Актуальные проблемы современного физкультурного образования и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 07.04.2022

Статья просмотрена: 688 раз

Библиографическое описание:

Казначеев, В. А. Актуальные проблемы современного физкультурного образования и пути их решения / В. А. Казначеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 308-310. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90055/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье анализируется проблема повышения качества физкультурного образования. Необходимо создавать условия, направленные сохранении и укреплении здоровья обучающихся, направленные на стремление к гармоническому физическому и духовному самосовершенствованию.

Ключевые слова: качество образования, содержание образования, физическая культура, физкультурное образование, самосовершенствование, проблемы, противоречия, пути решения.

Физическая культура — это направление общей культуры общества, оказывающая свое влияние на поведение человека, его отношение к работе, его отношение к учебе, его коммуникации, интересы и др. [1].

ВЦИОМ совместно с Федеральным научным центром физической культуры и спорта опубликовали результаты проведенного социологического опроса (Рис.1).

Социальный опрос 2019 год

Рис. 1. Социальный опрос 2019 год

Какие причины, по которым дети мало занимаются спортом? 26 % родителей отмечают недостаточность секций, особенно остро вопрос встает в сельской местности, где наблюдается удаленность от городов, где в основном находятся дворцы спорта, 23 % отмечают загруженность детей в школе и, соответственно, недостаток времени, отметим, что данная причина очень актуальна для родителей, так как они отмечают большое количество домашних заданий, различных проектов и конкурсов. И 15 % детей имеют различные проблемы со здоровьем.

Среди взрослого населения мнения разделились таким образом: отсутствие свободного времени (13–29 лет) — 53 %, нагрузка на работе — 30 %, 30–59 лет — 43 % и 32 % также загружены работой, выше 60 лет — 15 % и 43 % соответственно [2].Главной целью занятий спортом для граждан становится здоровье (70 %), сохранения фигуры — 19 % и получение удовольствия — 18 %, ведение здорового образа жизни отмечают 20 % респондентов.

Перед физкультурным образованием стоят важные задачи, разрешение которых возможно только с учетом современных подходов и реалий.

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года определяет страну в качестве ведущей державы, где россияне активно вовлечены в спорт, а также с хорошо развитым профессиональным спортом и др. [3].

Стратегия направлена на формирование и реализацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях скоординированной государственной политики в сфере физической культуры и спорта, а главным вектором является межотраслевое и межведомственное взаимодействие. Значимым становится координация и консолидация деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, и различных организаций.

Наука о физическом развитии развивалась в качестве системы знаний о физических упражнениях, о влиянии двигательных возможностей человека на его здоровье, и как результат влияние на формирование личности и поведенческих реакций.

Развитие науки значительно расширило представление о роли двигательной деятельности, которая непосредственно связана с различными процессами, например, психическими или биологическими [4].

Сегодня молодые люди черпают информацию из средств массовой информации и во взаимосвязи с научно-техническим прогрессом их интеллектуальное развитие значительно выше их предшественников [5].

Ускоренное созревание организма повышает умственную и физическую работоспособность молодых людей, что позволяет им успешнее справляться со значительно возросшими требованиями учебных программ. Но это сопровождается и перегрузкой организма, что в итоге снижает потребность в занятии спортом, наблюдается элементарное нежелание и нехватка времени.

Отметим, что современное образование и его тенденции развития предполагают личностно-ориентированный подход к организации физкультурно-спортивной деятельности. И всем, кто в этот процесс вовлечен, должен не только уметь выстраивать отношения в процессе физкультурного образования, но и знать и применять теоретическую базу и методологию спортивных тренировок [6].

Для реализации таких задач необходимо отказаться от устоявшихся принципов взаимодействия преподавателя и обучающегося, когда не учитывались жизненные интересы и склонности молодых людей к определенным видам физической активности или к видам спорта. Нужно «обращаться» к личности обучающегося, его интересам и потребностям в сфере физического совершенствования [7].

Таким образом, чтобы устранить все противоречия, негативное отношение молодежи к спорту необходимо:

– выстраивать взаимоотношения на доверии, что позволит устранить пропасть между системой физического воспитания и общественной жизнью;

– нужно избавляться от шаблонного подхода к организации учебного процесса;

– образовательный процесс выстраивать с учетом непосредственных интересов обучающихся;

– широко применять в образовательном процессе современные инновационные технологиях [8].

Иными словами, необходимо преодолевать консервативное мышление в процессе физкультурного образования. Вводя модель личной физической культуры, необходимо придерживаться новых критериев, например, ориентация на индивидуальные особенности и их максимальное внедрение и учет в учебно-воспитательном процессе.

Личная физическая культура включает в себя ряд блоков, каждый из которых имеет воспитательную, развивающую, оздоровительную, рекреационную направленность, что упрощает планирование учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, важным предметом научного исследования становятся те средства, методы и формы педагогического воздействия на личность человека, которые обуславливают формирование четырех видов педагогической продукции при занятиях спортом: интерес, потребность, привычка и потребность в здоровом образе жизни, переход от сформированных интересов к формируемым привычкам. И здесь открываются огромные возможности, позволяющие найти много новой, интересной информации, освоение которой поможет практическому совершенствованию и развитию системы непрерывного физкультурного образования.

