственной (страховой) пенсии не оказал ожидаемого положительного эффекта, о чем свидетельствует рост показателя недостаточности средств на страховую пенсию.

Повышение пенсионного возраста в 2018 г. привело к кратковременному снижению дотаций из федерального бюджета, а также к кратковременному снижению показателя недостаточности средств на страховую пенсию в 2018–2019 гг., однако уже в 2020 г. данный показатель вырос на 18,5 %.

Таким образом, невозможность создания достаточных для формирования «подушки безопасности» накоплений и невысокий уровень получаемых пенсий свидетельствует о том, что российским гражданам необходим дополнительный источник дохода. Ситуацию, с нашей точки зрения, могут изменить НПФ, формируя дополнительные источники доходов пенсионера в виде страховой накопительной (первая женщина, сформировавшая с начала пенсионной реформы накопительную пенсию, выйдет на пенсию в 2022 г.) и добровольной негосударственной пенсий. Это позволит как повысить уровень пенсионных выплат гражданам, так и повысить коэффициент замещения пенсией заработной платы. Более того, накопленные в пенсионной системе и аккумулированные в управления негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и в Государственной управляющей компании (ВЭБ.РФ) пенсионные накопления и резервы на первое полугодие 2021 г. в размере 6,5 трлн руб. — это денежные средства, которые финансируют российскую экономику, минуя банки. «То есть мы убираем маржу, которую берут банки и распределяют ее внутри себя, и таким образом эти деньги достаются инвестору дороже, он получает больше доход, а заемщику они достаются дешевле…» [5]. Следовательно, роль НПФ в экономике постоянно возрастает за счет аккумулированных в данном сегменте финансового рынка средств.

Таким образом, анализ существующих проблем и современных трансформаций российской пенсионной системы в плане развития ее накопительной составляющей показал, что основными проблемами российской пенсионной системы являются: низкий уровень пенсий и снижение динамики доли накоплений в доходах граждан; низкий коэффициент замещения; высокий уровень дотаций из федерального бюджета; монопродуктовая стратегия в отношении пенсионных накоплений. К сожалению, осуществляемые преобразования российской пенсионной системы в процессе реформирования не направлены на решение этих проблем, а связаны со следующими факторами: с параметрическими изменениями пенсионного обеспечения граждан (возрастные ограничения относительно возможности формировать накопительную пенсию, увеличение «срока дожития», что уменьшает размер накопительной пенсии и т. п.); изменением организационно-правовой формы НПФ; созданием системы гарантирования пенсионных накоплений и т. п.

Все вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: в российской пенсионной системе больше внимания уделяется сохранности средств, чем их доходности, что не способствует решению проблемы увеличения размера пенсий гражданам за счет накопительной пенсии, а также не ведет к росту коэффициента замещения при решении задач, поставленных в «Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года».

Литература:

  1. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // «Российская газета», № 247,20.12.2001.
  2. Лапаев А. А. Демографические факторы, определяющие направления развития пенсионной системы российской федерации II Международный научно-исследовательский журнал -2021. — № 5 (107)-С. 21–24.
  3. Бегичева, Э. И. Правовое регулирование пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Э. И. Бегичева // Российское право онлайн. 2017. № 2. С. 61–69.
  4. Глинская, Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Д. Р. Глинская // ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева». — 2018. — С. 96–107
  5. Кравченко Е. В. Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения как фактор повышения устойчивости пенсионной системы // Экономика труда. — 2020. — Том 7. — № 10. — С. 953–966.
  6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — Режим доступа: http://www.gks.ru
  7. Заключение на проект федерального закона № 1027744–7 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». [Электронный ресурс], Режим доступа -https://ach.gov.ru/
  8. Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов январь — декабрь 2020 года Электронный ресурс. [Режим доступа] — https://ach.gov.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): накопительная пенсия, пенсионная система, гражданин, федеральный бюджет, пенсионное обеспечение, пенсионный возраст, российская пенсионная система, страховая пенсия, размер пенсий, Российская Федерация.


Похожие статьи

Современные проблемы пенсионного обеспечения по старости...

 В статье рассматриваются проблемы пенсионной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину

На основании данной реформы и в целом пенсионного обеспечения по старости в Российской...

Правовое регулирование государственной пенсионной системы...

Реформирование пенсионной системы Российской Федерации... накопительная часть, накопительная часть пенсии, обязательное пенсионное страхование, пенсионная система РФ, пенсионная система, пенсионная реформа, заработная плата, нормативный страховой...

