Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Киберпанк как феномен трансгуманизма. Философия машины

Философия
07.04.2022
741
Поделиться
Библиографическое описание
Дворцов, Н. В. Киберпанк как феномен трансгуманизма. Философия машины / Н. В. Дворцов, Д. И. Травин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 284-286. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90126/.


В статье рассмотрены социальные и философские вопросы трансгуманизма. Данная статья является широким изложением мыслей по теме, волнующей разум людей уже давно.

Ключевые слова: общественное мнение, социальная сеть, общество, киберпанк, философия.

Большинство людей находят концепцию программирования очевидной, но само программирование невозможным.

Алан Перлис (1922–1990), американский учёный в области информатики

История человечества насчитывает несколько тысяч лет. Но лишь c развитием таких наук как генная инженерия, электроника, информатика и программирование, многие люди пришли к выводу, что природу человека можно рассмотреть исключительно с точки зрения техники.

Одним из первых это сделал Юваль Ной Харари — израильский военный историк, писатель и мыслитель. По его мнению, человека возможно свести к базе данных и рассмотреть, как алгоритм, который существует в единстве с этой базой и гарантирует в ней порядок.

Данная мысль является одной из главных в теории о датаизме — учении, подразумевающим, что весь мир, все его процессы, в том числе и человека, его разум и душу возможно представить, как набор физико-математических данных и переменных, которые подчиняются определенному алгоритму. Запомнив эту мысль, следуем дальше.

То есть, иными словами, философия датаизма состоит в том, что общество, в нашем привычном понимании, как набор уникальных личностей (это, кстати, один из главных постулатов либерального гуманизма), представляется как единый разум, где люди — просто переменные, имеющие определенные параметры. Запомнив эту мысль, следуем дальше.

В конце XX века с бурным развитием компьютерных технологий, писатели-фантасты и философы ввели такое понятие как киберпанк.

Киберпанк — состояние общества, переживающего упадок человеческой культуры на фоне стремительного научного прогресса в области информатики и кибернетики.

Киберпанк, как правило, описывает антиутопический мир будущего с практически неограниченными технологическими ресурсами. Преодолев практически все трудности технического прогресса человечество перестаёт развиваться и начинается деградация. И если в физическом плане могут помочь новые протезы или имплантаты, то духовное угасание ничем не заменишь. Этим и пользуются различные корпорации, которые в «новом мире» выполняют функцию руководства обществом вместо правительства.

И тут может возникнуть вопрос: «причём тут датаизм?».

Датаизм сегодня — это транслирование общественного мнения через социальные сети. Как это, спросите вы? Социальная сеть не зря так называется. Сеть в информатике — совокупность устройств, связанных между собой и осуществляющих коммуникацию. Перенесем данное определение в биологию (хотя, как вы поймете далее, это необязательно).

С биологической точки зрения, сеть — структура функционирования какой-либо системы. В нашем случае — мозга.

Собираем все во едино и получаем, что общество — это такой мозг, разум, состоящий и функционирующий на основе социальных сетей, где каждый человек — нейрон, а его социальные связи — это синапсы, по которым циркулируют импульсы — данные.

Кроме того, если киберпанк подразумевает бесконечные возможности по модификации тела, то, следовательно, общество не может дойти до киберпанка, минуя стадию трансгуманизма.

Трансгуманизм — есть философская концепция, оправдывающее использование достижений науки и техники с целью устранения умственных и нравственных человеческих недостатков: страданий, болезней, старения и, наконец, смерти.

А эта стадия уже сегодня близка, как никогда ранее.

В ближайшем рассмотрении уже возможно появление первого массового нейроинтерфейса. Эта технология дает прямой доступ к мозгу и позволяет носителю контролировать что угодно практически силой мысли. Сейчас широко применяется в медицине.

И если, например, протезы просто подключаются к нервам, фактически интернируясь в центральную нервную систему на уровне инстинктов, то нейроинтерфейс дает, по сути, доступ к сознанию личности носителя.

В XIX веке Рене Декарт определил философский постулат, получивший статус первичной, достоверной истины. Звучит он так: «Мыслю, следовательно существую». Также бытует мнение, что способность мыслить нешаблонно, не по инстинктам, а свободно, не завися от своей природы делает человека человеком.

Но вот вопрос: если наш разум можно сформировать как последовательность единиц и нулей (на сегодняшний день данная технология уже используется в основе теории оцифрованного сознания для передачи состояния синапса: 1 — импульс идет, активно; 0 — импульса нет, активности не происходит), то значит ли это, что мы существуем?

Ибо если все можно представить в форме данных, то эти данные можно изменить прямо в голове носителя при помощи вышеупомянутых нейроимплантов.

Более того, носитель вообще не почувствует, что его сознание было изменено. А самое страшное, что можно сотворить с человеком — отнять у него личность и превратить его в некое существо.

Но и это не все. Если человек научится менять мысли по описанной выше системе, то и чувства человека можно запрограммировать. Ведь с биологической точки зрения чувства — это набор гормонов и сигналов мозга. Таким образом человек теряет еще и то, что принято считать отличительной чертой человека разумного.

С таким подходом, грядущий вид вполне может отойти от определений Homo Sapiens, став настоящим Deus Ex Machina. А это значит, что в мире в принципе перестанет существовать творчество, ибо в этом не будет никакого смысла, если человек вообще не сможет мыслить свободно. Общество погрузится в первобытный хаос, из которого долгое время пыталось выбраться.

В средние века было принято считать, что Бог создал человека идеальным, лишенным каких бы то ни было недостатков. И на это были свои причины: Бог создал человека по своему образу и подобию. Если же начать вносить серьезные изменения в организм человека, получается, что это и не человек вовсе.

С эволюцией общества и развитием технического прогресса люди начали понемногу отступать от средневековых предрассудков, которые, кстати, нередки до сих пор.

Трансгуманизм может открыть человечеству по истине безграничные способности. Возможности людей станут сопоставимы с возможностями Бога. Мы сможем путешествовать среди звезд, не боясь, что состаримся, перемещаясь от одной звезды к другой, исчезнут страшные болезни, мы сможем практически все.

Сейчас человек стоит на развилке: пасть в бездну киберпанка или же двигаться к светлой утопии будущего, воспетой фантастами, начала 20-х готов прошлого века? Эволюция больше не естественный процесс. Теперь каждый сам выбирает свое будущее.

Литература:

  1. Трансгуманизм. Философия, фантастика или реальность?. — Текст: электронный // ХАБР: [сайт]. — URL: https://habr.com/ru/post/546806/?ysclid=l1lqxfi0yb (дата обращения: 06.04.2022).
  2. Датаизм. — Текст: электронный // Neural Hack: [сайт]. — URL: https://neuralhack.wordpress.com/2021/01/19/dataism/#4 (дата обращения: 06.04.2022).
  3. Митио, Каку Будущее человечества / Каку Митио. — Москва: Альпина Нон-Фикшн, 2019. — 452 c. — Текст: непосредственный
  4. Философия трансгуманизма: цели, задачи и проблемы. — Текст: электронный // AUM.NEWS: [сайт]. — URL: https://www.aum.news/filosofiya/4056-filosofiya-transgumanizma-celi-zadachi-i-problemy (дата обращения: 06.04.2022).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
общественное мнение
социальная сеть
общество
киберпанк
философия
Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 284-286):
Часть 4 (стр. 215-289)
Расположение в файле:
стр. 215стр. 284-286стр. 289

Молодой учёный