Литература:

  1. Алексеев С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. – М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. – С. 234.
  2. ВЦИОМ новости: Россия - спортивная страна [Элетронный ресурс ]. – URL: https: // wciom.ru / analytical-reviews / analiticheskii-obzor / rossiya-sportivnaya-strana (дата обращения 22.03.2022).
  3. Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года [Элетронный ресурс ]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492 (дата обращения 22.03.2022).
  4. Лукьяненко В. П. Сущность понятия и главное предназначение общего образования по физической культуре / В. П. Лукьяненко // Физическая культура в школе. – 2016. – № 2. – С. 5.
  5. Лукьяненко В. П. Реализация принципа природосообразности в процессе преподавания учебного предмета «Физическая культура» / В. П. Лукьяненко, Н. В. Муханова // Физическая культура в школе. – 2020. – № 5. – С. 8.
  6. Горелов А. А. Проблемы и перспективы современного физкультурного образования / А. А. Горелов, С. А. Горелов, В. В. Сокорев // Ученые записки университета им. П.Ф Лесгафта. – 2008. – № 5 (39). – С. 42.
  7. Ивахненко Г. А. Проблемы и перспективы вузовского физкультурного образования / Г. А. Ивахненко, В. В. Кузьмин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 4 (158). – С. 112.
  8. Коротков В. Г. Составление индивидуальной программы физического самовоспитания как составная часть физкультурного образования студента / В. Г. Коротков, Е. Ю. Малянова // Аллея науки. – 2018. – № 9 (25). – С. 657.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физкультурное образование, занятие спортом, здоровый образ жизни, интерес, личная физическая культура, образовательный процесс, спорт, учебно-воспитательный процесс.


Похожие статьи

Физическая культура и спорт — важный элемент...

Массовая физическая культура и спорт, прежде всего социальное явление, так как несет в себе основы здорового образа жизни.

Поэтому, именно такой учебный предмет как физическая культура, может сформировать у будущих специалистов навык сохранения...

Оптимизация процесса физического воспитания в высшем...

физическое воспитание, физическая культура, студенческая молодежь, физическая подготовленность, двигательная активность, занятие, здоровый образ жизни, учебный процесс, вид спорта, основное отделение.

Образовательная направленность урока физическая культура

физическая культура, образовательная направленность урока, физическое воспитание, физическое образование, учебный процесс, образовательная направленность, умение, активный отдых, воспитательная направленность...

Физическая культура в жизни студентов | Статья в журнале...

Целью данного исследования является рассмотрение физической культуры в жизни студентов. Физическая культура имеет большое влияние в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста, так как их деятельность связана со значительным напряжением...

Физическая культура и спорт как важный аспект...

Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития

Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорства в достижении

Таким образом физическая культура и спорт выступают как мощное средство...

Значение физической культуры как образовательной области.

В данной работе рассмотрены основные области физической культуры, в частности

Физическая культура как образовательная область несет в себе множество различных

Третий аспект — информирование молодежи о значении спорта и здорового образа жизни...

Физическая культура и спорт в жизни современного общества

В статье рассматривается роль физической культуры и спорта, в жизни современного общества.

Учебник для высших учебных заведений.

Здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт для современной российской молодежи не являются...

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика...

Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.

Эффективность физического воспитания студентов при...

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Изменения и модернизация физкультурно-спортивных технологий в образовательном пространстве

Физическая культура — предмет, который изучают на протяжении всей жизни.

Физическая культура и спорт в системе высшего образования

В статье рассматриваются приоритетные направления образования, физическая культура и спорт в учебно-воспитательном процессе.

Физическая культура — самое широкое, собирательное понятие, она включает все достижения, накопленные в процессе...

Похожие статьи

Физическая культура и спорт — важный элемент...

Массовая физическая культура и спорт, прежде всего социальное явление, так как несет в себе основы здорового образа жизни.

Поэтому, именно такой учебный предмет как физическая культура, может сформировать у будущих специалистов навык сохранения...

Оптимизация процесса физического воспитания в высшем...

физическое воспитание, физическая культура, студенческая молодежь, физическая подготовленность, двигательная активность, занятие, здоровый образ жизни, учебный процесс, вид спорта, основное отделение.

Образовательная направленность урока физическая культура

физическая культура, образовательная направленность урока, физическое воспитание, физическое образование, учебный процесс, образовательная направленность, умение, активный отдых, воспитательная направленность...

Физическая культура в жизни студентов | Статья в журнале...

Целью данного исследования является рассмотрение физической культуры в жизни студентов. Физическая культура имеет большое влияние в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста, так как их деятельность связана со значительным напряжением...

Физическая культура и спорт как важный аспект...

Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития

Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорства в достижении

Таким образом физическая культура и спорт выступают как мощное средство...

Значение физической культуры как образовательной области.

В данной работе рассмотрены основные области физической культуры, в частности

Физическая культура как образовательная область несет в себе множество различных

Третий аспект — информирование молодежи о значении спорта и здорового образа жизни...

Физическая культура и спорт в жизни современного общества

В статье рассматривается роль физической культуры и спорта, в жизни современного общества.

Учебник для высших учебных заведений.

Здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт для современной российской молодежи не являются...

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика...

Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.

Эффективность физического воспитания студентов при...

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Изменения и модернизация физкультурно-спортивных технологий в образовательном пространстве

Физическая культура — предмет, который изучают на протяжении всей жизни.

Физическая культура и спорт в системе высшего образования

В статье рассматриваются приоритетные направления образования, физическая культура и спорт в учебно-воспитательном процессе.

Физическая культура — самое широкое, собирательное понятие, она включает все достижения, накопленные в процессе...

Задать вопрос