Анализ изменений государственной системы пенсионного...

пенсионная реформа, пенсионная система, балл, накопительная пенсия, пенсионный возраст, получение пенсии, Российская Федерация, пенсионное обеспечение граждан, Россия, страховая пенсия.

Понятие государственного и страхового пенсионного...

Таким образом, пенсионная система Российской Федерации включает в себя 3 основных вида пенсиистраховая, накопительная и

Страховая пенсия —ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и...

Пенсионная система России и зарубежных государств...

 Пенсионная система — одна из ключевых тем права социального обеспечения. Целью данной статьи является рассмотрение и сравнительно-правовой анализ пенсионной системы России, Швеции и Индии в рамках понятия пенсионной системы, реализации прав граждан...

Основы обязательного пенсионного страхования граждан...

Страховая пенсионная система представляет собой систему мер, которая создается

В Российской Федерации действует три разновидности обеспечения граждан пенсиями.

Среди основных проблем системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации на...

накопительная пенсия, страховая пенсия, пенсионная система...

Ключевые слова: пенсионные системы, накопительная пенсия, концепция

Российская пенсионная система функционирует следующим образом: с работающих граждан взимаются

При этом для лиц, достигших пенсионного возраста (60 лет — мужчины и 55 лет –женщины)...

Реформирование пенсионной системы Российской Федерации...

пенсионная система, страховая пенсия, пенсионное обеспечение, пенсия, страховая часть пенсии, пенсионная реформа, пенсионный балл

Изменения в пенсионной системе России в 2016 году. С 1 января 2015 года вступили в законную силу два федеральных закона...

Сравнительный анализ пенсий по старости в России и Германии

Средний размер пенсий в РФ у женщин составляет 90 % от средней пенсии мужчины, что равно 282 евро у мужчин и 253 евро у женщин

пенсионная реформа, пенсионная система, пенсионный возраст, накопительная пенсия, Российская Федерация, получение пенсии...

Похожие статьи

Современные проблемы пенсионного обеспечения по старости...

 В статье рассматриваются проблемы пенсионной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину

На основании данной реформы и в целом пенсионного обеспечения по старости в Российской...

Правовое регулирование государственной пенсионной системы...

Реформирование пенсионной системы Российской Федерации... накопительная часть, накопительная часть пенсии, обязательное пенсионное страхование, пенсионная система РФ, пенсионная система, пенсионная реформа, заработная плата, нормативный страховой...

Анализ изменений государственной системы пенсионного...

пенсионная реформа, пенсионная система, балл, накопительная пенсия, пенсионный возраст, получение пенсии, Российская Федерация, пенсионное обеспечение граждан, Россия, страховая пенсия.

Понятие государственного и страхового пенсионного...

Таким образом, пенсионная система Российской Федерации включает в себя 3 основных вида пенсиистраховая, накопительная и

Страховая пенсия —ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и...

Пенсионная система России и зарубежных государств...

 Пенсионная система — одна из ключевых тем права социального обеспечения. Целью данной статьи является рассмотрение и сравнительно-правовой анализ пенсионной системы России, Швеции и Индии в рамках понятия пенсионной системы, реализации прав граждан...

Основы обязательного пенсионного страхования граждан...

Страховая пенсионная система представляет собой систему мер, которая создается

В Российской Федерации действует три разновидности обеспечения граждан пенсиями.

Среди основных проблем системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации на...

накопительная пенсия, страховая пенсия, пенсионная система...

Ключевые слова: пенсионные системы, накопительная пенсия, концепция

Российская пенсионная система функционирует следующим образом: с работающих граждан взимаются

При этом для лиц, достигших пенсионного возраста (60 лет — мужчины и 55 лет –женщины)...

Реформирование пенсионной системы Российской Федерации...

пенсионная система, страховая пенсия, пенсионное обеспечение, пенсия, страховая часть пенсии, пенсионная реформа, пенсионный балл

Изменения в пенсионной системе России в 2016 году. С 1 января 2015 года вступили в законную силу два федеральных закона...

Сравнительный анализ пенсий по старости в России и Германии

Средний размер пенсий в РФ у женщин составляет 90 % от средней пенсии мужчины, что равно 282 евро у мужчин и 253 евро у женщин

пенсионная реформа, пенсионная система, пенсионный возраст, накопительная пенсия, Российская Федерация, получение пенсии...

Задать вопрос