Стратегическое управление земельными ресурсами в Республике Башкортостан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ардаширов, А. А. Стратегическое управление земельными ресурсами в Республике Башкортостан / А. А. Ардаширов, А. С. Платонова, А. С. Муллаянова, И. С. Бикбулатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90058/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье приведены основные правовые регуляторы управления земельными отношениями в Республике Башкортостан. Авторами рассмотрены изменения распределения земель по категориям на территории Республики Башкортостан за период 2018–2020 гг. Показаны задачи, решение которых позволит сохранить и эффективно использовать государственное имущество и земельные ресурсы в целях обеспечения государственных интересов Республики Башкортостан, улучшения инвестиционной привлекательности экономики, создания условий для удовлетворения общественных потребностей.

Ключевые слова: земельные ресурсы, земельно-имущественные отношения, кадастр, стратегия, управление.

Земельные ресурсы — это основа национального богатства страны, потенциальный источник экономического роста, определяющий могущество экономических и природных свойств, а также особый объект социально-экономических и общественно-политических отношений. В соответствии с этим возникает необходимость создания принципиально иной системы управления земельными ресурсами, отличающейся от других систем управления.

Цель управления земельными ресурсами заключается в обеспечении потребностей государства и общества, удовлетворяемых за счет свойств самой земли. Основная цель достигается путем решения следующих задач: рациональное, эффективное использование и охрана земель; формирование перспективного перераспределения земельных ресурсов и характера их использования; высокий уровень экологических и социальных условий жизни населения; эффективное развитие предпринимательской и общественной деятельности; сохранение и восстановление свойств окружающей природной среды, в том числе земли; получение максимума поступлений платежей за землю.

Государственное управление земельными ресурсами — это сложная система экономически обоснованного, целенаправленного воздействия на земельные отношения с целью их упорядочивания в соответствии с установленными нормативными требованиями [1], а также ведением государственного кадастрового учета и мониторинга земель. Правовой контроль земельными отношениями регулируется федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, законами субъектов федерации, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований, принятыми в пределах их полномочий.

Управление земельными ресурсами в Республике Башкортостан охватывает весь спектр общественных отношений — от социального до экономического, правового, экологического и других видов управления, тем самым доказывая, что управление земельными ресурсами является сложноорганизованной системой, которое осуществляют многими методами и средствами, и оно является предметом изучения многих наук.

Наиболее важные вопросы управления земельными ресурсами решаются на федеральном уровне, что определено Земельным Кодексом Российской Федерации, которым разграничены компетенции всех уровней власти в области земельных отношений [2]. Решения по принятию законов в области земельных отношений, установлению порядка владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан и иные компетенции, переданы Государственному Собранию — Курултаю Республики Башкортостан [3]. Республиканский орган исполнительной власти — Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, совместно с территориальными органами, организует единую систему органов по приватизации, управлению и распоряжению земельными ресурсами и государственным имуществом. Широкими полномочиями в области земельных ресурсов наделена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр), территориальные органы которой осуществляют функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции государственного земельного контроля [4].

Законодательство в области государственного управления земельными ресурсами постепенно дополняется новыми положениями, государственными программами. Так, в 2018 году была разработана и утверждена Положением Правительства Республики Башкортостан Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года. Данная стратегия направлена на достижение долгосрочной цели: «Башкортостан в 2030 году — конкурентоспособный регион с устойчивой экономикой и развитой социальной инфраструктурой, входящий в десятку ведущих регионов Российской Федерации» (НУЖНА ССЫЛКА!!!). Указанная цель объясняется системой стратегических приоритетов, сформированных на основе выявленных конкурентных преимуществ, «точек роста» республики в экономической и социальной сферах.

Согласно стратегии, одна из значимых целей заключается в обеспечении эффективного управления и распоряжения земельным, и имущественным комплексами Республики Башкортостан. Наиболее перспективные целевые индикаторы по созданной Стратегии к 2030 году, направленные на земельный сектор, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Прогнозируемые результаты мероприятий по повышению эффективности управления государственной земельной собственностью к 2030 году

Наименование показателя

Единица измерения

Факт за 2010 год

Факт за 2015 год

Цель к 2030 году

Доля земель сельскохозяйственного назначения, вовлеченных в хозяйственный оборот

%

51,8

53,5

58,9

Доля общей площади земельных участков, вовлеченных в хозяйственный оборот, в общей площади земельного фонда Республики Башкортостан

%

87,3

89,1

93,0

Доля актуализированных сведений о государственном имуществе, учтенном в Реестре государственного имущества Республики Башкортостан

%

96,9

97,0

97,28

Для принятия комплексных мер, направленных на решение поставленных задач и достижение заданных целевых ориентиров, потребуется: переход на налогообложение объектов исходя из их кадастровой стоимости вне зависимости от размера площадей; завершение работ по обеспечению территорий Республики Башкортостан единой актуальной цифровой картографической основой в виде сформированной интерактивной карты; определение плодородия почв путем проведения работ по почвенным обследованиям, корректировке и оцифровке почвенных карт, формирования экспликаций; создание механизма правового регулирования, позволяющего проводить мониторинг целевого использования земель арендаторами и обеспечивать реализацию оперативных мер реагирования; создание рынка земли: увеличение количества земельных участков, находящихся в частной собственности; обеспечение электронной регистрации прав собственности и пользования государственным и муниципальным имуществом [5]. Достижение перечисленных задач предоставит возможность сохранить и эффективно использовать государственное имущество и земельные ресурсы в целях обеспечения государственных интересов Республики Башкортостан, улучшения инвестиционной привлекательности экономики, создания условий для удовлетворения потребностей общества.

Общая площадь земельного фонда в Республике Башкортостан составила 14294,7 тыс. га. Распределение земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и запаса за период 2018–2020 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2

Распределение земельного фонда Республики Башкортостан по категориям земель за период 2018–2020 гг.

Наименование земель

Год

2018

2019

2020

тыс. га

%

тыс. га

%

тыс. га

%

Земли сельскохозяйственного назначения

7273,7

50,9

7269,2

50,9

7265,9

50,9

Земли населенных пунктов

670,2

4,7

673,6

4,7

675,9

4,7

Земли запаса

21,4

0,2

21,4

0,2

20,7

0,2

За период 2018–2020 годов переводы земель из одной категории в другую затронули в большей степени земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов. Изменения в структуре земельного фонда связаны в основном с предоставлением земель для несельскохозяйственных целей, изменением (установлением) границ населенных пунктов согласно утвержденным и согласованным Правительством Республики Башкортостан генеральным планам, учтенным в Едином государственном реестре недвижимости.

Учитывая, что наивысшие размеры ставок земельного налога установлены Налоговым кодексом Российской Федерации, причинами низкого показателя поступлений земельного налога также могут быть в связи с низкой кадастровой стоимостью земель и несвоевременной актуализации показателей кадастровой стоимости. Поэтому обеспечение эффективного использования земельных ресурсов, выявления дополнительных источников поступления доходов с учетом обеспечения интересов государства, граждан и бизнес-структур, зависит не только от действия контролирующих органов и структур, но и от постоянного обновления цифровой картографической основы, проведение иных землеустроительных, геодезических и кадастровых работ для наполнения базовыми и пространственными данными инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации на территории Республики Башкортостан. Постоянное обновление таких данных позволит продуктивнее производить работу по изысканию пустующих земельных участков и их предоставлению, изысканию земельных участков, права пользования которыми до настоящего момента не оформлены, а также решить проблему самовольно застроенных территорий. Также это позволит активизировать существующую проблему не вовлечения в оборот большого количества объектов незавершенного строительства, которое влияет на неполучение дохода от использования таких объектов недвижимости: как в виде налоговых платежей, так и в виде арендной платы. В настоящее время в целях автоматизации управления земельно-имущественными отношениями в республике используется автоматизированная информационная система «Имущество», которая представляет собой сложный программный продукт, выполненный по многоступенчатой технологии и требующий доработки.

Таким образом, несмотря на изменения в законодательстве, тем не менее, в республике остается низкий процент земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц. В связи с этим наблюдается недостаточная развитость рынка земли на территории республики и оказание льгот по земельному налогу в виде полного освобождения значительному количеству юридических лиц.

Литература:

  1. Дудник Д. В. Система государственного управления земельными ресурсами Российской Федерации и пути её совершенствования [Электронный ресурс]: / Д. В. Дудник // Государственное управление. — 2008. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-gosudarstvennogo-upravleniya-zemelnymi-resursami-rossiyskoy-federatsii-i-puti-eyo-sovershenstvovaniya/viewer.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Статья 7 пункт 1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/368cb949273de5fecbcf2586fbf84ef05bd1a781/.
  3. Сулейманова Д. Р. Система государственного управления земельного ресурсами в Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: / Д. Р. Сулейманова // Экономика и управление. — 2019. № 23. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/261/60358/.
  4. Сайт Главы Республики Башкортостан [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Режим доступа: https://glavarb.ru/rus/president/statusipolnomochiya/.
  5. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20.12.2018 № 624 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2030 года» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консорциум кодекс». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/550329714.
Основные термины (генерируются автоматически): Башкортостан, ресурс, государственное имущество, Российская Федерация, сельскохозяйственное назначение, земельный налог, общая площадь, отношение, территория республики, государственное управление.


Похожие статьи

Задать вопрос